Разработка урока по предмету : Человек.Общество.Право. тема- Уголовное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Тема:« Основы уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних»
Цели урока:
Образовательные:
формирование правовых знаний о уголовном праве, преступлении и уголовной ответственности несовершеннолетних;
формирование умения анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения;
осознание неотвратимости наказания за совершение преступления.
Развивающие:
развитие логического мышления и речи учащихся;
формирование умения работать самостоятельно с нормативно-правовыми документами и анализировать их;
Воспитательные:
повышение уровня правовой грамотности и культуры ;
воспитание уважения к праву;
формирование активной жизненной позиции.
Тип урока: Комбинированный
Межпредметная связь: Уголовное право, основы теории государства и права.
Используемые технологии, методы и приемы: показательный ответ,
Оснащение урока:слайд-шоу, доска, нормативно-правовые документы, Уголовный кодекс РК, тестовые задания, карточки, задачи, слайды.
Используемая литература.
1. "Конституция Республики Казахстан"
2. «Уголовный кодекс РК»
2. Калинкина Е.Г. Современные образовательные технологии: дебаты на уроках истории и обществознания // Образовательные технологии на уроках истории и обществознания: теория и практика. - Н.Новгород: НГЦ, 2001.
3. Калинкина Е.Г. О программе "Гражданское образование" // Школа, апрель 1999.

План урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1.Индивидуальный опрос.
2. Глоссарий юридических терминов (соотнесите термины с определением).
III Объяснение новый темы
IV. Закрепление темы:
- Самостоятельная работа по задачам
V. Подведение итогов – тестирование.
VI. Домашнее задание
Оценивание.
Ход урока:
Организационный момент:
Цель-подготовка уч-ся к работе на уроке
Откройте тетради, кодекс, сосредоточитесь, настройтесь на рабочий лад.
Определение новый темы, цели урока, план урока.
1. Учитель: « Целью сегодняшнего урока является изучение нового материала, хотя чатично мы уже знакомы с этой темой значений этой темы велико, она актуальна в наше трудное и несправедливое время. Даже ребёнку необходимо знать, что такое хорошо, а что - плохо. А уж тем более всем нам, здесь находящимся! Мы должны обладать правовой культурой, знать законы, т.к. их нарушение приводит общество в дикое, варварское состояние. Но, к сожалению, бывает и так: человек знает, что за любое преступление следует наказание, но почему, он идёт на преступление?
В течение урока нам предстоит ещё раз обратиться к данной теме и закрепить знания с помощью правовых задач и ситуаций.
Сейчас проведем работу с терминами
II. Проверка домашнего задания
1.Индивидуальное задание.
2. Глоссарий юридических терминов (соотнесите термины с определением).

1. Право - Глава государства

2. Конституция – Власть народа
3. Демократия – Правовая связь физического лица с государством
4. Гражданство – Правила поведения установленные государством
5. Президент - Основной закон государства
Учащиеся обмениваются листами с ответами и проверяют друг у друга. Выставляют оценку.
Мы с вами вспомнили основные термины и понятия .
Теперь поработаем в группах. Ассоциации.
3. Работа с понятиями темы .
Задание : Работа в группах составляете список основных понятий темы – правонарушения , проступок, преступления, кодекс, уголовное право, уголовная ответственность вменяемость, конфискация, вандализм, мошенничество, шпионаж, закон, присяжные заседатели, невменяемость, незаконное задержание, вымогательство, хулиганство, шантаж и т. д.
Чтение ассоциаций в группах устно.
4. Давайте вспомним основные понятия с которыми нам придется сегодня работать
Правонарушения – это нарушения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Классификация правонарушений. Вопросы к классу : Что такое правонарушение, проступок и преступление. Чем отличается проступок от преступления.


