Программа по этике и психологии семейной жизни Жизнь под высоким небом для коррекционных школ VIII вида


Программа
для учащихся 7-9 классов
с ограниченными возможностями здоровья
специальных (коррекционных) школ VIII вида
«Жизнь под высоким небом»
Составитель программы:
Горохцева Елена Николаевна
учитель начальных классов, олигофренопедагог,
ГБСКОУ «Болгарской специальной
(коррекционной) общеобразовательной
школы - интернат VIII вида» Спасского района РТ
Пояснительная записка.
Развитие детей в социуме считается сложным, многоуровневым процессом. В ходе воспитания утверждается личность. Постепенно начинается приобретение необходимых для человека ценностей, как нравственных, так и культурных. Они необходимы при взаимоотношениях с взрослыми и детьми, для становления воспитанной, нужной обществу личности. Происходит подготовка будущей социальной и трудовой адаптации. Поэтому нужно грамотно организовать коррекционное направленное преподавание знаний. От него зависит успех в учебном процессе в коррекционных учебных заведениях. Неслучайно корригированное отклонение в развитии это огромный путь. На котором ученик постепенно приобретает социальный опыт, нормы поведения.
Данный предмет в Болгарской коррекционной школе - интернате VIII вида преподаётся с 1998 года. Я, как учитель, отнеслась к новому предмету серьёзно, заинтересованно, положительно. На то время программы по предмету не было, что и подвигло меня, как учителя предметника по этике, разработать собственную программу. На протяжении этих лет в программе что-то менялось, дополнялось. В нашей школе около 60% из всех обучающихся, которые усваивают материал данной программы по теме «Этика и психология семейной жизни». Чтобы добиться более высоких итогов в обучении и воспитании возникла необходимость составления именно этой программы «Жизнь под высоким небом» по данному предмету. Я считаю, что этот предмет очень нужен и необходим школе и обществу в целом. Эта программа в специальной (коррекционной) школе VIII вида предусматривает развитие личности ребёнка. Учитывает особенности каждого ребенка, его состояние здоровья. У детей этих школ ярко выражено недоразвитие в сфере познания, в эмоциональной и волевой сфере и, следовательно, препятствует формирование полноценной личности. Благодаря урокам по этике и психологии семейной жизни, появляется возможность для исправления недостатков. Коррекционная направленность уроков обязательна. Поэтому необходима дифференцированная работа. За основу берётся направленность на личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку. Большое внимание акцентируется на решение разных «этических» ситуаций. Ребята учатся выяснять и оценивать свои поступки, а так же и поступки других людей. Те полученные знания, помогают детям видеть верные представления о счастливой семье, о главных качествах семейного счастья. У учащихся низкая мотивация к обучению, замкнутость, заниженная самооценка, большая часть детей проживают в неблагополучных семьях.
Основная цель программы - создание условий:
• для воспитания настоящего поколения;
• для формирования верного представления, что такое семья. Чтобы было желание создать в будущем крепкую, здоровую, любящую семью; какие черты характера людей для этого нужны. Об отношении друг к другу каждого члена в семье; Уметь воспользоваться теми знаниями, которые были получены в ходе обучения, когда будут выбирать спутника жизни. Необходимость знать значения социальных ролей в семье.
• для стремления к правильному взаимному отношению между людьми, из одной семьи;
• для привития учащимся умение слушать, понимать проблемы, становиться воспитанными, творить добро, уметь прощать.
• для коррекции эмоционально-волевой сферы приёмами общения, познания;
• для практической подготовки подростков к труду и самостоятельной, будущей жизни в семье.
Данная общеобразовательная программа составлена на основе:
1.«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по этике 7-9 классы» учебное издание А.К. Аксёновой, А.П.Антропова, И.М. Бгажнокова. Москва «Просвещение» 2003год
2.Собственного опыта практической работы в Болгарской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат VIII вида. Обучение на ФПП по специальности «Олигофренопедагог» в НАНОО «Московский социально-гуманитарный институт». Дипломная работа «Особенности деятельности детей с ограниченными интеллектуальными возможностями».
3. Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
Программа «Жизнь под высоким небом» определяет для реализации следующие цели:
Научить учащихся проводить сознательную самооценку себя как личности, а так же оценивать свои поступки. Эти знания помогут и придадут уверенность в начинании своей самостоятельной жизни после того, как окончат школу;
Формировать навыки общения у детей;
Добиваться понимания, осмысления правил, законов, поступков
общения с людьми при разных обстоятельствах.
Подготовить подростков к будущей жизни в семье с применением
практических занятий;
Для получения целей нужно решить основные задачи:
Формировать представление:
• О правильных отношениях; о дружбе, товариществе, любви;
• О семье, её глобальном участии в человеческой жизни;
• О роли родителей;
• Об экономике, о семейном быте;
• Об элементарных основах семейного законодательства;
• О поступках, заслуживающих уважение, правилах поведения людей в
момент конфликта или распада семьи;
• О себе, об отношениях к другим людям.
• Об особенностях каждой личности человека;
• О коммуникативных умениях;
Помочь:
• Понять окружающий мир;
• Осознать какое значение имеет здоровый образ жизни для человека,
довести до сознания учащихся мысль, что за здоровье отвечает каждый сам;
• Освоить нормы культурных отношений между людьми, способствовать
принятию этих норм;
Воспитывать:
• Внимательное уважительное отношение к окружающим:
доброжелательность, заботливость, воспитанность, желание оказать
помощь;
• Прививать только хорошие черты и качества личности: организованность,
дисциплинированность, настойчивость, самостоятельность, стремление к
познанию;
• Нравственные качества личности – трудолюбие, аккуратность,
взаимопомощь.
• Чувства гордости, ответственность за членов своей семьи;
Развивать:
•Интерес к азам народного этикета, к семейным традициям, изучать свою родословную;
Повышать развитие детей через коррекцию нарушений его познавательной деятельности.
В данной программе предусмотрена коррекционная работа:
Отбираются те задания, которые ребёнок объективно может выполнить хорошо. Это повышает его самооценку, улучшает настроение, что способствует формированию положительного отношения к учению. Задания не слишком лёгкие и не требующие определённых усилий по преодолению трудностей. Следует точно и тщательно оценивать возможности ребёнка;
Самооценка повышается через посильные задания и помощь в необходимых случаях. Оценивается только конкретная работа, выполнения порученного задания. А не сам ребёнок;
Реакция на ошибки ребёнка должна быть формой помощи ему;
Поощрение ребёнка, словом за малейший успех;
Отбор содержания учебного материала, для того чтоб он был интересным, эмоциональным, содержал элементы новой информации, опираясь на прошлые знания и опыт;
Материал программы расположен по следующим принципам:
Принцип усложнения и увеличения объёма сведений; позволяющий при подаче нового материала учащимся пользоваться достоверным опытом, чтоб в дальнейшем добиваться больших знаний. Те знания и умения, которые были получены, дети совершенствуют, с помощью них получают новые.
Системность и последовательность обучения обеспечивает возможность связывать пройденный материал с вновь изученным. Это дает возможность углублять и расширять знания детей.
Принцип прочности усвоения знаний, предопределяет программный минимум знаний и умений, которые необходимы для практической работы и успешного, устойчивого навыка выполнения и изучения материала. Этот принцип является базой в расширении кругозора, словарного запаса детей, для изучения программного материала;
Принцип доступности в усвоении знаний. С его помощью дети изучают предоставленный материал в доступной для них форме, работают активно, преодолевая трудности.
Принцип связи с другими предметами подтверждает интегративный характер предмета этики и психологии семейной жизни с уроками психологии, чтения, истории, права, развития речи.
Принцип воспитывающего обучения. Из урока в урок происходит понимание окружающего мира, складываются свои мировоззрения. Весь материал программы дает возможность воспитывать в детях нравственные качества, которые способствуют желанию учиться, поверить в себя, заинтересованности в предоставленной работе.
Принцип развивающего обучения направлен на развитие детей через занятия. Школьники, изучая темы, например, из раздела «В мире доброты» познают окружающий мир, испытывают радость. Учатся самостоятельно дарить доброту окружающим.
Принцип наглядности является необходимым, так как внимание учащихся лучше привлекается и запоминается с помощью используемой наглядности.
Принцип активности и сознательности обучения требует от детей осмысленно понимать данный материал. Проявлять активность и самостоятельность в работе на уроке.
Принцип индивидуального подхода в обучении позволяет применять задания в работе, учитывая особенности детей, поверить учащимся в свои силы, снимает напряжение, позволяет ребёнку работать на уроке в собственном темпе.
В качестве методического приёма на уроках используется технология коллективного взаимного обучения (КСО) А.Г. Ривина и его учеников. Прежде чем учащиеся начинают взаимоотношения друг с другом, им нужно проявить индивидуальную ответственность. Довольно важный момент для того чтоб подготовить детей к жизни. В ходе конкретных знаний активизируется память, развивается мышление в процессе проговаривания. В парной работе объединяют два ученика («учитель» - «ученик»), чаще всего сильный и слабый при взаимном желании расположения. Например, при прохождении темы «Правила дружбы» дети объединяются в пары сильный – слабый. Каждой паре раздаются карточки, в которых представлен текст и задание к нему. Чаще всего слабый ученик не умеет читать, то первоначально он находится в роли ученика и слушает, как текст читает «учитель» ученику и всем в классе. Тем самым ребёнок учится слушать товарища, а так как тексты у всех разные, то излагая свой материал, он, как бы выступает в роли «учителя» тоже и не чувствует себя ниже всех по развитию. А на сильного ребёнка ложится ответственность за то, чтобы он правильно прочитал и объяснил текст товарищу, так как тому придётся рассказывать его всему классу.
