Статья на тему Театральная деятельность в ДОУ как одна из форм работы с родителями в условиях перехода на ФГОС ДО
Театральная деятельность в ДОУ как одна из форм работы с родителями в условиях перехода на ФГОС ДОВ новом федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам, большое внимание уделяется работе с родителями.
Семья и детский сад призваны стать не просто «социальными партнерами»,они призваны стать СО-воспитателями нравственной, творческой личности. Ребенок,в свою очередь, выступает не только как объект, но и как субъект воспитания.
Как это возможно, скажете вы? Дошкольник ещё слишком мал, чтобы устанавливались субъект-субъектные отношения со взрослыми участниками процесса воспитания. Но есть вид деятельности, позволяющий осуществить это-игра.
О роли игры в развитии дошкольника прекрасно сказал Л.С.Выготский: « Игра содержит в себе все тенденции развития ребенка в будущем. Игра учит достоинству, терпению, ролевому поведению, умению учитывать характер собеседника, его интересы, потребности, чувствовать, когда общение не понято, умение говорить/выступать по очереди. На основе игры начинает развиваться новый вид деятельности – учение»[3].
Эти слова, прозвучавшие на лекции профессора Выгодского в прошлом столетии, актуальны и сейчас. В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования звучит так:
«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка»[2].
Поставив перед собой задачу расширить и укрепить связь ДОУ с семьями воспитанников-с одной стороны. С другой- сформировать развивающую игровую среду для детей, позволяющую решать программные задачи ,мы обратились …к театру. Именно театральная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
247650589280Однако организация театральной деятельности в нашем ДОУ имеет свои особенности. Схематично это можно представить так:
В своей статье мне бы хотелось наиболее подробно остановиться на роли родителей воспитанников в театральной деятельности. Кроме традиционного направления: сотрудничество с педагогами ДОУ на подготовительном этапе (костюм, разучивание текста роли и пр.) мы рассматриваем еще и такой вид деятельности, как привлечение родителей к участию в театральных постановках. Мамы и папы наших выступают в роли различных персонажей в ходе развлечений, утренников, праздников.
9525386080Этапы работы можно представить следующим образом:
Подготовительный этап.
Мною разработана система мониторинга семей воспитанников, позволяющая уже в период адаптации узнать ,на сколько родители близки к ролевой игре, представляют ли они значение игры для развития ребенка, являлись ли участниками театрализованных представлений в детстве и пр. Данные получаю в ходе анкетирования, собеседования.
Одновременно с эти организую индивидуально-групповые беседы для родителей.в ходе которых рассказываю о задачах воспитания и развития , которые стоят перед педагогами и родителями; представляю ведущий вид деятельности дошкольного возраста- игру; информирую родителей об особенностях театрально-игровой деятельности .
Указанную информацию излагаю не только устно, но и размещаю в папках-передвижках в информационных уголках группы.
По итогам предварительного этапа составляю для себя «дорожную карту» работы в каждой из групп с учетом данных мониторинга.
Установочный этап.
Данные мониторинга позволяют выявить группу наиболее активных родителей, готовых к личному участию в театральных постановках. Не обделены вниманием и те, кто не склонен появляться на сцене- их привлекаем к сотрудничеству по оформлению сцены, подготовке костюмов, созданию сценических эффектов и пр.
В установочный этап входит также период репетиций. Особое внимание я уделяю «вхождению в образ». Дети- очень требовательные зрители. Фальшь, неискренность в игре не допустимы.
Персонажи наших постановок всегда очень музыкальны: они поют, танцуют. Великий русский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Своим особенным, понятным только душе языком, песня говорит каждому ребенку: «Человек прекрасен, дорожи высоким именем Человека. Тебя окружает мир красоты, эта красота вечна, основа этой вечности и красоты – ты, Человек». Именно поэтому песня является неотъемлемой частью театральной игры.
Деятельностный этап.
Его нельзя назвать завершающим. Да, на этом этапе проходит спектакль, утренник. В качестве примера хотелось бы привести прошедшие новогодние праздники в старшей и подготовительной группах (см. фотоматериалы).
Но игра не оканчивается, она ждет продолжения.
Ребенок малоиграющий, по Выготскому, теряет в своем развитии, т.к. в игре ребенок всегда выше своего уровня, своего среднего возраста, своего повседневного поведения. Таким образом, включая ребенка в игру, мы даем ему положительную установку на будущее ,мы совершаем то, что в школе назовут «опережающим обучением».И делаем мы это не автономно, а через семью. Если родители включены в этот игровой процесс, то они могут и дома, в определенных ситуациях,переживать с малышом игровые моменты. Опосредованно, через игру, педагоги и родители взаимодействую в процессе воспитания личности ребенка.
А как же те семьи, где родители не являются непосредственными участниками театральной постановки? Здесь велика роль воспитателей, музыкального руководителя. Родители ВСЕ должны быть проинформированы о предстоящем представлении (утреннике и пр.) Конечно, исключая сюрпризные моменты. Но если, например, это осенняя сказка, то малыш может и дома «прожить» отдельные повороты сюжета, если мама и папа знают, о чем идет речь. Ведь именно родители являются первыми педагогами для своих детей, и на них лежит ответственность в воспитании личностных качеств ребенка.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка»[1].Совместная театрально-игровая деятельность позволяет осуществить это взаимодействие в новых, нетрадиционных формах.
Список литературы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – Вопросы психологии, 1996, №6.