Открытый урок географии в 7 классе «Внутренние воды Евразии»


Проект урока географии в 7 классе
« Внутренние воды Евразии».
Цель урока: учащиеся формируют представление об общих особенностях внутренних вод Евразии через знакомство с крупнейшими реками, озерами материка, их значением в хозяйственной деятельности человека на основе анализа карт атласа в процессе групповой работы по инструктивным карточкам с привлечением дополнительного материала.
Задачи:
Учащиеся знакомятся с крупными реками и озерами Евразии во время групповой работы с картами атласа на основе типового плана характеристики реки и озера с использованием дополнительных материалов и видеосюжета.
Учащиеся определяют особенности распределения крупнейших рек на основе анализа текстового, картографического материала с опорой на ранее полученные знания.
Учащиеся развивают умения выявлять причинно-следственные связи между рельефом, климатом и внутренними водами материка.
Учащиеся развивают умения самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свою учебную деятельность, выявлять главное при работе с текстом и подводить итоги выполненной работы в устной и письменной форме.
Учащиеся формируют ценностное отношение к значимости и необходимости охраны внутренних вод материка.
Тип урока: урок изучения нового материала (урок –путешествие)
Методы обучения:
1) по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные (беседа), практические (выполнение заданий).
2) по степени самостоятельности мышления учащихся: объяснительно - иллюстративный, частично – поисковый с элементами исследования, эвристическая беседа.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.
Учебное пособие: Коринская, В.А. География материков и океанов. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. – М. : Дрофа, 2008.- 319 с.,ил., карт.
Оборудование: инструктивные карточки, раздаточный материал, компьютерная презентация, интерактивная карта Евразии, атлас по географии для 7 класса, контурные карты по географии материков и океанов для 7 класса, карточки оценки и самооценки.
Место урока в теме:
Урок «Внутренние воды Евразии» является пятым в теме «Евразия».
Первый урок в теме «Евразия» был посвящен характеристике физико-географического положения материка. На втором уроке на основе имеющихся знаний учащимися выявлялись особенности тектонического строения материка. На третьем уроке учащиеся, используя ранее полученные знания о строении земной коры и тектоническом развитии материка, умения работать с картографическим, текстовым материалом, выявляли зависимость между строением земной коры, формами рельефа и размещением разных видов полезных ископаемых с использованием разнообразных источников информации при дозированной помощи учителя. На четвертом уроке учащиеся рассматривали влияние климатообразующих факторов на формирование климата Евразии с дальнейшим описанием особенностей погоды и климата в разных частях материка.
Ход урока:
Реки протекают по всем континентам,
обеспечивая жизнь для водных и околоводных животных,
они уносят с собой осадки, которых не будь рек, могли бы затопить леса.
Реки изменяют лик Земли силой своего вечного движения,
неутомимо шлифуя тончайшим песком громадные скальные поверхности,
каньоны, поймы, водопады, болота и эстуарии- все это создано водой текущей
с возвышенностей к месту встречи с морем.
Этап урока, хронометраж Действия учителя Действия учащихся Методические комментарии
1. Организационный момент
(1 мин)
Приветствие. Учет посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку. Реализация функциональных возможностей дежурных. Готовность класса к работе. Создание положительного отношения к уроку, подготовка учащихся к серьезной, вдумчивой работе.
2. Актуализация опорных знаний.
Привлекательная цель
(4-5 мин)
Загадывает загадку:
Зимой скрывается, весной появляется, летом веселится, осенью спать ложиться.(Река)
Течет, течет, не вытечет.
Бежит, бежит, не выбежит.(Река)
Просит вспомнить, к группе каких природных объектов относится река?
Просит назвать объекты, относящиеся к этой группе.
Просит учащихся определить тему урока и записать в тетрадь «Внутренние воды Евразии».
Отгадывают загадку,
Вспоминают и называют группу природных объектов – Внутренние воды.
Отвечают на вопрос, называя реки, озера, подземные воды, болота, ледники.
Вспоминают типовой план характеристики материка и объявляют самостоятельно тему урока. Записывают в тетрадь, соблюдая орфографический режим. Происходит активное включение учащихся в работу.
Актуализируются знания. Используют знания алгоритма изучения природы материка.
Задает вопрос:
А что уже известно учащимся о внутренних водах Евразии?
Фиксирует ответы на доске.
Задает вопрос:
Так какие же задачи стоят сегодня перед нами на уроке? Слушают, настраиваются на выявление и постановку учебной задачи.
Отвечают на вопрос по цепочке.
