Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 195-летию со дня рождения Ф.М.Достоевского
Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного 195-летию со дня рождения
Ф.М. Достоевского
«Человек есть тайна. Её надо разгадать,
и ежели её разгадывать всю жизнь,
то не говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной,
ибо хочу быть человеком…»
Ф. М. Достоевский
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского, показать актуальность его произведений, рассказать о влиянии Достоевского на мировую литературу. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Воспитывать интерес к произведениям писателя.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, портрет Ф.М.Достоевского, выставка книг писателя, презентация, два видеофрагмента из фильма «Идиот», буктрейлер книги «Преступление и наказание», музыка Брамса и Бетховена.
Звучит полонез М.Огинского. (1 сл.)
Учитель. 11 ноября в нашей стране и за рубежом отмечалось 195 - летие со дня рождения великого русского писателя Ф.М.Достоевского. Интерес к Достоевскому вечен, потому что он очень глубоко заглянул в тайны души человека и задал направление поиска человеческого в человеке. Спросите любого европейца или американца, имеющего хотя бы приблизительное представление о русской литературе, кого из наших писателей они считают выразителем национального духа. Они обязательно назовут Достоевского. (2 сл.)
Произведения Достоевского по исследованиям социологов являются в мире самыми читаемыми после Библии. Несомненно, проникновение в суть произведений Достоевского – это попытка понять самих себя.
Достоевский принадлежит к тем писателям, чья биография тесно связана с творчеством, которые смогли раскрыть себя в своих художественных произведениях. Вот почему ему удавалось так глубоко проникать в загадку человека. Разгадывая её, Достоевский постигал тайну собственной личности, и, наоборот, свою судьбу он проецировал на судьбу своих героев, изображая их в самых различных обликах.
По романам Достоевского можно изучать жизнь их создателя, так как в свои произведения Фёдор Михайлович вкладывал собственный духовный опыт. (3 сл.)
1 ученик: Как же формировалась личность писателя, что оказало влияние на становление его характера и мировоззрения? (4 сл.)
Прежде всего писатель — выходец из древнего рода Достоевских, которому 510 лет. Отец писателя Михаил Андреевич Достоевский — лекарь Мариинской больницы для бедных. В 1819 году он женился на 19-летней дочери московского купца Марии Фёдоровне Нечаевой. Мария Фёдоровна любила поэзию, зачитывалась романами, была достаточно музыкальной. Она была умна и энергична, любила своего мужа настоящей, горячей и глубокой любовью.
2 ученик: Федор Михайлович Достоевский был вторым ребенком в большой семье. В честь одного из предков мальчика окрестили Фёдором. Большая семья московского лекаря больницы для бедных, в которой воспитывались семеро детей, была совсем не богата, а лишь очень скромно обеспечена самым необходимым и никогда не позволяла себе никаких роскошеств и излишеств. Отец писателя, строгий и требовательный к себе, был ещё строже и требовательнее к другим и прежде всего к своим детям. Он был прекрасным семьянином, добрым, гуманным и просвещённым человеком.
3 ученик: Михаил Андреевич Достоевский очень любил своих детей и умел их воспитывать. Своим стремлением к прекрасному писатель больше всего обязан своему отцу и домашнему воспитанию. И когда его старший брат Михаил писал юношей отцу: «Пусть у меня всё возьмут, всё, и разденут догола, но пусть мне дадут Шиллера, и я забуду всё на свете!»— он знал, что отец поймёт его. Но ведь эти слова мог написать отцу и Федор Достоевский, вместе со старшим братом бредивший в юности Шиллером, мечтавший обо всём возвышенном и прекрасном.
Отец внушал своим детям: "Со смертью моей вы останетесь нищими и должны быть готовы сами пробивать себе дорогу". Но они об этом не задумывались.
4 ученик: Родители давно задумывались о будущем старших сыновей. Они знали о литературных увлечениях Фёдора и Михаила, всемерно поощряли их и готовили к поступлению в Московский университет. Однако внезапная смерть любящей и самоотверженной матери и материальные нужды изменили эти планы. Университет давал образование, но не положение. Для сыновей бедного дворянина был выбран иной путь. Отец решил определить Михаила и Фёдора в Главное инженерное училище в Петербурге.
