Конспект развивающего занятия по этике и психологии семейной жизни Семья и семейные ценности
Конспект урока « Семья и семейные ценности»
Тип урока: комбинированный.
Цели:
обучающая: познакомить учащихся с понятием «семья»; рассмотреть ценности семьи, сформировать представление о влиянии взаимоотношений между партнерами на характер семейных отношений;
развивающая: способствовать рефлексии своего отношения к семье, развить умения работать в группе, анализировать и строить семейные отношения;
воспитывающая: воспитать ценностное отношение к семье и браку, уважительное отношение к партнеру по общению.
Оборудование: конспект урока, презентация, листы бумаги; ручки; проектор, вырезки из фильмов для демонстрации понятий;
Ход урока
Этапы урока и его содержание Время
1. Организационный момент. Целеполагание 2 мин.
2. Этап усвоения новых знаний 20 мин.
3. Этап закрепления новых знаний 20 мин.
4. Подведение итогов 3 мин.
Содержание урока
1. Организационный момент. Целеполагание.
«Здравствуйте! Сегодня мы проведем с вами занятие, посвященное семье и браку. Тема урока звучит следующим образом: « Семья и семейные ценности». Цель урока – рассмотреть такие понятия как «семья» и «семейные ценности», раскрыть их содержание. Так же сегодня мы с вами будем говорить о том, как правильно строить взаимоотношения для того, чтобы ваша будущая семья была крепкой и гармоничной.
2. Этап усвоения новых знаний.
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был очень устойчивым. В настоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценности. Семья… мы очень часто слышим и произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»?
Упражнение ассоциации
У каждого из вас свои представления о семье, давайте попробуем с помощью ассоциаций представить себе семью.
Какие ассоциации с этим словом у вас возникают?
Если семья – это постройка, то какая
Если семья – это стихия, то какая
Если семья – это природное явление, то какое…
Если семья – это цветок, то какой
Например:
Если семья – это постройка, то какая – дом, сарай, гараж, вилла, домик в деревне, необжитая квартираЕсли семья – это стихия, то какая - вода, бушующий океан, ревущее пламя, теплый ветер.
Если семья – это природное явление, то какое - наводнение, легкий пушистый снег, теплое солнце
Если семья – это цветок, то какой - роза, астра, ромашка.
«Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [Соловьев Н. Я]. Семья играет огромную роль, как в жизни отдельной личности, так и всего общества.
Но как зарождается семья и с чего она начинается?
Как вы считаете с чего начинается создание семьи?
Одним из самых первых шагов на пути к становлению семьи – является выбор партнера. На то, какого человека мы хотим видеть рядом с собой, влияет очень много факторов. И конечно, одним из самых весомых является набор личностных характеристик человека. Давайте посмотрим, какие качества наиболее важны именно для вас при выборе партнёра для общения и для создания семьи.
Упражнение «Образ партнера»
Инструкция: перед вами на столах лежит таблица, состоящая из двух столбцов. В первом столбце перечислены пять основных характеристик, включённых в образ предпочитаемой подруги или друга, во втором – характеристики будущей супруги или супруга. Ваша задача поставить эти характеристики на первое, второе, третье и т.д. места в зависимости от того, что именно для вас является наиболее важным. Например: вы считаете, что для подруги/друга наиболее важным является чувство юмора, тогда вы ставите его на первое место и так далее по степени важности. Прорабатывать надо каждый список отдельно: отдельно для образа предпочитаемого подруги/друга и отдельно для образа будущего супруга/супруги.
На выполнение этого задания мы даем вам 2 минуты.
Психологи проводили исследование предбрачных предпочтений старшеклассников и студентов первых курсов институтов университета, и была выявлена следующая картина. Давайте сравним эти данные с тем, что написали вы.
Таблица 2
Результаты опроса среди юношей
№ Образ предпочитаемой подруги % ответов Образ будущей супруги % ответов
1 Внешние данные 71,2 Нравственные качества (суммарный индекс различных черт хорошего характера) 75,0
2 Нравственные качества (суммарное выражение разнородных качеств хорошего характера) 68,3 Ум 67,1
3 Ум 65,4 Внешность 56,7
4 Коммуникативные данные 34,6 Культурное развитие (духовное развитие, образование, кругозор, профессионализм и т. д.) 53,4
55 Чувство юмора, веселость 32,7 Отношение к самому отвечавшему 33,3
Таблица 3
Результаты опроса среди девушек
№ Образ предпочитаемого партнера по общению % ответов № Образ желаемого супруга % ответов
1 Внешность и особенности телосложения 100 1 Отношение к опрашиваемой100,0
2 Чувство юмора 78,7 2 Зрелость, ответственность 83,2
3 Ум 60,1 3 Ум 60,1
4 Нравственные качества (по сумме различных свойств — честности, порядочности и т. д.) 49,4 4 Финансовая обеспеченность 53,4
5 Чуткость, доброта. 47,1 5 Доброта 48,3
Мотивы вступления в брак.
Итак, мы видим, что образы предпочитаемых друзей и предпочитаемых будущих супругов отличаются. Чем же это чревато?
