Рабочая программа+КТП по марийскому (государственному)языку. 3 класс
Рабочая программа по марийскому (государственному) языку
Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы «Программа по марийскому (государственному) языку» (авторы В.В.Константинова, Г.С. Крылова, Н.А. Кулалаева, Р.П. Игнаева). 1-11 класс. Йошкар- Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011.-112с.; методических рекомендаций по проектированию основных образовательных программ образовательных учреждений с учетом региональных особенностей (Йошкар-Ола, 2011).
1.Пояснительная записка
Создание условий для сохранения единства образовательного пространства и повышения культуры межнационального общения является одной из важнейших стратегических задач образовательной политики Российской Федерации, реализуемых в общеобразовательных учреждениях с обучением на двуязычной основе. Регионы современной России крайне неоднородны по языковой ситуации и коммуникативным функциям русского и родных языков. В некоторых регионах утрачивается коммуникативная функция родных языков и остро стоит вопрос о формировании мотивации к их изучению.
В связи с новой языковой ситуацией необходима разработка современных, адекватных социальным запросам научно обоснованных форм в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы на родном и русском языках. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.
Безусловно, все вышеперечисленные проблемы затрагивают и систему образования Республики Марий Эл, становятся очевидным пути их решения. Обеспечение языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся в рамках образовательной политики Республики Марий Эл осуществляется на принципах, сформулированных в Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации в сопряжении с региональными особенностями Марий Эл.
Основные направления работы по сохранению и развитию родных языков и культур народов, проживающих в республике определены Конституцией Российской Федерации; Конституцией Республики Марий Эл; Законом Российской Федерации «Об образовании»; Законом Республики Марий Эл «О регулировании отношений в сфере образования на территории Республики Марий Эл; Законом Республики Марий Эл «О языках в Республики Марий Эл». Каждый руководитель (начальник отделов образования и директор образовательной организации) обязан содействовать организации полноценной деятельности образовательных организаций, эффективному обеспечению обучения и воспитания в соответствии со следующими законодательными актами:
Статья 26 Конституции РФ:
1) Каждый вправе определять и указывать свою этническую принадлежность.
2) Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания и творчества, (однако не зная языка, невозможно выбирать; выбор будет в 16 лет, а до этого образовательные организации и семья должны обеспечить изучение родного языка и сохранение своей индивидуальности).
Статья 68 Конституции РФ:
1) Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, в государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
Статья 6 Закона РФ «Об образовании»
1) Граждане РФ имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организации, классов, групп, их функционирования.
2) Язык (языки), на котором ведется обучение, и воспитание в образовательной организации определяется учредителем (учредителями) образовательной организации и (или) уставом образовательной организации.
3) Вопросы изучения государственных языков республик в составе РФ регулируются законодательством этих республик.
Новые стандарты предусматривают выравнивание возможных расхождений в содержании образования через предъявление единых Требований к условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ.
Общая характеристика учебного предмета
Главная стратегическая цель разработки рабочих программ учебных предметов по обеспечению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся Республики Марий Эл направлена на формирование духовно-нравственной свободной личности, ориентированной на ценности родной, русской и мировой культуры, осознающей себя гражданином многонационального российского государства и представителем конкретного этноса.
Содержание образования начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного отношения, включающей внеурочную деятельность.
Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся к продолжению основного общего образования.
Безусловно, самостоятельно в организации образовательной деятельности, в выборе видов деятельности по каждому предмет и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.), но в то же время необходимо обратить внимание на то, что обязательная часть базисного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, в том числе и предметы, обеспечивающие и этнокультурные потребности, которые должны во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и на их изучение по классам (годам) обучения. Каждый руководитель (начальник отделов образования и директор образовательной организации) обязан содействовать получению образования на родном языке, созданием условий для их функционирования.
Место в учебном предмете
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (Постановление государственного санитарного врача от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10»Санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучающихся в общеобразовательных организациях») на 1 час увеличивается допустимая учебная нагрузка. Для организации преподавания учебного предмета «История и культура народов Республики Марий Эл» и предмета «Марийский (государственный) язык» (2 часа в неделю), за 34 учебные недели 68 часов по решению образовательной организации можно выделить необходимые часы в части, формируемой участниками образовательной деятельности.
Ценностные ориентиры содержание учебного предмета
Содержание обучения марийскому языку в начальной школе дает ответ на вопрос «чему учить обучающихся младшего школьного возраста» и включает все то, что вовлекается в деятельность учителя, учебную деятельность обучающегося, а также учебный материали процесс его усвоения. В содержание обучения входят как предметные и процессуальные аспекты, так и имеющийся, а также приобретаемый эмоционально-оценочный опыт участников образовательной деятельности:
сферы коммуникативной деятельности (или сферы общения), темы и ситуации, коммуникативные и социальные роли, речевые действия и речевой материал (тексты и образцы общения);
языковой материал (фонетический, лексический, грамматический), правила его оформления и навыки оперирования им;
комплекс речевых умений, характеризующих уровень практического овладения языком как средством общения, в том числе и в интеркультурных ситуациях;
комплекс знаний национально-культурных особенностей и реалий этноса марийского языка, минимума этикетных форм речи и умения пользоваться ими в различных сферах речевого общения (социокультурный компонент содержания);
общие учебные ожидаемые и компенсирующие результаты, рациональные приемы умственного труда.
2. Требования к уровню подготовки учащихся.
Основными целями освоения программы по предмету «марийский (государственный) язык» являются:
- развитие личности ребенка, его речевых способностей, формирование познавательных процессов деятельности – восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления;- освоение знаний о марийском языке, его особенностей; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся» умение анализировать языковые явления;
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих использование марийского языка в различных сферах общения; формирование готовности и способности к общению на марийском языке;
- воспитание интереса к изучению марийского языка, приобщение к истории и культуре марийского народа;
- формирование сознательного отношения к марийскому языку как духовной и культурной ценности народа; воспитание любви и интереса к марийскому языку;
- применение полученных знаний, умений и навыков в речевой практике.
Требования к уровню подготовки
Личностные УУД
- понимает значимость марийского языка;
- сознательно относится к марийскому языку как духовной и культурной ценности народа.
Регулятивные УУД
- контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу и правилу при выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на марийском языке;
- подбирает и конструирует языковые средства при создании собственных высказываний в рамках тематики начальной ступени;
- применяет изученные грамматические правила (в устной и письменной формах);
- оценивает выполненную работу;
- приобретает навыки самостоятельной работы над ошибками при выполнении грамматических заданий.
Познавательные УУД
- выполняет простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение) в соответствии с лингвистическими особенностями марийского языка;
- соотносит графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и письма;
- выписывает и вставляет слова и буквы, изменяет форму слов в процессе выполнения орфографических, лексических и грамматических заданий;
- читает и понимает основное содержание несложных текстов, находит в них нужную информацию;
- опирается на языковую догадку в процессе чтения (восприятие на слух) текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
- умеет осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (описывать картинку, рисунок на заданную тему, предмет, кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называть возраст, место жительства, описывать внешность, что умеет делать, любимое занятие и выразить при этом свое отношение к предмету высказывания).
Коммуникативные УУД
- соблюдает правила этикета на основе традиций марийского народа;
- умеет вести беседу в ситуациях учебного и семейно-бытового общения (вести диалог этикетного характера: знакомится, представлять друг друга, прощаться, поздравлять, предлагать угощение, благодарить за угощение; вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, предлагать совместное действие, просить о помощи, предлагать свою помощь; вести диалог, задавая вопросы: кто? что? где? у кого? с кем? куда? почему? зачем? откуда? от кого?; переспрашивать, уточнять);
- составляет рассказ (в письменной и устной форме) по картинке, рисунку на заданную тему; кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называет возраст, место жительства, описывает внешность, что умеет делать, любимое занятие и выражает при этом свое отношение к предмету высказывания;
- пересказывает содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план, иллюстрации;
- работает в различных режимах (индивидуально, по парам, в группах);
- высказывает свою точку зрения;
- толерантно относится к культуре других народов.