Вот так происходит развитие навыков личностного общения. Тем самым у ребёнка корригируется речь в процессе его самостоятельного изложения материала. Работу в паре можно применять на закреплении нового материала, когда парам даётся задание выслушать объяснение учителя, проработать вместе над доведенным заданием, выполнить задание в тетради, проверить данное задание. Сделать исправления, если это требуется. А затем обменяться тетрадями и проверить выполнение задания у партнёра. По окончании проверки сказать итог выполненной работы. При «Работе в паре сменного состава» у детей происходит развитие самостоятельности и коммуникативности. Дети испытывают положительное отношение к окружающим.
Во время урока также используются элементы технологии модульного обучения. Оно практикуется как технология личностно-ориентированного образования. В этом случае ученик, работая с модулем, самостоятельно достигает определённых целей в обучении.
Для детей данной школы модуль не берется целиком. Используется на уроке только определённый информационный блок. Ученик сам принимает участие в проверке домашнего задания с объяснением, при активизации знаний по новой теме урока, или частичного на самостоятельное изучение нового материала, или же на его закрепление. Всё зависит от уровня развития учащихся в классе. Дидактическая цель содержит нужный объём знаний и уровень для его усвоения.
Модуль удобен тем, что он даёт возможность больше работать с каждым ребенком отдельно. Можно изменять формы общения учителя с учеником. Дозировать конкретную помощь каждому ребенку.
Нередко при прохождении новой темы ребёнку нужно поработать с печатным текстом. Ни учебников, ни печатных пособий для учащихся по предмету нет. На уроке применяются другие печатные издания (брошюры, статьи, тексты). С их помощью ученики закрепляют полученные знания. Научить детей с нарушением развития интеллекта работать с книгой, текстом, инструкционной картой чрезвычайно важно. Если каждый урок работать с печатным текстом, то дети постепенно справляются с навыками самостоятельного чтения. Начинают осознавать прочитанное. Данный результат в педагогической работе стоит не малого успеха! Метод Объяснительного чтения позволяет развивать запас слов, мышление, словесно-логическую речь.
Эффективным методическим приёмом при обучении детей является использование разных реальных ситуаций. С помощью его применения решаются важные, поставленные задачи. Сначала создаются произвольные условия. Затем вместе с ними – отношения, обстановки, положения (особенно тогда, когда нет возможности провести экскурсию на объект). Дети приобретают роли. Вот это есть моделирование реальной ситуации. В ней действующие лица умело вступают в определённые отношения между собой. Это может происходить в репликах, диалогах, в действиях. Во-первых, дети могут закрепить и расширить знания о том, как разнообразна жизнь, быт людей. Накапливать опыт, приобретенный в практических занятиях.
Во-вторых, с помощью своих знаний, находить порой нужное и верное решение.
В-третьих, когда школьники принимают участие, разыгрывая различные ситуации, они учатся строить свои отношения в окружении других людей, что немало важно. Учащиеся данной школы, как правило, не могут анализировать обстановку, в которую они попали. Они быстро теряются, не знают, как получить нужную информацию, как обратиться к взрослому. Когда создаются уже специальные ситуации и школьники принимают в них участие вот это и позволяет формировать у них не только привычку обдумывать условия, в которых приходиться действовать, но и находить верное решение.
Можно моделировать ситуацию, в которой не окончен сюжет. Очень эффективно их применять, обучая школьников. Они в этом случае должны придумать, какой финал мог бы иметь неоконченный сюжет, разыграть ситуацию по прогнозу, который они смоделировали сами.
Эффективно применять по выбранной теме моделирование ситуаций. Их разыгрывают более сильные дети. Например, учащиеся девятых классов разыгрывают какую-либо пословицу по соответствующему ей сценарию. При данной работе у детей происходит развитие мышления, применяют в практику имеющийся опыт. Дети активны, общительны. Для активизации знаний проводятся тестирование, анкетирование, решаются логические задачи и проблемные ситуации.
Конечно же, обучая нужно использовать традиционные формы и методы обучения: сюжетно-ролевые игры, вводные, информационные беседы, демонстративные карты-планы, практические работы, широко применять демонстрацию учебных кинофильмов, дисков.
Практические работы - коллективные и индивидуальные принятые решения, так же предусматривают определенные возможности каждого ребенка. Эти работы дети делают сами, справляясь с доведенными заданиями.
При помощи демонстрационных карт-планов дети учатся многим бытовым трудовым навыкам, приёмам в правильной очередности. Если карты технологические, то они показывают весь трудовой процесс, с последовательным выполнение, а если операционные, то они показывают уже выполнение конкретно, отдельной трудовой операции. По характеру изображения применяются карты – планы предметные (где изображены объекты труда, с разной степенью готовности), графические (из рисунков или фотографий где показаны последовательные практические действия), словесные (они содержат названия необходимых приёмов и операций). Используются мнемотаблицы и мнемодорожки, которые помогают воспитывать у детей приёмы запоминания и припоминания, что немало важно для развития и обучения детей.
Невозможно обойтись на уроках без главного метода обучения – беседы. В доступной, очень интересной форме, которая является носителем информации. Беседа будет более доступна и легко усвоится детьми, если она сопровождается наглядностью. Краткие вводные беседы проводятся в начале урока. В конце, где дети закрепляют полученные знания, проводятся заключительные беседы.
При беседе использую вопросно-ответную форму обучения. Важно поставить вопрос так, чтоб учащиеся могли самостоятельно прийти к выводам.
Необходимо, чтоб дети излагали материал в верной последовательности, правильно строили фразу, писали текст, мини сочинения, выступления, обосновывали выводы, могли вести диалог. В данном случае используются игры-конкурсы, сюжетно - ролевые игры, инсценировки, драматизация. Для того чтоб детям на уроке было интересно, необходимо включение их в игровую ситуацию. Такие ситуации можно использовать при изучении каждого раздела. Учащиеся с интересом вовлекаются в беседу. Организовать в игре конкретные ситуации детям легче, они тем самым, повторяют и закрепляют их. В ходе урока происходит коррекция мышления у детей, развитие эмоционально-волевой сферы. Это позволяет сделать урок занимательным и продуктивным. У учителя имеется разработанный заранее план. Он организовывает игру по данному плану без указаний. Дети должны обдуманно, самостоятельно принимать решения.
Такие уроки требуют более серьёзной подготовки и способствуют саморазвитию, самоконтролю, самостоятельности при их выполнении. Уроки данного предмета заставляют мыслить, думать.
Программа диктует необходимость в таких формах общения ученика и учителя:
- педагогика сотрудничества;
- диалог и поиск решения истины;
- опора на жизненный опыт детей;
- создание системы стимулирования;
- эмоциональная целостность урока;
- включение игровых ситуаций;
При общей задачи класса формы этой деятельности индивидуальны для каждого ребёнка. Разнообразие форм и методов учебного процесса повысило мотивацию учащихся. У детей появился интерес к урокам. На них они стали активнее, увереннее.
В электронном журнале отражаются тематика и очередность занятий по предмету. В журнале выставляются оценки за достигнутые умения и знания каждого ребенка. Этим фиксируются результаты усвоения данной программы. Повышается стимул изучения предоставленного предмета. Расширяется мотивационная сфера учебной деятельности каждого ребенка.
Структура программы.
Программа включает в себя следующие разделы:
«Введение», «Этикет», «Личность и её ценности», «В мире доброты», «Всё о здоровом образе жизни», «Общение», «Дружба», «Любовь и брак», «Родители», «Семья», «Дети-наше будущее», «Новые родственники», «Права и обязанности», «Уроки красоты», «Экономика и быт», «Конфликты в семье».
Все разделы программы изучается с VII по IX классы, и повторяются из года в год (кроме раздела введение), но на ином уровне их рассмотрения.
Раздел «Этикет» ребятам поможет ориентироваться в ситуациях, особенно систематически повторяющихся (приветствие, приём гостей)
Особое внимание уделяется разделу «Личность и её ценности». Этот раздел является главным для изучения и понимания следующих разделов. Каждый школьник желает к себе заботы, внимания, понимания, принятия его таким, какой он есть. В ходе изучения данного раздела, дети учатся познавать нравственные ценности и ориентиры. Находить путь и средства нравственного совершенствования. Учиться охарактеризовать поведение. Дети учатся «становиться» личностью, осознавать себя, как личность. Для того чтобы у него постепенно сформировались навыки самоанализа, самооценки, самобытности. Способствовать тому, чтоб у детей было меньше комплексов.
В разделе «В мире доброты» дети работают над значением вежливых слов. В жизни необходимо быть доброжелательным, вежливым с окружающими, быть ласковыми, если необходимо и уступчивыми с людьми, иметь большое, доброе сердце. Для более доступного усвоения материала, могут оказать помощь известные сказочные персонажи, понятные примеры из жизни. Воспитание доброты, справедливости, честности, избегать по жизни тех поступков, за которые было бы стыдно, всегда прибывать в удовольствии и дарить его людям – цель данного раздела!
