Программа курса по курсу Этика и психология семейной жизни


Областное государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Пучежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида»
155360, г.Пучеж Ивановской области, ул.Ленина , д.ЗЗ тел.8(49345)214-92,210-05 факс:214-92
e-mail: internatpuch@yandex.ruРАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Методическим педагогическим советом Директор школы
объединением педагогов школы ___________И.В.
протокол № 9 протокол № 1Левщанова
от 14 мая 2014 от 26 августа 2014 г Приказ № 47
От 1 сентября 2014 г

Программа
ПО ЭТИКЕ И ПСИХОЛОГИИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
НА 2015- 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
И.В.Кузьмичёва
Педагог – психолог высшей
квалификационной категории
Пучеж
2015г.
Содержание
Страницы
1. Пояснительная записка ____________________________ 2 - 17
2. Содержание учебного курса ______________________ 18 - 30
4. Организация контроля знаний ______________________ 31
5. Учебно-методический комплекс и дополнительная литература
6. Приложение: календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Статус документа Рабочая программа «Этика и психология семейной жизни» в 10 специальных (коррекционных) классах VIII вида составлена в соответствии с программой специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Данная рабочая программа разработана  на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании»;
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII видов», 26.12.2000 г.
Настоящая программа составлено на основе экспериментального варианта типовой программы “Этика и психология семейной жизни”, М. , 1982 г.
Рабочая программа по «Этика и психология семейной жизни» является частью основной образовательной программы ОГКОУ «Пучежская школа – интернат VIII вида» в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Она дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ.
Вид рабочей программы Рабочая программа «Этика и психология семейной жизни»разработана для обучающихся специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида
Особенности обучающихся, для которых разрабатывается образовательная программа Данный курс разработан для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Образовательная область Обществознание
Основные положения Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.
Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.
Структура программы помогает представить соотношение тематических разделов курса и соответствующих видов деятельности детей, этапов обучения и их последовательности, типовых заданий и упражнений, определить необходимый объем правил и упражнений, которые должны быть усвоены детьми. Рабочая программа включает в себя:
Пояснительную записку;
Содержание учебного предмета математика;
Учебно-тематическое планирование, где предложено часовое распределение изучаемого материала;
Условия реализации рабочей программы по математике;
Список литературы;
Приложения.
Цель курса Ведущей целью курса “Этика и психология семейной жизни” является формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям.
Задачи курса В первом разделе “Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества” раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности. Рассматриваются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи.
Задача второго раздела “Психология личности” состоит в том, чтобы дать учащимся представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях.
Третий раздел “Особенности межличностных отношений юношества” раскрывает понятия о психологии межличностных отношений, о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре их поведения.
Раздел “Брак и семья” начинается с раскрытия понятия “готовность к браку”, затем дается характеристика основных функций семьи, раскрываются особенности молодой семьи.
В разделе “Основные ценности семьи” характеризуются духовные и нравственные устои семьи, ее трудовая атмосфера, бюджет и хозяйство, эстетика быта. Особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи, анализируются причины возникновения неблагополучных семей.
В завершающем курс разделе “Семья и дети” рассматриваются темы: незаменимости семьи в воспитании детей, педагогики предупреждения и перевоспитания детского эгоизма и типичных недостатков семейного воспитания.
Необходимо иметь в виду, что воспитание качеств семьянина у школьников и подготовка их к будущей семейной жизни не ограничиваются рамками данного курса, а являются общепедагогической задачей, которая разрешается в той или иной степени специфическими средствами каждого учебного предмета, всей системой воспитания и обучения в школе.
Задача педагога, ведущего этот курс, состоит в том, чтобы активно включить родителей в воспитание качеств семьянина у своих детей.
Коррекционная направленность курса При отборе материала по курсу “Этика и психология семейной жизни” учитываются разные возможности обучающихся по усвоению представлений,знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуре дефекта.
1.Развитие психомоторики, укрепление общего физического эмоционального, душевного состояния;2. Формирование базовых знаний о семейных взаимоотношениях;3. Исправление недостатков познавательной деятельности;4. Развитие речи и коррекция речевых дефектов;5. Совершенствование социального опыта, формирование социально-бытовых знаний и умений.
Реабилитационные задачи:1.Формирование позитивной направленности личности, развитие ценностных ориентаций, стремления к ЗОЖ, 2.Формирование психологической готовности к самостоятельной жизни, развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и навыков социальной самозащиты;3. Повышение уровня социальности, развитие социальных навыков и формирование устойчивых нравственных позиций по отношению к семье.
