Рабочая программа по курсу Основы психологии семейной жизни для 11 класса


Рабочая программа по курсу
«Основы психологии семейной жизни» (11 «А») класс
Пояснительная записка
Данная программа является рабочей программой по предмету «Основы психологии семейной жизни» для 11 «А» класса общеобразовательной школы базового уровня.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Разработана на основе программы курса для учащихся старшей ступени общеобразовательной школы «Основы психологии семейной жизни» (авторы составители: Бабич О.И., Баранова О.В., Ковалева Е.Б., Ямщикова О.А.), Иркутск, 2012 год.
Цель курса – формирование у юношей и девушек готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей на основе развития у них адекватных брачно-семейных представлений.
Задачи курса:
- содействовать укреплению у обучающихся уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- содействовать формированию начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
- создать условия для усвоения таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь.
 -создать условия для осознания обучающимися социальной и личностной значимости семьи;
-создать условия для развития личностного самоопределения, позитивной Я-концепции, нравственно-этического оценивания, рефлексии, прогнозирования; коммуникативных навыков
-создать условия для развития навыков первичного анализа и использования социальной, психологической информации, решения проблемных ситуаций, нравственной оценки конкретных поступков людей.
  - содействовать формированию четкого представления о браке, семье и роли в ней   мужчины и женщины;     
  -содействовать формированию представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
 -обеспечить развитие у обучающихся умений пользоваться законами, основными нормативными и правовыми актами семейного права.

Место учебного предмета в учебном плане:
Курс «Основы психологии семейной жизни» введен в региональный план, на который отводится 34 часа в учебном году, 1 час в неделю.
Класс – 11 «А».Учебно-тематический план
№ раздела Наименование разделов Всего часов Практические работы
1. «Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества» 4 1. Ценностные ориентации личности.
2. Упражнение «Умеете ли вы слушать?»
3. Упражнение «Мой портрет»
4. Упражнение «Проект моей жизни»
2 «Психология межличностных отношений юношества» 9 1. Упражнение «Знаешь ли ты себя?»
2. Упражнения «Я как друг»
3. Упражнение «Любовь к себе»
4. Упражнение «Каким я вижу своего будущего избранника…»
3 «Искусство быть супругами» 7 1. Упражнение «Семья»
2. Упражнение «Семейное фото»
3.Упражнение «Фотошоп»
4.Упражнение «Ассоциации»
5. Упражнение «Планирование бюджета молодой семьи»
6. Упражнение «Скульптура семьи»
7. Упражнение «Анализ конфликта»
4 «Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности» 5 1. Упражнение «Планета мужчин и женщин»
2. Упражнение «Гендерные стереотипы»
3.Упражнение «Перевертыши»
4.Упражнение «Цена стереотипа»
5.Упражнение «Пути согласия»
6. Упражнение «Любовь»
5 «Взаимоотношения поколений в семье» 7 1. Групповая дискуссия «Отцы и дети в меняющемся мире»
2. Упражнение «Анализ конкретных ситуаций»
3. Упражнение «Пути выхода из конфликтной ситуации»
6 Итоговый контроль 1 7 Резервные часы 2 ИТОГО 34 Содержание учебного курса
Раздел 1. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества. (4 часа).
В первом разделе курса «Семья в свете духовно-нравственных традиций общества» раскрывается зависимость семейного уклада жизни от социально-экономического уровня развития общества, рассматриваются основные функции семьи, нравственные нормы брака и их влияние на прочность семьи.
Тема 1.1. Исторические изменения семьи и брака – 1 час.
Исторические изменения института семьи и брака. Зависимость семейного уклада жизни от социально-экономического уровня развития общества. Матриархат, патриархат, моногамия, полигамия. Нравственные нормы брака. Модели семьи.
Тема 1.2. Функционально-ролевая структура семейных отношений – 2 часа.
