Занятие Рыбы рек и озер


 Тема: «Рыбы наших рек и озер» по программе «Экология» 1г.о.
Цель: рассмотреть представителей класса рыб.
1. Изучить приспособления рыб к обитанию в воде.
2. Развивать умения различать их по способу питания, работе в паре, обобщать и делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение и любовь к водным обитателям..
Оборудование: презентация, карточки-задания, иллюстрации рыб.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения занятия: путешествие.
Методы: частично-поисковый, исторический, словесный, практический.
Приемы: «Дерево предсказаний», «Шляпа», «Инсерт».
                                         Ход занятия
Психологическая минутка
Педагог. Здравствуйте, ребята! Китайцы считают, что без этого человек не должен начинать свой день. Как вы думаете, о чем идет речь? Верно, это –улыбка. Пусть она сопровождает вас все наше занятие.
Актуализация знаний
Педагог зачитывает загадку.
«И родители, и детки одеты все в монетки»
(Ответы детей).
Верно, это рыбы.
-Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда мы с вами отправимся в путешествие, но в какое, я вам сразу не скажу. На столах у вас лежат маршрутные листы. Клетки в них зашифрованы-это станции, которые мы должны пройти. В конце занятия, вы узнаете основное правило поведения человека в природе.
Маршрутный лист
СР ЗЧ ЧЯ ИФ
БЕ РЕ ГИ ТЕ
Педагог зачитывает загадки.
Летом бежит, зимой спит. Весна настала - опять побежала
Глядятся в него молодые березки,Свои перед ним поправляя прически.И месяц и звезды -в нём все отражается . Как это зеркало называется? Обманывать не стану,- я меньше океана,но я большое, всё же,на океан похоже.Могу спокойным быть,могу и заштормить.Есть у меня всегдасолёная вода.
Река Озеро Море
Какие водоемы здесь представлены?
Вывод. Вода бывает соленой и пресной. Как рыбы связаны с водой?
Прием - «Дерево предсказаний»
Что вы можете сказать про рыб? После ответов детей педагог открывает рисунки поочередно

16865604445000 T 0



- Совершенно верно, мы с вами будем путешествовать по рекам, озерам и морям. Во время путешествия познакомимся с рыбами, обитающими в них. Рыбы - самый многочисленный класс. Вы уже узнали, что они могут жить как в пресной, так и соленой воде.
По типу питания рыбы делятся на три класса:
1. Растительноядные – рыбы питающиеся водорослями.
2. Хищники - рыбы питающиеся другими животными.
3. Всеядные - рыбы питающиеся растениями и животными.
СТАНЦИЯ 1
Схема строения рыбы