Место предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Российской Федерации на изучение социально-бытовой ориентировки на ступени основного общего образования отводится в 10 классе-32 часа т.е. проводится 1 урок в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Курс “Этика и психология семейной жизни” может стать средоточием духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Ведь семья — это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.
Изменения, которые внесены Изменения и дополнения в программу внесены доктором психологических наук Т. А. Флоренской с учетом духовно-нравственных и социальных проблем современной семьи.
Реализация регионального компонента Использование краеведческого материала
Использование технологий, формы и методов работы Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения:
объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.
Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.
Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитываются знания, опыт и возрастные особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках.
Практические работы – целесообразнее проводить индивидуальнои в группах. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.). Вариантом сюжетно-ролевых игр является метод моделирования реальных сюжетных ситуаций и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.
На занятиях следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения. Обучение ведется с опорой на личный опыт и знания учащихся.
На занятиях используются все виды наглядности: натуральная; образная (рисунки, плакаты, картины); символическая; графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая
Межпредметные связи, преемственность В программе заложена возможность межпредметных связей.– русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;
математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;
биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;
СБО
Требования к планируемым результатам Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки по русскому языку и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие начальную школу, и достижения которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс начальной школы. Эти требования структурированы по двум компонентам: «знать», «уметь».
Требования к уровню подготовки обучающихся по окончанию изучения предмета курса 1. Семья в различных культурах.
Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей.
2. Нравственные нормы брака в христианской культуре.
Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья — “малая Церковь”, глава которой — муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака.
Народные традиции русской православной семьи.
Устои и обряды народной жизни. Устроение домашнего очага. Жизненный круг в преданиях и обычаях наших предков.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
ЛИЧНОСТЬ И СЕМЬЯ
1. Психология личности.
Иерархическое строение личности. Дух, душа, тело. Направленность личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви.
Самосознание личности. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Вера.
Индивидуальность личности. Типологии личности. Возможные психологические различия между юношами и девушками. Способности. Творческая индивидуальность.
Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора.
2. Роль семьи в воспитании личности.
Важнейшая задача семьи —формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей.
Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕСТВА
1. Психология межличностных отношений.
Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.
Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки.
Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения.
2. Нравственные основы взаимоотношений юношей н девушек.
Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность
и т. д.
Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши — оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности.
Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности.
Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек.
Девушка и юноша — будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.
3. Культура воздержания.
Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и переживаний. Принцип доминанты как психофизиологическое обоснование культуры воздержания. Необходимость преобладания духовного общения над физическим.
Стыд и совесть как свидетели ненормальности внебрачных половых связей. Пагубное влияние таких отношений на телесное и душевное здоровье человека и на здоровье его потомства.
Безвредность сохранения добрачного целомудрия для здоровья человека.
4. О товариществе и дружбе.
Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ — человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба — высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др.
Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная.
Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками.
5. Любовь как высшее человеческое чувство.
Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего уровня развития личности.
Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми.
Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства — симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека.
Воспитание культуры чувств — дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие — полнота мудрости.
Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость.
Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).
Предложение о вступлении в брак. Гражданский брак. Обручение и венчание; благословение нерасторжимости брака.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ
БРАК И СЕМЬЯ
1. Что такое готовность к браку.
Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.
Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления.
2. Здоровье супругов и будущего потомства.
Генетические аспекты брака. Нравственные и физические последствия добрачной половой распущенности. Значение целомудрия для здоровья будущего потомства. Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство. Выбор будущего супруга (супруги).
3. Семья и ее функции.
Основная функция семьи — продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности.
4. Особенности молодой семьи.
Супружество — новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата.
Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение вкусов, особенностей и привычек друг друга. Проблема “главенства” в семье. Сопереживание в трудностях и радостях.
Распределение обязанностей, планирование дел в семье.
Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др. )
Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя и никотина. Подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств.
Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия — начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства.
Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно-эмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей.
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ
ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ
1. Нравственный климат семьи.
Отношения между членами семьи. Роль каждого члена семьи. Отец — духовная опора, глава семьи. Ответственность отца перед домочадцами в обычные дни и в трудные минуты жизни. Отец — моральный, юридический, физический защитник семейства. Его твердость в трудных обстоятельствах. Его ответственность за духовно-нравственное состояние членов семьи.