Основные функции семьи: репродуктивная (генеративная), первичной социализации детей, воспитательная (педагогическая), досуговая, экономическая, хозяйственно-бытовая, сексуальная (гедонистическая), медицинская.
Тема 1.3. Основные ценности семьи – 1 час.
Основные семейные ценности: нравственный климат семьи, семейное воспитание, семейный досуг, потребности и бюджет семьи, эстетика быта. Связь функции семьи с основными ценностями. Терминальные и инструментальные ценности личности, учёт индивидуальных ценностей в семейной системе.
Раздел 2. Психология межличностных отношений юношества. (9 часов).
Во втором разделе «Психология межличностных отношений юношества» рассматриваются психологические особенности межличностных отношений юношества, нравственные основы взаимоотношений, особенности дружбы и любви в юношеском возрасте, многоаспектность понятия «готовность к браку».
Тема 2.1. Межличностные отношения юношей и девушек – 2 часа.
Понятие о межличностных отношениях. Межличностные отношения и общение. Общая характеристика межличностных отношений. Психология симпатий. Черты характера, способствующие полноценному общению.
Юность - пора активного социального взросления, расширения сферы межличностных отношений.
Межличностные отношения и общение юношества как школа подготовки к семейной жизни. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек. Эмоциональные отношения от симпатии до любви.
Тема 2.2. Дружба в юношестве – 1 час.
Товарищество и дружба как социальные ценности и основные виды межличностных отношений. Дружба как школа самовоспитания и любви. Юношеские представления о дружбе. Различия в ее проявлении у юношей и девушек. Идеал друга, формирующийся в юношеском возрасте. Различия между мальчиками и девочками по характеру и содержанию требований, предъявляемых к другу. Сила взаимного влияния в дружбе юноши и девушки. Отражение в юношеской дружбе противоречий возраста. Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная.
Тема 2.3. Любовь в юношеском возрасте – 3 часа.
Любовь как высшее человеческое чувство. Любовь - сложнейшее человеческое чувство, сочетающее потребность быть любимым и способность любить. Зависимость богатства любви от богатства внутреннего мира личности. Развития способность любить как выражение высшего уровня развития личности. Любовь как глубокое чувство между членами семьи, близкими людьми, как привязанность одного человека к другому. Воспитание культуры чувств - дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви.
Первая любовь. Особенности юношеской любви. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность. Соотношение дружбы и любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви.
Любовь - основа брака, супружеской гармонии.
Нравственные основы взаимоотношения влюбленных. Характерные черты поведения влюбленных. Знакомство юноши и девушки. Ухаживание. Взаимоотношения юноши и девушки при ситуации, когда чувство любви проявляется только с одной стороны. Уважительное, бережное отношение к чувству представителя противоположного пола. Предложения о вступлении в брак. Торжественная помолвка.
Тема 2.4. Готовность к браку - 3 часа
Понятие «готовность к браку". Брачный возраст. Многоаспектность готовности к вступлению в брак. Физическая зрелость вступающих в брак как важная предпосылка создания крепкой семьи. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Понимание правовой основы брака - одно из условий здоровой и счастливой семьи.
Этико-психологическая готовность к браку - ключевая предпосылка гармонии супружества и прочности семьи. Взаимное чувство любви, уважения и доверия к избраннику - неотъемлемые признаки совместимости будущих супругов. Общность их взглядов на предназначение семьи. Выбор спутника жизни. Мотивы вступления в брак.
Социально-демографические характеристики вступающих в брак.
Раздел 3. Искусство быть супругами. (7 часов).
Содержание раздела «Искусство быть супругами» раскрывает психологические особенности молодой семьи; возможные трудности, характерные для периода адаптации молодых супругов; причины и пути профилактики семейных конфликтов.
Тема 3.1. Жизненный цикл семьи – 1 час.
Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни. Возникновение чувства «мы». Причины возможных трудностей в период адаптации молодых супругов. Организация семейного быта, семейная экономика. Семейные роли, их распределение. Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями. Рождение ребенка и психологические проблемы, возникающие в этот период. Ребенок в молодой семье. Бюджет молодой семьи.