По окончании его Федор попал в инженерный департамент, и на его практическую работу Николай I наложил резолюцию: "Какой дурак это чертил?"
3 ученик: "Скверную кличку дал мне государь, а известно, иные клички держатся до могилы…"
5 ученик: Достоевский ушел в отставку, хлебнул полуголодной жизни обитателей чердаков и взялся за перо. (5 сл.) "Бедные люди" привели Белинского в неописуемое волнение: "Да вы понимаете ль сами-то, что написали! - в слезах обнимал он юного автора. - Вы до самой сути дела дотронулись".( 6 сл.)
Пафос "Бедных людей" заключается в том, что худшие, с точки зрения общества, последние люди оказываются духовно лучшими людьми этого общества. Впервые в литературе духовная жизнь обездоленных людей была раскрыта так правдиво и подробно, убедительно показана красота, высокая культура чувств. ( 7 сл.)
(монолог Вареньки Доброселовой из повести "Бедные люди").
6 ученик: Увы, уже после второй повести тот же Белинский махнул рукой: "Ну и надулись мы, друзья, с Достоевским".Объект оскорбительного внимания "коллег" замкнулся в себе, лишь однажды прорвалось негодование: "Дайте срок, я всех вас в грязь затопчу!"
7 ученик: "Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звездное, такое светлое небо, что, взглянув на него, любезный читатель, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди? Это тоже молодой вопрос, любезный читатель, очень молодой, но пошли его вам Господь чаще на душу!" Так непривычно и лирично пишет Достоевский на первой странице своей самой романтичной Петербургской повести "Белые ночи". (9 сл.)
8 ученик: Эта повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, о несостоявшемся счастье. Здесь есть тема отнятой любви и бесплодной мечты, но это не главное. Для Достоевского важен её характер, оказывающий влияние на человеческую душу. Герою «Белых ночей» неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь девушки к нему — единственное, что он может получить от жизни. Любовь мечтателя озарена нежным светом петербургских белых ночей. Это чувство бескорыстно, доверчиво и так же чисто, как белые ночи. Но участь его печальна. Он снова одинок…
9 ученик: (10 сл.) "Есть, Настенька… в Петербурге довольно странные уголки. В эти места как будто не заглядывает то же солнце, которое светит для всех петербургских людей… В этих углах, милая Настенька, выживается как будто совсем другая жизнь, не похожая на ту, которая возле нас кипит, а такая, которая, может быть в тридесятом царстве, а не у нас, в наше серьезное-пресерьезное время… В этих углах проживают странные люди - мечтатели…"
(Сцена «Встреча Настеньки и мечтателя» из повести "Белые ночи").
10 ученик: Весной 1846 года Достоевский знакомится с Петрашевским, сначала берёт в его библиотеке книги социалистов-утопистов, а потом становится частым посетителем «пятниц» в его доме. 15 апреля 1849 года на одной из «пятниц» Достоевский прочитал запрещённое в то время письмо В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю, а 23 апреля этого же года 24 участника кружка, в том числе и Достоевский, были арестованы и помещены в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.Военный суд признал Достоевского виновным и вместе с 20 другими петрашевцами приговорил к расстрелу. 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу в Петербурге над петрашевцами был совершён обряд подготовки к смертной казни.
11 ученик: Но в тот момент, когда должна была раздаться команда «Пли!», один из высших военных чинов взмахнул белым платком, казнь была остановлена. Осуждённых отвязали от столбов. За минуту до исполнения приговора был зачитан приказ о помиловании. Расстрел был заменён гражданской казнью. Не все петрашевцы выдержали этот страшный обряд смертной казни. Н.П. Григорьев шатался: он сошёл с ума за эти несколько минут ожидания конца.У Н.А. Момбелли внезапно поседели волосы. С петрашевцев сняли белые балахоны и капюшоны. На эшафот поднялись двое палачей. Они поставили на колени осуждённых и у каждого над головой сломали шпагу.
12 ученик: "Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из нее сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю ее. Идея эта - изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно… Неужели фантастический мой "Идиот" не есть действительность, да еще самая обыденная! Да именно теперь-то и должны быть такие характеры в наших оторванных от земли слоях общества…"
Через 20 лет писатель свои впечатления от смертной казни отразил в художественном творчестве. Так, в романе «Идиот» князь Мышкин рассказывает о последних минутах приговорённого к смертной казни.