Послушайте печальные истории
«Когда мы просто встречались, наши отношения были полны романтики. Но стоило нам зарегистрировать брак, и вся поэзия отношений куда-то улетучилась, проза жизни, быт завладевают семейными отношениями, начинаются ссоры, взаимные претензии. Неужели придется развестись? Можно ли этого избежать?» Света.
«Когда я познакомился со своей будущей женой, она была красавицей, любила шумные компании, была всегда рада погулять. Я думал, что с годами она станет хозяйственной, домашней. Но время идет, а ничего не меняется. Мне надоело питаться, где придется, самому делать все по хозяйству. Как заставить ее изменить свое поведение?» Анатолий.
Работа в группах
1.Как вы считаете, какие мотивы наиболее важны при вступлении в брак?
2.Семейные ценности (5 основных)
3.Заповеди (правила) семейной жизни, которые способствуют сохранению отношений
Например: Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт, любовь и взаимопонимание – основа вашего счастья.
Да вы все правы. Можно выделить такие мотивы: любовь, долг, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения.
Но, конечно, наиболее часто люди называют такой мотив, как любовь… что же такое любовь?
В философской энциклопедии понятие любовь определяется как нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием этого чувства, с точки зрения философов, являются самоотверженность, самоотдача и возникающая на этой основе духовная близость.
Психологи считают любовь избирательным отношением к представителю противоположного пола как к уникальной целостной личности. Направленность на объект любви не должна быть односторонней, эгоистичной и предполагает отождествление себя с объектом любви, замену «я» на «мы» (но без потери своей индивидуальности)
Как возникает любовь? Л.М.Панкова выделяет три стадии любви.
Первая – интерес, симпатия, влечение. Мы говорим: «Он (она) мне нравится». Этого вполне достаточно для первого приближения, для появления дружбы между юношей и девушкой. Отношения эти могут быть длительными, недоговоренными, романтичными или будничными, но они всегда очень приятные, поднимают настроение, хотя пока ни к чему не обязывают. Когда есть человек, которому ты нравишься и который нравится тебе, повышается жизненный тонус, активизируются личные действия по самоусовершенствованию.
Вторая – восхищение, восторженность, влюбленность, страсть. Эти чувства уже создают определенную напряженность и накал, они всегда волнуют, но утомляют, выбивают из ритма, требуют своего разрешения. Жить в состоянии страстного возбуждения человеку трудно. Страсть либо должна погаснуть, либо получить удовлетворение. Если чувства одного подогреваются и поощряются другим, возможность превращения дружественных отношений симпатизирующих друг другу мужчины и женщины в любовный роман становится реальностью. Далее все зависит от воспитания, культуры, волевых компонентов, нравственных успехов и т.д., то есть от самой личности.
Третья – поклонение, уважение, преданность. Можно испытать страсть как наваждение, но любить не уважая человека нельзя. На этой стадии любовь приводит мужчину и женщину к принятию решения о вступлении в брак.
Любовь, прошедшая все три фазы развития, и есть индивидуальное чувство на всю жизнь.
Но не стоит думать, что браки, созданные по любви, наиболее крепкие. Семья – это сложное явление, которое содержит разные ценности, поддерживающие отношения людей.
Какие семейные ценности вы можете назвать?
Семейные заповеди. Что помогает сохранять тёплые дружеские отношения в семье?
Семья - это одно целое и для сохранения гармонии в семье необходимо придерживаться определённых правил, заповедей.
А вот какие семейные заповеди рекомендуют психологи:
Семья начинается с «мы», будь требовательнее к себе
Решай вместе с человеком, а не вместо человека
Не демонстрируй свое превосходство, уважай партнера
Будь другом друзей супруга
Не упрекай, критикуя, не обвиняй и не унижай
Спеши сделать доброе дело и не жди награды
Не верит тот, кто сам обманывает
Ревнует тот, кто сам допускает мысль об измене
Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга
Смейся вместе, а не над
Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах
Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе
Не давай советов, если тебя не просят
Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт
Любовь и взаимопонимание – основа вашего счастья
3. Этап закрепления новых знаний
Мы видим, что для крепкой семьи необходимы поддержка, сопереживание, умение выслушать другого и многое другое. Сейчас мы предлагаем вам посмотреть небольшие вырезки из фильмов, иллюстрирующие те ценности, которые должны присутствовать во взаимоотношениях в семье.
Упражнение: «Словарь семейного благополучия».
На каждое определение сделана небольшие вырезки из фильмов – показываются эти вырезки школьникам, которые должны назвать то понятие, о котором идут речь в отрывке фильма.
Примечание для ведущего: Красным цветом выделены те понятия, которые проиллюстрированы на этом уроке. Остальные понятиям из списка рекомендуется проиллюстрировать на следующем уроке с целью актуализации и закрепления изученного материала.