Введение в программу раздела «Всё о здоровом образе жизни», помогает реализовать задачу по привитию ребятам навыков здорового образа жизни. Добиваться от них ведение разумного образа жизни, ответственно относиться к своему здоровью, стараться избегать привыкания вредных привычек. Много внимания уделяется вопросам о вреде алкоголя, наркомании, токсикомании, так как повышается заболеваемость детей и подростков социопатиями. По этой программе дети углубленно изучают данную тематику, которая преследует цель уметь сказать нет, воспитывать силу воли и пропагандировать здоровый образ жизни. Ребята изучают влияние «вредных» привычек родителей, которые пагубно влияют на здоровье будущего ребёнка, а так же учат соотносить влияние «вредных» и полезных привычек на растущий организм.
В разделе «Общение» учителю необходимо заострить внимание на мотивирование, объяснения суждений детей на правила общения и поведения с людьми, которые им незнакомы. Дети должны уметь правильно общаться, а так же строить отношения с окружающими. Такие понятия как дружба, счастье, любовь – дети нашей школы понимают на другом уровне. Поэтому очень важно, чтобы они узнали верные представления об этих категориях.
Все полученные знания, вырабатываемые умения и навыки необходимы в этот период, так как он опасен. И может повлечь к неправильному пониманию отношений дружбы. Что может явиться одной из причин их вступления в группы, общества с антисоциальной направленностью. Необходимо научить иметь адекватное мировоззрение.
Расширено содержание раздела «Любовь и брак». Это необходимо для детей с нарушением интеллектуального развития, потому что особое и заинтересованное внимание они уделяют информации об отношении полов. Как было сказано выше, большинство учащихся школы из неблагополучных семей и проживают в интернате, поэтому информация, сказанная учителем очень важна, потому что она может создать соответствующий доверительный настрой при разговоре, что будет способствовать неискаженному, правильному понятию таких значимых для воспитания сведений.
Раздел «Родители» заставляет задуматься как дороги и необходимы родители. Чтобы каждый ребенок мог понять и преодолеть сложности, которые могут возникать в семьях во взаимоотношениях с родителями, независимо от возраста.
Расширен раздел « Семья». Главная задача этого раздела – учить ребёнка говорить правду в семье. Учащиеся уясняют для себя роль каждого родителя. Изучают основные моменты в жизни беременной женщины, влияющие на развитие здорового крепкого будущего ребёнка. Дети должны понять ценность семьи и счастье в том, что есть семья.
Раздел «Дети наше будущее» заставляет задуматься учащихся об огромной ответственности за воспитание ребёнка в семье. Объяснить им главное правило воспитания, что в семье родители и все родственники должны воспитывать согласованно, в правильной форме.
Внимание уделяется в программе разделу «Права и обязанности», где дети знакомятся с основными разделами права.
Так как по законодательству граждане РФ получают паспорт в возрасте 14 лет, поэтому в 7 классе введена тема, которая знакомит с процедурой получения паспорта, с основными её правилами. Дать детям необходимые знания об основных разделах права. Какое наказание и ответственность несёт гражданин перед обществом и государством.
Так же в программе имеется раздел: «Уроки красоты», где учитель старается преподнести на примерах из жизни, которые открывают им всю красоту окружающего и внутреннего мира. При правильном представлении можно полнее познать внутренний мир с его красотой.
В разделе «Экономика и быт» делается акцент сначала на осознанный выбор профессий учащимися, а потом уже о жизненных потребностях, от которых зависит удовлетворение материальных желаний и развитие запросов. Все приобретённые знания, вырабатываемые умения и навыки соотносятся с вопросом, а для какой профессии это необходимо и могут ли дети овладеть этой профессией. Так как у большинства детей с нарушением интеллектуального развития завышена самооценка, им нужно больше говорить о тех профессиях, которые им будут доступны. До них также доводятся сведения о том, какие профессии наиболее нужны в нашем районе на данном этапе, каким профессиям они смогут обучиться в дальнейшем. Как такового профильного обучения в данной школе нет, но наши дети, закончив школу, могут вполне обучаться в Спасском техникуме г. Болгар по овладению профессиями каменщика и штукатура. Таким образом, большее внимание профориентационная работа уделяет поиску оптимального сочетания желаний личности и её возможностей. Насколько их «хочу» будет соотноситься с «могу» и «должен», настолько они сами будут удовлетворены тем, как ведется домашнее хозяйство. Чтоб не было комплексов по заработку в будущем.
В разделе «Конфликты в семье» большое внимание уделяется нравственному уроку. Заключение данного раздела – своё счастливое прошлое не стоит топтать. Находить верные решения в конфликтных ситуациях житейских историй, сказок, рассказов, басен, из кинофильмов.
Программа направлена на личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку. В этом же направлении строится и методика с учащимися - определить верный выбор форм и методов работы на уроке. Реализация программных задач практикуется в первую очередь через современные технологии личностно-ориентированного образования, приспособленные для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Уроки-тренинги, уроки-виртуального путешествия, уроки - викторины, урок-игра, урок-беседа, урок-диспут, урок с использованием архивных и видеоматериалов, фотовыставка, семейная гостиная, конкурс рисунков, круглый стол, уроки-практикумы, уроки-аукционы, уроки-проблемы, уроки-обсуждения или рассуждения, уроки-сказки, уроки-праздники все эти организационные методы нужно использовать для того, чтоб детям было интересно, легко, комфортно воспринимать учебный материал. При этих условиях дети могут принять верные решения. Такие формы проведения урока соответствуют требованиям личностно-ориентированного урока.
Каждый урок при прохождении новой темы ребенку необходимо поработать с печатным текстом. Как было упомянуто выше, ни учебников, ни печатных пособий для учащихся нет, а на уроках используются другие печатные издания (памятки, брошюры, статьи, тексты, схемы, таблицы), с их помощью дети закрепляют полученные знания.
В тетрадях дети делают краткие записи, основные определения, понятия, план, выполняют зарисовки в виде схем. Домашнее задание задаётся творческого характера. Это составление кроссвордов, ребусов, рисование плакатов и рисунков, продолжить обсуждение изученной на уроке темы с родителями.
Разнообразие форм и методов учебного процесса повысило мотивацию учащихся. Дети стали с большим интересом посещать уроки и проявлять активность в течение их проведения.
Занятия тесно связаны с внеклассной работой. На нравственных беседах воспитатель закрепляет знания и умения и формирует прочные навыки.
Практические занятия для детей – это источник радости. Ребёнок познаёт все интересное, развивает свои умения и способности. Так совместная педагогическая деятельность улучшает качество выполненных работ учащихся, повышает мотивацию и коррекцию психофизических способностей детей. Связь учителя с воспитателем прослеживается тогда, когда они вместе проводят нужные экскурсии. А так же на внеклассных и общешкольных мероприятиях.
Нужно привлекать родителей учащихся, чтобы создать прочную связь полученных знаний с настоящей деятельностью ребенка вне школы. Эта связь в работе организует внимание семьи ученика в направлении раздумий о счастливой, здоровой жизни, связывает жизненные цели родителей с интересами ребёнка. Вот что имеет серьёзное нравственное значение. И очень важно направить это воспитание в нужное русло, так как большинство ребят школы из неблагополучных семей, где старшие склонны к асоциальным проступкам, злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный образ жизни, т.п. Привлекая родителей к тому, чтобы они следили, помогали, направляли своих детей на правильный путь жизни, дети быстрее и легче смогут закрепить все те знания, которые были получены на уроках. В будущем могли свободно применять полученные знания и умения. В этом решается вопрос повышения уровня, достижения результата программы.
В работе с родителями с целью закрепления и проверки усвояемости знаний по предмету используются следующие формы работы:
Родительский всеобуч по вопросам реализации основных разделов
программы. Приглашение родителей на уроки;
Тестирование и анкетирование;
Внеклассные мероприятия с участием родителей;
Выполнения творческих заданий со своими детьми;
Посещения семей учащихся с целью выявления, насколько воспитаны дети по отношению к близким людям. Узнать - чем увлекаются дети в свободное время.
Индивидуальные консультации, беседы, телефонные разговоры с родителями.
Программа «Жизнь под высоким небом» работает 3 года (с 2011 по 2014 учебные года) и дала существенные результаты. Работа по определению результативности описана в отчёте об эффективном применении данной программы. Отчёт прилагается.
Так, благодаря ориентации программы на личностно-ориентированное обучение учащихся, разнообразились формы, средства и методы реализации учебного процесса. Это разнообразие успешно сказалось на уровне мотивационной сферы учащихся, он повысился, у детей проявилось желанное отношение к познавательной деятельности, выросла их активность на уроке. Учащиеся более прочно стали усваивать знания и умения. Умело отрабатывают навыки, необходимые для становления нравственно воспитанной, гармоничной личности. Раскрываются в своем поведении, применяя нравственные правила. Дети проявляют свое переживание ко всему происходящему, стремятся быть полезными в обществе и хотят найти в жизни своё достойное место. Справляются легко с проведением своего досуга, организуя его более интересным. Начинают рационально использовать семейный бюджет. Навыки правильного образа жизни твердо фиксируются в процессе их формирования. Это отражается в общении с ровесниками, со старшими и младшими. Все члены семьи замечают проявление внимания, заботы, тревоги в отношениях к ним. Пытаются находить способы, чтобы выйти из скандальных историй воспитанным образом.