Жена — незаменимый помощник мужа, отца. Душевная роль жены на семейном совете. Особая роль матери в воспитании и привитии детям доброты и сердечности. Жена — хранительница домашнего очага.
Дедушка и бабушка, их роль в поддержании семейного тепла и уюта, и воспитании детей. Взаимное уважение между членами семьи.
Любовь. Долг. Ответственность друг за друга. Внутрисемейная солидарность. Откровенность, отзывчивость, тактичность и самообладание. Взаимное послушание. Умение уступать. Возможность создания положительного климата в семье как при сходстве, так и при различии темпераментов и характеров супругов.
2. Воспитание трудом.
Трудолюбие как качество личности. Добросовестный труд взрослых — основа жизни семьи, источник материального благосостояния и пример для подражания. Участие детей в трудовой жизни семьи. Нравственный смысл бытовых обязанностей. Воспитание уважительного отношения ко всем видам труда.
Соотношение умственного и физического труда в развитии личности. Необходимость совершенствования навыков домоводческого труда юношей и девушек (приготовление пиши, уборка помещения, уход за одеждой, обувью, мебелью, несложный ремонт бытовой техники, владение необходимыми в быту инструментами, комнатное цветоводство, труд на садово-огородных участках и т. д. ). Совместный труд супругов и детей — залог благоприятного семейного климата.
3. Семейный досуг.
Гостеприимство. Домашние чтения. Домашние концерты. Совместные прогулки и поездки. Путешествия по памятным местам истории и культуры. Праздники. Ценность подарков к праздникам, сделанных самими детьми. Семейные традиции. Развитие интересов.
Строгая избирательность в просмотре телепередач. Вечерние беседы о прожитом дне. Опасность пристрастия к азартным и компьютерным играм.
4. Потребности и бюджет семьи.
Психология потребностей человека. Разумные потребности и псевдопотребности. Разрастание потребностей по мере их удовлетворения и с появлением новых предметов удовлетворения. Опасность превращения жизненных средств в цель жизни.
Соотношение духовных и материальных потребностей. Испытание семьи богатством и бедностью. Необходимость взаимопомощи, милосердия и посильной благотворительности в условиях социального расслоения общества.
Распределение семейного бюджета: постоянные ежемесячные расходы, затраты на лечение и сохранение здоровья, на одежду, обувь, мебель, ремонт жилья и др. Соотношение доходов и расходов. Бережливость в отличие от скупости, расточительности. Разумная организация питания.
5. Эстетика быта.
Эстетическая культура семьи. Удобство и уют как средства создания благоприятной атмосферы в семье. Воспитание хорошего вкуса. Самобытность каждого дома. Выдумка, творчество. Народные мотивы. Вещи, сделанные своими руками.
Искусство в жизни семьи. Музыка в доме. Способность музыки умиротворять, гармонизировать, исцелять душу человека. Народная песня в семье.
Рок-музыка. Ее разрушительное воздействие на психику: растормаживание сексуальных и агрессивных инстинктов, потеря самоконтроля, снижение умственной деятельности, способности к сосредоточению; наркотизирующее влияние на организм. Манипулирование личностью и толпой: техника подсознательных сообщений (информации, воспринимаемой за порогом сознания).
6. Причины и последствия разлада семейных отношений.
Семейное неблагополучие и его причины: нарушение супружеских отношений, алкоголизм, неверность супругов, конфликтность, ревность, недоверие друг к другу, расхождение представлений супругов о значимости основных семейных ценностей. Нежелание одного из супругов иметь детей. Неумение супругов в конфликтных ситуациях сдерживаться, избегать “ярлыков” и опрометчивых суждений в адрес друг друга. Отсутствие между членами семьи единства, солидарности, духовной близости. Разногласия молодых супругов с родителями. Неумение преодолевать жизненные трудности и страдания. Иждивенческая позиция по отношению друг к другу или к родителям.
Отрицательное влияние неблагополучной семейной обстановки на формирование личности ребенка. Развод и его последствия. Специфика неблагополучия неполных семей.
РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ
СЕМЬЯ И ДЕТИ
1. Незаменимость семьи в воспитании детей.
Влияние на детей уклада семейной жизни, духовно-нравственных ценностей и традиций семьи. Преимущество семейного воспитания перед воспитанием детей в государственных учреждениях. Педагогически целесообразная организация жизнедеятельности детей (режим, домашняя учебная деятельность школьника, физкультура, обязанности по самообслуживанию, домашний труд, забота о ближних, домашнее чтение).