Б А
Оказывается, по внешним признакам, можно определить, как питается рыба.
А. Хищная – вытянутая форма тела, тонкие губы.
Б. Растительноядная – округлая форма тела, губы бантиком.
Вывод делают дети. Все рыбы имеют обтекаемую форму, тело покрыто слизью, имеется чешуя, плавники, жабры.
Физминутка «Как плавается рыбам в воде?».
Потрите ладошки друг о друга. Прислоните их к щечкам, тепло вам? Вот так бы чувствовали себя рыбы, если бы у них не было слизи на чешуе.
Она не только уменьшает трение, но и охлаждает. А человек перенял это и изобрел гидрокостюм
Рыбы имеют большое значение   для человека: их употребляют в пищу, из них шьют одежду и обувь, их используют в качестве топлива и свеч.
«Вы живете рыбки сами, двигайте вы плавниками.
На вашем теле чешуя, блестит она, как жар горя»
А кто знает, о чем говорит рыбья чешуя? Ответы детей индивидуально.
          СТАНЦИЯ 2
                                             «ЗАПИСИ НА ЧЕШУЕ».
Знаешь ли ты? Возраст рыбы записан в ее «паспорте», который она всегда носит при себе? Паспортом рыбе служит каждая ее чешуйка. На рыбьей чешуе есть кольца. Зимние и летние части колец у чешуи не одинаковы по ширине, цвету и блеску. Летом рыба питается лучше и растет быстрее. Подсчитав число колец на чешуйке, можно назвать возраст рыбы. Сколько колец – столько лет прожито рыбой.
Практическая минутка
Педагог раздает обучающимся рисунки чешуи рыбы. Определяют возраст рыб.
Человек и здесь не остался в стороне - наш паспорт!
В разное время года рыбы ведут себя по-разному.
1. НЕРЕСТ.
В это время рыбы откладывают икру, из которой выведутся ее мальки. Большинство рыб не принимают участия в жизни своего потомства: рыба-луна - 2,5 млн икринок, но потомство не охраняет. Рыба колюшка мечет 10-15 икринок и для этого даже строит гнездо и ревностно его охраняет
Как вы думаете, почему так происходит?
Рассказ педагога.
2. Спячка. Некоторые рыбы сваливаются в так называемую спячку и пережидают неблагоприятное время. Налим
3. Миграции. Лососевые рыбы во время нереста совершают миграции, т.е. уходят со своих родных водоемов в места выметывания икры.
Среди рыб есть живородяшие, яйцеживородящие -это акулы и скаты.
История. Часто на дне морей рыбаки находили так называемые «кошельки русалок». На самом деле это яйцевые капсулы акул.
Практическая минутка. Демонстрация оригами «Капсула»
СТАНЦИЯ 3
«ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
В нем лежит «черное золото». С ним можно сделать бутерброд, оно имеет очень большую цену. Очень полезно для человека. (Черная икра)
СТАНЦИЯ 4
«ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РЫБ»
1. Очень часто говорят: «молчит как рыба». Эту версию опроверг великий Ч. Дарвин. Прогуливаясь по берегу реки Темзы . он услышал необыкновенные звуки, идущие со дна реки. Впоследствии он выяснил, что их издавали сомы. Они общались с друг другом, закрывая и открывая жаберные крышки.
2. Летчики снабжены специальным дурно пахнущим порошком, который мгновенно растворяется, если летчик попадает в водоем. Таким образом он защищается от акул.
3.при жаркой погоде налим «сваливается» в ямы на реке и засыпает. В плохую погоду он буквально «радуется» и выпрыгивает из воды. У него открывается настоящий жор.
Рыбаки хорошо знают повадки налима и в ненастную погоду идут на рыбалку. Его печень- большой деликатес
3. Ханты сушат и щепят треску на маленькие свечи и зажигают ее. Ею кормят ездовых собак. Печень очень вкусна.
4. История выведения золотой рыбки корнями уходит в Китай. Она выведена искусственным отбором из обыкновенного карася.
5. Гамбузию считают сорной рыбой. Но благодаря тому, что поедая личинок малярийного комара она помогла городу Сочи превратиться в курортный город.
Давайте с некоторыми из них познакомимся ближе.
Работа с презентацией
Слайд 1. Налим - рыба холодолюбивая, летом прекращает питаться и прячется под камнями и в береговых норах. Тело налима удлинённое, сзади сплюснутое. Голова плоская, на подбородке усик. Икру налим мечет подо льдом в конце декабря и в январе. Налим — ночной хищник. Питается живой и снулой рыбой, водными насекомыми и лягушками
Слайд 2. Щука - эта крупная хищная рыба встречается в реках, озёрах. Щука у нее вытянутое тело, длинная плоскаяголова, сплющенное рыло, чешуя мелкая, окраска её зависит от цвета воды и дна водоёма. Нерестятся щуки в апреле по залитым весенней водой лугам, среди прибрежных трав и кустов, на отмелях. Питается рыбой, лягушками, заглатывает попавших в воду мышей.
Это интересно! По расположению икры у щуки определяли, какой будет урожай. Если икра была ближе к голове, урожай будет средним. Если к хвосту –неурожай, а если она полна икры-отличный!
Слайд3. Окунь - хищник с самого раннего возраста. Вначале питается водными насекомыми и рачками, позже — почти исключительно рыбой. Он конкурент щуки. В некоторых водоёмах бывает более распространён, чем щука, так как выедает щучьих мальков. Но и сам — частая добыча щук. Окунь смел, шумов почти не боится. 
Слайд4. Карась ученые-ихтиологи давно задавали себе вопрос: как видит карась падающие в воду предметы за пределами его поля зрения. Оказывается - не видит, а чувствует боковой линией – органом, который есть у всех рыб, и напоминает аккуратную стежку. Боковая линия помогает уловить мельчайшие колебания, создающимися в воде микроорганизмами и насекомыми
Слайд 5 Гамбузия рыба считается сорной, но очень полезной. Она выполняет роль санитаров реках и озерах.
Слайд 6 Треска
Слайд 7 Акула. Единственная рыба, которая умеет моргать двумя глазами. Зубы акулы представляют собой грозное оружие, способное прокусить панцирь у черепахи. Она близорука, но почувствовать запах может на расстоянии 2 километров. Самое больное место у нее - это кончик носа.
Слайд 8 Скат. Для скатов свойственны сросшиеся с головой грудные плавники и довольно плоское тело. В основном скаты живут в морях.
Вы уже знаете, что есть рыбы пресноводные и морские. Чтобы закрепить свои знания, выполним задание по инструктивной карточке.