К концу 3 класса обучающиеся должны знать и уметь:
-понимать речь учителя, отвечать на вопросы;
уметь составлять диалог из 6-7 реплик, монолог из 5-6 предложений;
- при диалоге отвечать на вопросы и составлять вопрос по теме;
-умение написать текст по рисунку;
-читать про себя и вслух выразительно;
-находить значение новых слов в словаре и применять это слово в устной и письменной речи;
-правильно писать слова;
-по рисунку составлять 5-6 предложений;
-уметь написать поздравительную открытку;
-уметь писать текст по плану.
1. В области говорения:
осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне с взрослыми и со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер тематики и ситуаций общения, обозначенных в программе;
высказываться на элементарном уровне о себе и об окружающем мире, прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.
2.В области аудирования:
в условиях непосредственного общения, в том числе с носителем изучаемого языка, понимать и реагировать на устные высказывания партнеров по общению в пределах сфер тематики и ситуаций, обозначенных программой;
Метапредметные результаты
понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;
понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и др.) и реагировать вербально и, преимущественно, не вербально на их содержание;
Предметные результаты
В области чтения:
выразительно читать вслух;
читать про себя с целью:
а) понимания основного содержания учебных, а также несложных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития младшего школьника;
б) полного и точного понимания содержания учебных, а также несложных (адаптированных) аутентичных текстов с эксплицитно выраженной информацией, построенных на знакомом обучающемуся языковом материале или содержащих незнакомые слова, о значениикоторых можно догадаться;
в) поиска необходимой (интересующей) информации (приемы поискового чтения).
В области письма:
написать короткое поздравление (с днем рождения, Новым годом, Рождеством и др.), выразить пожелание;
Таким образом, языковой материал курса «Марийский язык» призван сформировать научное представление о системе и структуре марийского языка с учетом возрастных особенностей обучающихся, способствовать усвоению норм языка, и решению практических задач общения.
Одним из разделов основной общеобразовательной программы является раздел – программы отдельных учебных предметов, курсов. Данный раздел должен содержать рабочие программы по учебным предметам и внеурочной деятельности.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся начального общего образования является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов. Разработка и утверждение рабочих программ по учебным предметам, относятся к компетенции образовательной организации и реализуются им самостоятельно.
Рабочие программы по предметам этнокультурной составляющей учебного плана способствуют формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Республики Марий Эл, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения языка как государственного языка Республики Марий Эл;
3) сформированности позитивного отношения к правильной устной и письменной речи;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах марийского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
В системе предметов общеобразовательной школы курс марийского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
Познавательная УУД предполагает формирование у обучающихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
-Коммуникативные УУД изучения марийского языка включает формирование коммуникативной компетенции обучающихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; создание условий для освоения обучающимися традиций и обычаев культуры марийского этноса в диалоге с русской, с культурами других народов Российской Федерации; развитие на базе общероссийской идентичности обучающихся этнического самосознания.
Для достижения поставленных целей изучения марийского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка или государственного языка субъекта Российской Федерации;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса, стремления совершенствовать свою речь;
повышение уровня мотивации владения марийским языком;
формирование психологической готовности к общению на марийском языке;
формирование этнокультуроведческой компетенции в рамках диалога культур.
В начальном обучении предмет марийский язык рекомендуем изучать на основе сбалансированного, функционального (или даже симметричного) двуязычия, с опорой на знания, полученные при изучении русского языка.