Воспитание доброты, сочувствия и сострадания, справедливости и честности. Роль идеала в воспитании ребенка. Руководство в отношении детей с внешним миром: помощь в установлении взаимоотношений со взрослыми; в соблюдении правил поведения в общественных местах; воспитание бережного отношения к вещам. Воспитание любви к природе и заботливого отношения к живым существам.
Специфика семейного воспитания: влияние на детей личного примера и авторитета родителей. Индивидуальный характер воспитания, последовательность и устойчивость педагогических требований. Использование в воспитании жизненных ситуаций. Включение детей в трудовую деятельность. Слово в воспитании.
2. Эгоизм детей.
Психологическая природа эгоизма. Его предупреждение и перевоспитание. Поощрение и наказание, их воспитательное влияние. Виды поощрений и наказаний. Послушание страха и послушание доверия.
Привлечение детей к уходу за младшими братьями, сестрами и их воспитанию как способ предупреждения эгоизма, формирования самостоятельности, ответственности и готовности к будущей семейной жизни.
3. Типичные недостатки семейного воспитания.
Дефицит любви. Отсутствие согласия в деле воспитания. Проявление безволия, непоследовательности, гнева и раздражительности. Несправедливость и жестокость наказаний. Ложные формы проявления любви. Дефицит и однообразие общения с детьми. Редкое использование игр и других форм совместных развивающих занятий. Отсутствие и недостаточность трудового воспитания. Чрезмерное морализирование. Разрыв между нравственными требованиями к ребенку и собственными поступками родителей. Подавление воли, активности ребенка. Невнимание к индивидуальности ребенка, его духовному развитию.
Ожидаемые результаты
Реализация программы предполагает следующие положительные результаты:
присвоение учащимися этического и социального опыта и поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье и обществе;
профилактика и предупреждение конфликтных ситуаций;
овладение знаниями и умениями в организации семьи, домашнего хозяйства, досуга, оздоровления и создания благоприятного психологического климата в семье.
Оценка знаний и умений обучающихся В основу критериев и норм оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 4-балльной системе для всех установлены следующие общедидактические критерии.Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:
правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
самостоятельность ответа;
умение переносить полученные знания на практику;
степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Оценка «5» при выполнении 100% заданий – ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.
Отметка «4» при выполнении от 60 до 90% заданий – ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.
Отметка «3» если верно выполнено от 40 до 60% заданий – ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.
Отметка «2» – ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение работать с учебным материалом.
Выставление отметки за четверть выставляется как среднеарифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.
Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец года.
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса I.Реализуемая учебная программа
Настоящая программа составлено на основе экспериментального варианта типовой программы “Этика и психология семейной жизни”, М. , 1982 г.
II.Учебники
Отсутствуют.
III.Дополнительное учебно-дидактическое сопровождение.
« Нравственные основы семьи и брака. Системная работа со старшеклассниками». Москва Издательство «Глобус»

Содержание
учебного предмета «Этика и психология семейной жизни»
Примерное количество
часов Содержание учебного предмета Требования к уровню подготовки
учащихся по предмету
Семья в свете духовно-нравственных культурных традиций общества
1
1
2
1
1
2
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1. Семья в различных культурах
2 Нравственные нормы брака в христианской культуре
II Личность и семья
1. Психология личности.
Иерархическое строение личности. Дух, душа, тело. Направленность личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви. Самосознание личности. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Вера. Индивидуальность личности. Типологии личности. Возможные психологические различия между юношами и девушками. Способности. Творческая индивидуальность. Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора.
2. Роль семьи в воспитании личности.
Важнейшая задача семьи —формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей. Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.
Зачет по теме
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕСТВА
1. Любовь как высшее человеческое чувство.
Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего уровня развития личности.
Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми.
Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства — симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека.
Воспитание культуры чувств — дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие — полнота мудрости.
Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость.
Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).
Предложение о вступлении в брак. Гражданский брак. Обручение и венчание; благословение нерасторжимости брака.
2. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек.
Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность
и т. д.
Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши — оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности.
Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности.
Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек.
Девушка и юноша — будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.
3. Культура воздержания.
Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и переживаний. Принцип доминанты как психофизиологическое обоснование культуры воздержания. Необходимость преобладания духовного общения над физическим.
Стыд и совесть как свидетели ненормальности внебрачных половых связей. Пагубное влияние таких отношений на телесное и душевное здоровье человека и на здоровье его потомства.
