Внеклассное мероприятие Профсоюзное движение и трудовые права несовершеннолетних


Цель: Познакомить старшеклассников с основными статьями Трудового кодекса РФ, в которых закреплены их трудовые права, а также с функциями профсоюзов.
Задачи:
Обучающие
- изучение нового материала, используя разные формы и методы работы,
Развивающие
- развитие мыслительных способностей,
- формирование умений и навыков таких как:
выделять главное
сопоставлять и делать выводы, обобщения через работу с разными источниками знаний.

Воспитательные:
- формирование умения работы в группе,
- воспитания уважения к родной истории

Форма урока: изучения нового материала
Методы: Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, методы проблемного изложения и частично-поисковый.
Оборудование урока:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видеоролики, раздаточный материал, брошюры: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», стикеры жёлтого и зелёного цвета, бумага, вырезанная в форме листьев ростка (см. эмблему Профсоюза работников народного образования и науки РФ. В центре раскрытой книги - зеленый прямой росток с пятью равновеликими листьями).
Основные понятия и термины: труд, права несовершеннолетних, профсоюзное движение, достойный труд.

План:
Что такое труд
Трудовые права несовершеннолетних
Профсоюзное движение

Проблемный вопрос: Какова роль профсоюза в создании достойных условий труда?
I этап – организационный
Класс делится на 4 группы для работы на уроке. Запись темы урока.
Постановка целей и задач перед учащимися на урок.

II этап – ход урока
Беседа с учащимися:
- Скажите, а вы когда-нибудь работали?
- Чем отличается работа, которой занимаются ваши родители от вашей работы?
- Как вы считаете, могут ли в нашей стране работать ваши сверстники?
Для того чтобы не гадать, а правильно ответить на вопрос, нам необходимо обратиться к закону, который регулирует эти отношения – Трудовому Кодексу РФ. Именно он регулирует отношения между работодателями и работником. Некоторые статьи Кодекса нам необходимы при анализе предложенных проблемных ситуаций.
Работа в группах: решение проблемных ситуаций
Учитель раздает учащимся статьи ТК РФ.
После выполнения заданий группы представляют результаты работы. Учитель комментирует выступления, в случае необходимости корректирует их.

1 проблемная ситуация
15-летняя Катя устроилась работать в салон красоты техничкой. Старший мастер потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Катя обратилась за консультацией.

2 проблемная ситуация
Во время каникул 14-летний Гоша решил устроиться на работу промоутером. Родители Гоши возражают. Может ли подросток в этом случае быть принят на работу?

3 проблемная ситуация
Саше 16 лет. Он хочет устроиться на работу грузчиком в ночную смену: тогда днем он сможет посещать занятия в лицее. Будет ли Саша принят на работу?

4 проблемная ситуация
16-летняя Наташа попросила предоставить ей отпуск в июле. Заведующий базой отказал ему и пояснил, что у него составлен график отпусков, и Гоша может уйти в отпуск только в декабре. Прав ли заведующий базой?

Работа в группах: Ролевая игра «Гуси-лебеди»
Учащиеся выбирают ситуацию и вместе, опираясь на выдержки из ТК РФ, находят решение и представляют его перед классом, зачитывая закон для объяснения.
Ситуация 1. Чудо-печка
Родители уехали по делам, доверив младшего сына на попечение Машеньки. Расстроенная девочка не заметила, как гуси-лебеди похитили малыша. Она отправилась на поиски брата.
По пути Машеньке попалась печка. На просьбу девочки сказать, не пролетали ли птицы с похищенным братом, печка предложила ей вначале поработать.
Вопрос: может ли Машенька работать в ночную смену по доставке (разгрузке/погрузке) ржаной муки к печке для выпечки пирожков?

Ситуация 2. Чудо-яблонька
Дальше на своем пути Машенька встретила яблоньку. На просьбу девочки сказать, не пролетали ли птицы с похищенным братом, яблонька предложила ей вначале поработать.
Вопрос: может ли яблонька заставить Машеньку работать по очистке сада от листьев целый день – с 6 часов утра до 21 часа вечера?