5 . Сообщение
Уголовное право – это отрасль права, предметом которой являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления
Уголовное право определяет, какие деяния являются преступлениями, устанавливает виды и размер наказания, а также уголовную ответственность за них.
Нормы уголовного права закреплены в УК РК. Термин «уголовный» происходит от древнерусского слова «головьник» - убийца. УК РК делится на две части: общую и особенную. В общей части собраны нормы, имеющие отношение к любому преступлению. В особенной части даются конкретные виды преступлений с указанием вида и размера наказания за каждое из них.
Уголовная ответственность вид юридической ответственности за совершенное преступление, характеризующийся наиболее жесткими мерами государственного воздействия
6. Из приведенного перечня выделите преступления и проступки:
1) Вера А получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки ювелирных изделий, после чего скрылась (преступление – мошенничество).
2) 14-летние подростки баловались с огнем около трансформаторной будки, в результате чего обгорела дверь будки. (проступок – повреждение имущества).
3) Виктор П управлял машиной в нетрезвом состоянии. (проступок – управление машиной в нетрезвом виде).
4) В городе N была организована вооруженная пистолетами и автоматами группа для осуществления нападений на граждан и организации. (преступление – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
5) Яков Ш присвоил [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] произведения, созданного другим человеком. (проступок – нарушение авторских прав)
6) Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (преступление)
7) Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (проступок администратиный)
8) Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (проступок гражданский)
9) Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова. (проступок, административный)
7. Сообщение по теме « Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних».
Учащиеся
- Подростки с четырнадцатилетнего возраста могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение следующих преступлений:
убийство (ст. 96 Уголовного кодекса Республики Казахстан, далее – УК);
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 103 УК);
умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах (часть 2 ст. 104 УК);
изнасилование (ст. 120 УК);
насильственные действия сексуального характера (ст. 121 УК); похищение человека (ст. 125 УК);
кража (ст. 175 УК);
грабеж (ст. 178 УК);
разбой (179 УК);
вымогательство (ст. 181 УК);
неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения при отягчающих обстоятельствах (ч. 2,3,4 ст. 185 УК);
умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч.2,3 ст. 187);
терроризм (ст. 233 УК);
захват заложника (ст. 234 УК);
заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 242 УК);
хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ч. 2,3 ст. 255);
вандализм (ст. 258 УК);
хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 260 УК);
надругательство над телами умерших и местами их захоронения при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст. 275 УК);
умышленное приведение в непригодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 299 УК).
8. Сообщение по теме Виды наказаний применяемых к несовершеннолетним
Уголовный кодекс Республики Казахстан в статье 79 определяет виды наказаний, которые могут быть назначены несовершеннолетнему:
а) штраф;
Штраф назначается, если у несовершеннолетнего есть самостоятельный заработок или имущество, на которое может быть обращено взыскание. Размер штрафа устанавливается от десяти до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
Лишение права заниматься определенной деятельностью назначается несовершеннолетним на срок от одного года до двух лет.
в) привлечение к общественным работам;
Привлечение к общественным работам назначается на срок от сорока до 160 часов и заключается в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняется им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания несовершеннолетнего до 16 лет не может превышать двух часов в день, а несовершеннолетних от шестнадцати до восемнадцати лет – трех часов в день.
г) исправительные работы;
Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным, достигшим шестнадцатилетнего возраста, на срок до одного года.
д) арест;
Арест назначается, если к моменту вынесения судом приговора несовершеннолетний достиг шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев.
е) лишение свободы.
Наказание в виде лишения свободы несовершеннолетним может быть назначено не свыше 10 лет, а за убийство при отягчающих обстоятельствах – 12 лет. Детям от 14 до 16 лет, впервые совершившим преступления небольшой тяжести, лишение свободы не может быть назначено.
9 Сообщение по теме Принудительные меры воспитательного воздействия
Что такое принудительные меры воспитательного воздействия и в каких случаях они могут быть применены к несовершеннолетнему?
Уголовный кодекс Республики Казахстан в статьях 82-83 определяет виды и содержание принудительных мер воспитательного воздействия:
- предупреждение;
- передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
- возложение обязанности загладить причинный вред;
- ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;
- помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.
Решение задач
Задача1. Костя (16 лет) возвращался поздно вечером домой. Во дворе к нему неожиданно подошли трое парней и довольно нагло потребовали заплатить 100 рублей за проход. Костя успел заметить в руках одного из них нож. Видя Костино замешательство, ребята стали надвигаться на него, угрожая избить и вытрясти из него деньги. У Кости с собой была тяжелая сумка, он с размаху стукнул ею по голове ближайшего к нему «рэкетира» и бросился бежать. Косте повезло, и он успел скрыться в своем подъезде. Назавтра он узнал, что того парня увезли в больницу с сотрясением мозга. Как оценить поведение Кости?
Решение. Подростки угрожали жизни и здоровью Кости. При такой угрозе любые действия по обороне не будут являться преступными. То, что совершил Костя, называется действия в состоянии необходимой обороны . Несмотря на то, что он причинил вред здоровью «рэкетира», он не подлежит уголовной ответственности.