Безвредность сохранения добрачного целомудрия для здоровья человека.
4. О товариществе и дружбе.
Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ — человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба — высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др.
Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная.
Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками.
5. Психология межличностных отношений.
Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.
Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки.
Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения.
Зачет по теме
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ
БРАК И СЕМЬЯ
1. Что такое готовность к браку.
Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.
Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления.
2. Здоровье супругов и будущего потомства.
Генетические аспекты брака. Нравственные и физические последствия добрачной половой распущенности. Значение целомудрия для здоровья будущего потомства. Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство. Выбор будущего супруга (супруги).
3. Семья и ее функции.
Основная функция семьи — продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности.
4. Особенности молодой семьи.
Супружество — новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата.
Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение вкусов, особенностей и привычек друг друга. Проблема “главенства” в семье. Сопереживание в трудностях и радостях.
Распределение обязанностей, планирование дел в семье.
Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др. )
Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя и никотина. Подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств.
Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия — начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства.
Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно-эмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей.
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ
ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ
1. Нравственный климат семьи.
Отношения между членами семьи. Роль каждого члена семьи. Отец — духовная опора, глава семьи. Ответственность отца перед домочадцами в обычные дни и в трудные минуты жизни. Отец — моральный, юридический, физический защитник семейства. Его твердость в трудных обстоятельствах. Его ответственность за духовно-нравственное состояние членов семьи.
Жена — незаменимый помощник мужа, отца. Душевная роль жены на семейном совете. Особая роль матери в воспитании и привитии детям доброты и сердечности. Жена — хранительница домашнего очага.
Дедушка и бабушка, их роль в поддержании семейного тепла и уюта, и воспитании детей. Взаимное уважение между членами семьи.
Любовь. Долг. Ответственность друг за друга. Внутрисемейная солидарность. Откровенность, отзывчивость, тактичность и самообладание. Взаимное послушание. Умение уступать. Возможность создания положительного климата в семье как при сходстве, так и при различии темпераментов и характеров супругов.
2. Воспитание трудом.
Трудолюбие как качество личности. Добросовестный труд взрослых — основа жизни семьи, источник материального благосостояния и пример для подражания. Участие детей в трудовой жизни семьи. Нравственный смысл бытовых обязанностей. Воспитание уважительного отношения ко всем видам труда.
Соотношение умственного и физического труда в развитии личности. Необходимость совершенствования навыков домоводческого труда юношей и девушек (приготовление пиши, уборка помещения, уход за одеждой, обувью, мебелью, несложный ремонт бытовой техники, владение необходимыми в быту инструментами, комнатное цветоводство, труд на садово-огородных участках и т. д. ). Совместный труд супругов и детей — залог благоприятного семейного климата.
3. Семейный досуг.
Гостеприимство. Домашние чтения. Домашние концерты. Совместные прогулки и поездки. Путешествия по памятным местам истории и культуры. Праздники. Ценность подарков к праздникам, сделанных самими детьми. Семейные традиции. Развитие интересов.
Строгая избирательность в просмотре телепередач. Вечерние беседы о прожитом дне. Опасность пристрастия к азартным и компьютерным играм.
4. Потребности и бюджет семьи.
Психология потребностей человека. Разумные потребности и псевдопотребности. Разрастание потребностей по мере их удовлетворения и с появлением новых предметов удовлетворения. Опасность превращения жизненных средств в цель жизни.
Соотношение духовных и материальных потребностей. Испытание семьи богатством и бедностью. Необходимость взаимопомощи, милосердия и посильной благотворительности в условиях социального расслоения общества.
Распределение семейного бюджета: постоянные ежемесячные расходы, затраты на лечение и сохранение здоровья, на одежду, обувь, мебель, ремонт жилья и др. Соотношение доходов и расходов. Бережливость в отличие от скупости, расточительности. Разумная организация питания.
5. Эстетика быта.
Эстетическая культура семьи. Удобство и уют как средства создания благоприятной атмосферы в семье. Воспитание хорошего вкуса. Самобытность каждого дома. Выдумка, творчество. Народные мотивы. Вещи, сделанные своими руками.
Искусство в жизни семьи. Музыка в доме. Способность музыки умиротворять, гармонизировать, исцелять душу человека. Народная песня в семье.
Рок-музыка. Ее разрушительное воздействие на психику: растормаживание сексуальных и агрессивных инстинктов, потеря самоконтроля, снижение умственной деятельности, способности к сосредоточению; наркотизирующее влияние на организм. Манипулирование личностью и толпой: техника подсознательных сообщений (информации, воспринимаемой за порогом сознания).