(Монолог князя Мышкина из романа "Идиот" (видеофрагмент)).
13 ученик: Достоевский познакомился с замечательной девушкой, которая согласилась выйти за него замуж. Этой девушкой была 20-летняя стенографистка Анна Григорьевна Сниткина.
Столь долгожданное семейное счастье пришлось испытать Достоевскому в 46 лет. Фёдор Михайлович считал свой брак с Анной Григорьевной вступлением в новую жизнь.
В свои 20 лет она разгадала «тайну» рулеточной лихорадки своего мужа-писателя… Анна Григорьевна даже и представить себе не могла, что власть рулетки над Достоевским так всемогуща. Она быстро почувствовала, что игра для него была не только средством бегства от обыденной жизни, но, что самое важное, средством вдохновения: после большого проигрыша Достоевский принимался за творческую работу и набрасывал страницу за страницей своих великих романов.
14 ученик: Анна Григорьевна отдаёт буквально всё, вплоть до последней рубашки, и не ропщет, когда он закладывает даже обручальное кольцо. Ради его творчества она не жалела ничего, была готова на любые жертвы, на любой подвиг. Так и случилось. Анна Григорьевна своим смирением и кротостью сумела навсегда оторвать его от страсти.
Семейное счастье Федор Михайлович не мыслил без детей и вот в возрасте 47 лет стал отцом… Сколько радости! А через три месяца - сколько горя… Он рыдал над остывающим телом Сонечки, покрывая бледное личико и ручки горячими поцелуями… Похороны дочери усугубили болезнь Достоевского. На улице он мог не ответить на поклон, мог о человеке, давно ему известном, спросить: кто это? Он знал, что может умереть в пять минут, и требовалась большая воля, чтобы не обращать внимания на дамоклов меч.
Благодаря Анне Григорьевне Достоевский обрёл душевный покой, семейное счастье. С помощью жены писатель совершил литературный подвиг — написал в один год два романа: «Преступление и наказание» и «Игрок». Через руки Анны Григорьевны— стенографистки и переписчицы — прошли такие произведения, как «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», «Дневник писателя». Прекрасные черты её характера нашли отражение в образах трёх Дочерей генерала Епанчина в романе «Идиот» — Александры, Аделаиды и Аглаи.
Видеофрагмент из фильма «Идиот».
15 ученик: Вершиной в творчестве Фёдора Михайловича Достоевского стал роман «Братья Карамазовы». Прежде всего эта книга увлекательная. В ней разворачиваются события, которые непременно должны привести к трагедии. Убийство происходит, и читатель долгое время остаётся перед загадкой: кто убил старика Карамазова? Все улики налицо: убил старший сын Дмитрий. Но читатель уже успел полюбить Дмитрия Карамазова и поверить ему. И только накануне суда читатель узнает, что убил не он, но суд приговаривает Дмитрия к четырём годам каторжных работ.
16 ученик: Таков детективный сюжет романа. Но сколько ни думаешь над его содержанием, всё глубже понимаешь, что не в детективном сюжете дело. Этот роман о человеческой жизни, о том, как нестерпимо трудно бывает прожить эту жизнь, о человеческих страданиях.
17 ученик: Самым крупным литературным явлением 60-х годов был, без сомнения, роман "Преступление и наказание". Он читался с величайшей жадностью, несмотря на силу внешнего интереса - рассказа об уголовном деле.
. "Могу ли я надеяться поместить в вашем журнале "Русский вестник" мою повесть? Это психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным "недоконченным" идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты…
Предлагаем вашему внимаю буктрейлер книги «Преступление и наказание».
Учитель: Более ста лет не прекращаются споры вокруг творчества Ф.М. Достоевского, великого русского писателя, гениального мастера слова. Огромный художественный талант и его влияние на мировую литературу признавали и признают русские и зарубежные писатели, критики, исследователи. Большевики не простили Достоевскому того, что в революционном движении он увидел лишь анархию и бунтарство. Его издавали редко и неполно. Но и спустя полтора века горят его слова: "Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей".