Методическая разработка литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю Лермонтова «А он встает над волнами забвения…»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ельнинская средняя общеобразовательная школа №1 имени М.И.Глинки
Методическая разработка
литературно-музыкальной композиции,
посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю Лермонтова
«А он встает над волнами забвения…»
2014г.
г. Ельня
Составитель: учитель русского языка и литературы Хохлова Н.В.
Рецензент:
АННОТАЦИЯ
Одной из форм проведения внеклассных мероприятий, проходящих в школе, является литературно-музыкальная композиция. Методика её проведения показана в данной разработке.
Материал разработки способствует популяризации творческого наследия М.Ю. Лермонтова, развитию творческих способностей учащихся, выявлению творчески одаренных детей, повышению образовательного и эстетического уровня участников мероприятия, формированию духовных ценностей и нравственно-эстетических принципов, повышению интереса к отечественной литературе.
Приближается значимое событие для всей российской и мировой культуры – 200-летие со дня рождения великого русского поэта, прозаика, драматурга, художника Михаила Юрьевича Лермонтова
Сложно переоценить значение Лермонтова в истории русской литературы, поскольку оно определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».
Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило все основные идеи, волновавшие передовые умы России. Крупнейшие русские поэты и прозаики находили в художественной палитре юного поэта краски и для своих холстов: так, отличительная особенность лирики Лермонтова — слияние в ней общественно-политических мотивов с мотивами личными — находит преломление в творчестве Некрасова, его прозаические произведения перекликаются с романами Тургенева и Л. Толстого; Чехов перенимал у автора «Тамани» мастерство короткого рассказа, простоту и точность построения фразы. Влияние Лермонтова не ограничилось рамками русской литературы. У него учились выдающиеся поэты Армении (Шах-Азиз, О. Туманян, А. Исаакян), Грузии (Н. Бараташвили, А. Церетели, И. Чавчавадзе), Осетии (К. Хетагуров) и других народов.
Особое значение в жизни и творчестве Лермонтова занимает тема Кавказа, проходящая через всю судьбу поэта. По мнению В.Г.Белинского: «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии, так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно величавой природы, как Лермонтов...»
Лира Лермонтова звучит с неугасающей силой в русской и мировой литературе, заставляя все новые поколения читателей восторгаться гением великого поэта, и сегодня современная Россия отдает ему дань, отмечая в течение года Лермонтовский юбилей.
Методическая разработка предназначена для классных руководителей и заведующих кабинетами.
Тема: литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова
«А он встаёт над волнами забвения…»
Цели: - популяризация творчества М.Ю. Лермонтова;
- приобщение старшеклассников к творческому наследию М.Ю. Лермонтова, раскрытие потенциала творчества писателя как средства формирования и развития патриотических, гражданских, эстетических принципов и идеалов личности обучающихся;
- формирование интереса к углубленному изучению русской литературы;
- развитие творческой и интеллектуальной активности учеников и педагогов;
- выявление творчески одаренных детей;
- повышение у учащихся мотивации к чтению, а также повышение результативности работы с текстами разных видов и жанров;
- повышение образовательного и эстетического уровня участников;
- формирование духовных ценностей и нравственно-эстетических принципов.
Интегративные связи: литературоведение, литературная критика, публицистика.
Эффективность: обучающиеся активно участвуют в мероприятии, расширяют знания о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, выходя за рамки школьной программы, перечитывают его произведения, иллюстрируют некоторые из них, разучивают музыкальные произведения, положенные на стихи поэта.
Форма проведения: литературно-музыкальная композиция
Место проведения: актовый зал
Время проведения: 45 минут
Наглядность и ТСО: мультимедийный проектор, компьютер, х/фильм «Лермонтов», презентация, выставка книг, творческие работы учащихся.
