Тренинг.Эмоционально-психологический климат в классе
День 4 Занятия 1-2
Тема: Занятие 1: Конкретизация личностных ценностей и взглядов дляопределения направлений и приоритетов дальнейшего развития.
Занятие 2: Обоснование и осознание необходимости проведенияисследований в целях совершенствования методики и подходов впреподавании и учении. Эмоционально-психологический климат в классе.
Цель:
Учителя сформулируют выводы о необходимости профессиональногоразвития посредством исследования исовершенство - вания.
Р е з у л ь т а т обучения: Учителя аргументируют свои взгляды на систему ценностей и приоритетов,оценят значимость дисциплины иорганизован - ности классного коллективадля положительной атмосферы в классе и формирования чувстваколлективизма.
Ключевые идеи: Лидерство в работе по совершенствованию практики преподавания иучения является важной составляющейпрофессиональ -ной роли учителя.Работа по совершенствованию может не только улучшить собственнуюпрактику учителя, но и повлиять на практику других учителей в школе.Осознание характера взаимоотношений в классе в качестве важногоаспекта успешного преподавания и учения, влияющего на: оптимизациюобучения, обеспечение учителей и учеников чувством удовлетворения
от самореализации, поддержание позитивной и организованной рабочейатмосферы.
Ход занятий
Занятие 1
Практические рекомендации Упражнение “Здравствуйте, я люблю себя, потому, что...”
Создание рабочих групп по выбору геометрических фигур.Деление происходит с помощью геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг.
Коуч характеризует каждую группу.
Квадрат
Люди – « Квадраты» обычно терпеливы, упорны и невероятно усидчивы .«Квадраты» будут методично двигаться к намеченной цели шаг за шагом, чем-то напоминая асфальтоукладчик, и не остановятся, пока ее не достигнут. Благодаря этим качествам из них получаются отличные профи.
Треугольник
Люди – «Треугольники», настоящие «Энерджайзеры», только в отличие от батареек, обладают честолюбием и прагматизмом. «Треугольники» частенько грешат тем, что уверены в существовании двух точек зрения – неправильной и их собственной. Они – сильные личности и опасные конкуренты.
Круг
Люди «Круги» добрые и отзывчивые, они могут ощущать себя счастливыми только в том случае, если всё в порядке не только у них самих, но и уих близких. «Круги» предпочитают не конфликтовать с окружающими, а «сглаживать» недоразумения.
Люди «прямоугольники»Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения.Поэтому ведущие качества прямоугольника - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость.Они открыты, для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.
Эпиграф для определения темы
Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя
А.ДиствергРесурс:
- Ценности, видение и стратегия действий на практике
- Определение системы ценностей учителя и профессиональных проблем:
Группе объявляется, что сейчас каждому педагогу дается воображаемый чемодан и участникам предлагается «собрать» его в «дорогу» – профессиональный путь в данной школе. «Вещи» – пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития.
Каждый участник вместе с группой имеет возможность поразмышлять над тем, чего он ожидает от своей профессиональной жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы.Начать упражнение можно следующим образом:
«Прошлое, настоящее и будущее».
Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее.
Вопросы, которые могут рассматриваться:
Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?
Какая между ними связь?
Чем отличаются рисунки участников? и т.д.
Заполнить таблицу
«Развитие идей о ваших ценностях, видении и соответствующего стратегического действия»
«Значимые профессиональные события в прошлом и наиболее желанные в будущем».
Каждому участнику предлагается представить свою профессиональную жизнь и найти два события, наиболее значимые в прошлом и два события, которые наиболее желанны в будущем. При обсуждении делается акцент на события, ожидаемые в будущем.
Вопросы для обсуждения
От кого зависит возможность осуществления этих планов?
В какое время они должны произойти?
Что может помешать тебе, осуществить свои планы?
Если эти события не произойдут, что ты будешь чувствовать? и т.д.
Желательно, чтобы каждый участник группы принял участие в этой процедуре
Основной смысл данного тренингового действия – принятие каждым на себя ответственности за свое ближайшее профессиональное будущее.
