Урок истории для учащихся 8-9 классов Первая мировая война
МКОУ ЯРКУЛЬСКАЯ СОШ КУПИНСКОГО РАЙОНА
Методическая разработка урока
для учащихся 8-9 классов
« Первая мировая война»
Автор: учитель истории и обществознания
Азимова Светлана Петровна
Яркуль 2014
Урок истории « Первая мировая война»
Урок изучение нового материала.
Цель урока: Познакомить учащихся с Первой мировой войной, сформировать представление о масштабах и основных событиях I мировой войны.
Задачи урока:
Раскрыть причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств.
Продолжить развивать умения работать и взаимодействовать в группе.
Продолжить формировать умения работать с дополнительной и справочной литературой, интернет ресурсами.
Формировать умения и навыки работы учащихся сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи.
Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами.
На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны.
Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма.
План урока
Орг.момент
Эмоциональный настрой
(Выразительное чтение стихотворения «Подвиг войны»)
Подготовка к восприятию. Составление кластера.
Деление учащихся на группы по принципу «Собери мозаику»
Изучение нового материала:
Работа в группах:
Самостоятельный поиск материала и информации.
Соревнование между группами.
(Пять заданий)
Подведение итогов
Рефлексия
Итог.
Домашнее задание.
Основные понятия: война, мировая война, равновесие сил, пацифизм, милитаризм, реваншизм.
Оборудование: компьютер с выходом в интернет, энциклопедии и справочники, дополнительная литература по теме, карточки для деления на группы, рабочие листы и таблицы.
Формы и виды деятельности: поиск информации, творческая деятельность, соревнование между группами.
Ход урока:
Организационный момент.
Выразительное чтение стихотворения
Подвиг войны
Не первый вечер пели волныВ народном море, и стоналСтихийный ветер, мощи полный,И к небу гимн летел, как вал;Опять на небе пламенелаЗаря, невиданно ясна,Когда из вражьего пределаДомчалась весть войны. Война!Война! Война! Так вот какиеОтверзлись двери пред тобой,Любвеобильная Россия, Страна с Христовою судьбой!Так приими ж венец терновыйИ в ад убийственный сойдиВ руке с мечом своим суровым, С крестом, сияющим в груди!Прости, несжатый, мирный колос!Земля родимая, прости!Самой судьбы громовый голосЗовет Россию в бой идти.Не празден будет подвиг бранный, В крови родится новый век,И к пашне, славой осиянный,Вернется русский человек…
Учитель: о чем пойдет речь сегодня на уроке?
( о войне)
Подготовка к восприятию
Прием кластер
Учитель предлагает составить кластер «Война»
Последовательность действий при построении кластера:
Посередине чистого листа написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»)По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Мировая
Гражданская
Великая
Отечественная
Холодная
Война
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с событиями Первой Мировой войны. Эту войну называли «Великой», Второй Отечественной, а также неформально (и до революции, и после) – Германской.
Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, продолжалась 1568 дней. В ней участвовало 38 государств с населением свыше 1,5 млд человек из существовавших тогда 59 стран.
Деление учащихся на группы по принципу « Собери мозаику»
Учащиеся получают разрезанные изображения, нужно собрать целое. Придумать команде название.
Изучение нового материала
На этом этапе учащиеся самостоятельно собирают информацию, которая поможет успешно выполнить задания.
Как можно больше информации нужно собрать о Первой мировой войне 20- 25 минут
Соревнование между группами:
1 задание: Участники.
Учащиеся заполняют таблицу ( за правильно выполненное задание 9 баллов, 1 балл за правильно определенную позицию)
Тройственный союз Антанта
Распределить следующие страны в колонки таблицы.
Германия, Россия, Австро-Венгрия, Япония, Англия, Италия, Франция, Османская империя, Болгария.
2 задание: Как начиналась война?
Учащиеся должны заполнить вторую часть таблицы.( за правильно выполненное задание 6 баллов,1балл за каждую правильную строку)
28 июля 29 июля 1 августа 3 августа 4 августа 6 августа 28 июля Австро – Венгрия объявила войну Сербии
29 июля Россия начала частичную мобилизацию
1 августа Германия объявила войну России
3 августа Германия объявила войну Франции
4 августа Англия объявила войну Германии
6 августа Австро – Венгрия объявила войну России, а в ответ ей объявили войну Англия и Франция
3 задание: Вопрос – ответ ( Команды по очереди отвечают на вопросы, правильный ответ 2балла,дополнение к ответу 1 балл)
Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?
Как развивались события после убийства в Сараево?
Назвать причины войны.
В войну были вовлечены 38 государств с населением в 1,5 млрд.человек. Под ружье было поставлено 67 млн.чел. Почему столь масштабной оказалась война?
Характер войны.
1914 год. В чем заключался план молниеносной войны? Почему он был сорван? Назовите крупнейшие сражения 1914 года. Каковы главные итоги военной компании 1914 года?
1915 год. Какова была главная стратегическая задача Тройственного союза? Какие новые страны присоединились к Тройственному союзу и почему? Итоги военной компании 1915 года.
1916 год. Назовите главные сражения 1916 года и их итоги. Основные сражения на море и их итоги. Как отражались военные события на жизненном уровне населения воющих стран?
1917 год Россия в I мировой войне в 1917 - начале 1918 гг. Каковы особенности военных действий в 1917 году? Назовите главные сражения 1917 года. Главные итоги военной кампании 1917 года.
1918 год. В чем заключается последний стратегический план германского командования, разработанный Гинденбургом? Почему он провалился? Какие события способствовали поражению в войне стран Тройственного союза? Где и когда закончилась I мировая война?
4 задание: Знаете ли вы?..
Привести интересные факты касающиеся Первой мировой войны. ( За каждый приведенный факт 2 балла)
Например: Знаете ли вы, что в Первой мировой войне впервые было применено химическое оружие и т.д.
5 задание: Листовка.
Необходимо оформить информационный листок « Первая мировая война»
( за выполненное задание 10 баллов)
IV. Подведение итогов.
Награждение победителей, выставление оценок.
Подвести итоги по заданиям и общекомандный итог.
V. Рефлексия.
1. Я участвовал активно / пассивно
2. Своей работой я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал5. Новую тему усвоил / не усвоил
6. Урок мне Понравился / не понравился
Полезный / бесполезный
интересный/ скучный
VI. Итог.
Учитель: Первая мировая война стала прологом потрясений двадцатого века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества. Начатая ради величия империй, она через четыре года разрушила сами империи.
VII. Домашнее задание: Найти информацию по теме « Новониколаевск в годы Первой Мировой войны»
Литература:
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.М.Ю.Брандт История России. ХХ начало . ХХI века,М.: Просвещение,2010.
Кредер А,А. Новейшая стория зарубежных стран 1914-1997: учебник для 9 класса:М.:ЦГО,2000
Ю.В.Изметьев Россия В XX веке Исторический очерк Издательство «Перекличка» Нью-Иорк,1990
Поцелуев В.А. История России XX Cтолетия,М,:Гуманит.изд.центрВЛАДОС,1997
Алексей Брусилов// Рыжов, К. В. Сто великих россиян/ К.В. Рыжов. – М.: Вече, 2001. - С.305-310.Первая мировая война: Пролог XX века. – М.: Наука, 1999