Музыкальное сопровождение: мелодия Бетховена «К Элизе», романс «Парус», мелодия Сен-Санс «Лебедь», марш из музыки Свиридова к повести Пушкина «Метель», Бетховен «Лунная соната», мелодия Грига «Песня Сольвейг», вальс А. Хачатуряна Видеофрагмент 1
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья, мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о великом поэте – М.Ю. Лермонтове – так как в этом году мы отметили 200-летие со дня его рождения. Тема нашего вечера - «А он встаёт над волнами забвения…»
Ведущий 2: Судьба поэта поистине трагична: ранняя гибель матери, детство, проведенное вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы. Но, несмотря на это, поэт не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.
Чтец: Константин Бальмонт. Лермонтов.
Опальный ангел, с небом разлученный,
Узывный демон, разлюбивший ад,
Ветров и бурь бездомных странный брат,
Душой внимавший песне звезд всезвонной.
На празднике – как призрак похоронный,
В затишьи дней – тревожащий набат,
Нет, не случайно он среди громад
Кавказских – миг узнал смертельно-сонный.
Где мог он так красиво умереть,
Как не в горах, где небо в час заката -
Расплавленное золото и медь,
Где ключ, пробившись, должен звонко петь,
Но также должен в плаче пасть со ската,
Чтоб гневно в узкой пропасти греметь…
Ведущий 1: М.Ю. Лермонтов оставил неизгладимый след в русской поэзии и литературе .
Ведущий 2: Да и в истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая предопределенность, рок.
Ведущий 1: Родился Михаил Юрьевич в семье армейского капитана Юрия Петровича и Марии Михайловны Лермонтовых в городе Москва. Мамы у поэта не стало, когда ему еще не исполнилось еще и трёх лет, но он хорошо запомнил колыбельные песни, которые она ему пела.
Ведущий 2: Воспитывала Михаила Юрьевича его бабушка Елизавета Алексеевна в своем родовом поместье - деревне Тарханы. …
Чтец:
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою…
Видеофрагмент 2
Ведущий 1: Природа наделила поэта великими способностями. Он был удивительно музыкален - играл на скрипке, фортепиано, пел и сочинял музыку на свои собственные стихи.
Ведущий 2: Обдумывая стихотворные строки, Лермонтов любил рисовать и по свидетельству его родственника Лермонтов начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. И, если бы он занимался профессионально живописью, то мог бы стать настоящим художником.
Ведущий 1: Все эти необыкновенные способности помогли поэту писать гениальные стихи, окрашенные разными красками и звучащими как настоящая музыка.
Чтец: «Молитва»
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С её страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденьи бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
Ведущий 2: Самым любимым поэтом для Лермонтова был А. С. Пушкин.
Ведущий 1: 27 Января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин. К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова из стихотворения «Смерть поэта…»
Видеофрагмент 3
Ведущий 2: Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отсчета жизни Михаила Юрьевича Лермонтова.
Ведущий 1: Ему оставалось прожить всего четыре с половиной года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же как Пушкин погибнуть на дуэли.
Ведущий 2: 19 февраля 1837 года шеф жандармов граф Бенкендорф доложил императору Николаю 1 о чрезвычайном происшествии - распространении по столице возмутительных стихов Лермонтова, содержащих прямое обвинение в гибели поэта ближайших сподвижников русского царя.
Ведущий 1: А уже 25 февраля 1837 года Лермонтов был арестован. Под арестом к нему пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, сажи и спички написал несколько стихотворений.
Чтец:
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет весел и игрив,
Хвост по ветру распустив.
Одинок я -- нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
Ведущий 1: Вскоре за стихи на смерть Пушкина он был сослан на Кавказ.
Видеофрагмент 4
Ведущий 2: К счастью, первая ссылка продолжалась недолго. Одно за другим появляются новые стихотворения. Россия внимательно прислушивалась к голосу своего певца. Имя Лермонтова было у всех на устах. Внешне он был доволен происходящим, но внутренне… Нет, он не был счастлив.
Чтец: Стихотворение «И скучно, и грустно».
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят - все лучшие годы!
Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно...
Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка...
Ведущий 1: В мае 1838 года поэт возвращается в Петербург. Появляются новые стихи. Это размышления о судьбе поколения, о судьбе России, а своем непростом отношении к Родине.