Ситуация 3. Чудо-речка
Побежала девочка дальше и очутилась на кисельном берегу молочной речки. На просьбу девочки сказать, не пролетали ли птицы с похищенным братом, речка предложила ей вначале поработать.
Вопрос: Может ли Машенька продавать в ночном клубе крепленый молочный коктейль?

Ситуация 4. У бабы-яги
Добежала Машенька до избушки бабы-яги и видит, что ее братец томится в неволе. На просьбу девочки отдать ей брата, баба-яга предложила ей вначале поработать. Девочка трудилась не покладая рук и заслужила отпуск. Но баба-яга не хотела ее отпускать и загружала всяческой работой. Спустя долгое время колдунья дала девочке две недели отпуска.
Вопрос: Права ли баба-яга по предоставлению Машеньке отпуска?

Беседа с учащимися:
Мы познакомились с несколькими статьями Трудового Кодекса Российской Федерации, который действует на сегодняшний день. В нем 14 разделов, 424 статьи.
- Как вы думаете, зачем законодателям понадобилось такое количество статей в Кодексе?
-Интересы у работника и работодателя во многом не совпадают, но если они все же вылились в конфликт, как его можно цивилизованно разрешить?
Многие конфликтные ситуации, действительно, разрешаются в судебном порядке. Но есть у работников и еще один способ разрешения конфликтов. Это обращение в профсоюзную организацию.
- Кто из вас знает что-либо о профсоюзных организациях?
Сообщения учащихся об истории профсоюзного движения (опережающее домашнее задние)
Сообщение №1
Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».) Согласно российскому законодательству, каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право, без всякого предварительного разрешения, по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюза.
Учащиеся учреждений профессионального образования (высшего и среднего) также могут вступать в профсоюзы. Школьники, как не занимающиеся профессиональной деятельностью, не могут быть членами профсоюза. Право на объединения в профсоюзы – одно из важнейших демократических прав граждан Российской Федерации, закрепленное Конституцией (ст. 30) и Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (гл. I, ст. 2). Главная цель объединения в профсоюзы – обеспечение представительства социально-экономических и трудовых интересов и прав работников перед работодателем (директором завода, школы, фирмы) и органами власти (Правительством РФ, Правительством Москвы, Министерствами и ведомствами).

Сообщение №2
Профсоюзное движение зародилось в Великобритании на рубеже 18 – 19 веков с появлением наемного труда на производстве. Противоречия между промышленниками - собственниками и рабочими привели к формированию самосознания рабочих, осознанию ими необходимости объединения в организацию, отстаивающую их социально-экономические интересы (продолжительность рабочего дня, условия труда и их безопасность, уровень заработной платы).
Труд был тяжелым и незащищенным. Продолжительность рабочего дня составляла от 13 до 15 часов. Оплачиваемого отпуска не было. Предписания на фабриках были строгими и не допускали перерывов для отдыха. Любое противодействие вело к вычетам из заработной платы и даже увольнениям. Активно использовался детский и женский труд. В 1839 году половина рабочих Великобритании была моложе 18 лет, половину из них составляли женщины и дети.
Несчастные случаи на производстве были частыми и различными по своему характеру: от взрывов паровых машин до потери рук или ног в результате несчастных случаев. Металлургия была опасна из-за возможности получения ожогов. Хлопковая пыль на ткацких фабриках приводила к астматическим заболеваниям. У горняков развивался силикоз при вдыхании шахтной пыли, свинцовая болезнь поражала типографских рабочих. Эти болезни, получаемые вследствие несоблюдения мер предосторожности, представляли серьезную опасность для здоровья. К 40 годам практически все фабричные рабочие имели профессиональные заболевания, однако никакой закон не защищал рабочих от риска, связанного с профессией. Обострение взаимоотношений наемных работников и работодателей часто приводило к стихийным выступлениям – рабочие покидали предприятие и отказывались снова приступать к работе, пока их требования не были удовлетворены хотя бы частично. Но эта тактика могла принести успех, только если с протестом выступали не отдельные недовольные, а крупные группы рабочих.