В результате общее развитие детей с помощью этой программы оказалось гораздо выше.
Содержание программы.
№ Раздел 7 класс
8 класс 9 класс
Количество часов
1. Введение 1ч. - -
2. Этикет 4ч. 4ч. 3ч.
3. Личность и её ценности 4 ч. 2ч. 4ч.
4. В мире доброты 2 ч. 2ч. 1ч.
5. Всё о здоровом образе жизни 2 ч. 5ч. 3ч.
6. Общение 4 ч. 2ч. 2ч.
7. Дружба 3 ч. 2ч. 1ч.
8. Любовь и брак 1ч. 4ч. 4ч.
9. Родители 4 ч. 3ч. 2ч.
10. Семья 3ч. 3ч. 5ч.
11. Дети - наше будущее 1 ч. 1ч. 3ч.
12. Новые родственники 1 ч. 1ч. 1ч.
13. Права и обязанности 1 ч. 1ч. 1ч.
14. Уроки красоты 1 ч. 1ч. 2ч.
15. Экономика и быт 1 ч. 1ч. 1ч.
16. Конфликты в семье 1ч. 2ч. 1ч.
Итого: 34ч. 34ч. 34ч.
7 КЛАСС (34 часа)
Введение (1 час).
1. Этот удивительный учебный предмет.
Знакомство с новым предметом.
Этикет
Тематика (4 часа):
1.Азы народного этикета.
Знакомство и значение этических правил в развитии и становлении человека.
2.В мире волшебных слов и хороших манер.
Путешествие в страну этикетных правил. Использование волшебных слов и манер в обществе;
3. Я в школе.
Использование правил, памяток и их выполнение в школьной жизни.
4.Я в столовой.
Как правильно кушать.
Практические работы:
•Драматизация высказываний, приветствий из давних времен;
Игры: «Привет»
• Игры: «Собираем "волшебные" слова, заколдовываем «злые» слова», "Вежливые жмурки";•Выполнение правил поведения;
•Ролевая игра « Я за обеденным столом»
•Ситуативные диалоги;
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Обучающие должны знать:
•Истоки возникновения социальных, нравственных норм;
•Правила приветствия и расставания. Их отличия;
•Формы обращения с вопросом, просьбой;
•Правила поведения в школе.
•Правила поведения за столом.
Обучающие должны уметь:
•Тактично вести себя при разговоре со сверстниками, взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях: встреча, расставание и т.д.;
•Соблюдать правила поведения в школе;
•Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
•Правильно сидеть за столом. Умело и эстетично пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу;
ЛИЧНОСТЬ И ЕЁ ЦЕННОСТИ
Тематика(4 часа)
1.Что такое личность.
Понятие «личность». Характеристики каждого человека. Самосознание, самооценка.
2.Трудолюбивая личность.
Трудолюбие-основа нравственности. Роль и влияние труда на развитие личности человека. Знакомства с позитивными качествами трудолюбивой личности.
3.Качества личности: щедрость, умение сопереживать, сочувствовать, оказывать взаимопомощь.
Их роль и влияние на формирование человека.
4.Виды деятельности личности.
Основные виды деятельности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд. Их значение.
Практические работы:
•Работа с высказыванием для выступления «Ничто в жизни не делается
без труда»
•Мини доклад «Обществу нужны воспитанные личности»
• Игра: «Доскажи словечко»;
•Дискуссия « Труд облагораживает личность»;
Рассказать о своих достижениях;
•Упражнение «Волшебный магазин».
Обучающие должны знать:
•Что такое «личность». Особенности индивидуальной личности;
•О необходимости трудиться;
•Позитивные качества трудовой личности;
•Правила отношений к окружающим;
Обучающие должны уметь:
• Отвечать за свои поступки и действия;
•Анализировать их;
•Добросовестно учиться, с высоким качеством трудиться.
В мире доброты
Тематика: (2 часа)
1.Добро есть жизнь.
Добро – шаг за шагом.
2.Добродетель - легко или трудно?
Что значит быть добродетелем? Его качества. Значения.
Практические работы:
• Моделирование ситуаций «Я – добродетель»;
•Игра «Подари добро»
•Просмотр видеосюжетов «Твори добро!», «Если добрый ты…»
•Нарисовать «Дом добра»
•Игра: «Закончи пословицу о добре »
Обучающиеся должны знать:
•Как проявляется добро;
•Кто такой добродетель, какие качества ему присуще;
Обучающие должны уметь:
•Проявлять добро в поступках;
•Развивать и беречь общечеловеческие ценности;
• Понимать и относиться с пониманием;
•Создавать миролюбивые, нежные отношения со своим окружением;
•Применять на практике полученные знания, умения и навыки, способствующие созданию тёплой обстановки;
ВСЁ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Тематика (2 часа)
1.Что такое здоровье?
Гигиена. Правильный уход за телом. Режим смены белья.
2.Здоровое общество.
Его значение.
Практические работы:
•Соблюдение гигиены.
•Составить меню на день, если занимаешься спортом;
Обучающиеся должны знать:
•Последовательность выполнения вечернего и утреннего туалета;
•Роль здоровья в жизни человека и общества;
Обучающие должны уметь:
•Совершать вечерний туалет в определённой последовательности;
•Заботиться и беречь своё здоровье;
ОБЩЕНИЕ
Тематика (4 часа)
1.Общение и я
Значение и роль общения в жизни человека
2.Формы общения: прямое и косвенное.
Их роль в обществе. Развитие опосредованного общения.
3.Виды общения. Их цель.
В ходе общения важно, чтоб информация была принята, понята, осмысленна.
4.Общение с незнакомыми людьми.
Правила общения.
Практические работы:
•Игра-драматизация « Поговори со мною»
•Сюжетно-ролевая игра « Разговор»
•Составить правила слушающего и говорящего;
•Упражнение «Золотая рыбка».
•Работа с тестом «Незаконченное предложение»
• Тренинг ритуала общения при встрече с разными людьми.
Обучающиеся должны знать:
•О необходимости общения между людьми;
•Формы общения;
•Виды общения;
•Правила при общении;
Обучающиеся должны уметь:
• Вежливо, тактично общаться с окружающими .• Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведение в
общественных местах;
• Пользоваться правила при общении;
•Проявлять бдительность и осторожность;
ДРУЖБА
Тематика (3 часа)
1.Мой друг.
Для чего нужна дружба человеку. Когда и как она возникает. Узы товарищества.
2. Правила дружбы.
Соблюдение правил в дружбе.
3. Ссора. Причина возникновения и её преодоление.
Способы примирения.
Практические работы:
•Работа с пословицами и поговорками о дружбе;
•Игра «Назови имена своих друзей»;
Этюд «Скажи хорошее о друге»
•Составление правил дружбы;
•Инсценировка « Давай помиримся»;
•Упражнение «Цветик-семицветик».
Обучающиеся должны знать:
•Об основах дружбы;
•Правила дружбы;
•Способы преодоления ссор в дружбе;
Обучающиеся должны уметь:
•Ценить и дорожить дружбой;
•Применять правила в дружбе с товарищами;
•Преодолевать ссоры в дружбе.
ЛЮБОВЬ И БРАК
Тематика (1 часа)
1.Влюблённость и любовь
Многозначность данных понятий.
Практическая работа:
•Продолжи «Любовь это ….»
•Работа с тестом «Незаконченное предложение»
Обучающиеся должны знать:
•Многозначность данных понятий «влюблённость», «любовь»;
•Сходства и отличия между «дружбой» и «любовью»;
Обучающие должны уметь:
•Понимать значение любви в жизни человека;
•Ценить, беречь нравственные основы взаимоотношений между юношами и девушками.
РОДИТЕЛИ
Тематика(4 часа)
1.Родители в жизни ребенка.
Значение родителей в жизни ребёнка. Защитники, утешители, спасители, советчики, наставники, друзья.
2. Типы взаимоотношений родителей с детьми.
Значение каждого типа отношений. Их влияние на будущую жизнь ребёнка.
3.Отец-это сила, ум, опора семьи.
Отец для сына. Образец для подражания. Отец для дочери. Тон общения с детьми. Отец в домашнем хозяйстве. Отцовский долг. Трудолюбие, достоинство, благородство, ответственность, честность, мужественность отца.
4.Мама - хранитель любви в семье.
Материнская преданность, понимание, терпеливость, уравновешенность, разумная мера любви, доброта, скромность, простота, искренность. Мама для дочери. Мама для сына. Псевдоматеринства. Их значение и влияние на формирование личности детей.
Практические работы:
•Работа с пословицами о матери, об отце;
•Работа в группах «Родители» и «Дети»;
•Разыгрывание ситуаций;
•Дискуссия «Тревожная и снисходительная любовь родителей, которая портит их детей»;
•Выступления «Я люблю свою маму за то, что…», «За что я люблю
своего папу»;
• Игра-конкурс «Дочки-матери».