6. Причины и последствия разлада семейных отношений.
Семейное неблагополучие и его причины: нарушение супружеских отношений, алкоголизм, неверность супругов, конфликтность, ревность, недоверие друг к другу, расхождение представлений супругов о значимости основных семейных ценностей. Нежелание одного из супругов иметь детей. Неумение супругов в конфликтных ситуациях сдерживаться, избегать “ярлыков” и опрометчивых суждений в адрес друг друга. Отсутствие между членами семьи единства, солидарности, духовной близости. Разногласия молодых супругов с родителями. Неумение преодолевать жизненные трудности и страдания. Иждивенческая позиция по отношению друг к другу или к родителям.
Отрицательное влияние неблагополучной семейной обстановки на формирование личности ребенка. Развод и его последствия. Специфика неблагополучия неполных семей.
Зачет по теме
РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ
СЕМЬЯ И ДЕТИ
1. Незаменимость семьи в воспитании детей.
Влияние на детей уклада семейной жизни, духовно-нравственных ценностей и традиций семьи. Преимущество семейного воспитания перед воспитанием детей в государственных учреждениях. Педагогически целесообразная организация жизнедеятельности детей (режим, домашняя учебная деятельность школьника, физкультура, обязанности по самообслуживанию, домашний труд, забота о ближних, домашнее чтение).
Воспитание доброты, сочувствия и сострадания, справедливости и честности. Роль идеала в воспитании ребенка. Руководство в отношении детей с внешним миром: помощь в установлении взаимоотношений со взрослыми; в соблюдении правил поведения в общественных местах; воспитание бережного отношения к вещам. Воспитание любви к природе и заботливого отношения к живым существам.
Специфика семейного воспитания: влияние на детей личного примера и авторитета родителей. Индивидуальный характер воспитания, последовательность и устойчивость педагогических требований. Использование в воспитании жизненных ситуаций. Включение детей в трудовую деятельность. Слово в воспитании.
2. Эгоизм детей.
Психологическая природа эгоизма. Его предупреждение и перевоспитание. Поощрение и наказание, их воспитательное влияние. Виды поощрений и наказаний. Послушание страха и послушание доверия.
Привлечение детей к уходу за младшими братьями, сестрами и их воспитанию как способ предупреждения эгоизма, формирования самостоятельности, ответственности и готовности к будущей семейной жизни.
3. Типичные недостатки семейного воспитания.
Дефицит любви. Отсутствие согласия в деле воспитания. Проявление безволия, непоследовательности, гнева и раздражительности. Несправедливость и жестокость наказаний. Ложные формы проявления любви. Дефицит и однообразие общения с детьми. Редкое использование игр и других форм совместных развивающих занятий. Отсутствие и недостаточность трудового воспитания. Чрезмерное морализирование. Разрыв между нравственными требованиями к ребенку и собственными поступками родителей. Подавление воли, активности ребенка. Невнимание к индивидуальности ребенка, его духовному развитию.
Итоговая контрольная работа
Обучающиеся должны знать:
традиционные духовно-нравственные ценности.
Обучающиеся должны знать:
Основные нормы брака.
Народные традиции русской православной семьи.
Устои и обряды народной жизни.
Обучающиеся должны знать:
Направленность личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви. Самосознание личности.
Обучающиеся должны знать:
Важнейшая задача семьи —формирование личности, раскрытие лучших ее способностей.
Обучающиеся должны знать:
что любовь это глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми.
О необходимости беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой).
Обучающиеся должны знать:
Что девушка и юноша — будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.
Обучающиеся должны знать:
Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и переживаний. Принцип доминанты как психофизиологическое обоснование культуры воздержания.
Обучающиеся должны знать:
Что дружба — высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др.
Обучающиеся должны знать:
Что такое культура общения. Уметь слушать человека, уважать его взгляды, мысли, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки.
Обучающиеся должны знать:
Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей.
Обучающиеся должны знать:
Генетические аспекты брака. Нравственные и физические последствия добрачной половой распущенности
Обучающиеся должны знать:
Что основная функция семьи — продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей.
Обучающиеся должны знать:
Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими.
Обучающиеся должны знать:
Отношения между членами семьи. Роль каждого члена семьи.
Обучающиеся должны знать:
Добросовестный труд взрослых — основа жизни семьи, источник материального благосостояния и пример для подражания.
