Урок по окружающему миру 4 класс «Природная зона Тундра»


Тема: Природная зона «Тундра»
Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
Задачи:
Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, и деятельностью человека.
Выявить экологические проблемы зоны Тундры.
Учить выбирать из общего материала самое главное и приводить в систему полученные знания
Формировать умение пользоваться учебной литературой
Развивать познавательный интерес учащихся,
Развивать мышление, речь, пополнять словарный запас учащихся,
Воспитывать культуру поведения, умение работать в группе
Воспитывать любовь к своей Родине
Ход урока:
(На доске висит демонстрационная карта природных зон России.)
I. Актуализация знаний.   - Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами проведём необычный урок.
Проверка домашнего задания.
Графический диктант.
Учитель читает предложения. Если высказывание верное, учащиеся ставят знак «+». Если высказывание неверное, ставят знак «–».- 1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана (-).2. Территория Арктики не имеет коренного населения(+).
3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия (+).4. В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха (-).5. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени (+).6. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля (+).7. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки» (+).О т в е т ы: – + + – ++ + .Деление класс на три группы.В путешествиях можно многое узнатьИ друзьям об этом потом рассказать.Новая природная зона приглашает нас –И опять в экспедицию отправляется класс.А чтобы тему урока узнать,Кроссворд нам надо разгадать!  1)Короткое название ледяной зоны.  2)Птица с необычным клювом.  3)Название острова, на котором расположен заповедник.  4)Арктика –царство снега и ….  5)Растение, живущее в толще воды.  6)Птица, питающаяся рыбой.- Прочитайте ключевое слово по горизонтали –тундра.  - Правильно. Сегодня мы отправимся в путешествие по тундре.   - В переводе с финского слово «тундра» означает «бесплодная» или «враждебная».  - А в какой мы с вами зоне живём? Правильно. Значит, вам будет нетрудно исследовать нашу зону.   II. Новая тема.  1) Работа в группах.  - Сегодня на уроке мы будем с вами исследователями. Для того, чтобы познакомиться с новой природной зоной, мы разбились по группам.   - Скажите, пожалуйста, изучение любой природной зоны по какому плану должно идти? (Ответы детей)  - Правильно. Посмотрите на доску. Вот наш план работы на сегодня.План изучения природной зоны1.Географическое положение, климат.2.Растительный мир.3.Животный мир.4.Деятельность человека.  - Для проведения этой работы мы разбились на группы. У вас на столах лежат задания, иллюстрации и дополнительный материал. (На карточках задания: 1)климат и расположение зоны тундры; 2) растительный мир тундры; 3) животный мир тундры; 4)деятельность человека.)- Ваша задача: внимательно прочитать задание, найти ответ и распределить обязанности каждого человека в группе. На эту работу вам отводится 5-8минут. О готовности своей группы вы поднимаете зелёный кружок, о возникших трудностях – красный.Дети работают в группах. Затем от каждой группы к доске выходит по одному человеку, и раскрывают своё задание (читают ответы на вопросы по учебнику). По ходу выступлений заполняется таблица:I группа «Географы»: географическое положение и климат.Источники информации: учебник с.60 карта природных зон России, стр.74, учебник.Вопросы:1.Южнее какой зоны и вдоль берегов, каких морей протянулась зона тундры?2.Какая зима в тундре?3.Какое лето?4.С чем связаны суровые условия тундры? (близость Северного Ледовитого океана). II группа «Ботаники»: растительный мир тундры.Источники информации: учебник с 75, 78.; иллюстрации растений, карточки с информацией о растениях уч. стр.76-77.1. Перечислите, какие растения растут в тундре? (Запишите в таблицу) о том, как растения приспособились к суровой жизни (корни, стебли, листья)
2. Назовите растения тундры и расскажите о некоторых из них (карликовая берёзка, голубика, морошка, ягель) см. конверт.Вопросы учителя:1.На сколько оттаивает поверхность тундры за лето? (показ опыта)2.Почему в тундре много болот и озёр?3.Какая почва в тундре?Проводится эксперимент.
Берётся 2 одинаковые непрозрачные ёмкости, наполненные землёй. В одной из ёмкости, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом не известно).
-Скажите, одинаковые ли эти горшочки? (Да)
-Как вы думаете, что должно произойти, если полить воду? (Земля впитает воду)
Детям предлагается налить одинаковое количество воды в ёмкости.
-Что произошло в первом горшочке? (3емля впитала воду)
-Почему вода осталась во второй ёмкости на поверхности? (Ответы детей)
-Может ей что - то мешает просочиться внутрь? (Раскапывается земля, дети видят стекло)
Рассказ учителя:
В тундре за длинную и холодную зиму, земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять небольшой верхний слой, воде мешает просочиться сильно промёрзшая земля. Поэтому образуются болота. (Таблица 1).
-А как вы думаете, какие корни у растений в тундре? (Короткие, так как не могут проходить сквозь вечную мерзлоту)
-Предложить детям расположить растения около выстроенной модели.
-Ребята, как вы считаете, кому необходимы растения? (Животным)
III группа «Зоологи»: животный мир тундры. ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ. Используйте учебник стр. 78 -79 и КАРТИНКИ В УЧЕБНИКЕ НА СТР.76 - 77
Перечислите птиц, которые обитают в Тундре. (Запишите в таблицу)
Как они приспособились к жизни в суровых условиях?
Какие птицы остаются зимовать?
Чем питаются хищные птицы?
Чем питаются не хищные птицы?
Оперение, окраска.
Перечислите животных, которые обитают в Тундре. (Запишите в таблицу)
Как они приспособились к жизни в суровых условиях?
Кем питаются хищные животные?
Чем питаются травоядные животные?
Мех, окраска.
Задание: найдите животных, обитающих в тундре. Расскажите о некоторых из них ( олень, песец, полярная сова, лемминг) Время на подготовку 10 минут
Далее учитель предлагает составить 4–5 цепей питания.
1. Растения тундры  белая куропатка  песец.
2. Мох-ягель  северный олень  волк.
3. Растения тундры  лемминг  белая сова.
4. Растения тундры  лемминг  песец.
Сообщения групп.  1.Учащиеся читают ответ на вопрос, сопровождая показом на слайде границ зоны тундры. Домашнее задание.
1 группа. Работа с карточкой «Экологи».
2 группа. Уч. стр.74-75, 78-79, читать и ответить на вопросы. Рефлексия.  -Дети, сегодня у нас был необычный урок. Вы все хорошо поработали. И мне очень хочется узнать ваши впечатления от урока.  - Какие моменты урока вам понравились? (Высказывания детей)  - С каким настроением вы уходите с урока?  - Какая группа справилась с заданием очень хорошо? (Ставлю оценки.)
Итог урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 96 учебника.
Учитель. Работа нашей экспедиции в тундре закончилась. Спасибо всем.