Задача 2. Макаров (15 лет), Себенцов (14 лет) и Яковлев (13 лет) жили в одном доме и дружили с детства. Вечером, сидя во дворе на скамейке и болтая о том о сем, они увидели изрядно подвыпившего человека, возвращавшегося домой.
Может у него есть деньги? Пивка бы попить! сказал Макаров, который всегда был заводилой в этой компании.
Друзья его поняли с полуслова. Себенцов и Яковлев пошли следом за пьяным в подъезд. Через несколько минут они вышли довольные. Подойдя к Макарову, Себенцов подал ему деньги и сказал:
Удачно получилось! Видать, он зарплату получил.
А затем, кивнув в сторону Яковлева, добавил:
Я и руки-то не успел скрутить, как он шустро его обшарил.
Кого можно привлечь к уголовной ответственности? Назовите формы соучастия.
Решение.
К уголовной ответственности можно привлечь только тех подростков, которые достигли 14 лет, т. е. Макарова и Себенцова. Согласно УК РК уголовная ответственность за грабеж наступает с 14 лет. Яковлева (ему только 13 лет) нельзя привлечь к уголовной ответственности.
Теперь о характере совершенного преступления.
Грабеж, т. е. открытое (закон имеет в виду открытое не для посторонних лиц, а прежде всего для собственника имущества), похищение чужого имущества, совершенное группой лиц. Роли среди данной группы распределились следующим образом. Макаров организатор: он указал на объект хищения; он продумал то, что у подвыпившего человека можно будет довольно просто изъять имущество, и именно, поэтому указал не на какого-то крепкого мужчину; он уже наметил, куда будут истрачены деньги («пивка бы попить»). Себенцов и Яковлев исполнители, которые между собой распределили роли (один руки вяжет, другой вытаскивает нужное из карманов).
Задача 3 Киреев, взяв в долг у Долина 300 долларов, не смог их вовремя вернуть. Долин обратился с просьбой помочь вернуть деньги к Хоркунову и Носыреву. Последние вывезли Киреева на дачу и, применяя угрозы и насилие, требовали возвращения денег.
Будут ли Долин, Хоркунов и Носырев привлечены к уголовной ответственности? Если да, то, за какие преступления?
Решение.
В соответствии с условиями задачи Киреев не вернул долг Долину. Но их правоотношения являются гражданскими, и даже если Киреев добровольно не отдает долг, Долин имеет возможность защищать свои права в суде.
В соответствии со УК РК, вымогательство - это требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.
Таким образом, требование совершения любых действий имущественного характера под угрозой насилия – это вымогательство. Долин, Хоркунов и Носырев совершили преступление – вымогательство, за что и должны отвечать. Кроме того, возможно будут отвечать и за похищение человека
Подводится итог:
Как вы считаете, нужно ли обладать правовой культурой? Почему?
Сегодня на уроке вам пришлось много отвечать на различные вопросы, самостоятельно работать, решать задачи. Обратите внимание на те общие моменты, которые вам пришлось употреблять в вашей работе-
- умение обобщать;
- умение строить свой ответ, опираясь на дополнительный материал;
- умение применять свои знания при решении проблемных ситуаций.
Закрепление материала.
Тесты
1.Верны ли суждения
А. Граждане обладают дееспособностью с момента рождения
Б. Гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности только с 18 лет
1) верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны

2. Верны ли суждения
А. Главным признаком преступления является противоправность
Б. И преступления и правонарушения одинаково опасны для общества
1) верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны

3.Нормы уголовного права применяются, если
1) нарушен порядок усыновления
2)произошло незаконное увольнение
3)совершено хищение
4) не выполнен договор

4. Преступлением называется
1) отказ от участия в выборах
2) общественно -опасное деяние
3) дисциплинарный проступок
4) религиозный фанатизм

5.Видом уголовного наказания является
1) лишение гражданских прав
2) обязательные работы
3) предупреждение
4) выговор

6. В отличие от административного правонарушения уголовное
1) всегда строго наказывается
2) является общественно-опасным
3) является противоправным действием
4) предполагает виновность лица

7. Верны ли суждения
А. Уголовное наказание зависит от тяжести преступления
Б. К несовершеннолетнему могут быть применены только меры воспитательного воздействия
1) верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны


8. Найдите в приведенном ниже списке наказания, применяемые только в уголовном праве. Выпишите цифры, под которыми они указаны.
1) штраф
2) обязательные работы
3) лишение свободы
4) исправительные работы
5) лишение специального звания
6) пожизненное лишение свободы
Ответ:--------------------------------

9. К несовершеннолетним не может быть применено наказание в виде
1) штрафа
2) пожизненного лишения свободы
3) мер воспитательного воздействия
4) обязательных работ

10. Найдите в приведенном ниже списке деяния, за которые ответственность наступает с 14 лет. Выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания
1) нанесение морального вреда
2) угон транспортного средства
3) неуплата налогов
4) разбойное нападение
5) контрабанда
6) вымогательство
Ответ: --------------------------

Рефлексия: учитель просит учеников перед уходом на перемену подойди к интерактивной доске и изобразите своё настроение на уроке, понравилось или нет ( ).
Д.з в начале урока пар.48 составить 3 ситуации по данной теме.



Ответы
1) 4
2) 4
3) 3
4) 2
5) 2
6) 2
7) 1
8) 1
9) БААББ
10) 456
11) 1
12) ААББАБ
13) 1
14) 2
15) 246
16) 2





Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 415