Тема 3.2 Молодая семья – 1 час.
Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни. Возникновение чувства «мы». Причины возможных трудностей в период адаптации молодых супругов. Организация семейного быта, семейная экономика. Семейные роли, их распределение. Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями. Рождение ребенка и психологические проблемы, возникающие в этот период. Ребенок в молодой семье. Бюджет молодой семьи.
Тема 3.3.Психологически благополучная и неблагополучная семья – 2 часа.
Тема 3.4. Семейные конфликты: причины и профилактика – 3 часа
Факторы риска в браке. Нарушения семейных отношений и их последствия.
Конфликты в различных сферах супружеских отношений.
Влияние конфликтных отношений на развитие личности ребенка в семье.
Профилактика конфликтных отношений в семье.
Раздел 4. Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности. (5 часов).
Четвертый раздел «Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности» включает комплексные знания по гендерной проблематике: особенности психосоциального развития мужчин и женщин, биологическая и социально-психологическая обусловленность различий в поведении и реализации жизненных планов мужчины и женщины, стереотипы поведения в семье и ее морально-психологический климат, проблема психологической совместимости супругов.
Тема 4.1. Мужские и женские роли в семье – 2 часа.
Мужчины и женщины: общее и особенное. Мир мужчин и мир женщин. Особенности психосоциального развития мужчин и женщин. Психологический пол личности (гендер). Понятие социальных гендерных ожиданий в отношениях мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Учёт гендерных различий в семье.
Тема 4.2. Ожидания в семье и браке – 1 час.
Личностно-ролевое поведение мужчины и женщины. Модели родительской семьи. Влияние индивидуального опыта на ожидания к брачному партнеру. Социокультурные стереотипы полоролевого поведения. Мужские и женские семейные роли: традиционные, товарищеские, партнерские. Традиции взаимной заботы. Ожидание и супружеское соглашение. Супружеское взаимодействие и удовлетворенность браком.
Тема 4.3. Жизненные сценарии семьи и личности – 2 часа
Стереотипы поведения в семье и ее морально-психологический климат. Семья как система многопоколенных отношений. Понятие о супружеской верности. Семейное счастье и здоровье личности. Проблема психологической совместимости супругов и личностного развития.
Раздел 5. Взаимоотношения поколений в семье. (7 часов).
Заключительный раздел «Взаимоотношения поколений в семье» посвящен изучению проблем семейного воспитания, вопросов, связанных с профилактикой нарушений детско-родительских отношений, формированием навыков конструктивного поведения и общения в семье.
Тема 5.1 Незаменимость семьи в воспитании детей - 1 час.
Семья - важнейший институт социализации детей. Параметры семьи: демографический, социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический. Функции семейного воспитания. Классификация Н. В.Гребенникова: воспитание детей и систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи. Классификация Т. А.Куликовой: воспитание здорового ребенка, формирование нравственной позиции, эмоциональное воспитание детей, формирование положительных привычек поведения. Незаменимость семьи для развития ребенка. Преимущество семейного воспитания перед воспитанием в образовательных учреждениях.
Тема 5.2. Проблема отцов и детей -1 час.
Понятие родительской позиции и её критерии: степень эмоциональной близости и степень контроля за поведением. Оптимальная родительская позиция. Адекватность, гибкость, прогностичность. Стили родительского отношения: автократичный, авторитарный, демократический, либерально-попустительский. Отрицательные формы поведения детей: капризы, упрямство, агрессия, ложь, негативизм и др.
Тема 5.3. Общение и взаимопонимание в семье - 2 часа.
Типичные недостатки семейного воспитания, которые приводят к нарушениям детско-родительских отношений: эмоциональная холодность, отсутствие единства воспитательных действий, проявление безволия, непоследовательности, гнева и раздражительности. Дефицит и однообразные отношения с детьми. Подавление воли и активности ребенка, неучет его индивидуальных особенностей, невнимание к его интересам. Защитное поведение детей. Формирование навыков конструктивного поведения и общения в семье.
