Курсовой проект по теме Народные промыслы Донбасса как средство формирования национального самосознания молодежи
Самусенко В.В.,
учитель трудового обучения
и технологии,
специалист II категории
МОУ СШ №115
г.Донецк
«ЭТНИЧЕСКИЙ КОСТЮМ ДОНБАССА.
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
Организационно-подготовительный этап
Пожалуй, нет человека, совершенно равнодушного к истории своего Края. История всегда вызывала и продолжает вызывать большой интерес у жителей Донбасса. В прошлые годы история Донбасса как наука во многом была политизирована и многие её страницы отражались в литературе односторонне. Сегодня мы имеем возможность изучать правдивую историю своего региона, которая показывает, что современные Донецкая и Луганская области, вместе составляющие единый Донбасский край, являются неотъемлемой частью восточнославянской цивилизации, особым районом российско-украинского пограничья. Сегодня, как никогда раньше, на первом месте стоит развитие и консолидация нашего общества, развитие чувства патриотизма, укрепление духовного
единства, гордости за наш регион. Донбасс является «сильным» регионом. Это означает не только экономическую мощь, но и высокий уровень духовной культуры населения региона. Многовековая историческая связь, взаимное сотрудничество народов, аселяющих территорию Донбасса, являются основой взаимопонимания и доброжелательства в современных условиях.
В развитии Донецкой Народной Республике одной из главных задач есть возрождение культурно-исторических традиций. В данных условиях особую значимость приобретает задача возрождения традиционных ценностей культуры Донбасса, так как его будущее зависит от молодого поколения.
Целью данной работы стало исследование народных обычаев, верований и обрядовой практики населения Донбасса. Формирование этнической культуры, социальной активности, высокого патриотического сознания. Воспитание толерантности, уважения к народным обычаям, традициям и культурным ценностям многонационального народа Донбасса.
Проект представляет собой интегрированный комплекс исследовательских, поисковых, творческих видов деятельности. Он направлен на формирование высокой этической культуры, на поддержание народных традиций, способствующих укреплению духовного единства.
Реализация проекта осуществлялась по следующим направлениям:
Духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, культивирование высокой этнической культуры, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении.
Историческое – познание наших корней, осознание неповторимости Донбасса, его судьбы, изучение истории Донбасса, понимание менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов, населяющих его территорию, изучение истории региона.
Деятельностное – формирование добросовестного и ответственного отношения к поставленной проблеме, стремление к активному проявлению трудовых качеств в интересах успешного выполнения поставленных задач.
Все эти направления взаимосвязаны между собой и объеденены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными основами,
принципами, формами и методами этнического воспитания .
Собирая и обрабатывая исторические материалы об особенностях народов живущих на Донбассе мы выяснили, что основным богатством края является многонациональность, которая формировалась долгие века и берет свое начало в III в. до н.э.
Территория между Днепром и Доном, ограниченная с юга Азовским морем, а с севера - условной линией лесов, называется Донбассом, от сокращения ДОНецкий угольный БАССейн. В настоящее время северная половина Донецкой и южная половина Луганской областей, представляют из себя один сплошной семимиллионный мегаполис - один из крупнейших в Европе. Мегаполис, протянувшийся на 250 км с запада на восток и на 200 км с юга на север, имеющий обширные сельскохозяйственные зоны, развитую сеть коммуникаций, включая крупный морской порт . Третья часть больших городов Украины с населением более 100 000 чел. входит в состав этого мегаполиса. Всего в составе мегаполиса порядка 70 городов с населением более десяти тысяч человек в каждом. В этнической, как и в экономической и политической жизни исторической России Донбасс занимает особое место.
Этот регион сложился на стыке Слобожанщины и Новороссии в историческом смысле сравнительно недавно - на рубеже XIX-начала XX вв. Хотя обитаемым этот край был с глубокой древности, и в состав России вошел еще в XVII столетии, но по-настоящему всероссийское и мировое хозяйственное значение приобрел значительно позднее. Выжженные солнцем и иссушенные восточными ветрами-суховеями ковыльные и полынные травы, оголенные участки лишенной влаги и потрескавшейся земли, скальные выходы известняков и песчаников, изредка дополняемых зарослями кустарников, а еще реже - небольшими лесами,- таков был в недалеком прошлом пейзаж Донецкого края. Для многих обитавших в крае народов донецкие степи были лишь местом пастбищного животноводства с отдельными очагами земледелия. Донецкие степи стояли на пути переселений народов и были открыты всем ветрам. Неудивительно, что через степи прошли скифы, сарматы, гунны, готы, аланы, хазары, печенеги и половцы, оставившие здесь немалые следы своей материальной культуры.
С VIII века в крае начинают преобладать славяне, особенно племя северян. От северян остались названия реки Северский Донец, города Новгород-Северский (где княжил Игорь, воспетый в «Слове о полку Игореве»). Славяне недолго удерживались в этих степях. Уже в конце XI столетия половецкий натиск отбросил их на север и запад, под спасительную сень лесов, и донецкие степи вновь стали «Диким Полем». В районе
нынешнего города Славянск находилась ставка хана Кончака. Именно на территории нынешней Донецкой области произошла битва на реке Каяле в 1185 году, когда потерпел поражение и попал в плен к половцам князь Игорь. На реке Калке, ныне Кальчик, притоке Кальмиуса, в 1223 году произошла первая битва русских князей с монголами. С этого времени и вплоть до эпохи XVII века хозяевами края были татары. До наших дней дошли остатки некоторых золотоордынских городищ. По мере упадка Золотой Орды и превращения татарского населения края, подчиненного Крымскому хану, в профессионалов набегов на Русь, татарские города исчезли, и степи вновь приняли первобытный пустынный вид. В политическом отношении донецкий край оказался «ничейной» землей между Крымским ханством, Московским царством, Речью Посполитой и Запорожской Сечью.
В XVII веке граница Русского государства и земель Войска Донского с Крымским ханством проходила по Северскому Донцу. Выше Святогорского монастыря её охраняли слободские казаки, а ниже, по течению Донца находились укреплённые городки донцев. Впрочем, уже в XVI, и особенно в XVII веках в донецких степях активно действуют запорожские и донские казаки. Продвигаясь по реке Кальмиус к Азовскому морю, казаки стали создавать по берегам реки укрепленные зимовники.