- Совершенствование системы ценностей, видения и соответствующегостратегического планирования.
Последующая работа: Фиксирование учителями своих выводов.
Будьте проактивным человеком. Менять жизнь и меняться самому – это в вашей власти. Другими словами – ответственность за то, что с вами происходит полностью в ваших руках. Не устраивает то, что есть сейчас? Начните действовать и измените это.
Выход из зоны комфорта. Займитесь тем, чем никогда раньше не занимались, но о чем мечтали. Научитесь танцевать или рисовать, займитесь скалолазанием – делайте то, на что раньше не решались. Не ждите подходящего случая или того, кто согласится составить вам компанию. Это научит смотреть на вещи шире, воплощать свои идеи и быть самостоятельным в выборе.
Постоянный личностный рост. Все время самосовершенствуйтесь. Интересуйтесь последними разработками и инновациями в сфере вашей работы и в смежных областях, углубляйте свою компетенцию. Развивайте творческие способности и креативность. Это научит вас живому мышлению и нестандартным действиям.
Станьте лидером в жизни. Недостаточно быть лидером только в офисе. Будьте активными в нерабочих отношениях с другими людьми, семьей, друзьями, с которыми играете в футбол или теннис. Ставьте перед собой задачу быть лидером во всех сферах вашей жизни.
Самоуверенность. Именно вера в собственные силы, а не высокомерие и заносчивость является отличительной чертой характера лидера.
Завершение первого урока:
В жизни можно по – разному жить.
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям. Дарите свое сердце и свои замечательные мысли окружающим.
Занятие 2
ФизминуткаСейчас мы поучаствуем в тренинге «Я хороший учитель потому что…..» (участники встают в круг)
Создание психологического комфорта на уроке – ситуация размышления:
Работа в группах.Метод «Мозговой штурм»
Психологический комфорт на уроке
Что можно! Что нельзя!
Объективно оценивать учащихся, уважительно вести диалог с детьми, воспитывать добротой, создать условия для коллаборативной среды …. Унижать личность, проявлять личную неприязнь к ученику, допускать бестактность, оскорблять, говорить повышенным тоном…
Просмотреть мультфильм «Буревестник»
Вопросы для обсуждения:
- Зависит ли заинтересованность и успех учащихся от формы работы, выбранной учителем?
- Каким образом учитель может создать хороший психологический климат в классе?
- Что еще может повлиять на создание благоприятного психологического климата?
-Влияет ли работа в группах на психологический климат в классе?
- Определите разницу между уроком с новыми подходами и традиционным уроком.
Работа в группах:
Тренер дает каждой группе задание показать импровизированную сцену психологического климата в классе:
доверительно-дружеский,
формальный,
напряженный, враждебный,
у учителя в классе есть любимчики,
учитель вызывает равнодушие к учебному процессу.
После импровизированных выступлений групп, тренер задает вопросы
- Что вызывает изменения в психологическом климате?
- Как вы определили данные перемены?
- Одинаково ли эмоциональное состояние для всех учеников?
Примеры игр и упражнений на сплочение класса:
1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.
2. "Атомы". Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже "на вылет".
3. "Гусеница" - класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.
4. "Подъемный кран". Эта игра, требует групповой работы и ориентированной на развитие умения действовать согласованно.
Один из участников игры ложится, а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими: тренер победившей команды; полковник, выигравший битву; балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; пловец, поднявшийся на гребень волны; облако, летящее по небу в жаркий день; бревно на субботнике и т.п. По завершению игрового действия проводиться анализ происходившего.
И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге "Делай, что исповедуешь", которые могут быть полезны педагогам:
Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.
Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.
Забудьте о покровительственном тоне.
Создавайте условия, а не диктуйте их.
Верьте людям, с которыми работаете.
Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.
Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.
Создание "Дневника класса"
Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему "Что я люблю и чего я не люблю". Эти записи можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место - ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников - рассказать им о правилах класса, показать "Дневник" и т.д.
Рефлексия по итогам дня по формуле: «Письмо размышлений и пожеланий»