•Напишите один самый важный совет, который поможет отцам (матерям)
научить любить детей.
Обучающиеся должны знать:
•Роль родителей в жизни ребёнка, их отношения к детям;
•Типы взаимоотношений родителей с детьми;
• Примерное поведение отца в воспитании детей;
•Примерное поведение матери в воспитании детей.
Обучающие должны уметь:
•Приносить радость родителям.
СЕМЬЯ
Тематика: (3 часа)
1.Мама, папа, дедушка, бабушка и я - моя семья.
Семья в полном составе.
2.Взаимоотношения в семье.
Ложь и семья несовместимы.
3. Азбука права.
Права и обязанности каждого члена семьи.
Практические работы:
•Беседы с родителями. Составление генеалогического древа;
•Моделирование ситуаций.
•Работа с тестом «Незаконченное предложение»
• Упражнение «Волшебные дома»
Обучающиеся должны знать:
•Родственные отношения в семье;
•Состав семьи, имена, отчества, фамилии, возраст;
•Место работы родителей;
•Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи;
•Свои права и обязанности в семье.
Обучающиеся должны уметь:
•Записать грамотно имя, отчество, фамилию членов семьи;
•Соблюдать семейные правила;
•Выполнять определённые обязанности в семье.
ДЕТИ - НАШЕ БУДУЩЕЕ
Тематика (1 час)
1.Чтоб малыш родился здоровым.
Питание, ЗОЖ и другие моменты в жизни беременной женщины.
Практические работы:
•Составление меню;
•Составление режима дня;
•Тренинговый этюд, упражнение «Релаксация»;
•Игра «Да-нет»;
Обучающиеся должны знать:
•Благоприятные условия для плода в организме матери;
•Правила питания женщины, ждущей ребёнка, её режим дня, правильное время провождения;
Обучающие должны уметь:
•Заботиться о здоровье;
НОВЫЕ РОДСТВЕННИКИ
Тематика (1 час)
1.Знакомство с родителями.
Правила поведения при знакомстве в чужой семье.
Практические работы:
•Сюжетно-ролевая игра «Родители, познакомьтесь …»
Обучающиеся должны знать:
•Правила поведения при знакомстве с взрослыми.
Обучающие должны уметь:
•Быть вежливыми и тактичными;
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Тематика(1 час)
1.Паспорт.
Правила его получения.
Практическая работа:
•Заполнение образцов необходимых деловых бумаг.
Обучающиеся должны знать:
•Правила и необходимые документы для получения паспорта.
Обучающиеся должны уметь:
•Грамотно вести разговор при оформлении и получении паспорта.
УРОКИ КРАСОТЫ
Тематика (1 час)
1.Красота в образе человека, в его делах.
Узнай человека по его делам.
Практическая работа:
•Игра «Ступеньки доброты»;
•Занятия: «Передай тепло другому», « Минутка доброты»
Обучающиеся должны знать:
•Правила самообслуживающегося труда.
Обучающиеся должны уметь:
•Следить за внешним видом, за своими поступками;
•Делать добрые дела.
ЭКОНОМИКА И БЫТ
Тематика(1 час)
1.Потребности естественные и искусственные
Для чего нужны деньги. В чём проявляются материальные потребности.
Практическая работа:
•Работа с пословицами
Обучающиеся должны знать:
•Достойная жизнь добивается только трудом.
Учащиеся должны уметь:
•Трудиться, иметь стремления в жизни и их реализовывать.
КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ
Тематика (1 час)
1.Ссора по пустяку. Как их преодолеть.
Составление семейного досуга. Уважительные отношения, уступки между собой.
Практические работы:
•Составление плана совместного досуга.
•Сюжетно-ролевая игра « Было бы хорошо, если …»
Обучающиеся должны знать:
•Каким образом можно ликвидировать конфликт.
Обучающиеся должны уметь: •Уступать, понимать, уважать друг друга.
8 КЛАСС
ЭТИКЕТ
Тематика (4 часа)
1.Моё нахождение в общественных местах.
Поведение.
2.Школа хороших манер.
Моё общение со сверстниками и сверстницами. Как правильно писать поздравления.
3. Я принимаю приглашение в гости.
Как принимать приглашение в гости и правильно отказать. Как нужно вести себя в гостях.
4.Скоро в гости.
Поездка в гости. Предварительные сборы: внешний вид (одежда, обувь, украшения, причёска, подарки).
Практические работы:
•Сюжетно-ролевые игры на разыгрывание посещения общественных мест,
практикумы ролевого общения и проведения их силами ребят при посещении административных учреждений: « Запишите меня в библиотеку»;
•Написание писем, поздравлений, приглашений;
•Игра - имитация « В гости к…»;
• Игры «В мире добрых слов и выражений», «Запрещенное движение».
Обучающиеся должны знать:
•Как вести себя в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях;
•О тех людях, которые нуждаются в повышенном внимании;
•Как правильно вести разговор со старшими, сверстниками;
•Правила написания поздравлений и т.п.;
•Правила поведения при встрече и расставании;
•Правила поведения в гостях;
•Правила поведения при вручении и приёме подарка.
Обучающие должны уметь:
•Культурно вести себя в читальном зале, музее и т.п. в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, поддерживать беседу);
•Тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;
•Уметь писать приглашения, поздравления;
•Вручать и принимать подарки.
ЛИЧНОСТЬ И ЕЁ ЦЕННОСТИ.
Тематика (2 часа)
1.Характер и воля.
Знакомство с понятиями «характер», «воля». Черты характера, которые помогают в жизни, а какие - мешают. Умение сочувствовать, переживать неприятности людей. Сделать жизнь комфортной.
2.Совесть и долг
Совестливый человек. Что такое «угрызение» совести. Причины возникновения чувств. Личный долг, гражданский долг. Необходимость их в жизни.
Практические работы:
•Определить какие качества характера помогают вам в жизни, а какие – нет.
•Определить степень присущих положительных черт характера, чувств – какие из них развиты достаточно.
•Урок-диспут « Без каких качеств характера нельзя обойтись»
•Игра «Полезные и вредные»
•Мини сочинение «Перспективы на будущее»
•Занятия: « Передача чувств»
•Работа над высказыванием: « Совесть « грызёт» хозяина».
Обучающие должны знать:
•О важности поведения и поступках в повседневной жизни;
•О необходимости жить спокойно, уверенно, достойно.
Обучающие должны уметь:
•Отвечать за свои поступки и действия;
•Вести себя ответственно;
•Уметь преодолевать самого себя на пути к достижению цели;
В мире доброты.
Тематика: (2 часа)
1.Добро и зло.
Представление о добре и зле. История их возникновения.
2.Кто может творить добро, а кто – зло?
Распознавать в людях доброжелательность и недоброжелательность. Поступки.
Практические работы:
• Игра «Добро на каждый день».
•Пословицы о добре и зле.
•Рисунок « Добрый и злой человек».
•Притча о добре.
Обучающиеся должны знать:
•Историю возникновения добра и зла;
•Влияние добрых и недобрых поступков человека на его характер.
Обучающие должны уметь:
•Проявлять в своих поступках добро;
•Бороться со злом;
•Развивать и беречь общечеловеческие ценности;
ВСЁ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.
Тематика (5 часов)
1.Глаза – окно в мир прекрасного.
Значение зрения. Правила и приёмы его сохранения.
2.Здоровы зубы – крепкое здоровье всего организма.
Значение здоровых зубов.
3.Внешние органы.
Их роль в жизни человека.
4.Правильная осанка.
Красота и здоровье при правильной осанке.
5.Вкусное лечение.
Полезные рецепты.
Практические работы:
•Уход за глазами
•Чистка зубов;
•Чистка ушей;
•Игра: «Установи настольную лампу»
•Комплекс физических упражнений для укрепления правильной осанки;
Учащиеся должны иметь представления
•О народной медицине и нетрадиционных методах лечения;
•О вреде самолечения.
Обучающие должны знать:
•Как правильно чистить уши;
•Все необходимое для сохранения слуха;
•Правила освещённости рабочего места;
•Правила охраны зрения при чтении, письме, просмотре телепередач;
•Правила ухода за зубами;
•Виды продуктов, укрепляющих зубы и дёсны.
• Необходимый состав медицинской аптечки в каждом доме;
•Знать лекарственные препараты в медицинской аптечке и применять их по назначению;
•Лекарства в виде трав, растущие по месту проживания;
Обучающие должны уметь:
•Пользоваться настольной лампой и подставками для книг;
•Правильно чистить зубы
•Подбирать средства для чистки зубов;
•Сидеть и стоять в прямой правильной позе. Постоянно следить за осанкой.
•Оказать первую помощь, применяя лекарственные растения.
ОБЩЕНИЕ
Тематика (2 часа)
1.Общение в жизни человека.
Как построить общение незабываемым.
2.Культура общения.
Роль культуры общения в жизни человека.
Практические работы:
•Разыгрывание диалога «Я встретился с моим другом детства»
•Сюжетно-ролевая игра « Алло, …».Обучающиеся должны знать:
•Правила и нормы общения друг с другом;
Обучающиеся должны уметь:
•Пользоваться правила и нормами при общении, обращении;
ДРУЖБА
Тематика (2 часа).