Во второй половине XVII века началась масштабная миграция малороссов на восток, в Слободскую Украину. Северная часть нынешнего Донбасса стала в те времена частью Слобожанщины. Здесь вперемешку селились донские и запорожские казаки, беглые крестьяне из Левобережной Украины и Южной России. В 1668 в Маяках, например, жили 100 русских московских «людей» и 37 «черкасс» (украинцев). В северной части края, в районе нынешнего города Славянска, еще в 1625 году русским поселенцами началась добыча соли. В казачьих поселениях и городках вдоль Северского Донца и Дона было налажено металлургическое, горное и кузнечное производство. Изюмские и донские казаки стали варить соль не только в Славянске, но и на Бахмутке - притоке Северского Донца. Возле новых соляных промыслов вырос городок Бахмут (известен с 1663 года). Помимо соли, казаки прекрасно знали о каменном угле, который применяли для разжигания костров. Кроме того, казаки научились добывать свинцовые руды, выплавляя металл в особых ковшах. В 1703 году был создан Бахмутский уезд (в составе Азовской, в дальнейшем Воронежской губернии), в составе которого находились
практически все существующие на тот момент поселения современного Донбасса.
В 1730 году, создается новая укрепленная Украинская линия, соединившая цепью укрепленных мест среднее течение Днепра с Северским Донцом. При Екатерине II была проведена Днепровская линия укреплений по южной границе Екатеринославской губернии. В результате обширные пустынные территории, прикрытые укрепленными линиями, стали доступны для заселения. По первой ревизии 1719 года в уезде проживало 8 747 душ (6 994 великоруссов и 1 753 малоросса). В 1738 их стало 8 809 (6 223 русских и 2 586 украинцев).
Как видим, темпы заселения были слабыми, что вызывало определенную озабоченность в Петербурге. Именно в этом крае впервые в России были предприняты попытки создавать поселения иностранных колонистов. В царствие Елизаветы Петровны большие размеры приняло переселение южных славян. В край с 1752 года стали прибывать сербские переселенцы. Число сербов среди поселенцев было не велико, к 1762 году все население Славяносербии составляло 10 076 чел. (2 627 молдаван, 378 сербов, остальное население состояло из болгар, великороссов - старообрядцев, малороссов и поляков). Впоследствии это пестрая и разноязычная масса ассимилировалась с коренным малорусским населением и приняла его язык и внешний облик.
После русско-турецкой войны 1768-74 гг. в состав России вошло побережье Азовского моря. Теперь край мог развиваться в мирных условиях. Как и во всей Новороссии, началось быстрое возникновение новых городов. Так, 1795 году появился поселок при заводе, вскоре ставший городом Луганском. Систематическое заселение края иноземцами продолжалось: еще в 1771-73 гг., в условиях продолжавшейся войны с турками, здесь расселили 3 595 молдаван и волохов, сдавшихся в плен во время очередной русско-турецкой войны (они основали селение Ясиноватая, ныне железнодорожный центр). Уже в 1778 году, как уже говорилось, на южном берегу поселились выведенные из Крыма греки численностью 31 тысяча человек, осевшие на территории от реки Берды до реки Кальмиуса. Центром греческих поселений стал город Мариуполь. Впрочем, и в дальнейшем к крымским грекам стали добавляться греки из Анатолии и Фракии, основавшие ряд поселений.
В 1788 году стали селиться немцы-колонисты. В Приазовье к 1823 году возникло 17 немецких колонии, центром, которых стал Остгейм (ныне Тельманово). В 1804 правительство разрешило выезд 340 000 евреев из Белоруссии. Часть их осела на этих
землях, образовав в 1823-25 здесь 3 колонии. Новая волна еврейского расселения относится к 1817 году, когда было создано Общество Израильских Христиан для «обращения евреев в христианство и к земледельческим занятиям». Несколько сотен евреев из Одессы воспользовались этим призывом и осели между Кальчиком и Мариуполем на землях, незанятых греками. Наконец, в 60-х гг. XIX века Приазовье покинули кочевавшие здесь ранее ногайцы, перебравшиеся в Турцию (вместе с частью крымских татар), зато появились поселения бессарабских болгар, которые покинули южную Бессарабию, отошедшую в 1856 году от России к Молдавскому княжеству.
Итак, к середине XIX века Донбасс развивался наравне с остальными регионами Новороссии. Все резко изменило начало промышленной добычи донецкого угля, а также развитие черной металлургии. В 1696 году, возвращаясь из Азовского похода, Петр I познакомился с донецким углем. Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок черного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет»- сказал Петр. В его правление добыча угля начинает приобретать достаточно большие масштабы. Русский рудознатец крепостной крестьянин Григорий Капустин в 1721 г. открыл каменный уголь близ притоков Северского Донца и доказал его пригодность для использования в кузнечном и железоделательном производствах. В декабре 1722 г. Петр именным указом послал Капустина за пробами угля, а затем было предписано снаряжение специальных экспедиций для разведки угля и руды. Казалось бы, что это открытие послужит толчком для развития угольной и металлургической промышленности, но после смерти Петра о донецком угле в Петербурге надолго забыли.
Интерес к донецкому углю возродился в XIX веке. В 1827 году под руководством Е. П. Ковалевского, крупного ученого и организатора промышленности, в дальнейшем ставшего министром финансов России, были организованы три геологические экспедиции. По результатам экспедиций Е. П. Ковалевский опубликовал статью, в которой впервые упомянул название «Донецкий бассейн», в сокращенной форме ставшее названием края. В середине XIX столетия в России начинается бурное железнодорожное строительство. Для него требуются металл и уголь. Все это было в донецких степях, которые к тому же находились рядом с черноморскими и азовскими портовыми городами. В 1841 году для организации поставок топлива на паровые корабли азово-черноморской
флотилии, была введена в эксплуатацию первая технически оснащенная донецкая шахта. В 1858 году на территории современного Енакиево был заложен доменный завод, названный в честь Петра I Петровским.
