Современные информационно-коммуникативные и образовательные технологии в системе инклюзивного образования



Доклад
«Современные информационно-коммуникативные и образовательные технологии в системе инклюзивного образования».
Кушу Мульет Еристемовна
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 9 им. К.Х.Нехая
а. Вочепший
2016 год
«Образование – право каждого человека,
имеющее огромное значение и потенциал.
На образовании строятся принципы свободы,
демократии и устойчивого развития…
нет ничего более важного,
никакой другой миссии,
кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998
Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется:
Конституцией РФ,
Федеральным законом «Об образовании»,
Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ»,
Конвенцией о правах ребенка,
Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В настоящее время в России начинают активно складываться региональные модели инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями (дети с инвалидностью, длительно болеющие дети, дети с особенностями развития, ограниченными возможностями здоровья) включаются в общеобразовательный процесс. Но включаются не стихийно, а при создании в образовательном учреждении специальных условий обучения.
Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:
- создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;
- обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
- построение обучения особым образом – с  выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
- интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его  семье, помощи педагогам;
- разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;
- координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
- формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Ожидаемые результаты:
- выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
- реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностям;
- получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
- реализация себя в обществе;
- повышение качества жизни;
- улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование  в настоящий момент имеет ряд ограничений нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-методического, социокультурного свойства.
Путёвку в жизнь каждый ребенок сможет получить, лишь полноценно закончив школу. «И наша задача – сделать так, чтобы дорога в школу была открыта для всех. В том числе для ребят, у которых трудности со здоровьем. Они должны иметь возможность полноценно учиться, участвовать в школьной жизни, заниматься спортом и творчеством. Их, наравне со сверстниками, необходимо готовить к самостоятельной и независимой жизни».
Доступная среда - это физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с учётом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с ограниченными физическими возможностями вести независимый образ жизни
В настоящее время в нашей школе реализуется  долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.
Программа «Доступная среда» ориентирует общество на преодоление барьеров, разделяющих обычных людей, и инвалидов. В первую очередь речь идет о физических барьерах: устройство зданий, дороги, переходы, мебель, места общего пользования требуют переоборудования с учетом специфических запросов инвалидов.
Благодаря вложениям средств более одного миллиона рублей в нашей школе созданы условия для обучения детей-инвалидов.
Смонтированы широкие входные двери, лестницы, пандусы, съезды, пути движения внутри здания, санитарно-гигиенические помещения.
Переоборудован санузел для использования его инвалидами колясочниками, расширен дверной проём, установлены поручни, заменена сантехники.
Установлен стационарный пандус, позволяющий беспрепятственно попадать в школу детям колясочникам, так же стоит отметить, что во всех кабинетах, куда необходим общий доступ всех учащихся, произошла перепланировка, так были расширены проёмы дверей в медпункт, библиотеку, пожарный выход. Произведена установка пандуса и со стороны пожарного выхода и по путям эвакуации.
Но основные барьеры – информационные и коммуникационные. Преодолению данных барьеров способствует специализированное оборудование для организации образовательного процесса.
Компьютерную технику для детей-инвалидов обеспечивают программами и приспособлениями, сводящими к минимуму ограничения по здоровью. Преодоление информационных барьеров в процессе обучения приводит к преодолению коммуникативных барьеров в общении со сверстниками. Грамотно подобранное оборудование, организующее активное взаимодействие в обучающем процессе, обеспечивает детям с ограниченными возможностями доступ к образовательной среде, а также к пространству взаимодействия с обычными детьми. В связи с этим нами было закуплено компьютерное и мультимедийное оборудование. Оборудован кабинет, для обучения детей с ограниченными возможностями, где установлено вспомогательное мультимедийное оборудование: интерактивная доска (Interactive whiteboard), представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор.документ-камера , read-камера, 12 ноутбуков(Ноутбук Asus X550CA-XO097H), с периферийными устройствами, помогающие в учебном процессе учащимся с ограниченными возможностями.
Комплект поставки включает: интерактивную доску, активный лоток для маркеров, инструменты для работы с доской (разноцветные беспроводные маркеры без элементов питания (4шт. – чёрный, синий, зеленый, красный), беспроводной ластик без элементов питания), кабель для интерфейса USB длинной 5м, комплект настенных креплений, комплект программного обеспечения на оптических носителях информации, документацию на русском языке.
От того, насколько комфортные в детских садах, школах, колледжах и ВУЗах будут созданы условия, зависит успешность каждого ученика и тот объем знаний и практических навыков, которые в итоге помогут стать ему полноценной личностью и занять достойное место в современном обществ.
Инклюзия детей с нарушениями физического здоровья в общеобразовательные классы требует дополнительного тьюторского или педагогического сопровождения.
В образовательной организации МБОУ "СОШ № 9 им.К.Х.Нехая» вопросы деятельности , касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
•в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог и медицинский работник;
•для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками
Проблемы и перспективы реализации программы:
1. Отсутствие вариативности образовательных стандартов, препятствующей осуществлению инклюзивного образовательного процесса детей, находящихся «за пределами стандарта».
2. Недостаточность специализированного оборудования для инклюзивного образования (для детей с диагнозом ДЦП).
3. Требуется курсовая подготовка учителям в рамках инклюзивного обучения.
(6 человек прошли курсы)
Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство школы, несомненно, скажется положительно на формировании толерантного поведения учащихся школы, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию.