Рабочая программа по «Психологии семейной жизни» (11 класс)
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание МО учителей
начальных классов
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» __________2014 г.
Руководитель МО
_______Романова Е.В.
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» __________2014 г.
Зам. директора по УВР
_____ Казакова Л.В. УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___________
от «___»___________ 2014г.
Директор
МКОУ «Боровская СОШ»
МО «Братский район»
______ Непомнящая Т.Е.
Рабочая программа
Учебного предмета
«Психология семейной жизни»
для учащихся 10- 11 классов
на 2014-2015 учебный год
Разработала:
Никоненкова Оксана Васильевна
учитель изобразительного искусства
П. Боровской
2014 г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Психология семейной жизни» для учащихся 10-11 классов разработана на основе учебно-методического комплекса по курсу для 10,11 классов общеобразовательных учреждений «Основы психологии семейной жизни» авторы составители О.В.Баранова , М.В.Иванова, Е.Б. Ковалева, Харченко В.Д./ Иркутск 2007
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ и положением о рабочих программах МКОУ «Боровская СОШ»
Содержание авторской программы курса по психологии социальной и межкультурной компетентности « Психологии семейной жизни»» рассчитано на 34часа. Рабочая программа « Психологии семейной жизни» » рассчитана на 35 часов (т.к. 35 учебных недель), поэтому добавлен 1час на тему: «Профилактика нарушений детско – родительских отношений»
Функции курса направлены на обучение старшеклассников основам психологии семейной жизни.
Цели и задачи программы:
Цель курса - формирование у юношей и девушек готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей на основе развития у них адекватных брачно-семейных представлений.
Задачи
- формировать теоретические знания о семье как социальном институте;
-повышать юридическую компетенцию в области знаний семейного законодательства;
-воспитывать высоконравственные межличностные отношения.
Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов:
Гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;
Использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;
Учащимся на каждом шагу предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания;
Соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала;
Учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;
Возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью
Общая характеристика предметного курса
Семья единственная категория, которая не изменяла своего значения в жизни общества на протяжении многих веков. В условиях семьи человек формировался физически, психологически, интеллектуально, удовлетворял свои потребности, осуществлял присущие ему на том или ином этапе функции.
Характер семьи, ее духовное и нравственное здоровье во многом определяет характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие общества.
Необходимость введения образовательного курса «Основы психологии семейной жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего, это кризисные явления в жизни современной российской семьи: разрушается традиционная структура семьи, изменяются старые общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье, отношение к воспитанию. Наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи, потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия.
Аморфность системы ценностей, формирующейся в настоящее время в обществе, приводит к серьезным изменениям в целях и ценностях современной семьи. Традиционные семейные ценности теряют характер первостепенных нравственных ценностей.
Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения. Большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений.
В этих условиях системе образования отводится особая роль по подготовке молодежи к семейной жизни.
Данная программа составлена с учётом основных положений типовой программы курса для учащихся старших классов средней школы «Этика и психология семейной жизни».
Авторы составители предлагают учебно-методический комплекс, включающий в себя как содержание, так и методический материал для подготовки и проведения уроков, практических и тренинговых занятий.
Ряд предлагаемых материалов отражает авторские позиции, которые раскрываются в 6 теоретических и практических разработках, помогающих учителю найти оптимальные варианты организации учебной деятельности.
Программа курса составлена по принципу спиралевидного построения учебного материала, т.е. к одному и тому же содержанию педагог возвращается неоднократно, углубляя и расширяя представления учащихся о предмете изучения.
Программа включает следующие разделы: «Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества», «Психология межличностных отношений юношества», «Искусство быть супругами», «Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности», «Семья и дети. Детско-родительские отношения».