Видеофрагмент 5
Ведущий 2: Любовью к Родине пронизано все творчество Михаила Лермонтова. Его любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна. Он не может все принять в своем отечестве. Любовь к Родине у Лермонтова – искреннее и горячее, но в то же время очень противоречивое чувство.
Видеофрагмент 6
Чтец: Стихотворение «Родина»
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Ведущий 1: 1840 год. Наступил канун отъезда Лермонтова на Кавказ. Верный дорогой привычке, он приехал провести последний вечер к Карамзиным, сказать грустное прости собравшимся друзьям. Софья Карамзина очень просила Лермонтова прочесть ее любимое стихотворение. Лермонтов оглянул всех беглым взглядом, потом точно задумался и медленно начал:
Чтец:
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанникиС милого севера в сторону южную.Кто же вас гонит: судьбы ли решение?Зависть ли тайная? злоба открытая?Или на вас тяготит преступление?Или друзей – клевета ядовитая?Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Ведущий 2: Когда он закончил, слезы потекли по его щекам, а друзья, очарованные этим, едва ли не самым поэтическим его произведением и редкой музыкальностью созвучий, стали горячо его хвалить.
Ведущий 1: «Это по-пушкински», – сказал кто-то из присутствующих.
«Нет, брат, далеко мне до Александра Сергеевича, – сказал он, грустно улыбнувшись, – да и времени работать мало остается: убьют меня!»
Сценка.
1-я Дама — Вы очень расстроены сегодня?
Лермонтов — У меня нет причин веселиться, сударыня.
2-я Дама — Право, Мишель, вы совершенно пали духом. Я вас не узнаю.
Лермонтов — Простите, у меня дурные предчувствия.
1-я Дама — Вам нездоровится?
Лермонтов — Нет. Но у меня весь день такое чувство, будто я попал в железное кольцо, оно все время сжимается и вот-вот меня раздавит.
Тургенев — Забудьте эти мысли! Когда вы вернетесь с Кавказа…
Лермонтов — Я не вернусь. В этом-то я единственно уверен.
Тургенев — Прочтите нам что-нибудь новое.
Лермонтов — Новое? Извольте!
Начинает звучать мелодия Грига, “ Песня Сольвейг”.
Видеофрагмент 7
Ведущий 2: В апреле 1840 года Лермонтов был сослан в действующую армию на Кавказ, где его ждала роковая встреча с майором Мартыновым. За три года до этого он был сослан сюда за стихи на смерть Пушкина. Он писал о судьбе любимого им поэта – строки стихов вырисовывали и его судьбу. Он грозил возмездием палачам – палачи слали его под пули. Странными, неведомыми путями сплетались судьбы поэтов и их убийц.
Ведущий 1: Литературный критик Белинский, лично знавший Лермонтова, так определил главную черту его натуры: “презрение рока и предчувствие его неизбежности”. Поведение поэта в последние преддуэльные дни подтверждает точность этой характеристики.
Ведущий 2: Эмилия Шан-Гирей, в доме которой произошло столкновение между Лермонтовым и Мартыновым, вспоминает: “Собралось к нам несколько дам и мужчин. М.Ю. дал слово не сердить меня больше, и мы уселись мирно разговаривать. К нам присоединился князь Трубецкой. Они вдвоем принялись острить. Ничего злого не говорили, но смешного много. Вот увидели Мартынова. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его горцем с большим кинжалом. Мартынов побледнел, глаза его сверкнули гневом. Ссора произошла 13 июля 1841 года. Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера, в 4-х километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, состоялась дуэль, во время которой неожиданно началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром.
(Звуки грозы).
Ведущий 1: Когда явились на место, где надобно было драться, Лермонтов, взяв пистолет в руки, повторил торжественно Мартынову, что ему не приходило в голову его обидеть, что все это была одна только шутка, и он готов просить у него прощения.
