Аграмматическая дисграфия. Теоретический аспект.

учитель-логопед Гаврилова Нина Павловна, МБОУ СОШ №13 г. Белгорода

Аграмматическая дисграфия
Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи (Р. И. Лалаева, С. Б. Яковлев и др.).
Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Чаще всего у детей с дисграфией обнаруживаются морфологические и морфосинтаксические аграмматизмы, нарушения согласования управления.

Механизмы:
Причина – несформированность лексико-грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений.
Это выражается в неправильном согласовании и управлении.
Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики
("красивый сумка", "веселые день").
- Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Ошибки: Аграмматическая дисграфия.
Трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями;
Нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями;
Синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения;
Грубые нарушения последовательности слов;
Рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение);
Замена форм ед.числа существительными мн.числа;
Замена окончаний;
Замены приставок, суффиксов (словообразование).

Коррекционно-логопедическая работа
Коррекционная работа традиционно проводится с учетом нескольких направлений, рекомендованных Р.И. Лалаевой:
Развитие лексико-грамматического строя речи:
-       дифференциация речевых единиц (форм слова, структуры предложения в речи);
-       автоматизация грамматических форм в импрессивной и экспрессивной речи;
-      закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.

Этапы коррекционно-логопедической работы
I этап
1.    Обучение связности высказывания:
     -   соблюдение порядка слов в предложениях;
-       овладение навыком дифференциации связного текста от набора слов, словосочетаний, предложений и т.д.
-       построение высказывания без пропуска членов предложения и излишних повторений;
-   составление высказывания из 2-3 фраз, соединенных между собой
2.Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей:
-       образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-;
-      образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.
3. Формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм:
-       дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа имен существительных;
-       отработка беспредложных конструкций существительных единственного числа.
II этап
1.      Усвоение языковых средств межфразовой связи:
-       усвоение грамматических моделей словосочетаний и предложений;
-       ознакомление с грамматическими признаками частей речи.
  2.       Работа над словообразованием менее продуктивных моделей:
-       уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -оньк-, -енък-, -ышк-;
   -       образование существительных с суффиксом -ниц-;
-    притяжательные прилагательные с суффиксом -и-, без чередования;
     -      относительные прилагательные с суффиксами -н-, -ан-, 'ЯН', -ИНН"»
3.       Формирование наиболее сложных и менее продуктивных форм словоизменения:
- понимание   и   употребление   предложно-падежных конструкций сименами существительными в косвенных падежах;
-   закрепление беспредложных форм существительных множественного числа;
-    дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;
-   согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде;
-   согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.
III этап
1.        Овладение более сложными видами средств межфразовой
связи:
-    закрепление системы языковых средств, реализующих связность речи.
2.        Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей:
-       образование названий животных;
-       притяжательные прилагательные с суффиксом -и- с чередованием;
-       относительные прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-,
3.        Закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению менее продуктивных форм словоизменения:
-       закрепление навыка употребления предложно-падежных конструкций с именами существительными в косвенных падежах;
-       согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах;
-       согласование местоимений с существительными.











15