Описание места факультативного курса в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план отводит на изучение курса по психологии социальной и межкультурной компетентности « Психологии семейной жизни» в 11 классе -34 часов, а в 10 классе -35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Учебно-тематический план
№
п/пТема занятия Количество часов Форма контроля
Авторская
программа
Рабочая
программа Раздел 1. Семья в свете духовно- нравственных и культурных традиций общества. (4часа)
1 Исторические изменения семьи и брака. 1 1 Практическое занятие
2 Функции семьи 1 1 кроссворд
3,4 Основные ценности семьи 2 2 тест
Раздел 2. Психология межличностных отношений юношества.(8 часов)
5
6 Межличностные отношения юношей и девушек 2 2 Практическое занятие
7
8 Дружба в юношестве. 2 2 Практическое занятие
9
10 Любовь в юношеском возрасте 2 2 Практическое занятие
11
12 Готовность к браку 2 2 Практическое занятие
тест
Раздел 3. Искусство быть супругами.(6 часов)
13
14
15 Молодая семья 3 3 Практическое занятие
16
17
18 Семейные конфликты: причины и профилактика 3 3 Практическое занятие
тест
Раздел 4. Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности.(10часов)
19
20
21 Мужские и женские роли в семье .3 3 Практическое занятие
22
23
24
25 Ожидания в семье и браке. 4 4 Практическое занятие
26
27
28 Жизненные сценарии семьи и личности 3 3 Практическое занятие
тест
Раздел 5. Семья и дети. Детско - родительские отношения.(7часов)
29 Незаменимость семьи в воспитании детей 1 1 Практическое занятие
30
31 Проблема отцов и детей 2 2 Практическое занятие
32
33
34
35 Профилактика нарушений детско – родительских отношений 3 4 Проверочная работа
Итого 34 35
Содержание программы.
В первом разделе курса «Семья в свете духовно-нравственных традиций общества» раскрывается зависимость семейного уклада жизни от социально-экономического уровня развития общества, рассматриваются основные функции семьи, нравственные нормы брака и их влияние на прочность семьи.
Во втором разделе «Психология межличностных отношений юношества» рассматриваются психологические особенности межличностных отношений юношества, нравственные основы взаимоотношений, особенности дружбы и любви в юношеском возрасте, многоаспектность понятия «готовность к браку».
Содержание последующего раздела «Искусство быть супругами» раскрывает психологические особенности молодой семьи; возможные трудности, характерные для периода адаптации молодых супругов; причины и пути профилактики семейных конфликтов.
Четвертый раздел «Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности» включает комплексные знания по тендерной проблематике: особенности психосоциального развития мужчин и женщин, биологическая и социально-психологическая обусловленность различий в поведении и реализации жизненных планов мужчины и женщины, стереотипы поведения в семье и ее морально-психологический климат, проблема психологической совместимости супругов.
Заключительный раздел «Семья и дети. Детско-родительские отношения» посвящен изучению проблем семейного воспитания, вопросов, связанных с профилактикой нарушений детско-родительских отношений, формированием навыков конструктивного поведения и общения в семье.
Раздел 1. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества.(4 часа)
Тема 1.1. Исторические изменения семьи и брака - 1 час
Исторические изменения института семьи и брака. Зависимость семейного уклада жизни от социально-экономического уровня развития общества. Матриархат, патриархат, моногамия, полигамия. Нравственные нормы брака. Модели семьи.
Тема 1.2. Функции семьи - 1 час
Основные функции семьи: репродуктивная (генеративная), первичной социализации детей, воспитательная (педагогическая), досуговая, экономическая, хозяйственно-бытовая, сексуальная (гедонистическая), медицинская.Тема 1.3. Основные ценности семьи - 2 часа
Основные семейные ценности: нравственный климат семьи, семейное воспитание, семейный досуг, потребности и бюджет семьи, эстетика быта. Связь функции семьи с основными ценностями. Терминальные и инструментальные ценности личности, учёт индивидуальных ценностей в семейной системе.