Ставят учебные задачи на урок.
Создается мотивация к изучению нового материала. Прием «Мозговой штурм» помогает школьникам выявить опорные знания по теме, мобилизовать свои интеллектуальные силы, на чем будет строиться индивидуальная деятельность каждого при постановке учебной задачи..Самопринятие учебной задачи на урок.
3. Изучение нового материала -32-33 мин.
Инструктаж – 2 мин.
На экране слайд с фрагментом (эпиграфом к уроку):
Предлагает начать путешествие по материку и познакомиться с внутренними водами Евразии. Какое же путешествие проходит без песни? Исполняет песню «Люди идут по свету»
Наш маршрут пройдет по Европе и Азии и каждая наша станция будет посвящена одному из объектов внутренних вод.
Раздает каждой команде маршрут (Приложение 1). Проводит инструктаж. Исполняют песню с учителем (фрагмент)
Получают индивидуальный маршрут, справочный материал, карточки оценивания 3.1. Станция река
(10 -12 мин)
Объявляет станцию «Река».
Просит найти задание группе на станции.
Предлагает охарактеризовать реку с использованием плана характеристики (Приложение в учебном пособии, стр. 312).
План характеристики реки на слайде компьютерной презентации.
Просит рассказать о реках, зафиксировать в таблице. В ходе групповой работы за 5 минут на основе анализа карт атласа, учебника составляют описание одной-двух рек Евразии.
Представители команды рассказывают о своей реке.
Другие команды слушают и фиксируют необходимые сведения в таблице Формирование аналитических умений доказывать свои предположения на основе использования точной информации с целью постановки задач на урок и выполнения заданий для изучения нового материала.
Развивают умения составлять краткий конспект в форме таблицы по теме, докладывать о результатах работы.
3.2. Привал (2мин.)
А) Предлагает «Вопросы от Водяного».
- Почему на этом материке много длинных рек?
Зачитывает стихи, загадки о разных реках.
-У тебя краса – река
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Женское, девичье. (Лена)
- Не приметен ничем, не широк –
По просторам Валдайского края
Еле слышно течет ручеек,
К морю Каспию убегая. (Волга)
- Сава, Драва, Тисса, Прут –
Все они в … текут.(Дунай)
Показывает иллюстрации главных рек Евразии в презентации.
Б) Игра «Я - река», предлагает выйти в центр класса и сыграть с мячиком. Отгадывают, о какой реке идет речь. Показывают по карте.
Играют в игру «Я река -…, впадаю …» Первичное закрепление полученных знаний в течение первой части этапа.
Развитие познавательного интереса к предмету через знание географической карты. Снятие интеллектуального напряжения.
3.3.Станция «Озеро»
(10 мин.)
Предлагает просмотреть видеофрагмент «Байкал».
Задает вопросы:
- О каком природном объекте шла речь в видеосюжете?
- Что Вы увидели, услышали в видеосюжете?
- Что еще необходимо добавить в характеристику данного объекта.
- Какие же еще озера можно встретить на материке?
Предлагает с использованием инструктивных карточек охарактеризовать другие озера. Просматривают видеосюжет
Отвечают на вопросы:
- оз. Байкал.
-озеро тектонического происхождения, самое глубокое, имеет длительную историю развития, часты землетрясения.
- особенности ГП, сточное – в него впадает 336 рек, а вытекает река Ангара.В ходе групповой работы на основе анализа карт атласа, учебника составляют описание одного-двух озер Евразии.
Рассказывают и показывают по карте. Участвуют в эвристической беседе, актуализируют свои знания об озере Байкал, могут дополнить к сюжету ранее полученные знания.
Формируют умения самостоятельно давать характеристику водным объектам (озеру), осваивать приемы работы с картой, усвоить географическую номенклатуру.
Привал 2
3 мин. Рассказывает о современном оледенении, с постановкой проблемы.
Современное оледенение –
Значительная часть Евразии покрыта современными ледниками. Они имеются на многих северных островах в Исландии, Шпицбергене, на Новой Земле, а также в самых высоких горах- в Альпах, Гималаях, на Тянь-Шане, Памире. Сползая вниз, горные ледники дают начало многочисленным рекам. В жарких странах -вода идет на орошение. Особенно широко используется воды рек Хуанхэ, Янцзы, Инда, Ганга, Амударья.
Многолетняя мерзлота-
На большой территории Северной Евразии распространена многолетняя мерзлота. Она охватывает почти одну треть территории азиатской части материка. Мерзлый слой горных пород содержит лёд и имеет толщину от нескольких метров на Кольском полуострове Таймыр. Летом мёрзлый слой оттаивает на глубину 40-150 см.