Преимущества предлагаемого научно-методического подхода обучения состоят в следующем:
- методика взаимосвязанного изучения марийского и русского языков позволяет не только развивать марийский язык, но и сохранять качество обучения русскому языку;
реализация взаимосвязанного обучения марийскому и русскому языкам позволяет скоординировать содержание программ и учебников по марийскому и русскому языкам;
опора на знания, полученные при изучении русского языка, помогает реализовать принцип коммуникативной направленности обучения марийскому языку с возможной полнотой.
Ожидаемые результаты обучения по марийскому (государственному) языку
3 классы
Обучение устному общению (говорение \ аудирование)
Задачи обучения, коммуникативные намерения Предполагаемый результат
Научить вступать в контакт и поддерживать его в учебных, игровых и реальных ситуациях общения.
Коммуникативные намерения:
Поприветствовать и ответить на приветствие (в том числе по телефону); попрощаться и ответить на прощание (в том числе по телефону); представиться и представить кого – либо (друга, родителей); извиниться и отреагировать на извинение; спросить о самочувствии и ответить на вопрос о самочувствии; высказать добрые пожелания (хорошо встретить Новый год, хорошо провести выходные).Учащиеся способны: поприветствовать кого – либо и попрощаться, используя различные средства языка в зависимости от социальной характеристики партнёра (незнакомый, взрослый человек, друг и т.д.); представиться и или представить кого - либо, назвав своё имя, возраст, место проживания, место рождения, занятие (работает или учится в школе); запросить информацию о самочувствии кого – либо и о том, как идут дела, отреагировать на соответствующие вопросы; попросить помощи в выполнении задания на уроке; предложить свою помощь в выполнении чего – либо и отреагировать (согласием или несогласием) на предложение помощи.
Научить описывать (на элементарном уровне) людей, предметы, животных и действия с ними.
Коммуникативные намерения:
описать что – либо; охарактеризовать кого – либо; запросить информации о чем – либо. Учащиеся способны: назвать имя, возраст, национальность, род занятий, место проживания и т.д. и запросить информацию о ком- либо; описать животное (название, что оно умеет делать, какое оно), запросить соответствующую информацию о каком – либо животном; описать предмет (название, принадлежность, качество, месторасположение) и запросить соответствующую информацию о каком – либо предмете; сообщить о том, что делает, что будет делать или что делал, и спросить кого – либо о том же; прокомментировать действия сверстников (что и как делают); описать (на элементарном уровне) маршрут (дорогу) до… 9назвать номер домов, транспорт, на котором можно доехать ); описать куклу(назвать имя, дать характеристику её внешности, описать её одежду); расспросить кого – либо о любимом занятии (напитках, блюдах, учебных предметах и т.д.) и ответить на соответствующие вопросы.
Научить выражать свои желания, потребности и реагировать на желания, потребности собеседника.
Коммуникативные намерения:
выражение радости, удивления, восхищения, сожаления, пожелания, огорчения. Учащиеся способны: выразить пожелание сделать что – либо (купить, поехать, прочитать, пойти в кино и т.д.); отреагировать на предложение друга сделать что – либо согласием/несогласием, радостью, удивлением и т.д.; выразить желание иметь что – либо и отреагировать на предложение иметь что – либо; запросить информации о желаниях партнера по общению.Научить понимать и уметь выражать требования, указания, команды, отказ (в общении со сверстниками и взрослыми). Учащиеся способны: попросить кого – либо выполнить просьбу, требование, указание, команду; выполнить действие, выразить согласие/несогласие по поводы просьбы; отдать команду; выразить отказ на чью – либо просьбу; комментировать выполнение действия, указывая на качество его выполнения.Обучение аудированиюЗадачи обучения Предполагаемый результат
Развивать механизмы аудировнияУчащиеся способны: см.выше (первый этап), а также выполнять указанные выше задания с опорой на печатный вариант высказывания.