В 1869 году англичанин Джон Хьюз, которого в России называли Юзом, приобрел концессию на чугунное и рельсовое производство на Юге России, построил на берегу реки Кальмиус, первое крупное металлургическое предприятие, вокруг которого вскоре вырос поселок Юзовка. Всего в Донбассе к 1900 г. существовало до 300 разного рода предприятий и заведений металлообрабатывающей, химической, местной обрабатывающей и пищевкусовой промышленности. Железные дороги соединили донецкий уголь с криворожской рудой, создав благоприятные условия для быстрого развития тяжелой промышленности в регионе. Добыча угля выросла с 295,6 млн. пудов в 1894 г. до 671,1 млн. в 1900 г., т.е. в 2,5 раза. К 1913 году в Донбассе добывалось более 1,5 млрд. пудов угля. Удельный вес Донецкого бассейна в каменноугольной промышленности страны возрос до 74%, причем почти все коксующиеся угли добывались в Донбассе. Бурный рост промышленности вызвал также и быстрый рост населения. К концу XVIII в. население Донецкого края составляло 250 тыс. чел. К середине XIX века в Донбассе уже существовали большинство (около 500) современных населенных пунктов с населением около 400 тыс. чел. Во второй половине ХIХ в. население территории современного Донбасса увеличивалось в 5 раз быстрее, чем в других регионах Российской империи. Согласно переписи 1897 года в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии проживало уже 333 478 чел., а в Мариупольском - 254 056 человек. В начале XX века крупными промышленными центрами Донецкого края становятся: Горловка - 30 тыс. жителей, Бахмут (ныне Артемовск) - более 30 тыс., Макеевка - 20 тыс., Енакиево -16 тыс., Краматорск -12 тыс., Дружковка - более 13 тыс. Только с 1900 по 1914 численность работного населения Донецкого региона увеличилась вдвое. В 1869 году валлийцем Джоном Хьюзом начинается строительство металлургического завода с рабочим посёлком Юзовка (Юзово). Дату постройки посёлка принято считать временем основания города Донецка. Показателен рост Юзовки, возникшей в 1869 году. В 1884 году в ней проживали 6 тысяч жителей, в 1897 году - 28 тысяч, в 1914 - 70 тысяч. При этом только в 1917 году Юзовка получила статус города! В 1932 году город стал центром Донецкой области.
Донбасс, который изначала отличался многонациональностью, в период бурного
развития рубежа XIX-XX вв. принял в себя сотни тысяч переселенцев самых разных национальностей. К началу ХХ века численность и национальный состав населения Донбасса (Бахмутский уезд, Мариупольский уезд, Славяносербский уезд, Старобельский уезд, г. Славянск), по данным Всероссийской переписи 1897 г., были следующими: русские 985 887 - 86,7 % (малороссы 710 613 - 62,5 %, великороссы 275 274 - 24,2 %, белорусы 11 061 - 1,0 %), греки 48 452 - 4,2 %, немцы 33 774 - 3,0 %, евреи 22 416 - 2,0 %, татары 15 992 - 1,4 %. Всего 1 136 361 чел. К началу ХХ века Юзовка не изменила своего интернационального характера: «Этнический состав населения поселка, а затем города Юзовка к началу ХХ века был пестрым: русские - 31 952, евреи - 9 934, украинцы - 7 086, поляки - 2 120, белорусы - 1 465». Именно в то время сложились основные пропорции этнической структуры Донбасса, со сравнительно незначительными изменениями дошедшие до наших дней.
Результатом стало формирование полиэтнической общности из представителей около 130 этнических групп с абсолютным преобладанием в ней русских и весьма обрусевших украинцев (правильнее, малороссов), являющихся украинцами по паспорту. Постепенно, под влиянием ряда факторов (природная среда, условия труда и т.д.) население Донбасса стало преобразовываться в устойчивую региональную общность с единой ценностной базой, мировоззрением, культурой, бытом и что очень важно доминирующим русским языком. Итак, к 1900 году, вследствие гибкой политики правительства, усилиями российских и иностранных предпринимателей обширная область от Северского Донца до Приазовья превратилась в крупнейший промышленный центр Европы, называемый «русским Руром». Именно в это время Донбасс складывается в единый взаимосвязанный экономический регион, охватывающий Екатеринославскую, Харьковскую, и частично Херсонскую губернии и Область Войска Донского.
Донбасс - полностью многоязычный регион. Благодаря влиянию стабилизирующего русского этнического компонента в Донбассе, где проживают более ста национальностей, никогда не было серьёзных межнациональных конфликтов.
Национальный костюм неотъемлемая часть наследия каждого народа. История национального костюма сохраняется и передается из поколения в поколение. Костюмы, особенно национальные являются живописными украшениями и одновременно фамильными ценностями. В то время как одежда, которую носят каждый день, не
сохраняется в надлежащем виде, национальный костюм доходит до наших дней практически в неизменном виде. Впрочем, это вполне обоснованно, так как национальные костюмы любой страны создаются с любовью и вниманием к самым мелким его деталям.
Поколения, которые жили на территории страны до нас, отличались гораздо более уважительным отношением к одежде и истории национального костюма. Гораздо больше внимания уделялось деталям, которые современникам могут показаться незначительными и второстепенными. Национальные костюмы одевались исключительно во время празднований и хранились на протяжении нескольких поколений. Для родителей было большой гордостью передать своему ребенку наследие в виде национального костюма. История национального костюма состоит из истории каждого отдельно взятого предмета гардероба. Каждый национальный наряд имеет свою, подчас неизвестную никому легенду или историю, при этом каждый элемент такой одежды является уникальным.
Сейчас национальные костюмы практически вышли из повседневной жизни и их можно встретить только в музеях. Впрочем, некоторые люди пытаются возродить практику ношения национальных костюмов, которые создают ощущения причастности к своему прошлому и единения с ним.