Инструктивная карточка по программе «экология» 1 г.о.
Задание: напишите название рыб. Распределите их по месту их обитания, поставив букву.
М --- морская Р ---речная

1 2 3

4 5 6
Проверяем (работа в паре): 1р -сом. 2м -акула. 3р - налим. 4м –треска. 5р -окунь. 6р -карась.
Выполните задание переставьте буквы местами и прочитайте названия рыб.
Укащ  (ответ: щука)
Раська (ответ: карась)
Милан (ответ: налим)
Куньо (ответ: окунь)
Лакуа (ответ: акула
Ретсак( ответ: треска
Работа командами. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Игра проводится между командами - одна команда зачитывает задание, другая-выбирает лишнюю рыбу, объясняя свой выбор.
Акула, омуль, скат, камбала
Окунь, щука, сайра, нельма
Сорога, карась, ерш, лосось
Горбуша, таймень, лещ, касатка
Окунь, карась, налим, мойва
Налим, акула, щука, гамбузия
Карась, сом, судак, треска
Угорь, налим, сом, скат
Рефлексия. Вы хорошо работали и много узнали на занятии. Как вы усвоили материал покажет следующее задание.
Инструктивная карточка по теме «Рыбы рек, озер и морей»
Задание: прочитайте выражение. Выберите ответ и обведите соответствующую букву. Вы узнаете, как вы усвоили материал.  
№п/п Прочитайте выражение «ДА» «НЕТ»
1 Рыбы живут на суше З У
2 Карась может жить в воде со слабым содержанием кислорода М К
3 Щука является санитаром водоема Н С
4 Тело рыбы квадратное и покрыто шерстью Д И
5 Рыбы в жизни человека играют большую роль Ц Ч
6 Для движения рыбы используют лапы В А
Педагог. Поднимите руки, у кого получилось слово «умница»? Вы хорошо потрудились!
Что же у нас получилось в маршрутном листе? Согласны вы с этим?
Большое всем спасибо.
ПРИЛОЖЕНИЕ1.
Инструктивная карточка по программе «Экология» 1 г.о
Задание. Напишите название рыб. Распределите их по месту их обитания, поставив букву.
М--- морская р----речная