Ведущий 2: “Стреляй! Стреляй!” – был ответ исступленного Мартынова. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Он выстрелил в воздух, желая закончить ссору дружелюбно.Ведущий 1: Но не так великодушен был Мартынов. Он подошел и выстрелил в упор. Пуля, прошла навылет, убив Лермонтова на месте. За раскатом грома выстрела не было слышно. Разразилась гроза, дождь хлестал, а ни врача, ни коляски не было. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было 27 лет…
Ведущий 2: Из письма бабушке: «Дорогая бабушка, пишу тебе с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым, Мартышкой, черкесом с большим кинжалом. Сам виноват: не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит и не промахнется. Я понял это по его злобному взгляду».
Ведущий 1: Предчувствие Лермонтова сбылось: в Петербург он больше не вернулся. Рок был неумолим! Только через 9 месяцев бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой удалось перевезти тело внука из далекой кавказской стороны в Тарханы.
Ведущий 2: Его стихи по сей день зажигают душу стремлением к добру, к красоте и жизни. Хотя они и полны грусти, за этой грустью жила его любовь к Родине.
Видеофрагмент 8
Чтец:
Он пал. Россией смерть его оплакана.Давно друзья ушли по одномуИ новым плугом та земля распахана,Что там, в скитаньях, грезилась ему.Ни песни старой, ни былого облика -Всё давность увела и забрала.Лишь самолёт, ныряющий сквозь облако,Порой напомнит горного орла.А он, с теченьем управляясь яростным,Одолевая времени предел,Опять, опять плывёт под белым парусомНад океаном наших чувств и дел.
А он встаёт над волнами забвения.И в новый век, где скорость щёки жжёт,Его дыханье и сердцебиениеДоходит к нам и нас переживёт.
И не в приливе святопоклонения - Как своего – по чувству и уму,Его другие встретят поколенияИ руку дружбы подадут ему.
Использованная литература
Алюнова Г. Ф. "Бог нашей драмой коротает вечность": [сценарий литературного вечера, посвящённого М. Ю. Лермонтова] // Библиотека. - 2003. - № 1. - С. 57-62.
Амарченко Н. А. Михаил Юрьевич Лермонтов: [писатель в изображениях художников] // Уроки литературы. Приложение к журналу "Литература в школе". - 2004. - N 5. - С. 1-4.
Бахтиярова Л. Р. "И вижу я себя ребенком... ": устный журнал "Детство Лермонтова". VI класс. - (Душа обязана трудиться) // Литература в школе. - 2007. - N 10. - С. 47-49.
Богданова Н. Тарханы: отзвуки детства : пензенская усадьба Тарханы, в которой Лермонтов провел двенадцать детских лет, стала камертоном всей лермонтовской поэзии //Будь здоров. - 2011. - N 8. - С. 86-93: фот.
Зархи С. Б. "И тихую песню он пел": [сценарий литературно - музыкальной композиции, посвящённой творчеству М. Ю. Лермонтова] // Читаем, учимся, играем. - 2004. - № 7. - С. 34-42.
Каримова Р. З. Литературная дуэль: [сценарий викторины, посвящённой роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"] // Читаем, учимся, играем. - 2010. - № 7. - С. 12-15.
Кулакова Е. Ю. Баллада о выборе: [материал к уроку литературы, посвящённого теме природы и человека в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Три пальмы"] // Читаем, учимся, играем. - 2012. - № 4. - С. 60-65.
Лихачёва Л. Д. Литературная игра по творчеству русских писателей: [сценарий] // Последний звонок. - 2010. - № 2. - С. 24-26.
Маевская О. "И сердце любит и страдает": [урок-экскурсия по теме "М. Ю. Лермонтов в Москве"] // История. Приложение к газете "Первое сентября". - 2008. - N 19. - С. 38-42 : фото, рис. - Библиогр.: с. 42.
Макарова Б. А. "Боюсь не смерти я, о нет!..": [сценарий вечера, посвящённого произведениям М. Ю. Лермонтова] // Читаем, учимся, играем. - 2009. - № 7. - С. 4-13.