Несмотря на то, что национальные костюмы являются частью истории, каждое поколение должно внести посильный вклад в создание национального наряда и сохранить его для следующих поколений. История всегда ассоциировалась с познаниями и интеллектуальным уровнем человека. История народного костюма также как и история в целом изучается по материалам полученным при археологических раскопках, летописях, историях, документах того времени. Отечественный народный костюм имеет многовековую историю, которая предопределялась бытом наших предков, внешнему облику, общему жизненному образу и устоям, а также географическим положением. Народный костюм населения Донбасса, как и любого другого народа, является показателем и источником творчества, которое базируется на материальной и духовной культуре народности. Народный костюм это своего рода историческая книга, при правильном чтении которой можно узнать обычаи, традиции и настрои населения того времени. Ни одна отрасль жизни человека не реагирует на изменения настолько быстро как его одежда. Поэтому, изучая быт и этническую культуру народов Донбасса, остро и злободневно стал вопрос об исследовании и изучении материалов народного костюма
жителей нашего региона. Исследование и изучение народного костюма в проекте начинается с III века до н.э., в эпоху жизни ранних славян, которые обитали в западной и центральной части Украины.
Костюмы ранних славян (3 -5 в н.э.)
Рис. Будничная и праздничная одежда ранних славян зарубинецкой культуры (3 в. до .н.э.- 3 в.н.э.)
Интересна одежда следующих периодов славян, культурно плавно перетекавших одна в другую на протяжении 3 - 7 веков н.э. Это период развития черняховской культуры (2 - 4 в.н.э.), киевской культуры (2-5 в.н.э.), пражско-корчацкой культуры (5-7 в.н.э.), суковско-дзедзицкой культуры (5-6 в.н.э.), пеньковской культуры (5-7 в.н.э.), колочинской культуры (4-7 в.н.э.).
Рис. Одежда славян черняховской культуры (общинник, князь, женщины) - 2- 4 веков н.э.
Костюм древних скифов и сарматов.
О культуре скифов (в частности, их одежде, украшениях, воинском вооружении) стало известно из раскопок скифских погребальных курганов. Самые большие курганы, часто многокамерные, сооружались при погребении скифских царей. У скифов очень популярны были изображения животных, что послужило основой для создания знаменитого скифского звериного стиля. Для него характерно изображение определенных видов животных оленей и других копытных, кошачьих хищников и птиц. Звериные мотивы украшали главным образом воинское снаряжение, конский убор, ритуальные сосуды. Древние скифы носили одежду из выделанных кож, которую сшивали тонкими ремешками или крепкими нитками, была у них одежда и из тканой и валяной овечьей шерсти и овчинные тулупы. Обработкой шерсти и изготовлением одежды у них занимались женщины и рабы.
Мужской костюм.
Скифы носили длинные кожаные брюки и куртки с длинными рукавами. Брюки были с вышивкой или с металлическими накладками, куртки меховые или кожаные, различной длины. Спереди куртка запахивалась и застегивалась косой застежкой слева направо или завязывалась кожаным поясом. Такую куртку можно считать древнейшей известной нам формой кафтана. На рукавах сверху была вышивка (наподобие вышивки на одеянии византийских императоров или гораздо более поздней ирано-монгольской одежде).
Царская одежда, судя по раскопкам курганов, была необыкновенно богатой. Она делалась не только из кожи, но и из мягких шерстяных и полотняных тканей и была украшена множеством золотых бляшек с изображениями всадников и животных.
Отличительным признаком царского достоинства у скифов была широкая перевязь через плечо. Греческое влияние отразилось и на вооружении скифских воинов. В курганах были найдены бронзовые шлемы, поножи, большой золотой щит.
Женский костюм
Об одежде скифских женщин известно немного. В целом, она была длиннее, шире и наряднее мужской и изготовлялась из шерстяной материи.
Обувь
Скифы ходили в широких кожаных полусапожках, которые зашнуровывали
около щиколотки. Брюки надевали поверх сапог или заправляли внутрь.
Головные уборы.
Головным убором скифов были остроконечные конусообразные кожаные или войлочные шапки, закрывавшие затылок и уши. Завязывались они под подбородком.Мужчины подвязывали волосы тесьмой.
Украшения.
Древние скифы, в общем, мало заботились о своей внешности. Но все же драгоценные украшения у них были в основном, у тех племен, которые жили вблизи месторождений золота или имели связи с причерноморскими греческими колониями.Скифские женщины носили серьги, браслеты, перстни. Были у них и зеркала. Головной убор богатых женщин украшался золотыми накладками. Множеством украшений обладали скифские цари и царицы: ожерелья, диадемы, ручные и ножные браслеты из золота и сплава золота с серебром. Царское ожерелье имело форму разомкнутого кольца, концы которого были украшены эмалью и фигурами всадников. Ожерелье царицы было еще богаче: состояло из двух колец. Меньшее ожерелье украшали львиные фигуры, а большее было свито из золотой проволоки с подвешенными к ней золотыми флакончиками на цепочках. На мужчине: анаксириды (узорчатые брюки), распашная рубаха с вышивкой, кирбасия. На женщине: верхняя одежда с длинными рукавами и нижняя, отделаны вышивкой.
Костюм древних восточных славян (6-9 в. н.э.)
Условия жизни древних восточных славян древлян, радимичей, вятичей и др. были такими же, как и у их соседей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и сарматов. Вероятно, и одежды у них были одинаковыми. Изготовляли их древние славяне из кожи, войлока, грубой шерстяной ткани. Позже костюм восточных славян под влиянием [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и скандинавских одежд стал богаче.
Мужской костюм
Мужчины носили шерстяную рубаху с длинными рукавами, без ворота, которая запахивалась спереди и подпоясывалась ремнем. Полы такой рубахи зачастую оторачивали мехом, а зимние рубахи были меховыми. Рубашка могла быть и без запа
·ха.Холщовые или сермяжные штаны, широкие, как шаровары, собирались у пояса и подвязывались у ступни и под коленями. Вместо ремешков на ноги иногда надевали металлические обручи. Богатые люди носили две пары штанов: холщовые и шерстяные.На плечи набрасывали короткие или длинные плащи, которые застегивались на груди или на одном плече. Зимой славяне надевали овчинный тулуп и рукавицы.
Женский костюм.
У женщины одежда была такая же, как и у мужчин, но длиннее и шире и изготовлялась из менее грубой кожи и ткани. Белые холщовые рубашки длиной ниже колен украшались вышивкой по вырезу круглой горловины, по подолу и рукавам. На длинные юбки пришивались металлические пластинки. Зимой женщины надевали короткие накидки (душегрейки), шубки.