Реки, текущие по слою мерзлого грунта, широко разливаются весной, образуя болота. Она затрудняет строительство дорог, жилищ. Слушают, вносят предположения о формировании многолетней мерзлоты и современного оледенения При недостатке времени этот вопрос следует дать на самостоятельно изучение дома, так как с этим явлением уже знакомились на примере Северной Америки, а также будет изучаться в будущем в географии России
Станция «Наш дом»
5 мин.
Предлагает ответить на вопрос:
Какую роль играют внутренние воды в жизни человека?
Предлагает вопросы мини-теста каждой команде поочереди. За правильный и обоснованный ответ команда получает жетон. Отвечают на вопрос учителя.
Участники команды по желанию участвуют в мини-тесте. Применяют ранее полученные знания, демонстрируют свой жизненный опыт.
Закрепление
(5 мин)
«Верите ли вы, что …» -
цифровой диктант
(Приложение 2) Отвечают на вопросы в форме цифр, получают в ответ число, проводя сразу самопроверку. Одна из форм быстрой проверки полученных знаний, где нужно быть внимательным и четко фиксировать свой ответ, после чего быстро проверить и увидеть результат.
Рефлексия
(3-4 мин)
Возвращает школьников в начало урока к доске с записями базовых знаний о внутренних водах Евразии. Просит определить, что узнали нового? Какие сомнения были решены? Что осталось не решенным?
Вопросы:
1)в чем особенности внутренних вод материка?
2) чем вызвано неравномерное их распределение?
3) почему на этом материке много длинных рек?
4) чем уникальны озера Евразии?
5) определите значение оледенения и многолетней мерзлоты. Сравнивают и сопоставляют полученные знания с имеющимися ранее.
Оценивают свою работу, решение учебных задач.
Формулируют задачи на дом. Эвристическая беседа с личностной оценкой имеющихся и полученных знаний. Помогает провести объективную самооценку полученных знаний, умений
Просит оценить свою работу на уроке и заполнить карточки оценки Оценивают свою работу, заполняя карточки оценки (Приложение 3) Помогает увидеть результаты своей работы на уроке всеми учащимися, подвести итог, провести самооценку.
Д/з
Предлагает задания для выполнения, на доске.
Параграф 63, к/к – реки и озера Евразии.Характеристика реки на выбор. Записывают д/з в дневник Приложения
Приложение 1
Маршрут путешествия по Евразии №1.
Цель: изучение внутренних вод материка:
1) выявить особенности внутренних вод материка;
2) чем вызвано неравномерное их распределение?
3) почему на этом материке много длинных рек?
4) чем уникальны озера Евразии?
5) определите значение оледенения и многолетней мерзлоты.
Станция «Река»:
Задание №1: Какие реки относятся к бассейну Северного Ледовитого океана, покажите, опишите реку Енисей по плану, используя справочные материалы, текст учебника (параграф 63, план описание реки стр.312).
Задание №2: Какие реки относятся к бассейну Тихого океана, покажите, опишите реку Янцзы по плану.
Фиксируйте свои ответы в таблице«Реки Евразии»:
Название реки К бассейну какого океана относится исток устье Зависимость от климата
тип питания время половодья
Ганг Янцзы Дунай Енисей Крупнейшие реки
название Длина (км) притоки
Янцзы 5800 ЯлундзянОбь 5410 Иртыш, Чулым, КетьХуанхэ 4845 Хуанхэ
Меконг 4500 Мун, Конго, Тонле-Сап
Амур 4440 Шилка, Аргунь, Сунгари
Лена 4400 Вилюй, Алдан, Витим
Енисей 4102 Нижняя Тунгуска, Ангара
Волга 3531 Ока, Кама
Салуин3200 НамнхаИнд 3180 Сатледж, Кабул
Евфрат 3065 ХабурБрахмапутра 2900 …….
Дунай 2850 Тиса, Морава, Прут
Ганг 2700 Джамна, ГхагхраАмударья 2540 Пяндж, Зеравшан
Определите типы питания рек (каждая команда свои реки)
дождевое снеговое ледниковое весной летом зимой
1. Енисей + + + 2. Дунай + + 3. Хуанхэ + + + 4. Ганг + + +
5. Амударья + + Станция «Озеро»:
Задание № 1:Опишите озера Ладожское, Онежское
Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность?
Задание №2 - Сопоставьте глубины озера Байкал с глубинами других озёр.