Тема 5.4. Профилактика нарушений детско-родительских отношений – 2 часа.
Понятие родительской позиции и её критерии: степень эмоциональной близости и степень контроля за поведением. Оптимальная родительская позиция. Адекватность, гибкость, прогностичность. Стили родительского отношения: автократичный, авторитарный, демократический, либерально-попустительский. Отрицательные формы поведения детей: капризы, упрямство, агрессия, ложь, негативизм и др.
Раздел 6. Итоговый контроль. 1 час.
Итоговая зачетная работа по курсу - реферат и его защита на любую тему курса (в течение всего учебного года).
Раздел 7. Резервные часы. 2 часа.
Направлены на углубление темы, интересующей школьников. Направлены на проработку теоретических проблемных ситуаций, с целью извлечь опыт выхода из сложного жизненного положения.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы психологии семейной жизни» на 11 «А» класс
№ урока
Тема урока Кол-во
часов Дата проведения Основные виды учебной деятельности Виды контроля Информационный ресурс Фактические сроки проведения
(коррекция)
Раздел 1. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества (4 ч.)
1.1 Исторические изменения семьи и брака 1 час 8.09 -позновательная;
-коллективная
-дискуссионная опрос http://helpiks.org/2-119805.html 1.2 Функционально-ролевая структура семейных отношений 2 часа 15.09
22.09 -позновательная
-групповая
-дискуссионная 1.3 Основные ценности семьи 1 час 29.09 -позновательная
-групповая
-дебаты опрос https://youtu.be/l_ooevvw4wQ Раздел 2. Психология межличностных отношений юношества (9 ч.)
2.1 Межличностные отношения юношей и девушек 2 часа 6.10
13.10 -позновательная
-групповая опрос https://youtu.be/mUDeIOZudIIhttps://youtu.be/2djJCzRALyA 2.2 Дружба в юношестве 1 час 20.10 -позновательная групповая https://ok.ru/video/6092162464 2.3 Любовь в юношеском возрасте 3 часа 27.10 -позновательная
-индивидуальная 2.4 Готовность к браку 3 часа -позновательная
-дискуссионная
-групповая
-индивидуальная опрос https://youtu.be/i8r7yDJi19o Раздел 3. Искусство быть супругами (7 ч.)
3.1 Жизненный цикл семьи 1 час - позновательная
- индивидуальная опрос 3.2 Молодая семья 1 час https://youtu.be/G69dIFHPZSo 3.3 Психологически благополучная и неблагополучная семья 2 часа -позновательная
-групповая
https://youtu.be/4nRTIda_kjs 3.4 Семейные конфликты: причины и профилактика 3 часа - позновательная
-групповая
-дискуссионная опрос Раздел 4. Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности (5 ч.)
4.1 Мужские и женские роли в семье 2 часа -игровая
-дискуссионная опрос 4.2 Ожидания в семье и в браке 1час -позновательная
-групповая 4.3 Жизненные сценарии семьи и личности 2 часа -игровая
-групповая
-индивидуальная опрос Раздел 5. Взаимоотношения поколений в семье (7 ч.)