Раздел 2. Психология межличностных отношений юношества(8ч)
Тема 2.1. Межличностные отношения юношей и девушек - 2 часа
Понятие о межличностных отношениях. Межличностные отношения и общение. Общая характеристика межличностных отношений. Психология симпатий. Черты характера, способствующие полноценному общению.
Юность - пора активного социального взросления, расширения сферы межличностных отношений.
Межличностные отношения и общение юношества как школа подготовки к семейной жизни. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек. Эмоциональные отношения от симпатии до любви.
Тема 2.2. Дружба в юношестве - 2 часа
Товарищество и дружба как социальные ценности и основные виды межличностных отношений. Дружба как школа самовоспитания и любви. Юношеские представления о дружбе. Различия в ее проявлении у юношей и девушек. Идеал друга, формирующийся в юношеском возрасте. Различия между мальчиками и девочками по характеру и содержанию требований, предъявляемых к другу. Сила взаимного влияния в дружбе юноши и девушки. Отражение в юношеской дружбе противоречий возраста. Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная.
Тема 2.3. Любовь в юношеском возрасте - 2 часа
Любовь как высшее человеческое чувство.
Любовь - сложнейшее человеческое чувство, сочетающее потребность быть любимым и способность любить. Зависимость богатства любви от богатства внутреннего мира личности. Развития способность любить как выражение высшего уровня развития личности. Любовь как глубокое чувство между членами семьи, близкими людьми, как привязанность одного человека к другому. Воспитание культуры чувств - дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви.
Первая любовь. Особенности юношеской любви. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность. Соотношение дружбы и любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви.
Любовь - основа брака, супружеской гармонии.
Нравственные основы взаимоотношения влюбленных. Характерные черты поведения влюбленных. Знакомство юноши и девушки. Ухаживание. Взаимоотношения юноши и девушки при ситуации, когда чувство любви проявляется только с одной стороны. Уважительное, бережное отношение к чувству представителя противоположного пола. Предложения о вступлении в брак. Торжественная помолвка.
Тема 2.4. Готовность к браку - 2 часа
Понятие «готовность к браку". Брачный возраст. Многоаспектность готовности к вступлению в брак. Физическая зрелость вступающих в брак как важная предпосылка создания крепкой семьи. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Понимание правовой основы брака - одно из условий здоровой и счастливой семьи. Этико-психологическая готовность к браку - ключевая предпосылка гармонии супружества и прочности семьи.
Взаимное чувство любви, уважения и доверия к избраннику - неотъемлемые признаки совместимости будущих супругов. Общность их взглядов на предназначение семьи. Выбор спутника жизни. Мотивы вступления в брак.
Социально-демографические характеристики вступающих в брак.
Раздел 3. Искусство быть супругами (6ч)
Тема 3.1. Молодая семья — 3 часа
Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни. Возникновение чувства «мы». Причины возможных трудностей в период адаптации молодых супругов. Организация семейного быта, семейная экономика. Семейные роли, их распределение. Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями. Рождение ребенка и психологические проблемы, возникающие в этот период. Ребенок в молодой семье. Бюджет молодой семьи.
Тема 3.2. Семейные конфликты: причины и профилактика — 3 часа
Факторы риска в браке. Нарушения семейны#»ц отношений и их последствия.
Конфликты в различных сферах супружеских отношений.
Влияние конфликтных отношений на развитие личности ребенка в семье.
Профилактика конфликтных отношений в семье.
Раздел 4. Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности.(10ч)
Тема 4.1. Мужские и женские роли в семье - 3 часа
Мужчины и женщины: общее и особенное. Мир мужчин и мир женщин. Особенности психосоциального развития мужчин и женщин. Психологический пол личности (гендер). Понятие социальных тендерных ожиданий в отношениях мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Учёт тендерных различий в семье.
Тема 4.2. Ожидания в семье и браке — 4 часа
Личностно-ролевое поведение мужчины и женщины. Модели родительской семьи. Влияние индивидуального опыта на ожидания к брачному партнеру. Социокультурные стереотипы полоролевого поведения. Мужские и женские семейные роли: традиционные, товарищеские, партнерские. Традиции взаимной заботы. Ожидание и супружеское соглашение. Супружеское взаимодействие и удовлетворенность браком.
