Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ


Познавательно — исследовательская деятельностьВоспитатель:Кугаевская Е.Г.МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 14 «УЛЫБКА» В.А.Сухомлинский«Прежде чем давать знания, надо научить наблюдать, воспринимать, думать». Н.Н. ПоддьяковОсновоположник метода детского экспериментированияв дошкольных учреждениях Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. Актуальность темы: ЦЕЛЬУглубление представлений о живой и неживой природе; умение самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов. В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности решаются следующие задачи: формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей; включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;обогащение);расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, наглядных средств (эталонов, символов) Структура детского экспериментирования:- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);- формулирование выводов. «Детское экспериментирование как метод обучения»Дает детям реальныепредставления о различныхсторонах изучаемого объекта,о его взаимоотношениях с другимиобъектами и со средой обитанияСтимулирует развитие речиНакопление фонда умственныхприемов и операций, которыерассматриваются как умственныеуменияРазвитие творческих способностей,формирование трудовых навыковИдет обогащение памятиребенка, активизируютсяего мыслительные процессы,так как постоянно возникаетнеобходимость совершатьоперации анализа, синтеза,сравнения, классификации, обобщения
Особенности организации  работы с воспитанниками по экспериментированиюв разных возрастных группах 1 младшая группаРазвитие наглядно- действенного мышления. Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты.Выполняют простейшие поручения. 2 младшая группаСпособны улавливать простейшие причинно-следственные связи. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут. Средняя группаДействия воспитанников более целенаправленные и обдуманные. Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования. Старшая группаВоспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы.Опыты проводятся поэтапно. Вводятся длительные эксперименты. Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания могут их забыть. Подготовительная группаПроводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их истину, умеют от нее отказаться. Воспитанники могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений. Самостоятельно убирают оборудование после проведенных опытов. ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Камни и минералы
Семена
Опыты и экспериментыОпыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Вниз летит капельками, а вверх - невидимкой. Опыты с водой Эксперименты со снегом
Эксперименты с камнями и крупой В процессе экспериментирования дети учатся:Видеть и выделять проблему.Принимать и ставить цели.Решать проблемы.Анализировать объект и явления.Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.Осуществлять эксперимент.Делать выводы. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!