Рабочая программа Этика и психология юношеских отношений. Подготовка к семейной жизни.
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида поселка Эгвекинота»
Адаптированная рабочая программа
«Этика и психология юношеских отношений, подготовка к семейной жизни»
на 2015-2016 учебный год
9 класс
составитель: Тищенко Т.М
педагог-психолог первой категории
«Принято МО
учителей-предметников.
Рекомендована к утверждению
Протокол от
«_____»______________2015 г.
№ ___________
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБС(К)ОУ
«С(К))Ш-И VIII вида п. Эгвекинота»
____________Т.М. Швыркова Приказ от
« ____»_____________2015 г.
№ _________
Срок реализации: 1 учебный год
Эгвекинот
I.Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа «Этика и психология юношеских отношений, подготовка к семейной жизни» предназначена для обучающихся, воспитанников 9 класса МБС(К)ОУ «С(К)ОШ-И VIII вида поселка Эгвекинота».
Актуальность. В последнее время одной из целей образования стало воспитание выпускника как семьянина и сознательно активной личности. Проблемы демографии ("демографическая яма", длящаяся несколько лет), потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей под влиянием средств массовой информации, возвышение "законов" криминальной структуры (желание, в особенности мужского населения, соответствовать новым "героям"), снижение образованности населения, алкоголизация семей и подрастающего поколения – факторы, которые не позволяют ребенку получить знания, умения и навыки нормальных взаимоотношений между людьми.
В то же время, общество встает на новый путь переосмысления ценностей: вновь становятся важными понятия патриотизма, гуманизма. Гуманизация нашего общества немыслима без гуманизации отношений между мужчиной и женщиной в семье. Образец поведения дети черпают в семье, но не всегда семья может дать тот образец, который бы соответствовал социально-нравственным нормам. Научить молодежь элементарному этикету в семье, заставить задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути и возможности налаживания отношений, формировать навыки общения в среде сверстников – одни из главных задач психолого-педагогического сопровождения старшеклассников.
Реализация программы предполагает учет следующих принципов:
- гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;
- использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;
- соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала;
- учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;
- возможность закрепления полученных знаний на занятиях, связь с жизнью.
II.Общая характеристика программы
Адаптированная рабочая программа «Этика и психология юношеских отношений, подготовка к семейной жизни» составлена на основе: Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б.
Цель программы:
1)создание условий для:
формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;
выработки у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми;
2)коррекции и развитие эмоционально-волевой сферы подростков.
Задачи программы:
1.Формировать представления:
о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
об основах семейного законодательства;
о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
2.Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье.
3.применять на практике полученные знаний, умения, навыки, способствующие созданию крепкой и дружной семьи.
Методы и приемы:
словесные (рассказ, объяснение, беседа);
наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций);
практические методы (игра, упражнение);
Формы работы: групповые психологические занятия с элементами тренинга.
III. Описание места программы в основной образовательной программе учреждения МБС(К)ОУ «С(К)ОШ-И VIII вида поселка Эгвекинота».
Данный курс входит в коррекционно-развивающее направление работы педагога-психолога. Программа состоит из 24 групповых занятий с элементами тренинга. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Количество участников группы- 8 человек. Занятия проводятся во внеурочное время во второй половине дня. Срок реализации программы: 1 учебный год.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания программы
Адаптированная рабочая программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся, воспитанников. Она направлена на работу с обучающимися, воспитанниками 9 класса по формированию у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта навыки необходимые им в будущей семейной жизни.
Ключевые идеи курса:
В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.
Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.
V. Ожидаемые результаты:
Данный курс должен стать итогом духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. В процессе работы по данной программе у учащихся формируются представления о семье, ее роли в жизни человека; о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.; о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание; о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи. Учащиеся знакомятся с отдельными статьями Семейного Кодекса, соответствующие темам уроков.
Учащиеся должны знать:
основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага как создание собственной семьи;
знать основные родственные связи в семье, различать близких и дальних родственников, этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанности член6ов семьи
основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни;
основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка;
Учащиеся должны уметь:
уметь объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак;
объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства;
оценивать и находить мотивы поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
VI. Содержание тем программы
На занятиях идет разговор о необходимости молодежи готовиться к браку и семейной жизни, о семейных ролях, о качества семьянина, о семейных правилах.
Психология межличностных отношений, нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек, понятие о мужественности и женственности – изучение этих вопросов помогает осознать сущность дружбы, любви.
Любовь девушки и юноши как естественное отношение человека к человеку; зависимость богатства чувства любви от богатства внутреннего мира личности; личностный характер проявления любви в зависимости от социальных устоев, национальных традиций и психофизиологических особенностей человека; способность любить– программа предусматривает раскрытие всех этих вопросов.
На занятиях обращается внимание на сущность нравственных основ взаимоотношений влюбленных, подчеркиваются характерные черты поведения и устремленности влюбленных. показывается несовместимость настоящей любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу, с пьянством, наркоманией.
На занятиях рассматриваются особенности семейного воспитания, его трудности, типичные ошибки и пути их устранения.
VII. Календарно-тематическое планирование
№ Тема Кол-во часов Дата
Проблема счастья человека. Различные представления о счастье. 1 24.09
Культура чувств. Эмоции и чувства. 1 01.10
Темперамент. Типы темпераментов. 1 08.10
Характер. Внешние проявления характера. 1 15.10
Воля. Цель. Планирование. Исполнение. 1 22.10
Понятие духовности. 1 29.10
Я взрослый. Проблемы переходного возраста. 1 12.11
Коммуникация. Социально-психологические особенности юношеских взаимоотношений. 1 19.11
Товарищество, дружба и любовь. 26.11
Проблема межличностных отношений. Стереотипы поведения людей. 1 03.12
Культура общения юношей и девушек. 1 10.12
Современный юноша. Мужественность-важнейшее нравственное качество мужчины. 1 17.12
Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. 1 24.12
Есть любовь и есть влюбленность. 1 14.01
Профилактика ранних половых связей 1 21.01
Разрушительное влияние на личность вредных привычек 1 28.01
Брак и семья в истории человечества 1 04.02
Современная семья. Нравственные нормы брака 1 11.02
Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни. 1 18.02
Освоение новой соц. роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита). 1 25.02
Освоение новой соц. роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность). 1 03.03
Права и обязанности супругов 1 10.03
Родители и дети 1 17.03
Семья и семейные ценности. 1 24.03
VIII. Литература
Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. -М.: Глобус, 2007. – 206 с.
Бойко В.В. Если ты мать и жена. М., 1991.
Бондырева Е.К., Колесов Д.В. Толерантность. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «Модек», 2003. 240 с.
Еникеева Д. Практическая психология для мальчиков, или как стать настоящим мужчиной /М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.- 256с.
Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям или психология на каждый день. – М., Новая школа, 1999, – 320 с.
Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. – М.: Просвещение, 1991. -143 с.
Найк А. Практическая психология для девочек, или как относиться к себе и к мальчикам /М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.- 336 с.
Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры и упражнения/авт-сост. Е.Д. Шваб, Н.П. Пудикова. – Волгоград: Учитель, 2008.–90 с.
Фопель К. как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006. – 541 с.
«Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б.//Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.