Тема 4.3. Жизненные сценарии семьи и личности - 3 часа
Стереотипы поведения в семье и ее морально-психологический климат. Семья как система многопоколенных отношений. Понятие о супружеской верности. Семейное счастье и здоровье личности. Проблема психологической совместимости супругов и личностного развития.
Раздел 5. Семья и дети. Детско-родительские отношения (7ч)
Тема 5.1 Незаменимость семьи в воспитании детей - / час.
Семья - важнейший институт социализации детей. Параметры семьи: демографический, социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический: Функции семейного воспитания.
Классификация Н.В.Гребенникова: воспитание детей и систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи. Классификация Т.А.Куликовой: воспитание здорового ребенка, формирование нравственной позиции, эмоциональное воспитание детей, формирование положительных привычек поведения. Незаменимость семьи для развития ребенка. Преимущество семейного воспитания перед воспитанием в образовательных учреждениях.
Тема 5.2. Проблема отцов и детей -2 часа. Понятие родительской позиции и её критерии: степень эмоциональной близости и степень контроля за поведением. Оптимальная родительская позиция. Адекватность, гибкость, прогностичность. Стили родительского отношения: автократичный, авторитарный, демократический, либерально-попустительский. Отрицательные
формы поведения детей: капризы, упрямство, агрессия, ложь, негативизм и др.
Тема 5.3. Профилактика нарушении детско-родительских отношений - 4 часа.
Типичные недостатки семейного воспитания, которые приводят к нарушениям детско-родительских отношений: эмоциональная холодность, отсутствие единства воспитательных действий, проявление безволия, непоследовательности, гнева и раздражительности. Дефицит и однообразные отношения с детьми. Подавление воли и активности ребенка, неучет его индивидуальных особенностей, невнимание к его интересам. Защитное поведение детей. Формирование навыков конструктивного поведения и общения в семье.
Планируемые результаты изучения факультативного курса.
Обучающийся должен:
* Иметь представление: об исторических изменениях семьи и брака, о человеческом обществе, о взаимосвязи семьи, общества и государства, негативных последствиях разрушения традиционных устоев семьи и нравственных основ брака, о функциях и тинах семейного воспитания;
о нравственных основах взаимоотношений юношей и девушек, особенностях юношеской любви, о многоаспектности готовности к вступлению в брак, о мотивах вступления в брак; об основных проблемах молодой семьи на современном этапе, о семейных ролях и их распределении, о семейной
* Знать: значение основных понятий (по каждой теме), существующие модели семьи, роль семейных ценностей, нравственные нормы брака и их сущность; современные психологические проблемы в области семейных отношений, значение основных понятий роль семьи в воспитании и формировании гармонично развитой личности, права и обязанности мужа и жены, отца и матери; основные причины возможных трудностей в период адаптации молодых супругов, особенности взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями, психологические проблемы, связанные с рождением ребенка, причины возникновения конфликтных ситуаций, особенности прогнозирования и профилактики конфликтов; о психологических различиях между людьми обоего пола, влияющих на отношения между членами семьи; о содержании тендерных характеристик личности – мужественности и женственности; о биологических и социальных причинах гендерных различий, о мужских и женских социальных ролях;
* Уметь: давать характеристику гармоничной и проблемной семьи, сравнивая их по уровню воспитательного потенциала. различать товарищеские взаимоотношения и дружеские, дружеские и любовные, осуществлять самостоятельно выбор партнера, искать способы эффективного межличностного взаимодействия; анализировать и оценивать конфликтные ситуации, оценивать свое поведение в конфликте, планировать, составлять семейный бюджет; основные современные проблемы в области межличность отношений между мужчинами и женщинами; роль психологической и функциональной совместимости будущих супругов в построении семейных отношений.