1.Кто он - настоящий друг.
Кого можно назвать другом?
2. Какой я, друг.
Почему со мной не дружат?
Практические работы:
•Работа с пословицами, высказываниями и поговорками о дружбе;
•Игра «Его бы я выбрал в друзья»;
•Игра драматизация «Товарищи»;
•Рисунок « Мой лучший друг»;
•Видео ролик «Дружба и её необходимость».
• Упражнение «Я превращаюсь»
Обучающиеся должны знать:
•Качества, поступки настоящего друга.
Обучающие должны уметь:
•Ценить, беречь отношения в дружбе;
•Применять знания, умения в дружбе.
ЛЮБОВЬ И БРАК.
Тематика (4 часа):
1.Выбор спутника жизни
Какими должны быть девушка и парень, создавая семейную жизнь.
2.Девушка. Невеста. Жена.
Ее черты характера, которые способствуют созданию спокойной жизни.
3. Юноша. Жених. Муж.
Те, кто совершают красивые поступки, необходимы для семьи.
4.Юноша и девушка. Их изменения.
Привыкание к обязанностям новых назначений в семье: « муж», «жена».
Практические работы:
•Составление необходимых качеств в семейной жизни;
•Составление нравственных качеств, важных для девушки (юноши);
•Рисунок будущего « Мой спутник жизни»;
•Видео ролик « Мы выбираем, нас выбирают»;
Обучающиеся должны знать:
•Положительные качества в семейной жизни.
• Какие недостатки юноши (девушки) мешают в семейных отношениях.
Обучающие должны уметь:
• Уступать, делать обстановку в семье счастливой, жить в заботе, во внима ии друг о друге;
•Пользоваться и развивать социально – бытовые навыки;
РОДИТЕЛИ
Тематика(3 часа)
1. Для семьи ребёнок необходим.
Значение родителей в жизни ребёнка. Чем они обязаны.
2. Типы взаимоотношений родителей с детьми.
Значение каждого типа отношений. Их влияние на характер ребёнка, его будущую жизнь.
3. Отношение детей к своим родителям.
Любовь. Помощь. Внимание.
Практическая работа:
•Игра – драматизация «это хорошо, а это плохо»;
•Продолжи фразу: «Какого отношения детей к себе ты б хотел в будущем»;
•Кроссворд « Мои родители»;
•Работа с отрывком из поэмы Р. Гамзатова «Берегите матерей»;
•Работа со стихотворением С. Маршака «Наши с папой разговоры»;
•Анализ и разыгрывание ситуаций.
•Работа с тестом « Я и мои родители»
Обучающиеся должны знать:
•Роль, обязанность, требования родителей;
•Типы отношений родителей с детьми;
•Значимость, необходимость родителей в жизни ребёнка;
Обучающие должны уметь:
•Проявлять заботу о своих родителях;
•Доверять им, относиться с пониманием. Стараться обращать внимание на просьбы родителей.
СЕМЬЯ.
Тематика (3 часа)
1.Я построю свою семью.
Будущая моя семья.
2.Обязанности каждого члена семьи.
Отдых, досуг, труд.
3.Семейные традиции.
Праздники, выходные, проводимые в кругу семьи.
Практические работы:
Сюжетно-ролевая игра «Бездомному всегда плохо»
•Анкетирование;
•Правила распределения всех обязанностей.
•Нарисуйте вашу будущую семью, расскажите о ней.
• Напишите своим родителям письмо любви.
Обучающиеся должны знать:
•Семейные традиции; обязанности;
•Основные виды семейных отношений.
• Формы организации досуга и отдыха в семье;
• морально-этические нормы взаимоотношений в семье;
Обучающие должны уметь:
•Анализировать и давать правильную оценку семейным ситуациям;
•Выполнять морально-этические нормы при взаимоотношениях в семье
•Оказать поддержку, внимание, посильную помощь;
•Включаться в организацию досуга и отдыха в семье;
•Поддерживать семейные традиции;
•Выполнять обязанности, видеть дела.
ДЕТИ - НАШЕ БУДУЩЕЕ
Тематика (1 час)
1.В семье появился малыш.
Что необходимо сделать, чтобы ребёнку было комфортно.
Практические работы:
•Этюд «Любимые дети»;
•Игра «Верно - неверно».
Обучающиеся должны знать:
•Правила ухода за грудным ребёнком;
•Санитарно-гигиенические требования.
Обучающие должны уметь:
•пользоваться правила ухода за ребёнком.
•Соблюдать режим, порядок.
НОВЫЕ РОДСТВЕННИКИ
Тематика (1 час).
1.Свекровь, свёкор, тёща, тесть.
Их роль в жизни молодожён. Как уживаются между собой.
«Материнская ревность». Сила - власть. Мир - лад в доме.
Практическая работа:
•Игра «Ценное приобретение»;
•Пословицы и поговорки по теме;
•Разыгрывание ситуаций;
•Знакомство с обычаями;
•Игра «Справедливо – несправедливо».
Обучающиеся должны знать:
•правила и нормы культуры общения с новыми родственниками;
•необходимые нравственные правила, чтоб стать желанным, равноправным
членом в новой семье.
Обучающие должны уметь:
•Тактично, воспитанно, достойно вести себя с новыми родственниками;
•Понимать и оценивать позицию родителей, их стиль, привычки, возраст,
семейный уклад;
•Приёмы, помогающие снимать напряжение между родственниками.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.
Тематика: (1 час)
1.Ваши права.
Знакомства с основными разделами права. У всех людей одинаковые права.
Последствия правонарушений.
Практическая работа:
•Задание: «Мы с законом в дружбе»;
•Игра-драматизация «Защита интересов и прав».
Обучающиеся должны знать:
•Общие понятия об основных разделах прав человека;
•Последствия правонарушений.
Обучающие должны уметь:
•Контролировать свои поступки, поведения в рамках закона.
•Жить по правам закона.
УРОКИ КРАСОТЫ.
Тематика (1 час)
1.Загляни ко мне в душу.
В чём проявляется красоты души.
Практическая работа:
•Игра-драматизация «Узнай себя»;
•Задание: «Передай добро».
Обучающиеся должны знать:
•Положительные черты характера помогают стать человеку богатой личностью в обществе;
Обучающиеся должны уметь:
•Демонстрировать красоту души к окружающему миру.
ЭКОНОМИКА И БЫТ.
Тематика(1 час)
1.Доходы и расходы.
Средства доходов и расходов. Экономика должна быть экономной. Как лучше вести семейный бюджет? Термины «Разумное хозяйствование», « Расточительно-небрежное хозяйствование».
Практическая работа:
•Как понимать высказывание «Дёшево, но сердито»
•Сюжетно-ролевая игра «Экономика - понятие нравственное»
(Благотворительность)
Обучающиеся должны знать:
•Как правильно вести общий семейный бюджет;
•Роль благотворительности в жизни человека.
Обучающиеся должны уметь:
•Разумно распределять семейный бюджет;
•Сказать своим желаниям «нет» по мере необходимости;
•Извлекать истинную радость отказа от своих удовольствий в пользу блага другого человека.
КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ.
Тематика (2 часа)
1.Развод по-человечески.
Причины распада семьи. Условия «благополучных» разводов, разумных поступков, действий. Знакомство с положениями Гражданского кодекса. Закон общий, а нарушения его индивидуальны.
2.Если человек одинок. Его беда или вина?
Бессемейность людей.
Практическая работа:
•Дискуссия « Не нужно говорить о прошлом плохо, настоящее может быть тяжелее»;
•Рассуждение « Какой я есть…»
Обучающиеся должны знать:
•Причины распада семьи;
•Трактовку положений Гражданского кодекса, касаясь разводов;
Обучающиеся должны уметь:
•Находить мудрые, порядочные выходы решения из сложившихся
ситуаций;
9 КЛАСС
Этикет
Тематика (3 часа)
1. Юноша и девушка в гостях у этикета.
Товарищество, дружба, любовь. Культура поведения влюблённых.
2. Внешний вид молодых людей.
Оценивание человека по одежде. Аккуратность, эстетичность.
3.Праздник в доме.
Этические правила.
Практическая работа:
•Разыгрывание ситуаций на тему «Встреча гостей»
Обучающиеся должны знать:
•Как вести себя девушки и юноши при знакомстве в общественных
местах, дома.
•Требования к внешнему виду молодых;
•Правила приёма гостей, правила поведения хозяев при встрече,
расставании, во время визита;
Обучающиеся должны уметь:
•Достойно вести себя при знакомстве в общественных местах: в кинотеатре, кафе, развлекательных центрах, на дискотеке и т.д.;
•Применять косметику, бижутерию и другие украшения, выбирать прическу и одежду согласно своего возраста; учитывая свои особенности как личности, а так же учитывая характер мероприятия (турпоход, посещение танцев, собрание и т.д.)
•Встречать гостей с хорошим настроением, вежливо себя вести, речь должна быть культурной.
ЛИЧНОСТЬ И ЕЁ ЦЕННОСТИ
Тематика (4 часа)
1.Чувство правды.
Как ложь осложняет жизнь.
2. Каждый должен быть ответственным.
Значение такого поведения в жизни самого себя. Какая бывает позитивная и негативная формы ответственности.
