Презентация Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников через организацию детского экспериментирования
Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.
Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а методы и виды деятельности в которых знания приобретаются.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Структура детского экспериментирования Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мираЗадачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношенийСодержание: информация об объектах и явлениях, предметах
Средства: язык, речь, поисковые действияФормы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, экспериментыУсловия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуацийРезультат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Последовательность детского экспериментирования- Проблемная ситуация.- Целеполагание.- Выдвижение гипотез.- Проверка предположения.- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось)
Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования должно войти в практику работы в дошкольном учреждении.
Требования к оформлению и содержанию центра экспериментальной деятельности1. Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам:«Песок и вода»«Магниты»«Бумага»«Камни»«Резина»… 2.Расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Содержание уголков экспериментальной деятельностиЗадачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)2) место для приборовМесто для хранения материалов (природного, "бросового")3) место для проведения опытов4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
ОборудованиеПриборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка.Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д.Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.Красители: гуашь, акварель и т.д.Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.
Дополнительное оборудованиеДетские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.
Успехов в работе!Спасибо за внимание!