* Владеть : навыками самопознания и анализа качеств, необходимых для конструктивного общения. навыками самопознания, иметь опыт планирования семейного бюджета; навыками самопознания и анализа качеств собственной тендерной идентичности:
Формы контроля уровней достижений обучающихся и критерии оценки
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника понять суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля
Сообщения, творческая работа, практические занятие. тест, кроссворды..
Критерии оценивания обучающихся
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 5 (отл.) 4 (хор.) 3 (уд.) 2 (неуд.)
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение) Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5.Работа с ключевыми понятиями Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если обучающийся: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка "2" ставится, если обучающийся : допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если обучающийся : не приступал к выполнению работы; или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплекс
Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д: "Феникс", 2004.
Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни": Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988.
Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика, 1988.
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005.
Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 1985.
Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
Календарно-тематическое планирование
№п/пТема Кол-во часов
Дата
Содержание учебного материала Контроль знаний
Планируемый результат
По
плану
По факту Iчетверть (9ч)
Раздел 1. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества. (4 часа)
1 Исторические изменения семьи и брака - 1 час 08.09 Исторические изменения института семьи и брака. Зависимость семейного уклада жизни от социально-экономического уровня развития общества. Матриархат, патриархат, моногамия, полигамия. Нравственные нормы брака. Модели семьи.
анкета • Иметь представление: об исторических изменениях семьи и брака в человеческом обществе, о взаимосвязи семьи, общества и государства, негативных последствиях разрушения традиционных устоев семьи и нравственных основ брака, о функциях и типах семейного воспитания;
• Знать: значение основных понятий (по каждой теме), существующие модели семьи, роль семейных ценностей, нравственные нормы брака и их сущность;
• Уметь давать характеристику гармоничной и проблемной семьи, сравнивая их по уровню воспитательного потенциала.
2 Функции семьи -
1 час 15.09 Основные функции семьи: репродуктивная (генеративная), первичной социализации детей, воспитательная (педагогическая), досуговая, экономическая, хозяйственно-бытовая, сексуальная (гедонистическая), медицинская.кроссворд 3
4 Основные ценности семьи 2 часа 22.09
29.09 Основные семейные ценности: нравственный климат семьи, семейное воспитание, семейный досуг, потребности и бюджет семьи, эстетика быта. Связь функции семьи с основными ценностями. Терминальные и инструментальные ценности личности, учёт индивидуальных ценностей в семейной системе.
Практическая работа
тест Раздел 2. Психология межличностных отношений юношества (8 часов)
5
6 Межличност-ные отношения юношей и девушек 2 часа 06.10
13.10 Понятие о межличностных отношениях. Межличностные отношения и общение. Общая характеристика межличностных отношений. Психология симпатий. Черты характера, способствующие полноценному общению.
Юность - пора активного социального взросления, расширения сферы межличностных отношений.
Межличностные отношения и общение юношества как школа подготовки к семейной жизни. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек. Эмоциональные отношения от симпатии до любви.
Практическая работа • иметь представление: о нравственных основах взаимоотношений юношей и девушек, особенностях юношеской любви, о многоаспектное™ готовности к вступлению в брак, о мотивах вступления в брак;
• знать: современные психологические проблемы в области семейных отношений, значение основных понятий роль семьи в воспитании и формировании гармонично развитой личности, права и обязанности мужа и жены, отца и матери;
• уметь: различать товарищеские взаимоотношения и дружеские, дружеские и любовные, осуществлять самостоятельно выбор партнера, искать способы эффективного межличностного взаимодействия;
• владеть: навыками самопознания и анализа качеств, необходимых для конструктивного общения.