Научить понимать основное содержание текстов как с опорой на зрительную и двигательную наглядность, так и без неё. Учащиеся способны: см.выше, а также (на элементарном уровне): придумать конец рассказа ( на марийском языке); выбрать заголовок; определить основную тему сообщения (о чем идет речь).
Обучение чтению
Задачи обучения Предполагаемый результат
Развивать технику чтения (вслух и про себя). Учащиеся знают буквы, умеют прочитать их и назвать звуки, которые они передают. Учащиеся способны: быстро и точно устанавливать буквенно – звуковые соответствия; правильно озвучить графический образ слова и соотнести его со значением, т.е. понимать читаемое; читать по синтагмам, объединяя слова в определённые смысловые группы; прочитать в естественном темпе текст, построенный на знакомом языковом материале, с пропущенными буквами, словами или рисунками вместо знакомых слов с неизвестной графикой; выразительно, с правильным ударением и интонацией прочитать вслух (обращённое чтение).
С полным пониманием содержания текста. Учащиеся способны: прочитать текст про себя, точно и полно понять его содержание (пользуясь, в случае необходимости, построчными сносками, языковой догадкой) и отреагировать на его содержание не вербально: см. выше, а также: выполнить инструкцию, сделать что – либо по рецепту; соотнести рисунок с текстом (его частями); вербально: см. выше, а также: ответить на вопросы относительно деталей содержания; составить своё школьное расписание, рецепт; расположить отдельные части текста в последовательности, соответствующей прочитанному тексту; поставить вопросы к тексту.
Обучение письму
Задачи обучения Предполагаемый результат
Овладеть графикой марийского языка, т.е. написанием букв, буквосочетаний и их соотнесённостью со звуками и звукосочетаниями данного языка. Учащиеся способны: списывать прописи букв, буквосочетаний; переводить звуки речи в графические символы (буквы и буквосочетания); писать самостоятельно и графически правильно буквы, буквосочетания и слова.
Овладеть орфографией (правописанием) слов, усвоенных в устной речи. Учащиеся способны: написать зрительный диктант (дети видят написанное на доске, читают про себя и вслух, затем написанное с доски стирается и ученики пишут по памяти); написать орфографический диктант.Выполнить письменные задания, пользуясь усвоенными графикой и орфографией. Учащиеся способны: выполнить письменно лексические и грамматические упражнения; составить подписи к картинкам; ответить письменно на вопросы по прочитанному тексту; составить план устного сообщения; написать о животном, которое нравится.
Написать короткое поздравление сверстнику с днём рождения, Новым годом, Рождеством, Днём матери. Учащиеся способны: поздравить сверстника с праздником с опорой на поздравление - образец.
Таким образом, научно обоснованные формы и методы преподавания родных языков в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы и учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.
3. Содержание учебного курса
Систематический курс (1-4 классы) марийского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Важными в начальном курсе «Марийского языка» является разделы «Звуки и буквы» «Слово. Предложение. Текст». Основные универсальные учебные действия по этому разделу обучающиеся приобретают в период обучения грамоте по русскому языку. Они получают сведения о гласных и согласных звуках и буквах, слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих, звонких, мягких и твердых согласных, учатся выполнять простейший фонетический анализ слов. На уроках марийского языка при работе над темой «Звуки и буквы» необходимо направить на правильное произношение марийских звуков, а также и на совершенствование культуры речи, верное произношение слов, развитие дикции. Особое место отводится в программе работе над словом. Слово рассматривается в лексическоми грамматическом плане. В начальных классах изучаются части речи, подготовка к изучению частей речи на уроках русского языка начинается с 1 класса. Дети учатся различать слова-предметы, признаки, действия по вопросам. Вводится понятие о видах предложений (повествовательных, вопросительных, побудительных, о членах предложения, о связи слов в предложении). Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности, как на уроках русского, так и на уроках родного языка. Поэтому универсальные учебные действия, указанные в программе каждого раздела развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.
Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении марийскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных учебных действий в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)
4. Тематическое планирование
Название раздела Кол-во часов
по прогпо КТП
1 Школ 5 5
2 Шыже5 5
3 Шотлымаш5 5
4 Вургем5 5
5 Курчак театр 5 5
6 Теле5 5
7 Йошкар-Ола 5 5
8 Эмлыме верыште6 6
9 Шошо6 6
10 Марий пайрем6 6
11 Эрдене6 6
12 Чодыраште6 6
13 Иктешлымаш3 3
Итого 68 68
6. Система оценивания обучающихся полученных знаний по марийскому государственному языку.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы предусматривает закрепление основных направлений и целей оценочной деятельности, описание объекта и содержания оценки, критерии, процедуры и состав инструментария; оценивание, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентирование образовательного процесса на полноценное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов и формирование универсальных учебных действий; обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования; составление динамики оценок учебных достижений обучающихся и эффективности деятельности образовательного учреждения. Важную роль в обучении марийскому языку играет целенаправленная работа по развитию учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением. При изучении курса «Марийский язык» осуществляется становление универсальных учебных действий, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля, но результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему
1. АУДИРОВАНИЕ .Во время оценивания аудирования необходимо соблюдать:
1.1. понимание прочитанного текста на марийском языке;
1.2.умение отвечать на вопросы по тексту;
Отметка "5" ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся полностью поняли содержание марийской речи, соответствующей программным требованиям в зависимости от класса.
Отметка "4"ставится в том случае, если коммуникативная задача решена, а при этом учащиеся поняли содержание марийской речи, соответствующей программным требованиям в зависимости от класса, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание содержания услышанного в целом.
Отметка "3"ставится в том случае, если коммуникативная задача решена, при этом учащиеся поняли только основной смысл марийской речи, соответствующей программным требованиям в зависимости от класса.
Отметка "2"ставится в том случае, если учащиеся не поняли смысла иноязычной речи, соответствующей программным требованиям класса.
2. ГОВОРЕНИЕ Во время оценивания говорения на марийском языке необходимо обращать внимание:
2.1 умение говорить по данной теме;
2. 2. Умение использовать во время говорения речевой материал;
2. 3. Умение вступать в беседу с другим человеком;
2.4. умение говорить без ошибок.
Отметка "5"ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания учащихся соответствовало поставленной коммуникативной задаче и при этом их устная речь полностью соответствовала нормам марийского языка в пределах программных требований в зависимости от класса.
Отметка "4"ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания учащихся соответствовало поставленной коммуникативной задаче и при этом учащиеся выразили свои мысли на марийском языке с незначительными отклонениями от языковых норм, а в остальном их устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса.
Отметка "3"ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания учащихся соответствовали поставленной задаче и при этом учащиеся выразили свои мысли на марийском языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, понять содержание сказанного.
Отметка "2"ставится в том случае, если общение не осуществилось или а высказывания учащихся не соответствовали поставленной коммуникативной задаче, учащиеся слабо усвоили пройденный языковой материал и выразили свои мысли на марийском языке с такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержание большей части сказанного.
3. ЧТЕНИЕ 3. Во время оценивания чтения на марийском языке необходимо обращать внимание:
3.1. понимание содержания и основной идеи прочитанного текста;
3.2. умение получать информацию из прочитанного текста;
3.3. Умение ставить вопросы к прочитанному тексту и умение отвечать на вопросы по тексту;
Умение составлять новый текст на основе прочитанного текста.
Отметка "5" ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста в объеме, предусмотренном заданием, чтение учащихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка "4"ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и частностей не влияющих на понимание этого текста в объеме предусмотренном заданием, чтение учащихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка "3"ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся поняли и осмыслили главную идею прочитанного текста на марийском языке в объеме, предусмотренном заданием, чтение учащихся в основном соответствует программным требованиям в зависимости от класса.