3.Что такое - справедливость.
Самое первое общественное нравственное чувство человека.
Его необходимость в современном обществе.
4. Жить с достоинством.
Значение и роль достоинства в жизни человека. Чувство собственного достоинства.
Практическая работа:
•Определить, какие положительные чувства развиты в достаточнойстепени, а какие-нет.
•Урок-диспут «Без каких чувств, качеств характера нельзя обойтись»
Диспут « Достойный ли я человек»,
Игра « Я могу - мне нужно»
Обучающие должны знать:
•Нравственные чувства;
•Значение нравственных чувств в жизни человека;
•Общечеловеческие ценности;
Обучающие должны уметь:
•Проявлять в своих поступках добро;
•Бороться со злом;
•Развивать и беречь общечеловеческие ценности;
•Нести ответственность за свои поступки и действия;
•Вести себя ответственно;
•Всегда быть готовым к исполнению личного долга, гражданского долга;
•Быть правдивыми;
В мире доброты.
Тематика (1 час)
1.Разумная доброта.
Практическая работа:
•Задание: "Доставь радость другому".
•Игра «Закончи пословицу, поговорку!»
•Работа с китайской сказкой «Добро без ума»
• Игра «Найдите лишнее слово»
Обучающие должны знать:
•Нормы этического поведения в отношениях с людьми.
Обучающие должны уметь:
•Проявлять в своих поступках радость, воспитанность;
•Следовать нормам этического поведения в повседневном поведении;
•Рассуждать, мыслить, сравнивать поступки героев.
Всё о здоровом образе жизни.
Тематика (3 часа)
1.Твои вредные и полезные привычки. Их влияние на растущий организм.
Последствия употребления вредных привычек. Значение и способы их закаливания.
2.Инфекционные заболевания.
Их предупреждения.
3.Документы, подтверждающие нетрудоспособность.
Справка и листок нетрудоспособности.
Практическая работа:
•Мозговой штурм « Последствия употребления вредных привычек»;
•Игра «Интересное - полезное»;
•Листовки «Мы выбираем жизнь»;
•Просмотр видео роликов о вреде курения, алкоголя, наркотиков;
•Дискуссия « А что может быть со мной, если…»;
•Выполнение физических упражнений – утренняя зарядка;
•Игровое шоу «Выбор сезонной одежды, головного убора, обуви» ;•Составление памятки: как предупредить инфекционные заболевания.
Обучающие должны знать:
•Значение ЗОЖ для здоровья человека и о вреде самолечения;
•О пагубном воздействии курения, алкоголя, наркотиков на организм;
•Правила закаливания;
•Приёмы обтирания;
•Способы распространения инфекционных заболеваний и кишечных;
•Меры осторожности по предупреждению инфекционных заболеваний;
•Условие освобождения от работы: по болезни и по уходу за больным.
Обучающие должны уметь:
•Строго соблюдать личную гигиену;
•Профилактика инфекционных заболеваний;
•Корректно отказаться от предлагаемых первых сигарет, глотка алкоголя,
проявив силу воли;
•Закаливать свой организм;
ОБЩЕНИЕ
Тематика (2 часа)
1.Чтобы первая встреча не стала последней.
Выделение норм взаимодействия человека с человеком.
2. Общения с людьми.
Основные принципы.
Практическая работа:
•Сюжетно-ролевая игра «Общение без слов»;
•Составление основных способов нравиться людям;
•Работа с высказываниями об общении.
Обучающиеся должны знать:
•Основные способы нравиться людям;
•Язык мимики, жестов. Движений, взглядов.
Обучающиеся должны уметь:
•Основные принципы общения с людьми;
•Пользоваться основными способами при общении.
ДРУЖБА
Тематика (1 час)
1. Типы дружеских отношений. Дружба настоящая и ложная.
Практическая работа:
Игра: «Найди друга»
•Блиц-опрос « Счастливы ли вы в дружбе?».
Обучающиеся должны знать:
•Типы дружеских отношений;
Обучающиеся должны уметь:
•Различать типы дружеских отношений.
•Ценить и дорожить истинной, взаимной дружбой;
ЛЮБОВЬ И БРАК.
Тематика: (4 часа)
1.Брак.
Принятие важного решения о вступлении в брак.
2.Брачные отношения.
Законы брака.
3.Супружеская пара.
Молодожёны: муж и жена, их личная жизнь, общественная роль, правовое положение, построение их совместной жизни, их социальная роль, обязанности. Ответственность, забота, защита, доброжелательность, обеспечение материальных условий семьи.
4.Каждый прожитый год в браке.
Годовщины свадеб.
Практическая работа:
• Разыгрывание ситуаций;
• Работа над правилами жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию;
• Работа с поговоркой.
Обучающие должны знать:
•Этические правила в брачных отношениях.
•Значение брака в жизни человека.
Обучающие должны уметь:
•Проявлять взаимное уважение, взаимопомощь.
РОДИТЕЛИ
Тематика (2 часа)
1. Конфликты с родителями и их причины.
Разные интересы, повышенное внимание к детям, требования детей, влияние друзей и улицы.
2.Вечные ценности-родительская любовь.
Правила поведения с родными и близкими людьми.
Практическая работа:
•Составление правил поведения в семье, с родными и близкими людьми.
•Работа с пословицами и поговорками.
•Конкурс «Мамины дочки»
•Работа с тестом «Незаконченное предложение»
Обучающие должны знать:
•Правила поведения с родителями.
•Значение роли родителей в жизни ребёнка.
Обучающие должны уметь:
•Предупреждать и преодолевать конфликты.
СЕМЬЯ
Тематика (5 часов).
1. Причины создания семьи.
Готовы ли вы к семейной жизни? Умение выбрать свой путь во взрослой жизни.
2. Роли в семье.
Значение. Необходимость.
3. Семейные ценности.
7 законов семейной жизни.
4. Семья в повседневной жизни.
Семейное время, темы для обсуждений в семье.
Помощь и поддержка друг друга, укрепление семьи.
5.Правила поведения в семье.
Как построить и создать счастливую семью. Смысл жизни и счастья в семье.
Практическая работа:
•Разыгрывание ситуаций «Семейный случай»;
•Работа с высказываниями;
•Составление 7 законов семейной жизни;
•Работа с притчей « Семейное счастье»
•Составить правила поведения в семье.
•Упражнение «Волшебные дома».
Обучающие должны знать:
•Роли в семье и их значение.
•Темы для обсуждений.
•Правила поведения в семье.
Обучающие должны уметь:
•Предупреждать и преодолевать конфликты.
ДЕТИ - НАШЕ БУДУЩЕЕ
Тематика (3 часа)
1.Маленький человек с большой буквы.
Воспитание новорождённого
2. Нравственное воспитание ребёнка в семье.
Отношения к ребёнку (дружеское, честное, справедливое)
3.Забота о здоровье малыша.
Его режим.
Практическая работа:
•Диспут «Что умеет новорождённый».
•Разыгрывание ситуаций «Воспитай ребёнка правильно», «Что нужно и чего следует избегать в воспитании»
•Составления режима для ребёнка.
Обучающие должны знать:
•Главные правила в воспитании новорождённого;
•О значении и необходимости материнской любви;
•Роль питания, физической нагрузки, закаливания в жизни ребёнка;
Обучающие должны уметь:
•Правильно воспитывать новорождённого;
•Создавать условия для здоровья ребёнка.
НОВЫЕ РОДСТВЕННИКИ.
Тематика (1 час)
1.Бабушки и дедушки.
Мои предки. Древо рода моего.
Практическая работа:
•Этюд "Любящие дедушки и бабушки". Игра "Верно - не верно!";
•Разыгрывание ситуаций «Жить в дружбе и согласии»;
•Воспроизвести «родовое древо»; проследить историю своей семьи;
•Анкетирование «Много ли времени уделяете взрослым».
•Мини-сочинение «Моя родословная»
Обучающие должны знать:
•Родословную семьи.
•Традиции семьи;
Обучающие должны уметь:
•Понимать состояние «стариков», особенности их возраста.
•Любить, ценить, помогать, заботиться о старших.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Тематика (1 час)
1.Поведение человека.
Оценка поведения обществом.
Практическая работа:
•Анализ ситуаций «А как бы ты поступил?»
Обучающие должны знать:
•Последствия безнравственного поведения.
Обучающие должны уметь:
•Пользоваться знаниями, умениями вести себя в обществе;
УРОКИ КРАСОТЫ
Тематика (2часа)
1.Мода.
История возникновения. Роль моды в современном обществе.
2.Личный имидж человека.
Три основные группы.
Практическая работа:
•Упражнения в определении размеров одежды и обуви;
•Исследование: « Обозначить свои повседневные потребности – в еде, в одежде, в труде и в развлечении, в творчестве и общении – и определить какова их мера и содержание»;
•Выявить важные личные качества человека.
Обучающие должны знать:
•Гарантийные сроки носки одежды, правила возврата;
•Историю возникновения и роль моды в обществе;
•Роль личного имиджа человека в обществе.
Обучающие должны уметь:
•Пользоваться журналами и другими источниками мод;
•Подбирать одежду и обувь в соответствии со стилем и назначением;
•Определять личный имидж человека.