7
8 Дружба в юношестве 2 часа 20.10
27.10 Товарищество и дружба как социальные ценности и основные виды межличностных отношений. Дружба как школа самовоспитания и любви. Юношеские представления о дружбе. Различия в ее проявлении у юношей и девушек. Идеал друга, формирующийся в юношеском возрасте. Различия между мальчиками и девочками по характеру и содержанию требований, предъявляемых к другу. Сила взаимного влияния в дружбе юноши и девушки. Отражение в юношеской дружбе противоречий возраста. Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная.
Практическое занятие 9
10 Любовь в юношеском возрасте 1 час 28.10 Любовь как высшее человеческое чувство.
Любовь - сложнейшее человеческое чувство, сочетающее потребность быть любимым и способность любить. Зависимость богатства любви от богатства внутреннего мира личности. Развития способность любить как выражение высшего уровня развития личности. Любовь как глубокое чувство между членами семьи, близкими людьми, как привязанность одного человека к другому. Воспитание культуры чувств - дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви.
Практическая работа
тест II четверть (7 ч)
Любовь в юношеском возрасте 1час 10.11 Первая любовь. Особенности юношеской любви. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность. Соотношение дружбы и любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви.
Любовь - основа брака, супружеской гармонии.
Нравственные основы взаимоотношения влюбленных. Характерные черты поведения влюбленных. Знакомство юноши и девушки. Ухаживание. Взаимоотношения юноши и девушки при ситуации, когда чувство любви проявляется только с одной стороны. Уважительное, бережное отношение к чувству представителя противоположного пола. Предложения о вступлении в брак. Торжественная помолвка 11
12 Готовность к браку 2 часа 17.11
24.11 Понятие «готовность к браку". Брачный возраст. Многоаспектность готовности к вступлению в брак. Физическая зрелость, вступающих в брак как важная предпосылка создания крепкой семьи. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Понимание правовой основы брака - одно из условий здоровой и счастливой семьи. Этико-психологическая готовность к браку - ключевая предпосылка гармонии супружества и прочности семьи.
Взаимное чувство любви, уважения и доверия к избраннику - неотъемлемые признаки совместимости будущих супругов. Общность их взглядов на предназначение семьи. Выбор спутника жизни. Мотивы вступления в брак.
Социально-демографические характеристики вступающих в брак.
Раздел 3. Искусство быть супругами (6 часов)
13
14
15 Молодая семья 3 часа 01.12
08.12
15.12 Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни. Возникновение чувства «мы». Причины возможных трудностей в период адаптации молодых супругов. Организация семейного быта, семейная экономика. Семейные роли, их распределение. Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями. Рождение ребенка и психологические проблемы, возникающие в этот период. Ребенок в молодой семье. Бюджет молодой семьи. • иметь представление об основных проблемах молодой семьи на современном этапе, о семейных роляг и их распределении, о семейной экономике
• знать основные причины возможных трудностей в период адаптации молодых супругов, особенности взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями, психологические проблемы, связанные с рождением ребенка, причины возникновения конфликтных ситуаций, особенности прогнозирования и профилактики конфликтов;
•уметь анализировать и оценивать конфликтные ситуации, оценивать свое поведение в конфликте, планировать, составлять семейный бюджет;
• владеть навыками
самопознания, иметь опыт планирования семейного бюджета.
16
Семейные конфликты: причины и профилактика 1 час 22.12 Факторы риска в браке. Нарушения семейных отношений и их последствия III четверть (10ч)
17
18 Семейные конфликты: причины и профилактика
2 часа 12.01
19.01 Конфликты в различных сферах супружеских отношений.
Влияние конфликтных отношений на развитие личности ребенка в семье.
Профилактика конфликтных отношений в семье. тест Раздел 4. Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности.(10 часов)
19
20
21 Мужские и женские роли в семье 3 часа 26.01
02.02
09.02 Мужчины и женщины: общее и особенное. Мир мужчин и мир женщин. Особенности психосоциального развития мужчин и женщин. Психологический пол личности (гендер). Понятие социальных тендерных ожиданий в отношениях мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Учёт тендерных различий в семье. Практическое занятие
• Иметь представление: о психологических различиях между людьми обоего пола, влияющих на отношения между членами семьи; о содержании тендерных характеристик личности - мужественности и женственности; о биологических и социальных причинах тендерных различий, о мужских и женских социальных ролях;
• Знать: основные современные проблемы в области межличностных„ отношении между мужчинами и женщинами; роль психологической и функциональной совместимости будущих супругов в построении семейных отношении.