О творчестве Лермонтова: [дополнительный материал по творчеству М. Ю. Лермонтова] // Читаем, учимся, играем. - 2004. - N 7. - С. 18-22: ил.
Радченко Н. Г. "Нет, я не Байрон...": [сценарий литературной игры, посвящённой творчеству М.Ю. Лермонтова] // Читаем, учимся, играем. - 2004. - № 7. - С. 23-26.
Романов А. Кроссворд "Юные годы поэта"; кроссворд-головоломка "Родина поэта" // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2004. - сент. (N 33). - С. 10.
Рыжова С. В. Судьба поэта: [сценарий литературного вечера, посвящённого творчеству М.Ю. Лермонтова] // Читаем, учимся, играем. - 2004. - № 7. - С. 27-33.
Рябикова О. Пенза - край любимый: классный час. - (Я иду на урок) // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - N 24. - С. 12-15 : ил., фот.
Рязанцева Л. М. "Он был источник дерзновенный": [сценарий литературного салона, посвящённого М. Ю. Лермонтову] // Читаем, учимся, играем. - 2004. - № 7. - С. 8-11.
Ситникова В. И. Два демона: [сценарий урока литературы с элементами видеолектория, посвящённого творчеству М. Ю. Лермонтова] // Читаем, учимся, играем. - 2004. - № 7. - С. 43-45.
Смолякова В. И. "Романса свежее дыханье... ": материал к вечеру русского романса. - (Душа обязана трудиться) // Литература в школе. - 2007. - N 10. - С. 45-47. - Библиогр.: с. 47 (2 назв. ).
Толмачёва А. Т. В весёлом вихре бала: [сценарий лермонтовского бала - маскарада] // Читаем, учимся, играем. - 2010. - № 7. - С. 12-15.
Харитонова О. Н. "Герой нашего времени": [интеллектуальная игра по одноименному роману М. Ю. Лермонтова] // Литература в школе. - 2009. - N 7. - С. 40-44: ил.
Черноусова Е. Г. Поэзия познания и действия: [сценарий литературного карнавала, посвящённого творчеству М. Ю. Лермонтова] // Читаем, учимся, играем. - 2004. - № 7. - С. 14-22.
Черных О. Г. Детство в Тарханах (страницы жизни М. Ю. Лермонтова): [игровая программа] // Черных О. Г. Игровые уроки по литературе: 5 класс. - М., 2008. - С. 101-109.
Черных О. Г. Турнир эрудитов по стихотворению М. Ю. Лермонтова "Бородино" // Черных О. Г. Игровые уроки по литературе: 5 класс. - М., 2008. - С. 110-114.
Шкодских С. А. "Но людям я не делал зла": [сценарий литературной игры, посвящённой произведениям М. Ю. Лермонтова] // Читаем, учимся, играем. - 2009. - № 8. - С. 66-70.
Яровая Е. В. «Гонимый миром странник…»(постановка о жизни и смерти М.Ю. Лермонтова): [композиция] // литературно-музыкальные вечера для старшеклассников. – Волгоград, 2008. – С. 47-68.
Рецензия
на методическую разработку литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова «А он встаёт над волнами забвения», составленную учителем русского языка и литературы Хохловой Н.В.
Методическая разработка «А он встаёт над волнами забвения» является пособием для проведения внеклассных мероприятий в форме литературно-музыкальной композиции. Автором подробно описываются и даются рекомендации по проведению литературно-музыкальной композиции.
Структура методической разработки соответствует установленным требованиям в части оформления. Она содержит: аннотацию, тему, цели, форму, место, время проведения мероприятия, наглядность и содержательную часть. Разработка содержит материал, способствующий популяризации творческого наследия М.Ю. Лермонтова, развитию творческих способностей учащихся, выявлению творчески одаренных детей, повышению образовательного и эстетического уровня участников мероприятия, формированию духовных ценностей и нравственно-эстетических принципов, повышению интереса к отечественной литературе.
Данная методическая разработка может быть использована в своей работе классными руководителями, заведующими кабинетами.
Рецензент: