Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ
1 слайд
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2 слайд
Своё выступление хочу начать со слов великого педагога Василия Александровича Сухомлинского
«Прежде чем давать знания, надо научить наблюдать, воспринимать, думать».
Дошкольники с увлечением собирают камни, играют с песком и водой: предметы и явления живой и неживой природы входят в их жизнедеятельность, становятся объектами наблюдений и исследований. Важнейшим методом исследования является экспериментирование.
3слайд
Николай Николаевич Подъяков - основоположник метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях.
Как показали исследования академика Н. Н. Подъякова экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста. «... в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно действующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их сознания и освоения».
4 СлайдАктуальность:
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно- следственную связь, соблюдать правила безопасности.
5 слайд
ЦЕЛЬ Углубление представлений о живой и неживой природе; умение самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
6 слайд
В процессе организации опытно- экспериментальной деятельности решаются следующие задачи: формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей; включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; расширение перспектив развития поисково- познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, наглядных средств (эталонов, символов)
Основные принципы организации детского экспериментирования.
*Связь теории с практикой.
*Развивающий характер воспитания и обучения.
*Индивидуализация и гуманизация образования.
*Природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.
*Целостность и системность обучающего процесса.
*Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
7 Слайд Структура детского экспериментирования
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
8 слайд
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ»
Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков
9 слайд. Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию в разных возрастных группах
10 слайд
1 мл. группа
Развитие наглядно- действенного мышления.
Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты.
Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.
Выполняют простейшие поручения.
Произносят фразу: «Я хочу сделать …..»
11 слайд
2 мл. группа
Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у воспитанников элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»);3) учить воспитанников сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);
12 слайд
Средняя группа
Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные.
Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения воспитанников.
Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений.
Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.
13 слайд
Старшая группа
Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы.
Даются задания по прогнозированию результатов.
Опыты проводятся поэтапно.
Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы.
Вводятся длительные эксперименты.
Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания могут их забыть.
14 слайд
Подготовительная группа
Проведение экспериментов – норма жизни.
Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их истину, умеют от нее отказаться.
Воспитанники проявляют инициативу.
Воспитанники могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений.
Самостоятельно убирают оборудование после проведенных опытов.
15 слайд
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
16 слайд
Камни и минералы
17 слайд
Семена
18 слайд
Опыты и эксперименты. Наиболее интересны для детей опыты- эксперименты. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и останется неразгаданной, а вот все что, получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
19 слайд -20 слайд
Вниз летит капельками, а вверх - невидимкой. Опыты с водой
21 слайд
Эксперименты со снегом
22 слайд
Эксперименты с камнями и крупой
23 слайд
В процессе экспериментирования дети учатся: -Видеть и выделять проблему. -Принимать и ставить цели. -Решать проблемы. -Анализировать объект и явления. -Выделять существенные признаки и связи. -Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. -Осуществлять эксперимент. -Выдвигать гипотезы, предложения. -Делать выводы.
И в заключении своего выступления, хочу привести слова Натальи Анатольевны Рыжовой «Если ребёнок – исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем что – нибудь интересное и необычное, который сумеет удивляться и радоваться всему, что его окружает. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир - это одна большая лаборатория. Главное, что бы об этом помнили мы, взрослые!»
24 слайд
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!