Аграмматическая дисграфия. Теоретический аспект.
учитель-логопед Гаврилова Нина Павловна, МБОУ СОШ №13 г. Белгорода
Аграмматическая дисграфия
Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи (Р. И. Лалаева, С. Б. Яковлев и др.).
Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Чаще всего у детей с дисграфией обнаруживаются морфологические и морфосинтаксические аграмматизмы, нарушения согласования управления.
Механизмы:
Причина – несформированность лексико-грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений.
Это выражается в неправильном согласовании и управлении.
Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики
("красивый сумка", "веселые день").
- Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Ошибки: Аграмматическая дисграфия.
Трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями;
Нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями;
Синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения;
Грубые нарушения последовательности слов;
Рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение);
Замена форм ед.числа существительными мн.числа;
Замена окончаний;
Замены приставок, суффиксов (словообразование).
Коррекционно-логопедическая работа
Коррекционная работа традиционно проводится с учетом нескольких направлений, рекомендованных Р.И. Лалаевой:
Развитие лексико-грамматического строя речи:
- дифференциация речевых единиц (форм слова, структуры предложения в речи);
- автоматизация грамматических форм в импрессивной и экспрессивной речи;
- закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.
Этапы коррекционно-логопедической работы
I этап
1. Обучение связности высказывания:
- соблюдение порядка слов в предложениях;
- овладение навыком дифференциации связного текста от набора слов, словосочетаний, предложений и т.д.
- построение высказывания без пропуска членов предложения и излишних повторений;
- составление высказывания из 2-3 фраз, соединенных между собой
2.Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей:
- образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-;
- образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.
3. Формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм:
- дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа имен существительных;
- отработка беспредложных конструкций существительных единственного числа.
II этап
1. Усвоение языковых средств межфразовой связи:
- усвоение грамматических моделей словосочетаний и предложений;
- ознакомление с грамматическими признаками частей речи.
2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей:
- уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -оньк-, -енък-, -ышк-;
- образование существительных с суффиксом -ниц-;
- притяжательные прилагательные с суффиксом -и-, без чередования;
- относительные прилагательные с суффиксами -н-, -ан-, 'ЯН', -ИНН"»
3. Формирование наиболее сложных и менее продуктивных форм словоизменения:
- понимание и употребление предложно-падежных конструкций сименами существительными в косвенных падежах;
- закрепление беспредложных форм существительных множественного числа;
- дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;
- согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде;
- согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.
III этап
1. Овладение более сложными видами средств межфразовой
связи:
- закрепление системы языковых средств, реализующих связность речи.
2. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей:
- образование названий животных;
- притяжательные прилагательные с суффиксом -и- с чередованием;
- относительные прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-,
3. Закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению менее продуктивных форм словоизменения:
- закрепление навыка употребления предложно-падежных конструкций с именами существительными в косвенных падежах;
- согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах;
- согласование местоимений с существительными.
15