5.1 Незаменимость семьи в воспитании детей 1 час -позновательная
-ролевая
-групповая опрос https://youtu.be/g8mQUOmEGFs 5.2 Проблема отцов и детей 1 час -групповая
-дискуссионная 5.3 Общение и взаимопонимание в семье 2 часа -игровая
-позновательная
-дискуссионная 5.4 Профилактика нарушений детско-родительских отношений 2 часа -игровая
-позновательная
-групповая
-парная опрос https://youtu.be/u2uPHWj2eRA 6 Итоговый контроль 1 час -индивидуальная защита работ 7 Резервные часы 2 часа Всего за 1 год обучения: 34 часа Критерии оценки учащихся
Иметь представление: об исторических изменениях семьи и брака в человеческом обществе, о взаимосвязи семьи, общества и государства, негативных последствиях разрушения традиционных устоев семьи и нравственных основ брака, о функциях и типах семейного воспитания;
О нравственных основах взаимоотношений юношей и девушек, особенностях юношеской любви, о многоаспектности готовности к вступлению в брак, о мотивах вступления в брак; об основных проблемах молодой семьи на современном этапе, о семейных ролях и их распределении, о семейной экономике; о биологических и социальных причинах гендерных различий, о мужских и женских социальных ролях; о функциях семейного воспитания, проблемах детско-родительских отношений.
Знать: значение основных понятий (по каждой теме), существующие модели семьи, роль семейных ценностей, нравственные нормы брака и их сущность; современные психологические проблемы в области семейных отношений, роль семьи в формировании гармонично развитой личности, права и обязанности мужа и жены, отца и матери; основные причины возможных трудностей в период адаптации молодых супругов, особенности взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями, психологические проблемы, связанные с рождением ребенка, причины возникновения конфликтных ситуаций, особенности прогнозирования и профилактики конфликтов; основные современные проблемы в области межличностных отношений между мужчинами и женщинами, роль психологической и функциональной совместимости супругов в построении семейных отношений; типичные недостатки семейного воспитания, отрицательные формы поведения детей, причины нарушений детско-родительских отношений.
Уметь: давать характеристику гармоничной и проблемной семьи, сравнивая их по уровню воспитательного потенциала; различать дружеские и любовные отношения, осуществлять самостоятельно выбор партнера, искать способы эффективного межличностного взаимодействия; анализировать конфликтные ситуации, оценивать свое поведение в конфликте, планировать составлять семейный бюджет; анализировать и учитывать особенности политипического поведения в семейных ситуациях; дискутировать на тему детско-родительских отношений, аргументировано доказывать свою точку зрения, рефлексировать.
Оценивать: навыки самопознания и анализа качеств, необходимых для конструктивного общения; владеть навыками самопознания, иметь опыт планирования семейного бюджета; способами бесконфликтного со сверстниками противоположного пола, с будущими супругами; навыки конструктивного взаимодействия с родителями и друг другом. Оценивать общую личностную готовность к вступлению в брак и созданию своей семьи в обществе.
Учебно – методическое обеспечение:
Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М., 2005
Навайтис Г. Тайны семейного (не) счастья. М., 1998
Грецов А. Психология жизненного успеха. М., 2007
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М., 2004.
Старшеклассник без стрессов и тревог. Программа занятий, методические рекомендации. Черникова Т В. М «Глобус» 2006. -155с.
Хухлаева О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков. Изд-во «Сентябрь». М., 2003.
Карелина А.А. Психологические тесты. Книга в 2-х частях. Изд-во «Владос». М., 2002.
Демидова И.Ф. Рабочая книга психолога в старших классах. Изд-во «Феникс». Р. – на Дону, 2009.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни - М.: Просвещение, 1991.
Жихарева З.А., Жихарев М.С. Духовные основы русской семьи -М., 2000.
Ковалев С.В. Психология современной семьи - М., 1998.
Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства -М., 2003.
Строкатова Л.Г. Особенности российской семьи и их учет в работе с родителями. - Иркутск, 2004.
Штейнберг Л.Б. Психология семейных отношений - М. 2000.
Литература для учащихся:
Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 2005
Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. М., 2002
Прутченкова А.С. Наедине с собой. – М., 1996
Прутченкова А.С. Трудное восхождение к себе. – И., 1998
Желдак И.М. Искусство быть семьей – Минск, 1998
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М., 2004.
Бестужев - Лада И.В. Семья вчера, сегодня, завтра -М., 1979.
Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни - М.:Просвещение, 1991.
Сатир В. Вы и ваша семья - М., 2000.