Сообщение №3
Профсоюзное движение первоначально было чисто мужским, женщин
в профсоюзы не принимали. Этим не без успеха пользовались предприниматели: используя новейшие разработки в области техники, упрощающие труд наемного работника, работодатели стремились заменить рабочих-мужчин на рабочих–женщин: более дешевую и менее организованную рабочую силу, привлекая их в качестве штрейкбрехеров.
Так как право женщин на работу не признавалось даже их же коллегами-мужчинами, женщинам Англии пришлось создавать свои собственные профессиональные организации. Наиболее массовое из них, «Общество защиты и охраны женщин» (впоследствии ставшее Женской профсоюзной лигой), смогло в 1874–1886 организовать около 40 профсоюзных отделений для женщин-работниц. Лишь в начале 20 века в Англии произошло слияние мужских и женских профсоюзов. Но и в наши дни в Англии, как и в других странах, доля членов профсоюзов среди женщин-работниц заметно ниже, чем среди работников мужчин.
В начале 20 века профессиональные союзы Англии объединяли более половины всех рабочих страны (в 1920 – около 60%). Такая высокая организованность профсоюзного движения надолго сделала его влиятельным участником политической и экономической жизни страны.





Сообщение №4
Становление и развитие профсоюзного движения в разных странах
происходило в целом по английскому образцу, но с запаздыванием и разными темпами. В России профсоюзы появились значительно позже, что было связано с тем, что она долгое время оставалась аграрным государством, где не была развита промышленность, существовало мелкотоварное производство. Лишь с развитием крупного фабрично-заводского производства и формированием рабочего класса создались предпосылки к появлению организаций, отстаивающих интересы рабочих. Датой рождения российских профсоюзов считается начало октября 1905 года, когда впервые было создано объединение отдельных профессиональных союзов. За свою столетнюю историю в каждый из исторических периодов профсоюзы выполняли свою главную задачу – представление интересов трудящихся.

Сообщение №5
Общие сведения об Общероссийском Профсоюзе образования
Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации - добровольное общественное объединение граждан, работающих в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления образованием, организациях, предприятиях и учреждениях образования и науки и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы.
Сокращенное название организации: Общероссийский Профсоюз образования.
Цели: представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза.
Основные направления деятельности: повышение уровня оплаты труда работников образования, совершенствование нормирования их труда. Правозащитная деятельность. Организация и проведение профессиональных конкурсов: «Учитель года», «Лидер в образовании», «Лучшие школы России», «Студенческий Лидер». Обеспечение прав членов Профсоюза на здоровые и безопасные условия труда и обучения. Защита социально-экономических прав и интересов студенчества. Международная деятельность. Внутрисоюзная деятельность.

Беседа с учащимися:
- Как вы думаете для чего нужны профсоюзы?
- Какие интересы защищают профсоюзы?
У современных профсоюзов сохраняются следующие основные функции:
-организационная
-регуляция социально-трудовых отношений
-защитная
-представительская
-контрольная
-информационная
Работа в группах: творческое задание
Попробуйте сформулировать те положения, которые были бы прописаны в трудовом договоре между работодателем и работником.
1 группа – должна записать социальные интересы работника
2 группа – должна записать экономические интересы работника
3 группа – должна записать трудовые интересы работника
4 группа – должна записать интересы работодателя
- Какова роль профсоюза в создании достойных условий труда?
- Важно ли чтобы профсоюзы были на предприятиях, офисах и производствах?
- Как работник может более эффективно защищать и отстаивать свои интересы?
III этап – закрепление урока
Выполнение индивидуальных заданий в форме теста по пройденному материалу.

IV этап – подведение итогов урока
Мы постарались рассмотреть проблему современного профсоюзного движения с разных точек зрения и ответить на вопрос: «Зачем и кому нужны профсоюзы в современной России?»
У вас на столах есть карточки-стикеры жёлтого и зелёного цвета. Прошу ответить на вопрос: «Нужен ли мне профсоюз?» «Да» – выбираете зеленую карточку, «Нет» – выбираете желтую. Приклейте, пожалуйста, свои стикеры на лист бумаги. Уважаемые гости, прошу вас тоже высказать свое мнение по этому вопросу. Спасибо!
(На доске символ знаний – росток. По цвету стикеров, приклеенных на листочки, определяем, достигли мы своей цели или нет).

Тема: Профсоюзное движение и трудовые права несовершеннолетних




Рисунок 115