1 2 3

4 5 6
 Инструктивная карточка по теме «Рыбы рек, озер и морей»
Задание: прочитайте выражение. Выберите ответ и обведите соответствующую букву. Вы узнаете, как вы усвоили материал.  
№п/п ПРОЧИТАЙТЕ ВЫРАЖЕНИЕ «ДА» «НЕТ»
1 РЫБЫ ЖИВУТ НА СУШЕ З У
2 КАРАСЬ МОЖЕТ ЖИТЬ В ВОДЕ СО СЛАБЫМ СОДЕРЖАНИЕМ КИСЛОРОДА М К
3 ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ, ШУКА ЯВЛЯЕТСЯ САНИТАРОМ ВОДОЕМА Н С
4 ТЕЛО РЫБЫ КВАДРАТНОЕ И ПОКРЫТО ШЕРСТЬЮ Д И
5 РЫБЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ИГРАЮТ БОЛЬШУЮ РОЛЬ Ц Ч
6 ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ РЫБЫ ИСПОЛЬЗУЮТ ЛАПЫ В А
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА ПО ПРОГРАММЕ «ПРИРОДА И МЫ»
ЗАДАНИЕ. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ ПОСТАРАЙТЕСЬ ЕГО ЗАПОМНИТЬ.

ЖИЛА-БЫЛА МУХА-ЧИСТЮХАВСЕ ВРЕМЯ КУПАЛАСЬ МУХАКУПАЛАСЬ ОНА В ВОСКРЕСЕНЬЕВ ОТЛИЧНОМ КЛУБНИЧНОМ ВАРЕНЬЕВ ПОНЕДЕЛЬНИК –В ВИШНЕВОЙ НАЛИВКЕВО ВТОРНИК –В ТОМАТНОЙ ПОДЛИВКЕВ СРЕДУ –В ЛИМОННОМ ЖЕЛЕВ ЧЕТВЕРГ –В КИСЕЛЕ И В СМОЛЕВ ПЯТНИЦУ –В ПРОСТОКВАШЕВ КОМПОТЕ И МАННОЙ КАШЕВ СУББОТУ, ПОМЫВШИСЬ В ЧЕРНИЛАХСКАЗАЛА: «Я БОЛЬШЕ НЕ В СИЛАХ!УЖЖАСНО-ЖУЖЖАСНО УСТАЛАНО КАЖЕТСЯ , ЧИЩЕ НЕ СТАЛА!»,
1. СКОЛЬКО ДНЕЙ КУПАЛАСЬ МУХА?2. КАКИЕ ЯГОДЫ БЫЛИ ОЗВУЧЕНЫ В СТИХОТВОРЕНИИ?





ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА ПО ПРОГРАММЕ «ПРИРОДА И МЫ»
ЗАДАНИЕ. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ ПОСТАРАЙТЕСЬ ЕГО ЗАПОМНИТЬ.

ЖИЛА-БЫЛА МУХА-ЧИСТЮХАВСЕ ВРЕМЯ КУПАЛАСЬ МУХАКУПАЛАСЬ ОНА В ВОСКРЕСЕНЬЕВ ОТЛИЧНОМ КЛУБНИЧНОМ ВАРЕНЬЕВ ПОНЕДЕЛЬНИК –В ВИШНЕВОЙ НАЛИВКЕВО ВТОРНИК –В ТОМАТНОЙ ПОДЛИВКЕВ СРЕДУ –В ЛИМОННОМ ЖЕЛЕВ ЧЕТВЕРГ –В КИСЕЛЕ И В СМОЛЕВ ПЯТНИЦУ –В ПРОСТОКВАШЕВ КОМПОТЕ И МАННОЙ КАШЕВ СУББОТУ, ПОМЫВШИСЬ В ЧЕРНИЛАХСКАЗАЛА: «Я БОЛЬШЕ НЕ В СИЛАХ!УЖЖАСНО-ЖУЖЖАСНО УСТАЛАНО КАЖЕТСЯ , ЧИЩЕ НЕ СТАЛА!»,
1. СКОЛЬКО ДНЕЙ КУПАЛАСЬ МУХА?2. КАКИЕ ЯГОДЫ БЫЛИ ОЗВУЧЕНЫ В СТИХОТВОРЕНИИ?