Обучающиеся должны знать:
Что такое семейный досуг? Виды семейного досуга.
Обучающиеся должны знать:
Психологию потребностей человека.
Обучающиеся должны знать:
Эстетическую культуру семьи.
Обучающиеся должны знать:
Что такое семейное неблагополучие и его причины.
Обучающиеся должны знать:
Влияние на детей уклада семейной жизни, духовно-нравственных ценностей и традиций семьи.
Обучающиеся должны знать:
Психологическую природу эгоизма. Его предупреждение и перевоспитание.
Обучающиеся должны знать:
Типичные недостатки семейного воспитания.
Организация контроля знаний.

П/п Наименование
разделов и тем Всего
часов Контрольные работы (вид или форма) сроки
1 Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества. Личность и семья. 1 Зачет 10.10.2013
2 Особенности межличностных отношений юношества 1 Зачет 12.12. 2013
3 Брак и семья. Семья и дети. Основные ценности семьи. 1 Зачет 20.03.2014
4 1 Итоговая контрольная работа 22.05. 2013
Учебно-методический комплекс и другая дополнительная литература

п\п Авторы,
составители Название
учебно-
методического
издания Уровень рекомендации
Годы
издания Издательство
Для обучающихся:
1 Учебники отсутствуют Для учителя:
1 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. пособие для учителя 1968.
. М., 1968.
2 Борман Р. Молодежь и любовь. 1976. М.:
3 Бубер М. Я и Ты. 1993. М.:
4 Залкинд А. В. Половое воспитание. 1928.
М.:
5 Костанян Н.Н. Семейно-бытовые обряды. Учебник-
хрестоматия для школ, гимназий и лицеев 1994.
М.:
6 Мартышин В.С. Традиции русской семьи. Программа для учащихся В печати
7 Низова А.М. Труд в жизни детей. 1976. М.:
8 . Обозов Н.Н. Межличностные отношения. 1969. Л.,
9 Разумихина Г.П. Мир семьи. Книга для учащихся старших классов по курсу “Этика и психология семейной жизни”. 1986. М.:
10 . Сокольникова Э.И. Семья как царство любви и добра. Хрестоматия для старшеклассников.
1996. Москва — Чебоксары.
11 Харчев А.Г. Брак и семья 1979. М.:
12 Этика и психология семейной жизни. Пособие для учителя. 1984. М.:
Областное государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Пучежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида»
155360, г.Пучеж Ивановской области, ул.Ленина , д.ЗЗ тел.8(49345)214-92,210-05 факс:214-92
e-mail: internatpuch@yandex.ruРАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Методическим педагогическим советом Директор школы
объединением педагогов школы ___________И.В.
протокол № 9 протокол № 1Левщанова
от 14 мая 2014 от 26 августа 2014 г Приказ № 47
От 1 сентября 2014 г
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЭТИКЕ И ПСИХОЛОГИИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
НА 2016- 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
И.В.Кузьмичёва
Педагог – психолог высшей
квалификационной категории
Пучеж 2016г.
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЭТИКЕ И ПСИХОЛОГИИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 10 КЛАСС
2015-2016УЧ. ГОД
№ п/п Наименование разделов и тем Объём часов Виды работ результат Словарь сроки
план Корректировка
1. Семья в свете духовно-нравственых и культурных традиций общества
1.1 Семья в различных культурах 1 групповая дискуссия, информационная беседа, примеры, воспитывающие ситуации Обучающиеся должны знать:
традиционные духовно-нравственные ценности. 4.09.14 1.2 Нравственные нормы брака в христианской культуре 1 групповая дискуссия, информационная беседа, примеры, воспитывающие ситуации, презентация Обучающиеся должны знать:
Основные нормы брака.
Народные традиции русской православной семьи.
Устои и обряды народной жизни.
11.09.14 2 Личность и семья
2.1 Психология личности 2 тестирование, диагностика, психологические практикумы, игры, упражнения Обучающиеся должны знать:
Направленность личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви. Самосознание личности. 18.09.14
25.09.14 2.2 Роль семьи в воспитании личности 1 «проблемная» беседа, примеры, модельные ситуации Обучающиеся должны знать:
Важнейшая задача семьи —формирование личности, раскрытие лучших ее способностей.