Обувь
В дохристианский период древние славяне носили онучи (холст, которым обертывали ногу) с подошвами, прикрепленными к стопе ремешками, а также сапоги, которые изготовляли из целого куска кожи и завязывали ремнем у щиколотки.
Прически и головные уборы
На голове древние славяне носили бронзовые обручи, круглые меховые шапки с околышем, войлочные колпаки, повязки. У мужчин были длинные или полудлинные волосы, подстриженные на лбу, и бороды. Женщины носили головные повязки, позже платки. Замужние славянки покрывали голову очень большим платком, спускавшимся по спине почти до пят. Девушки волосы распускали, женщины заплетали их в косы, которые обертывали вокруг головы.
Украшения.
Ожерелья, бусы, множество цепочек, серьги с подвесками, браслеты, гривны из золота, серебра, меди вот основные украшения и мужчин, и женщин. Они носили металлические головные обручи, а мужчины уборы в виде шапки, из бронзовых колец. Украшениями были и шейные кольца в форме витого обруча, густо нанизанные серебряные монеты или полуобруч с цепочками. К шейным кольцам, нагрудным цепочкам прикреплялось множество подвесок, в основном, бронзовых, в виде колокольчиков, крестов, фигурок животных, звезд и т.п., а также бусы из зеленого стекла, янтаря, бронзы.Мужчины щеголяли кожаными поясами с бронзовыми чеканными бляхами и длинными нагрудными цепями. Женщины с удовольствием носили серьги с подвесками, височные кольца, скалывали на плечах верхнюю одежду красивыми парными булавками.И мужчины, и женщины носили браслеты и перстни гладкие, с узорами, или спиралевидные.
Одежда этого периода претерпела определённые изменения. Как и прежде, она была простой, удобной, не показной, скромной. Славяне до 8-9 века избегали роскоши, чрезмерного увлечения украшательством. Носимые украшения носили преимущественно обрядовый характер и изготовлялись из недорогих металлов. Славяне избегали золотых украшений, золотых вещей, накопления золота. Новые веяния Рюриковичей в конце 10 века изменили такое отношение к золоту, которое считалось носителем зла (зло-то).
Рис. Одежда антов (киевской и пеньковской культуры: 1 - княжеская погребельная, 2 - княжеская обыденная, 3 - общинников 5 - 7 веков)
Новое время, время распада единого славянского мира, время Рюриковичей, время после крещения Киевской Руси, принесло значительные изменения в быте и одежд славян.
Эти изменения были вызваны вмешательством во внутреннюю жизнь славян иных культур: норманско-варяжской, византийской, позже, финно-угорской, западноевропейской, тюркской и т.п.
Рис. Народная одежда мужская и женская волынян, полян и древлян 6-9 веков
Костюм Древней Руси (10-13 века)
После принятия христианства на Руси распространяются византийские обычаи, а также и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Древнерусский костюм этого периода становится длинным и свободным, фигуру он не подчеркивал и придавал ей статичность. Русь торговала с восточными и западноевропейскими странами, и знать одевалась, в основном, в привозные ткани, которые называли «паволок». Это и бархат (с тисненым рисунком или шитый золотом), и парча (аксамит), и тафта (шелковая узорная ткань с рисунком). Покрой одежды был простой, и различалась она главным образом качеством тканей.Женские и мужские наряды богато украшались вышивками, жемчугом, отделывались мехами. На костюмы знати шел дорогой мех соболя, выдры, куницы, бобра, а крестьянская одежда шилась из овчины, заячьего, беличьего меха.
Мужской костюм
Древний русич носил рубаху и брюки («порты»). Рубаха прямая, с длинными
узкими рукавами, без воротника, спереди с небольшим разрезом, который завязывался
шнуром или застегивался пуговицей. Иногда на рукава вокруг кисти надевали нарядные, из дорогой ткани, с вышивкой «зарукавья» прототип будущих манжет. Рубахи шили из ткани разных цветов белой, красной, сине-голубой (лазоревой), украшали вышивкой или тканью другого цвета. Носили их навыпуск и подпоясывали. У простолюдинов были холщовые рубахи, которые заменяли им и нижнюю, и верхнюю одежду. Знатные люди поверх нижней рубахи надевали еще одну верхнюю, которая расширялась книзу, благодаря вшитым в бока клиньям. Порты длинные, неширокие, сужающиеся книзу брюки, которые подвязывались на талии шнурком «гашником». Крестьяне носили холщовые порты, а знать суконные или шелковые. Верхней одеждой служила «свита». Она также была прямой, длиной не ниже колен, с длинными узкими рукавами, книзу расширялась за счет клиньев. Свита подпоясывалась широким поясом, к которому подвешивался кошелек в виде мешочка «калита». Для зимы свиту делали на меху.Знать также носила небольшие прямоугольные или округлые плащи «корзно», имевшие византийско-римское происхождение. Их накидывали на левое плечо и застегивали пряжкой на правом. Или же прикрывали оба плеча и застегивали спереди.
На женщине: двойная рубашка с узорчатым поясом, плащ, скрепленный фибулой, поршни
На мужчине: плащ-корзно и холщёвая рубашка с поручьями
Женский костюм
В Древней Руси красивыми считались женщины со статной фигурой, белым лицом, ярким румянцем, соболиными бровями. Русские женщины заимствовали восточный обычай красить лицо. Они покрывали лицо густым слоем румян и белил, а также чернили брови и ресницы. Женщины, как и мужчины, носили рубаху, но длиннее, почти до
ступней. На рубахе вышивались орнаменты, она могла присобираться у шеи и обшиваться каймой. Носили ее с поясом. У богатых женщин было две рубахи: нижняя и верхняя, из более дорогой ткани. Поверх рубашки надевалась юбка из пестрой ткани «понёва»: сшитые полотнища оборачивали вокруг бедер и подвязывали на талии шнуром. Девушки надевали поверх рубахи «запону» сложенный пополам прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы. Запона была короче рубахи, по бокам не сшивалась и всегда подпоясывалась. Праздничной нарядной одеждой, надевавшейся поверх поневы или запоны, был «навершник» вышитая туника из дорогой ткани с короткими широкими рукавами.