• Уметь: анализировать и учитывать особенности полотипичного поведения в семейных ситуациях, прогнозировать характер и результат возможного взаимодействия этих ситуаций.
• Владеть: навыками самопознания и анализа качеств собственной тендерной идентичности; способами конструктивного бесконфликтного взаимодействия в отношениях со сверстниками противоположного пола, с будущими супругами.
22
23
24
25 Ожидания в семье и браке 4
часа 16.02
24.02
02.03
09.03 Личностно-ролевое поведение мужчины и женщины. Модели родительской семьи. Влияние индивидуального опыта на ожидания к брачному партнеру. Социокультурные стереотипы полоролевого поведения. Мужские и женские семейные роли: традиционные, товарищеские, партнерские. Традиции взаимной заботы. Ожидание и супружеское соглашение. Супружеское взаимодействие и удовлетворенность браком.
Практическое занятие 26
Жизненные сценарии семьи и личности 1
16.03
Стереотипы поведения в семье и ее морально-психологический климат. Семья как система многопоколенных отношений. IV четверть (8часов)
27
28 Жизненные сценарии семьи и личности 2часа 06.04
13.04 Понятие о супружеской верности. Семейное счастье и здоровье личности. Проблема психологической совместимости супругов и личностного развития.
Практическое занятие
тест Раздел 5. Семья и дети. Детско-родительские отношения (7 часов)
29 Незаменимость семьи в воспитании 1 час 20.04 Семья - важнейший институт социализации детей. Параметры семьи: демографический, социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический: Функции семейного воспитания.
Классификация Н.В.Гребенникова: воспитание детей и систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи. Классификация Т.А.Куликовой: воспитание здорового ребенка, формирование нравственной позиции, эмоциональное воспитание детей, формирование положительных привычек поведения. Незаменимость семьи для развития ребенка. Преимущество семейного воспитания перед воспитанием в образовательных учреждениях. Практическое занятие • иметь представление о функциях семейного воспитания, его преимуществах перед воспитанием в образовательных учреждениях, проблемах детско-родительских отношений;
• знать значение основных понятий, специфические особенности семейного воспитания, типичные недостатки семейного воспитания, отрицательные формы поведения детей, причины нарушений детско-родительских отношений;
• уметь дискутировать на тему проблем детско-родительских отношений, аргументировано доказывать свою точку зрения, рефлексировать;
• владеть навыками конструктивного взаимодействия с родителями и друг с другом, используя потенциальные возможности самопознания, рефлексии и саморазвития.
30
31 Проблема отцов и детей 2 часа 27.04
04.05 Понятие родительской позиции и её критерии: степень эмоциональной близости и степень контроля за поведением. Оптимальная родительская позиция. Адекватность, гибкость, прогностичность. Стили родительского отношения: автократичный, авторитарный, демократический, либерально-попустительский. Отрицательные
формы поведения детей: капризы, упрямство, агрессия, ложь, негативизм и др. 32
33
34
35 Профилактика нарушении детско-родительских отношений 4часа 11.05
18.05
25.05
27.05 Типичные недостатки семейного воспитания, которые приводят к нарушениям детско-родительских отношений: эмоциональная холодность, отсутствие единства воспитательных действий, проявление безволия, непоследовательности, гнева и раздражительности. Дефицит и однообразные отношения с детьми. Подавление воли и активности ребенка, неучет его индивидуальных особенностей, невнимание к его интересам. Защитное поведение детей. Формирование навыков конструктивного поведения и общения в семье.
Практи-ческое занятие
Проверочная работа