02.10.14 2.3 Зачет по теме 1 9.10.14 3. Особенности межличностных отношений юношества
3.1 Любовь как высшее человеческое чувство 2 тестирование, диагностика, психологические практикумы, игры, упражнения групповая дискуссия, информационная беседа 16.10.14
23.10.14 3.2 Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек 2 информационная беседа, обсуждение, обмена мнениями, использование примеров худ. литературы Обучающиеся должны знать:
Что девушка и юноша — будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага. 30.10.14
13.11.14 3.3 Культура воздержания 1 информационная беседа, с элементами дискуссии, примеры, проблемные ситуации, право выбора Обучающиеся должны знать:
Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и переживаний. Принцип доминанты как психофизиологическое обоснование культуры воздержания. 20.11.14 3.4 О товариществе и дружбе 1 информационная беседа, с элементами дискуссии, примеры Обучающиеся должны знать:
Что дружба — высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др. 27.11.14 3.5 Психология межличностных отношений 1 групповая дискуссия, информационная беседа, примеры, воспитывающие ситуации Обучающиеся должны знать:
Что такое культура общения. Уметь слушать человека, уважать его взгляды, мысли, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки. 11.12.14 3.6 Зачет по теме 1 18.12.14 4 Брак и семья
4.1 Что такое готовность к браку 1 групповая дискуссия, информационная беседа, примеры, воспитывающие ситуации Обучающиеся должны знать:
Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. 25.12.14 4.2 Здоровье супругов и будущего потомства 2 информационная беседа, с элементами дискуссии, примеры, проблемные ситуации, право выбора Обучающиеся должны знать:
Генетические аспекты брака. Нравственные и физические последствия добрачной половой распущенности 15.01.15
22.01.15 4.3 Семья и ее функции 1 информационная беседа, обсуждение, обмена мнениями, использование примеров худ. литературы Обучающиеся должны знать:
Что основная функция семьи — продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей 29.01.15 4.4 Особенности молодой семьи 1 информационная беседа, обсуждение, обмена мнениями Обучающиеся должны знать:
Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими 5.02.15 5. Основные ценности семьи
5.1 . Нравственный климат семьи 1 информационная беседа, с элементами дискуссии, примеры, проблемные ситуации, право выбора Обучающиеся должны знать:
Отношения между членами семьи. Роль каждого члена семьи. 12.02.15 5.2 Воспитание трудом 1 групповая дискуссия, информационная беседа, примеры, воспитывающие ситуации Обучающиеся должны знать:
Добросовестный труд взрослых — основа жизни семьи, источник материального благосостояния и пример для подражания. 19.02.15 5.3 Потребности и бюджет семьи 1 тестирование, диагностика, психологические практикумы, игры, упражнения Обучающиеся должны знать:
Психологию потребностей человека. 26.02.15 5.4 Семейный досуг 1 информационная беседа, обсуждение, обмена мнениями Обучающиеся должны знать:
Что такое семейный досуг? Виды семейного досуга. 4.03.15 5.5 Эстетика быта 1 информационная беседа, обсуждение, обмена мнениями Обучающиеся должны знать:
Эстетическую культуру семьи.
11.03.15
5.6 Зачет по теме 1 18.03.15
5.7 Причины и последствия разлада семейных отношений 2 информационная беседа, с элементами дискуссии, примеры, проблемные ситуации, право выбора Обучающиеся должны знать:
Что такое семейное неблагополучие и его причины. 25.03.15
1.04.15
6 Семья и дети
6.1 Незаменимость семьи в воспитании детей 2 информационная беседа, с элементами дискуссии, примеры, проблемные ситуации Обучающиеся должны знать:
Влияние на детей уклада семейной жизни, духовно-нравственных ценностей и традиций семьи. 8.04.15
15.04.15 6.2 Эгоизм детей 1 информационная беседа, с элементами дискуссии, примеры, проблемные ситуации Обучающиеся должны знать:
Психологическую природу эгоизма. Его предупреждение и перевоспитание. 22.04.15
6.3 Типичные недостатки семейного воспитания 2 информационная беседа, с элементами дискуссии, примеры, проблемные ситуации Обучающиеся должны знать:
Типичные недостатки семейного воспитания.
29.04.15
6.05.15 6.4 Повторение материала по теме 1 13.05.15 6.5 Итоговая контрольная работа 1 20.05.15 Всего 34 часа Учебно-тематическое планирование
№ п/п Наименование разделов и тем Объём часов Виды работ Результат Словарь
1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2 2.1 2.2 2.3 2.4 Контрольно – измерительные материалы