Урок географии в 7 классе Внутренние воды Евразии

Тема: Внутренние воды Евразии.    
ГБОУ ООШ с. Новый Камелик.
Учитель географии Перова Елена Николаевна.
19.04.2016.
Цели урока: формирование представления у обучающихся об обеспеченности материка Евразия внутренними  водами, общих представлений об особенностях внутренних вод Евразии.
Задачи урока: 
Образовательные: сформировать у учащихся представления об основных чертах рек и озёр материка – свойствах, характере течения, источниках питания и режиме, распределении по территории Евразии; установить зависимость внутренних вод от рельефа и климата, повторить, углубить и систематизировать знания о крупнейшие реки материка.
Развивающие:  развивать умение  составлять характеристику по плану; совершенствовать практические умения характеризовать реки, используя карты атласа.
Воспитательные:  воспитывать у обучающихся любознательность, бережное отношение к природе, самостоятельность; развивать интерес к географии.
Оборудование:
1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев “География материков и океанов”. М.: Дрофа, 2015 г.
2. Атлас по географии. 7 класс, контурные карты.
3. Карта "Физическая карта Евразии".
4. Презентация Microsoft Power Point.
5. Раздаточный материал: терминологическая минутка, номерки заданий
Основные понятия:
река, озеро, бассейн реки, исток, устье, водораздел, пойма.
Тип урока:    изучение  нового материала
Ход урока
I. Организационный момент урока.  
Создание комфортной обстановки, настрой на положительный результат.
II. Актуализация знаний.
Повторение по теме особенности внутренних особенностей Земли.
Задание. По описанию особенностей внутренних вод Земли определите:
- о каком материке идёт речь;
- назовите географические объекты (реки, озёра), указанные в тексте. Обучающиеся получают номерки, на слайде читают описание особенностей внутренних вод, соответствующее номеру, дают ответ. После проверяю правильность выполнения задания.
III. Изучение нового материала.
1.Итак, чтобы начать изучение темы нам необходимо выяснить тему нашего урока и записать её в тетрадь. (Ответы обучающихся – «Внутренние воды Евразии»). Какие цели нашего урока мы можем поставить? Запишите в тетрадь.
2.Выявление взаимосвязей компонентов природы. На предыдущем уроке мы изучали рельеф и климат Евразии, отразите их влияние на внутренние воды. (Рельеф внутренние воды). Характер течения рек.
(Климат внутренние воды). Режим; питание рек.
Вывод: Все компоненты природы тесно связаны между собой!
3. Формирование представления о внутренних водах Евразии при помощи карт атласа под руководством учителя.
Задание 1: пользуясь текстом учебника п. 51, с. 297 – 299, выпишите рекордсмены внутренних вод Евразии.
РЕКИ ОЗЁРА
1 Янцзы 1. Байкал
2. Енисей 2. Ладожское и Онежское
3. Обь
4. Волга
5. Амударья
(Правильность выполненного задания обучающиеся проверяют с помощью слайда).
Задание 2: домашнее задание, в тетради выполнить словарную работу.
Вспомните! Что такое: река, озеро, исток, устье, бассейн реки, водораздел, пойма. (Обучающиеся получают лист, где указаны понятия, которые они должны определить самостоятельно). Проверка ответов на слайде.

Терминологическая минутка
Задание: вместо точек дайте определение понятиям
1. Постоянный поток, текущий в разработанном им углублении (русле) -
2. Замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши - .
3. Начало реки - ..
4. Место, где река впадает - . .
5. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку - .. .
6. Граница, разделяющая соседние речные бассейны - .. .
7. Часть дна речной долины, затопляемая во время разлива реки - ..
Задание 3: реки Евразии несут свои воды к четырем океанам. Рассмотрим этот вопрос.
Пользуясь картами атласа с. 38 - 39 и текстом п. 51, выпишите бассейны океанов: Тихого, Северного Ледовитого, Индийского, Атлантического, внутреннего стока.
Бассейны рек: (проверяем на слайде)
1.Тихий океан: Амур, Хуанхэ, Янцзы. Меконг.
2. Индийский океан: Ганг с притоком Брахмапутра, Инд, Тиґр, Евфрат.
3. Атлантический океан: Рейн, Эльба, Одер, Висла, Сена, Темза, Дунай.
4. Северный Ледовитый океан: Обь с притоком Иртыш, Енисей. Лена, Печора, Северная Двина, Индигирка, Колыма.
5. Бассейн внутреннего стока: Волга, Амударья, Урал, Сырдарья.

Задание 4. Практическая работа
Тема: Внутренние воды Евразии.
Цель: выработка навыков давать характеристику реки по плану с помощью картографического материала. Работа обучающихся с дополнительной литературой, подготовка сообщений о реках.
Цель работы ____________________________________________________
(обучающиеся самостоятельно ставят цель)
1. Особенности рек Евразии (начертите и заполните таблицу)

План описания рек
Янцзы

Амударья

Волга
Дунай

1
В какой части материка протекает.





2
Где берет начало? Куда впадает?






3
В каком направлении течет?





4
По какой местности протекает (горы, равнины)





5
Характер течения (горный, равнинный)






6
Источники питания реки






7
Режим реки, его зависимость от климата (когда разливается, замерзает)





8
Значение и использование реки.







2. Особенности внутренних вод Евразии (сделайте вывод): обучающиеся самостоятельно делают выводы, проверяют с помощью слайда.
1. Евразия богата внутренними водами: реками, озерами, подземными водами.
2. Распределение внутренних вод на материке неравномерно.
3. Наиболее густая речная сеть по окраинам материка, ближе к океанам.
4. Внутренние области Евразии около 1/3 материка не имеют стока в океан.
5. Ценное богатство – подземные воды, особенно велики в Западной Сибири.
6. Хранилищем пресной воды является озеро Байкал и материковые ледники.

IV. Закрепление (на контурной карте обозначить):
1. Озёра: Байкал, Балхаш, Иссык-Куль, Женевское, Ладожское, Онежское, Каспийское море-озеро, Мёртвое море.
Реки: Рейн, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Темза, Нева, Северная Двина, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Амур, Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Инд, Ганг, Тигр, Евфрат, Амударья, Волга, Днепр,
2. Уметь называть и показывать реки на карте.
V. Домашнее задание: изучить п. 51; творческое задание на тему: реки Евразии (кроссворд, сообщение, презентация)
15