Великокняжеский костюм
Великие князья и княгини носили длинные и узкие туники с длинными рукавами, в основном, синего цвета; затканные золотом пурпурные плащи, которые застегивались на правом плече или груди красивой пряжкой. Парадным убором великих князей был венец из золота и серебра, украшенный жемчугом, самоцветами и эмалями, и «бармы» широкий круглый воротник, также богато украшенный драгоценными камнями и медальонами-иконами. Царский венец всегда принадлежал старшему в великокняжеском или царском роде. Княгини под венец надевали покрывало, складки которого, обрамляя лицо, ниспадали на плечи. Так называемая «шапка Мономаха», опушенная собольим мехом, с алмазами, изумрудами, яхонтами, и крестом наверху, появилась гораздо позже. Существовала легенда, о ее византийском происхождении, согласно которой этот убор принадлежал деду Владимира Мономаха по матери Константину Мономаху, и Владимиру его прислал византийский император Алексей Комнин. Однако установлено, что шапка Мономаха была изготовлена в 1624 г. для царя Михаила Федоровича.
Костюм князя: узорчатая шуба, рубаха, украшенная каймой, костюм княгини: верхняя
одежда с двойными рукавами, византийский воротник.
На женщине: опашень, подбитый мехом, шапка с атласным околышем, жемчужные поднизи поверх покрывала. На мужчине: парчовый кафтан с воротником-козырем, сафьяновые сапоги.
Костюм воинов
Древнерусские воины поверх обычной одежды носили короткую, до колен, кольчугу с короткими рукавами. Она надевалась через голову и подвязывалась кушаком из металлических блях. Кольчуги были дорогими, поэтому простые воины носили «куяк» кожаную рубаху без рукавов с нашитыми на ней металлическими пластинками. Голову защищал остроконечный шлем, к которому изнутри прикреплялась кольчужная сетка («бармица»), закрывающая спину и плечи. Воевали русские воины прямыми и кривыми мечами, саблями, копьями, луками и стрелами, кистенями и топорами
Обувь.
В Древней Руси носили сапоги или
лапти с онучами. Онучи представляли собой длинные куски ткани, которые обертывали поверх портов. Лапти к ноге привязывали завязками. Зажиточные люди поверх портов носили очень толстые чулки. Знать обувалась в высокие сапоги без каблуков, сработанные из цветной кожи. Женщины также носили лапти с онучами или сапоги из цветной кожи без каблуков, которые украшали вышивкой.
Прически и головные уборы.
Мужчины стригли волосы ровным полукругом «в скобку» или «в кружок». Бороду
носили широкую. Шапка была обязательным элементом мужского костюма. Изготавливались они из войлока или сукна и имели форму высокого или низкого колпака. Круглые шапки оторачивались мехом.
Замужние женщины ходили только с покрытой головой это было строгой традицией. Самым тяжелым оскорблением для женщины было сорвать с нее головной убор. Его женщины не снимали даже при близких родственниках. Волосы покрывались особым чепцом «повойником», а поверх него надевался белый или красный полотняный платок «убрус». У знатных женщин убрус был шелковым. Его закрепляли под подбородком, оставляя свободными концы, украшенные богатой вышивкой.
Поверх убруса надевали круглые шапки из дорогой ткани с меховой оторочкой. Девушки носили волосы распущенными, перевязывая их лентой или тесьмой, или заплетали в косы. Чаще всего коса была одна на затылке. Головным убором девушек был венец, нередко зубчатый.
Русский народный костюм
Земля русская издавна славилась богатырями, красавицами, злодеями. Независимо
от того кто это злодей и добрый молодец для всех них была характерная яркая, узорчатая одежда, расшитая причудливыми картинками и орнаментами, с большим количеством драгоценных камней. История русского костюма такая же древняя, как и сама история нашего государства. И, несмотря на широко распространенное мнение славянские племена, которые населяли земли стародавней Руси, не могли похвастаться сказочной красотой своей одежды. Костюм того времени в своем большинстве состоял из домотканой или кожаной рубахи и порты, которые шились из животных нитей.
Такое невзрачное одеяние было обусловлено долгими зимами и прохладными летами. В ту пору большой популярностью пользовались шапки из меха, шубы и разнообразные тулупы. По прошествии некоторого времени гардероб наших предков несколько разнообразился и стал более красивым. История русского костюма не может существовать отдельно от длинной рубахи, которая была главным элементом гардероба не только женщин, но и мужчин. Более зажиточные люди позволяли себе шить рубаху из цветной ткани. Как правило, рубаху подвязывали у талии поясом или специально предусмотренным шнуром, в них помещали кошельки, зеркальца, карманы. Ворот и подол рубах украшались расшивкой узоров, которые изображали исторические события, обереги или животных. Следует понимать и то, что до крещения Руси эта территория была языческой, в истории русского костюма это все можно прочесть, особенно если более пристально взглянуть на изображение языческих символов, которые сохранились на одежде и после крещения Руси. Русичи были довольно общительной национальностью, следствием этого стало заимствование некоторых мотивов русского костюма из скандинавских стран.
Как это не прозвучит парадоксально, но именно благодаря крестьянству до наших дней сохранились представления и традиции в русском народном костюме. История русского народного костюма могла быть полностью вытеснена с истории вообще, после
того как вышли соответствующие петровские указы.
Европеизация полностью могла поглотить историю отечественного костюма. Вместе с повсеместной стандартизации согласно европейским нормам происходит изменение эстетического представления о красоте и вообще о человеке.
Единственным хранителем народного костюма с его многовековой историей осталось обычное крестьянство. Основными видами кроя народного костюма той эпохи были трапециевидные и прямые монументальные силуэты, которые часто сопровождались
декоративной живописью и яркими цветовыми решениями. переломный момент, все большее количество тканей шьется на фабриках, изменяется не только ткань, а и покрой одежды.
