Урок русского языка Повелительное наклонение глагола
Тема урока: «Повелительное наклонение глаголов».
Цель: познакомить учащихся с особенностями глаголов повелительного наклонения.
Обучающие: углубить знания учащихся о наклонениях глагола, дать понятие о повелительном наклонении, познакомить с условиями образования форм повелительного наклонения.
Развивающие: способствовать развитию умений правильно писать глаголы в повелительном наклонении и правильно употреблять их в речи; развитию мотивации учебной деятельности; рефлексивных способностей, активности и любознательности, речи учащихся; продолжить развитие навыков самостоятельной работы.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в классном коллективе,
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний по теме «Глагол». Проверка домашнего задания:
Блиц-опрос по теории «Закончи фразу»
1) Глаголы называют …действия предметов
2) Начальная форма глагола …инфинитив
3) Инфинитив имеет суффиксы…-ти, -ть.
4) Глаголы, имеющие суффикс (постфикс) - ся (- сь), называются…возвратными.
5) Суффикс –л- - показатель …прошедшего времени.
6) Глаголы изменяются по …лицам и числам.
7) Изменение глаголов по лицам и числам называется …спряжением.
III. Мотивация. Создание проблемной ситуации. Лингвистические загадки.
– О каком наклонении идёт речь?
1) «Я совершаю действия реально, которые происходили, происходят, будут происходить».
2) «Моё действие возможно при определённых условиях. Меня легко узнать, потому что со мной всегда мои верные помощники … частицы БЫ или Б».
- Какие ключевые слова помогли правильно определить наклонение глагола?
- Я предлагаю вам решить лингвистическую задачу. Прочитайте внимательно предложения, понятен ли вам смысл высказываний? Почему?
Пожалуйста, не трогать меня грязными руками: мне будет стыдно перед другими читателями за свой неопрятный внешний вид. Не разрисовывать меня ручкой или карандашом – это так некрасиво. Не забыть, что после вас мне придётся побывать у других читателей. Помочь оставаться мне чистой, а я помогу вам стать умнее.
- Можно определить наклонение глаголов в данных предложениях? В какой форме употреблены глаголы? (инфинитив)
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним наклонением глагола – повелительным.
IV. Урок открытия новых знаний. Тема урока. Постановка учебных задач.
- Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?
- Как понимаете значение слова «повелительный». Подберите однокоренные слова. (повелевать, велеть, повелитель).
-Обратимся к толковому словарю. (Повелевать- иметь власть над кем-нибудь (устар.). Приказывать, указывать).- Глаголы в повелит. накл. Имеют следующие значения: команда, пожелание, приказ, просьба, совет. Определите, что выражают глаголы в повелит. накл. в данных предлож.
Вы, отроки - други, возьмите коня. (просьба)
Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы!(пожелание)
Эй, вратарь, готовься к бою!(команда)
Читайте книги, они учат нас жизни.(совет)
Молчи! Устал я слушать! (приказ)
V. Работа над составлением опорного конспекта.Т.м. стр.
Повелительное наклонение образуется след. способами:
1. Гл.пр.вр. + частицы бы(б)
2. С помощью частиц пусть, пускай, да + гл. в изъявительном наклонении настоящего или будущего времени.
3. Частицы давай, давайте + гл. 1 л. или инфинитив.
Глаголы в повелительном наклонении глаголы изменяются по лицам и числам. Но не изменяются по временам.
VI. Физкультминутка- Ребята, когда я буду называть глаголы в повелительном наклонении, вы должны хлопнуть в ладоши.
Без сомненья, вы устали.
Встаньте! Сядьте! Снова встаньте!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертите!
Друг на друга посмотрите!
VII. Закрепление.
1) Устная работа по исправлению ошибок в речи.
У Корнея Чуковского есть книга “От двух до пяти”. Там дети говорят так, как думают. А это не всегда правильно. Исправим ошибки ребят.
Нарисовай мне барбоса
Отскорлупай мне яйцо.
Спей мне песню о мышонке.
Замолоточь этот гвоздик.
Почесай меня.
2) Выпишите предложения с глаголами в повелит.накл.
Товарищи, пожалуйста, пишите грамотно!
Пословица – мудрость народа.
Да будет свет!
Плот бесшумно скользил по реке.
К сожалению, люди не спят, недоедают и болеют.
Молодой человек, учитесь у старших.
Друзья мои, работайте, а мы будем отдыхать.
3) С какими существительными совпадут по написанию и произношению глаголы выть, лаять, нагонять, парить, попугать, если им придать форму повелительного наклонения? Как называется такое явление?
Вой волков – вой громче, дружеское пари – пари в небе, (омонимы)
4) Во что превратятся существительные бури, дроби, копи, окуни, отруби, пряди, соли, топи, если перенести в них ударение с первого слога на последний? Как называется такое явление?
Песчаные бури – бури скважину, учить дроби – дроби камень (омографы.)
5) Запишите формы глаголов в изъявит. и повелит.накл.
Сказать – скажете (буд. вр.) – скажи (ед. ч.) – скажите (мн. ч.). (на доске)
Смотреть, резать, писать, махать,
- Какое явление мы наблюдаем?
Вывод: формы глаголов 2-го лица изъявительного наклонения фонетически совпадают с повелительным наклонением, только следует учитывать спряжение и морфемный состав данных слов.
6) Вставьте букву.
Ребята, пиш...те быстро!
Когда напиш...те, сдадите тетради.
Вынес…те, пожалуйста, мусор.
Когда вынес…те, можете быть свободны.
Пока не умолкн…те, я говорить не буду.
Как только выбер…те, я продам.
VIII. Домашняя работа.