Озеро S бас т. км Наибольшая глубина, м.
Каспийское море 371000 1025
Женевское 582 310
Ладожское 17700 215
Онежское 9720 100
Байкал 31500 1620
Иссык-Куль 6280 702
Станция «Наш дом»:
Вопрос №1. Назовите источники загрязнения гидросферы?
Вопрос №2. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?
а) выбросите его в реку
б) оставите на берегу
в) поступите как-то иначе.
Вопрос №3. Если вам представится возможность - построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?
а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.
б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.
Домашнее задание: § 63, к/к – подписать реки и озера,
дать характеристику реки Инд.
Маршрут путешествия по Евразии №2.
Цель: изучение внутренних вод материка:
1) выявить особенности внутренних вод материка;
2) чем вызвано неравномерное их распределение?
3) почему на этом материке много длинных рек?
4) чем уникальны озера Евразии?
5) определите значение оледенения и многолетней мерзлоты.
Станция «Река»:
Задание №1: Какие реки относятся к бассейну Атлантического океана, покажите, опишите реку Дунай по плану, используя справочные материалы, текст учебника (параграф 63, план описания реки стр.312).
Задание №2: Какие реки относятся к бассейну Индийского океана, покажите, опишите реку Ганг по плану.
Фиксируйте свои ответы в таблице «Реки Евразии»
Название реки К бассейну какого океана относится исток устье Зависимость от климата
тип питания время половодья
Ганг Янцзы Дунай Енисей Крупнейшие реки
название Длина (км) притоки
Янцзы 5800 ЯлундзянОбь 5410 Иртыш, Чулым, КетьХуанхэ 4845 Хуанхэ
Меконг 4500 Мун, Конго, Тонле-Сап
Амур 4440 Шилка, Аргунь, Сунгари
Лена 4400 Вилюй, Алдан, Витим
Енисей 4102 Нижняя Тунгуска, Ангара
Волга 3531 Ока, Кама
Салуин3200 НамнхаИнд 3180 Сатледж, Кабул
Евфрат 3065 ХабурБрахмапутра 2900 …….
Дунай 2850 Тиса, Морава, Прут
Ганг 2700 Джамна, ГхагхраАмударья 2540 Пяндж, Зеравшан
Задание №3: Определите типы питания рек (каждая команда свои реки)
дождевое снеговое ледниковое весной летом зимой
1. Енисей + + + 2. Дунай + + 3. Хуанхэ + + + 4. Ганг + + +
5. Амударья + + Станция «Озеро»:
Задание №1: Опишите озера Каспийское, Аральское. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность?
Задание №2. Сопоставьте глубины озера Байкал с глубинами других озёр.

Озеро S бас т. км Наибольшая глубина, м.
Каспийское море 371000 1025
Женевское 582 310
Ладожское 17700 215
Онежское 9720 100
Байкал 31500 1620
Иссык-Куль 6280 702
Станция «Наш дом»:
Вопрос №1. Назовите источники загрязнения гидросферы?
Вопрос №2. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?
а) выбросите его в реку
б) оставите на берегу
в) поступите как-то иначе.
Вопрос №3. Если вам представится возможность - построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?
а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.
б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.
Домашнее задание: §63, подписать реки и озера,
дать характеристику реки Волга.
Приложение 2
Верите ли Вы, что?
Реки, озера, болота, ледники – это воды суши?
Горные ледники дают начало многочисленным рекам?
Янцзы – самая длинная и многоводная река Евразии?
Ганг по количеству воды превосходит даже Амазонку?
Котловины озер Евразии имеют тектоническое происхождение?
Енисей – самая крупная река внутреннего стока?
Тип питания и режим рек зависит от климатических условий, а характер течения – от рельефа территории, по которой течет река?
Приложение 3
Лист оценки учебной деятельности
Команда_____________________________________________________________
Тема урока___________________________________________________________
ФИ ученика Станция «Река» Привал
Вопросы от Водяного» Станция «Озеро» Станция
«Наш дом» Веришь-не веришь Оценка учителя ИТОГ
Будунчук Е. Крюкова В. Бабаев У. Лист самооценки учебной деятельности
Фамилия, имя_______________________________________________________
Тема урока___________________________________________________________
Название испытаний Станция «Река» Привал
Вопросы от Водяного» Станция «Озеро» Станция
«Наш дом» Веришь-не веришь Оценка учителя ИТОГ
Количество верных ответов Самооценка деятельности Самоанализ и саморефлексия______(поставьте цифру, соответствующую вашему состоянию на уроке)