Характерные особенности народного костюма слаживались на протяжении нескольких исторических поколений и соответствовали их образу жизни. Затем происходит разделение формы и стиля народного костюма на северную и южную, что вносит свои корректировки в историю русских народных костюмов. Народные костюмы в значительной степени отличались не только вследствие своего географического положения, а и возраста, семейного положения и назначения. Различалась такая народная одежда не стилем покроя, а количеством разноцветного материала, разнообразием узоров, наличием серебряных и золотых нитей. Наиболее ценились наряды из красной ткани, этот цвет неизменно ассоциировался с красотой и успешностью своего хозяина.
На территории Руси народную одежду очень ценили, непозволительной роскошью
было выбросить или сжечь одежду, часто одежду передавали по наследству своим
детям. История народного костюма стоит у истоков формы одежды времен Киевской Руси. Именно в это время складывается традиция шить одежду из дорогих тканей, которые свидетельствовали о материальном достатке своего хозяина. Следует учитывать, что в те времена народный костюм изготовлялся из самых простых и не дорогих тканей, поскольку большинство жителей Руси не могли себе позволить дорогие ткани.
Женская народная одежда состояла из длинной сорочки поверх которой надевался сарафан или одежда без рукавов. Историю народного костюма нельзя представить без летника, который являлся самым нарядным предметом гардероба женщин. Он шился из ярких тканей и в большинстве случаев одевался через голову женщины, при этом никаких дополнительных аксессуаров на него не надевалось. Летники очень красиво украшали вышитыми узорами и орнаментами, которые по верованиям приносили счастье и удачу своему хозяину.
Украинский народный костюм
Традиции украинского народа неразрывно связаны с традициями восточных славянских народов и история украинского костюма не является исключением, а
наоборот, очень хорошо это подчёркивает.
В основе украинского костюма находится рубаха, с оговоркой на то, что именно в украинской костюмной традиции она в большей степени походит на рубашку, а не рубаху,
и штаны, которые изготавливались из шерсти или сукна. Рубашка служила и верхней одеждой. Именно по рубахе можно было определить национальность ее хозяина,
поскольку только украинская рубаха имела характерный разрез спереди, который очень красиво украшался вышивкой. Исторически вышиванка неразрывно связана с Украиной,
многие ученые видят ее истоки в глубокой древности, еще в трипольской культуре и одежде древних сарматов. Самая древняя находка, которая дошла до наших времен - статуэтка датированная 6 веком, найденная в Черкасской области возле села Мартыновка. На небольшом образе мужчины четко видна длинная сорочка с характерными узорами на груди.
Уже во времена Киевской Руси вышитая одежда становится важнейшим атрибутом - в ней князья встречают послов, ее изображают на иконах. Создаются специальные школы, где девушки учатся ремеслу вышивания серебром и золотом. Одна из таких школ была создана сестрой князя Владимира Мономаха при Андреевском монастыре в Киеве. Уже тогда, с помощью узоров, обычная одежда несла на себе сакральное значение Ворот рубашки завязывался при помощи специальных тесемок или же обычных пуговиц. В отличии от русского и белорусского мужского населения рубаха украинцев, как правило, заправлялась в штаны. История украинского костюма имеет несколько интернациональный и заимствованных характер, что собственно просматривается в вышеизложенном примере. Такой способ заправки рубахи свойственен восточным кочевым народам, от которых он и перешел в украинскую культуру одежды. Штаны украинских костюмов также имели значительные различия с теми же русскими или белорусскими штанами. Особенно это просматривается в казачьих штанах, которые были довольно широкими, они подвязывались ремнем или шнурком. В истории украинского костюма наиболее эстетически красивыми были не мужские костюмы, а женские. Женский украинский костюм имели несколько различных вариантов, которые формировались из этнографических особенностей и исторических традиций. Украинский костюм является признаком, отражающим всю многогранность духовных традиций этого народа. Как и на территории России в конце 19 столетия происходит европеизация
костюмов украинского костюма и его традиционные черты утрачиваются.
Итак, на основе проведеннях исследований можно сделать вывод, что национальная одежда – своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа Донбасса. Будучи одним из устойчивых элементов материальной культуры, она издавна отражала не только этническую принадлежность и географическую среду, но и уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозную принадлежность.
Народный костюм Донбасса
Красочная и многообразная одежда народа Донбасса имела много местных особенностей, сочетавшихся с общеславянскими чертами, дошедшими до нас из глубины веков. Можно сделать заключение, что основным элементом одежды на протяжении многих веков была домотканая рубаха у мужчин и женщин. Плечевая и поясная одежда претерпевала незначительные изменения и наименования, но суть её оставалась неизменной. Это юбка, которая встречается практически во всех вариациях у женщин и штаны-шаровары у мужчин. В качестве плечевой одежды использовались различные виды жилетов, сюртуков и жакетов. Одежду украшали традиционной вышивкой, кружевами ручной работы, мережкой , лентами и тесьмой. Земледелие и скотоводство, которым занималось население Донбасса на протяжении многих веков обеспечивало получение сырья для изготовления одежды: льна, конопли, шерсти, кожи, овчины.
Украинский народный костюм – явление гораздо более сложное и многогранное. Он умудрился объединить в себе широту и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] славянской души, пристрастие восточных народов к ярким краскам и украшениям, и даже нотку изысканной
элегантности, присущей европейским соседям.
На фотографиях начала XX века отчетливо видна одежда молодых девушек, жителей Донбасса, которая включает в себя элементы как русского так и украинского костюмов и является выразителем и симбиозом различных этнических культур. И если рассматривать народный костюм Донбасса конца XIX – начала XX веков, то скорее всего он выглядит следующим образом.
История украинского народного костюма берет свое начало в глубокой древности, когда [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] приднепровья еще не объединились под эгидой Киевской Руси (именно с тех пор сохранился обычай носить рубаху-вышиванку без дополнительной верхней одежды) и продолжала свое становление вплоть до 19 века.
Женский костюм.
Рубашка с нашитой вдоль выреза горловины полочкой, украшенная вышивкой красно-черного цвета и мережкой. Кофта или жилет расшита цветной тесьмой.Широкая юбка из яркой фабричной ткани по подолу обшита лентой. Фартук-передник из фабричной ткани, украшенный мережкой и подшит по подолу рюшей. Кашемировый платок повязывался на «сеточку», которая одевалась на «гуглю» - пучок туго скрученных волос. Высокие кожаные ботинки с красными шнурками.