Отметка "2"ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена, учащиеся не поняли содержания прочитанного текста на марийском языке в объеме, предусмотренном заданием и чтение учащихся не соответствовало программным требованиям для данного класса.
7. Материально-техническое обеспечение
1.. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. УКАЗ Президента Республики Марий Эл от 13 декабря 1997г. № 473 «ОБ утверждении концепции государственной национальной политики, изучение марийского (государственного) языка в образовательных учреждениях».
3.Программа марийского государственного языка.1-11классы: Министерство образования РМЭ, 2011
4.Учебник Марий йылме. 3 класс, Йошкар- Ола: Марийское книжное издательство,2008
Литература:
1. Учебник Марий йылме. 3 класс, Йошкар- Ола: Марийское книжное издательство,2008
2. Емельянов П.Е. Дидактический материал по марийскому языку. 3 класс.- Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1995.
5. Календарно- тематическое планирование
№ Дата Тема урока Кол. по прог. Кол. по КТП Отм. о вып.
1 тема Школа 5 5 1 Таче икымше сентябрь 1 1 2 Классыште мо уло? 1 1 3 Мый шотлем1 1 4 Кушто мыйын ручкам? 1 1 5 Ушештарымаш1 1 2 тема Шыже 5 5 6 Тый каласе, шыже кече1 1 7 Шыже1 1 8 Понгым погена1 1 9 Шыжым чодыраште1 1 10 Ушештарымаш1 1 3 тема. Шотлымаш 5 5 11 Шотлена1 1 12 Мош шога? 1 1 13 Матти кевытыш кая1 1 14 Пазарыште1 1 15 Ушештарымаш1 1 4 тема Вургем 5 5 16 Вургем1 1 17 Йомакым лудына1 1 18 Кевытыште1 1 19 Шудо вургем1 1 20 Ушештарымаш1 1 5 тема Курчак театр 5 5 21 Курчак театрыште1 1 22 Йоча –влак курчакым ыштат1 1 23 Йомакым модына1 1 24 Марий курчак театр 1 1 25 Ушештарымаш1 1 6 тема Теле 5 5 26 Таче могай игече1 1 27 Теле1 1 28 У ий толеш1 1 29 Ёлкым сорастарена1 1 30 Ушештарымаш1 1 7 тема Йошкар-Ола 5 5 31 Йошкар-Ола 1 1 32 Ме Йошкар _Олашке каена1 1 33 Уремыште1 1 34 Шекланыза корнышто1 1 35 Ушештарымаш1 1 8 тема Эмлыме верыште6 6 36 Ко черле? 1 1 37 Врач толеш1 1 38 Мый врач лиям1 1 39 Мый таза лийнем1 1 40 Мутер почеш паша 1 1 41 Ушештарымаш1 1 9 тема Шошо 6 6 42 Маска шошым вуча1 1 43 Шошо толын1 1 44 Удырамаш пайрем1 1 45 Ончалза могай ме улына1 1 46 Йылме лывыртыме паша 1 1 47 Ушештарымаш1 1 10 тема. Марий пайрем 6 6 48 Марий пайрем1 1 49 Мелна –Уярня кочкыш1 1 50 Унам вучена1 1 51 Матти унала толеш1 1 52-53 Мутер паша
Ушештарымаш2 2 11 тема Эрдене 6 6 54-55 ЭрденеМутер дене паша 2 2 56-57 Чывыжат воштылешФизкультурник улына2 2 58 Айста модына1 1 59 Ушештарымаш1 1 12 тема Чодыраште 6 6 60 Чодыраште1 1 61 Кайыкым аралыза1 1 62 Рывыж дене тумна1 1 63 Ер серыште1 1 64 Йылме лывыртыме паша 1 1 65 Ушештарымаш1 1 13 тема Иктешлымаш 3 3 66 Йомакым лудына1 1 67 Словарь дене паша 1 1 68 3-шо классыште туннеммым иктешлымаш1 1 Итого 68 68