Сопереживание – способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте
Равенство – считаетесь с интересами друг друга
Поддержка – вдвоем мы способны на многое
Компромисс – умение уступать друг другу
Признание – уважение и благодарность
Приспособляемость – умение адаптироваться если того требуют обстоятельства
Любовь – нежная забота друг о друге
Верность – преданность друг другу
Умение слушать – прислушиваться друг к другу
Юмор – смех поддерживает физическое и психологическое здоровье
Доверие- чувство безопасности и уверенности
Нежность – чуткое отношение друг к другу
Совместное времяпрепровождение – нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.
4. Рефлексия. Подведение итогов.
Что ж, наш урок подходит к концу, и мы предлагаем вам подвести небольшой итог сегодняшнего занятия.
Семья – это…? Что вы узнали на уроке? Что необходимо для крепкой семьи?
Семья имеет огромное значение в жизни каждого из нас. И для того, чтобы семейная жизнь приносила нам счастье, необходимо уметь правильно строить отношения, и именно этому и посвящен был наш урок.
Приложение
№ Образ предпочитаемой подруги Образ будущей супруги №
Чувство юмора, веселость Нравственные качества (суммарный индекс различных черт хорошего характера) Нравственные качества (суммарное выражение разнородных качеств хорошего характера) Ум Внешние данные Внешность Коммуникативные данные Культурное развитие (духовное развитие, образование, кругозор, профессионализм и т. д.) ум Отношение к самому отвечавшему № Образ предпочитаемого партнера по общению % ответов № Образ желаемого супруга % ответов
1 Внешность и особенности телосложения 100 1 Отношение к опрашиваемой100,0
2 Чувство юмора 78,7 2 Зрелость, ответственность 83,2
3 Ум 60,1 3 Ум 60,1
4 Нравственные качества (по сумме различных свойств — честности, порядочности и т. д.) 49,4 4 Финансовая обеспеченность 53,4
5 Чуткость, доброта. 47,1 5 Доброта 48,3
Мотивы вступления в брак.
Оцените перечисленные факторы по пятибалльной системе:
1. Семейный уют. 2. Общность взглядов. 3. Материальное благополучие. 4. Сексуальная близость. 5. Привычка супругов друг к другу. 6. Супружеский долг. 7. Любовь к детям. 8. Взаимная забота супругов. 9. Общая жилплощадь. 10. Культурный уровень супругов. Работа по группам.
Задание для 1 группы. Заполните таблицу «Система ценностей различных поколений», попробуйте проанализировать, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на систему семейных ценностей. Приведите примеры.
Система ценностей различных поколений
Задание для 2 группы. Заполните таблицу «Распределение обязанностей в семье в традиционном и современном обществе», попробуйте проанализировать, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на структуру семейных прав и обязанностей. Приведите пример
Распределение обязанностей в семье в традиционном и современном обществе
Примерные обязанности Жена Муж Вместе
Мытьё посуды Домашний ремонт Уборка Ремонт одежды Покупка продуктов Приготовление еды Заработок Принятие решений о крупных покупках Воспитание детей Уход за больным ребёнком Планирование и организация от-пускаВедение домашней бухгалтерии Задание для 3 группы: Заполните таблицу «Образ идеального супруга / супруги», попробуйте проанализировать, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на представления об идеальном партнере. Приведите примеры.
Образ идеального супруга / Супруги
Примерный список качеств: женственность; эмоциональность; впечатлительность; слабость; таинственность; болтливость; аккуратность; интуитивность; хозяйственность; пугливость; мягкость; чувственность; жалостливость; суетливость; ответственность; кокетство; легкомыслие, мужественность; сила; ответственность; решительность; сме-лость; логичность; устремленность в будущее; агрессивность; активность; чувство от-ветственности; хозяин в доме; любовь к женщинам, злость, обидчивость, общитель-ность, скупость щедрость, скромность, активность, хитрость, доброта, смелость, юмор, честность и др.1. Упражнение «Семья на отдыхе».
Каждой группе предлагается изобразить фотографию семьи на отдыхе, при этом возможны следующие варианты: воскресенье пещерного человека, семья бизнесмена, итальянская семья, отдых на даче и т. д.
2 упражнение «Ухаживание». Учащимся необходимо разыграть следующие ситуации
1. На танцах к девушке подошли одновременно двое юношей с приглашением на танец. Как она должна поступить?
2. Вы пригласили в кафе понравившуюся вам девушку. Как вы будете вести себя в кафе.
3. Молодой человек приводит в дом свою девушку. Как он представит её своим родителям.
В качестве домашнего задания можно использовать материалы публикаций, анализ отрывков из писем, художественных произведений, биографий реальных людей. Например:
«Когда мы просто встречались, наши отношения были полны романтики. Но стоило нам зарегистрировать брак, и вся поэзия отношений куда-то улетучилась, проза жизни, быт завладевают семейными отношениями, начинаются ссоры, взаимные претензии. Неужели придется развестись? Можно ли этого избежать?» Света.
«Когда я познакомился со своей будущей женой, она была красавицей, любила шумные компании, была всегда рада погулять. Я думал, что с годами она станет хозяйственной, домашней. Но время идет, а ничего не меняется. Мне надоело питаться, где придется, самому делать все по хозяйству. Как заставить ее изменить свое поведение?» Анатолий.