Мужской костюм.
Туникобразная рубашка с широким стоячим воротником и широкой манишкой. Воротник, манишка и низ рукавов вышиты. Обязательным атрибутом мужского костюма был короткий жилет - «жильотка» темного цвета. Брюки прямые. Сапоги - «бутылки» с твердыми блестящими голенищами. Головной убор - фуражка (картуз).
2.Конструкторско- технологический этап
Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение. Русская рубаха, выкройка которой отработана веками, не только проста, но и практична, ведь она обеспечивает полную свободу движений, что так необходимо мужчине как в работе, так и в бою. Для декора обычно используются вышитые ленты или тесьма, основными местами расположения которых служат воротник, запястья и нижний край рубахи. Еще одним украшением является «подоплека» - участок от горловины до солнечного сплетения украшался посредством вышивки или вставки из другого материала.
Рубаха – обязательная часть женского костюма. Называлась она «стан» и могла доходить до подола сарафана. Был даже специальный фасон женской рубахи для кормления младенцев - со сборенными рукавами.
Женские рубахи были праздничные, будничные, свадебные, покосные, ворожбенные и похоронные.
Шили их из холста, льна, конопли, пеньки и шерсти. Среди элементов украшения рубах использовались такие образы как кони, птицы, ланки, древо жизни и растительные узоры. Считалось, что рубаха красного цвета оберегает от несчастий и злых духов.
Выкройка рубахи по старинным образцам из музейных экспонатов
Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени. Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертам
Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега.
В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й чет верти XX века
Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является
"ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения.
Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" -молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни.
Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны.
В давние времена рубаха являлась не просто предметом одежды, но и визитной карточкой каждой женщины. Раньше не было бутиков и ателье, и в обязанности хозяйки входил пошив одежды для себя и своих родных. Следовательно, чем лучше сидел костюм, чем больше на нем было орнаментных элементов и украшений, тем более старательной считалась жена.
Кроме того, славянское мировоззрение основывается на умении гармонизировать окружающее пространство – семью, двор, дом и т. д. А прийти к этому можно только в том случае, если будет достигнута внутренняя гармония. То есть, если у женщины все хорошо, то и результат ее работы будет великолепен. Вывод – если человек надел рваную рубаху, из которой торчат нитки, то и атмосфера в его семье и душе соответствующая. Важно! Рукоделие считалось исключительно женским занятием
3 Заключительный этап
Во многих странах народный костюм бережно сохраняется и пользуется большим почетом. У нас в последнее время также наблюдается интересный процесс возрождения народных традиций. Посещение занятий фольклорных коллективов стало чрезвычайно популярным среди молодежи, а традиции
Народного костюма успешно используют именитые модельеры для создания совершенно уникальных коллекций. Современный костюм в народном стиле теперь можно часто увидеть на молодых современных девушках на улицах и модных показах, и такие наряды встречаются с неизменными аплодисментами. Характерной особенностью народного костюма считается мягкость и плавность линий. Девушка, надевая сарафан, не просто идет по улице или по сцене. Она словно плывет или скользит именно из-за этого девушку в народе всегда называли павой, лебедушкой или утушкой, подчеркивая тем самым плавность походки девушки и неторопливость и размеренность её движений и сходство с птицей. Сейчас народный костюм является настоящим источником вдохновения для многих дизайнеров одежды, находящих в нем настоящую сокровищницу для своих идей. Теперь покрой, сочетание цвета и орнамент народного костюма широко используются при создании новых коллекций модной одежды. Более того, появились новые течения в моде и стили одежды этнический и фольклорный.
Народный костюм не умирает, просто не может умереть и быть забытым. Если вглядеться в те образцы, которые сохранились в музеях, можно увидеть и постигнуть те тайны, которые скрыты в орнаментах,
форме и цветовом решении костюма, постепенно превращающегося для нас в ту нить, которая связывает настоящее и прошлое, современность и историю. Свою родословную забывать нельзя.
Современное прочтение
Конечно, многое из народного костюма давно забыто и утрачено. Однако платье в народном стиле можно встретить в коллекциях многих отечественных дизайнеров. Так, у Игоря Гуляева в силуэтах современных шуб четко угадываются русские мотивы. Вячеслав Зайцев не раз в своих коллекциях демонстрировал вечерние платья, в которых явно были заметны русские мотивы. Это касается и силуэта, и отделки. Некоторые дизайнеры пошли дальше и создали целые коллекции в русском народном стиле. Например, Валентине Аверьяновой удалось вдохнуть новую жизнь в национальную одежду. Продемонстрированная ею коллекция получила одобрение не только международных критиков моды, но и обычных покупателей. И сегодня всегда найдется место такому наряду, как народное платье. Фото современных нарядов в этом стиле все чаще можно встретить в модных глянцевых журналах. К тому же стиль "фолк" сейчас на пике популярности.
К моему глубокому удивлению и радости, в конце работы над темой проекта, на свет появилась вот эта «милая особа». Кукла в оригинальном наряде для заручин – это символ зарождения новой и прекрасной жизни.
Костюм выполнен по эскизам, которые родились в процессе работы над историческими материалами и выражает моё сугубо личное видение этнического костюма Донбасса, который перекликается по стилистике, форме и крою с народными традициями в одежде многих национальностей, проживающих на территории моего родного Края.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Стёпкин В. П. История Донецка. Донецк: Апекс, 2004.
Стёпкин В. П., Гергель В. И. Полная история Донецка. Донецк: Апекс, 2008
Юз и Юзовка. Донецк, 2000.
С.В. Лебедев, доктор философских наук, профессор, политолог – Откуда есть пошла земля Донбасса
"История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян
Калашникова Н.М. – Одежда народов СССР. – Москва. «Планета», 1990
Николаева Т.Н. – Украинская народная одежда. – Киев, Просвещение, 1986
: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Одежда славян черняховской культуры (общинник, князь, женщины) - 2- 4 веков нРисунок 3Одежда славян черняховской культуры (общинник, князь, женщины) - 2- 4 веков н.э.Рисунок 14