ЭКОНОМИКА И БЫТ
Тематика (1час)
1.Домашняя экономика.
Основные статьи расходов.
Практическая работа:
•Упражнения в планировании расходов на месяц, по статьям расходов с выбором наиболее необходимого в данный период: зимой, весной, летом, осенью;
Обучающие должны знать:
•Расход в семье;
•Стоимость крупных покупок. Порядок их планирования.
Обучающие должны уметь:
•Планировать и подсчитать расходы;
КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ
Тематика (1час)
1.Когда в силу вступает закон.
Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям. Раздел имущества.
Практическая работа:
•Работа над высказыванием: «Не роняй своё человеческое достоинство»;
Обучающие должны знать:
•Положения гражданского кодекса;
Обучающие должны уметь:
•Вести себя достойно в обществе, быть юридически грамотными;
Отчёт
об эффективности программы
уроков по предмету «Этика и психология семейной жизни».
Данная программа реализовалась на базе Болгарской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Спасского района РТ. Работа велась в течение 2011-2014 учебных лет. Программа применялась при изучении школьных курсов этики. Для определения эффективности её применения работа проводилась следующим образом:
Определение экспериментального и обычного классов.
2. Сравнительная диагностика учащихся. Работа по программе.
3. По итогам учебных четвертей отслеживалось качество учебно-познавательной
деятельности учащихся, занимающихся по разным программам.
4. На протяжении этих лет велось наблюдение за детьми на уроках, переменах,
в столовой, в общественных местах.
В школе были два параллельных класса: 7 «а» и 7 «б». Они и были взяты для сравнения результатов работы по разным программам. В классах было по 9 человек, практически с одинаковым уровнем психического развития. 7 «а» класс был взят как экспериментальный класс, в котором обучение проводилось по программе «Жизнь под высоким небом». В обычном классе, в 7 «б», обучение проходило по программе коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида.
Мною проводилось исследование характера отношения обучающихся к предмету «Этика и психология семейной жизни», так как только при позитивном отношении можно ждать положительных результатов. Первоначальная диагностика учащихся 7 «а» и 7 «б» классов была проведена в сентябре 2011 года. Характер отношения учащихся к предмету выявляла с помощью метода анкетирования, а также педагогического наблюдения. Вопросы анкеты составляла сама. Они были направлены на определение степени удовлетворенности осуществляемыми видами деятельности, методами обучения и контроля, содержанием этического образования. Кроме того, мною был использован метод написания мини-сочинения на тему: «Моё отношение к предмету, его роль в моём будущем», где учащиеся в свободной форме излагали свое отношение к этическим проблемам и необходимости этического образования, в частности. В экспериментальном классе итоговая диагностика проводилась в мае 2014 года. Сравнение показало, что учащиеся, которые занимались по программе «Жизнь под высоким небом» с увлечением стали относиться к предмету «Этика и психология семейной жизни» (приложение №1).
Для выявления качества личности, характеризующие ее как обладающую определенной степенью нравственного сознания и мировоззрения, этической культуры, было проведено анкетирование. Данные направления включали в себя объективную информацию, необходимость этих направлений не вызывает сомнения. В сравнении с начальной диагностикой видно, (приложение №2), что дети из экспериментального класса любят не только своих родственников, но и проявляют уважение к посторонним людям, независимо от цвета кожи, от их статуса. Им не безразлично жизненные проблемы других людей. Положительная динамика видна в экспериментальном классе. Дети стали более внимательны к эмоциональному состоянию других, правильно оценивают его. Активно выражают доброе отношение. Оказывают бескорыстную помощь и поддержку. Стали более чуткими и внимательными, отзывчивыми и сердечными. Они способны проявить сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации. Доброжелательно относятся к сверстникам, к малышам, родителям, другим взрослым. Уважают их права и интересы. А также отмечены их патриотические отношения.
Для выявления уровня нравственной самооценки детей дважды была проведена диагностика, в виде вопросов – высказываний (приложение№3). Первоначальный тест показал, что уровень нравственной самооценки в обоих классах низкий. Ученики нуждаются в дополнительных занятиях. Итоговая диагностика проводилась в мае 2014 года. В сравнении с начальной диагностикой, видно, что уровень нравственной самооценки ребят в значительной мере сформирован в экспериментальном классе. Он показал более высокий результат (приложение№3).
Качество учебно-познавательной деятельности учеников по предмету «Этика и психология семейной жизни» отслеживалось по мониторингу среднего балла по предмету (приложение №4). Если рассматривать разницу прироста с начальной диагностикой видно, что класс, работающий по экспериментальной программе, показал более высокий результат. Надо заметить сдвиг в учебном процессе! Общий средний балл по предмету на 7 «а» класс был 3,2 в начале работы по программе, а к концу работы по программе стал 4,3.
Рост учебно-познавательной деятельности также заметен и по наблюдениям за учащимися. Они стали активными на уроках, прежде, чем взяться за выполнение практической работы они думают, внимательно слушают товарищей, стараются исправить неверные ответы. Научились формулировать свои мысли в правильной последовательности.
Результаты работы по программе отслеживаются в повседневной деятельности и в специально созданных ситуациях (уроки, занятия, перерыв между занятиями, общешкольные праздники, выходы на экскурсию, беседы с родителями).
Таким образом, были реализованы поставленные в программе цели и задачи:
Скорригирована нравственная самооценка учащихся.
Сформированы навыки общения, правила поведения в обществе.
Привиты положительные качества личности.
Воспитаны нравственные качества личности.
Сформировано бережное отношение к своему здоровью.
Усвоены знания о традициях своей семье, о бережном отношение к
ней, об экономике, о правах и законах.
Освоены нормы культурных отношений между людьми.
Упорядочены знания детей о красоте окружающего мира.
Расширен кругозор о верных отношениях к соблюдению и нарушению
общечеловеческих норм и принципов морали.
Уточнили и расширили знания о нормах правильного поведения в
конфликтных ситуациях.
Научились анализировать нравственную сторону своих поступков и
поступков других людей.
Подростки подготовлены к будущей жизни.
Результаты работы показали, что авторская программа наиболее эффективна для овладения знаниями, умениями и навыками по этике и психологии семейной жизни. Она повысила постоянный интерес к предмету, прочность усвоения знаний, активность детей на уроке, дети более подготовлены к самостоятельной жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Приложение №1.
Сравнительная диаграмма характера отношения учащихся к предмету «Этика и психология семейной жизни».

Приложение №2.
.
Приложение №3.
Сравнительная диагностика нравственной самооценки.
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д. Текст вопросов: 1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду. 3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми. 4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку. 5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей. 6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес. 7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.8. Мне приятно делать людям радость. 9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки. 10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы, в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии сбалом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д. Интерпретация результатов:От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки. От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки. От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне нижесреднего. От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Приложение №4.
Результаты мониторинга среднего балла по предмету.

Использованная литература:
1.Афанасьева Т.М. «Семья» Издательство «Просвещение», 1985г.
2.Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. – Минск, 1998.
3.Волков Е.И. Отец и мать как воспитатели. М.,1968.
4.Галина И.В. Алкоголь и дети. М.,1985.
5..Гребенников И.В., Ковинько Л.В. « Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни» Москва «Просвещение» 1986г.
6.Добрицкая Е.А., Копылов И.Л. Как создать и сохранить счастливую семью. – Минск, 1999.
7.Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
8.Зацепин В.И. (Сост.) Мы и наша семья: Книга для молодых супругов. – М., 1998.
9.Искусство жить достойно. Хрестоматия по этике, "Родина", М., 1997.
10.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению Ярославль, "Академия развития", 1997.
11.Корчинова О.В. Детский этикет. Ростов н/Д, «Феникс», 2002.
12.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, "Академия развития", 1997.
13.Крайг Г. Психология развития.СПб.,2000.
14.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., УРАО, 1997.
15.Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе. – М., 2007.
16.Ляпина Е. Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников.
Волгоград: Учитель, 2008.
17.Михайлов И.И. «Этика» Казань Издательство «Магариф» 2003г
18.Николаев Л.Н. «Воспитать человека». М.,1983.
19.Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив: беседы о семье. – М., 1999.
20.Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека» Минск 1978.
21.Тараткевич М.В. «Семья и разумные потребности» Минск, 1983.
Углов Ф.Г. В плену иллюзий. Минск, 1986.
22.Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы// Пер. с фин. – М., 1993.
23. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М., 2004.
24. Щуркова Н.Е. «Научить быть человеком».М.,1979.
Интернет – ресурсы:
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/doklad-vospitanie-nravstvennyh-kachestv-i-svoystv http://pro-psixology.ru/yetika-i-psixologiya-semejnoj-zhizni/386-predislovie-o-sushhnosti-i-metodike-podgotovki.htmlhttp://vseho.ru/docs/120200/index-18440.html?page=2
http://oknakrizis.ru/dlya-shkolnika/starshaya-shkola/fakultativ-etika-8-klass/
http://educ.admtyumen.ru/edu/org/edunet/52779/EduActivities.htm
http://badschool.ru/dlya-shkolnika/nachalnaya-shcola/fakultativ-etika-dlia-9-spetcialnogo-korrektcionnogo-klassa-viii-vida/