Проект по технологии Русские текстильные куклы

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гагаринская основная общеобразовательная школа»










Выполнила: Смирнова Анна
Руководитель: Смирнова
Татьяна Леонидовна
учитель технологии











д. Гагаринское



Исследовательская работа
Тема: Русские текстильные куклы
Сфера исследования: народные традиции.
Предмет исследования: русская текстильная кукла.
Проблема: осознание принадлежности текстильной куклы к древней русской культуре.
Актуальность темы
Народная кукла представляет собой благодатный материал в плане изучения этнографии: она впитала в себя многочисленные виды народного творчества - изготовление костюмов, ткачество, вышивку, плетение, кружево. Ещё один пласт культуры, который заложен в кукле - мифология и фольклор. То есть сведения о мифологических персонажах, обрядах, праздниках. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Куклы в древности служили обрядовым символом.
Этапы исследования.
1.Обзор литературы, материалов периодической печати, сайтов сети Интернет.
2.Анализ литературы.
Цель исследования.
Для чего служили куклы на Руси, какие свойства им приписывались. Выполнение текстильных кукол своими руками.
Задачи.
1.Провести анализ литературных источников по проблеме.
2. Изучить историю русской куклы.
3. Выявить, какие существовали куклы на Руси.
4.Узнать о современных мастерах - исполнителях текстильной куклы.
5.Провести анализ полученных результатов.



Значение игрушки, история развития.

Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
С раннего детства каждый человек связан с наследием мировой
культуры, в качестве которого выступает общепонятная и эмоционально
значимая для всех, – народная игрушка. С игрушки начинается эстетическое
освоение ребенком окружающего мира. Игрушки «рождались» в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя – природы, поскольку работали с естественными материалами. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая через них свой взгляд на мир, свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. У многих народов встречаются однотипные игрушки, с поразительным сходством конструкций, форм и декора. Это сходство объясняется универсальной общностью народных культурных традиций, единой природой эстетического чувства.
«Русская народная игрушка – это такая прелесть, такое глубокое понимание красоты и такая забавная изобретательность, что лучше этого не найти нигде», – говорил А. Бенуа.
Известно, что самые древние игрушки относятся ко второму
тысячелетию до нашей эры, в том числе и самые первые игрушки детства –
погремушки. Но с полной уверенностью их нельзя назвать только игрушками. Они могли быть и культовыми предметами, которые были призваны оберегать не только детей, но и взрослых от природной стихии и таинственных злых сил. До наших дней сохранились преимущественно глиняные игрушки, остальные были недолговечны. Художественным средством служило украшение фигурок ангобом (белой глиной с примесью извести). Каждое « слово» этого художественного языка имело определенное значение, над « прочтением» которого вот уже несколько веков трудятся ученые. Так, например, известно, что женская фигурка олицетворяла извечную силу и могучее плодородие Земли, конь считался верным слугой Солнца и приносил людям благополучие, различные птицы символизировали весну и служили вестниками весны для Матери-земли.
«Все эти древние образы раскрывают понимание народом жизни и мира, специфику восприятия основных природных стихий – земли, солнца, воды и неба. В этом союзе человека с природой и коренилась культурная традиция, сохраняющая в неприкосновенности свой художественный язык»
(Б.А. Рыбаков).
На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно.

Художественные особенности и использование в домашнем обиходе
Каждый народный промысел несет в себе отпечаток того места, где он возник и развивался. В народной игрушке своеобразно отражались и природные особенности края, и жизненный уклад, история, культура, и характеры людей. Пройдя сложный путь развития, промысел то расцветал, то переживал не лучшие времена, затем воскресал и вновь набирал силы. Следуя не внешней форме, а сути традиции народного творчества, игрушка смело вбирала в себя черты нового, чутко реагируя на запросы времени.
В Нижегородской области встречаются как архаические, так и современные формы народной игрушки. Лошадки, птички-свистульки, игрушечная мебель, погремушки и карусели, мельницы, лодочки, кораблики и деревянные пароходики, самолеты и танки, туески и коробочки, домики, грибки и кошки-копилки, фигурки людей, животных – все эти игрушки и многое-многое другое составляют ассортимент мастеров-игрушечников Нижегородского края.
Как считают многие ученые, игрушка – один из самых древних и примечательных видов декоративно-прикладного искусства. Ответить на вопрос, кто и когда первым стал мастерить игрушки для детей, очевидно, невозможно. Это вопрос скорее риторический, чем исторический. Так как нельзя по археологическим находкам и сохранившимся артефактам установить точную дату начала изготовления игрушек и точно определить: игрушка это или культовая пластика. Но можно предположить, что изначально игрушки изготовлялись и для магических целей – как, например, погремушки, призванные отгонять злых духов, – и для развлечения, утехи, веселья, забавы, а также с дидактической целью, как наглядный материал для обучения той или иной практической деятельности. Некоторые игрушки были маленькими моделями настоящих орудий труда. Таким образом, выполняя различные социализирующие функции, игрушки становились и своеобразными оберегами, и пособиями, вводящими ребенка в мир повседневных забот и праздничных обрядовых представлений. Например, можно предположить, что палеолитические и неолитические женские фигурки без лиц, выполненные из камня и кости, являлись древними игровыми куклами, а не только ритуально-магическими божествами. Не случайно, по всей видимости, в России, как и в других регионах, в крестьянской среде вплоть до XIX века сохранялись традиции изготовления тряпичных, соломенных и деревянных кукол без изображения черт лица. Как предполагают некоторые исследователи, это связано с представлениями о возможности вселения нечистого – злого духа – через изображенные глаза, нос или рот куклы, которая в таком случае становилась опасной для ребенка.
Нижегородские игрушки имели много общих видовых черт с изделиями других регионов России, но немало в них было оригинального и своеобразного. Игрушка, имевшая практическое назначение, способствовала приобщению детей к посильному труду и развивала познавательную сферу. Исполняла роль своеобразного стимулятора творческого подхода к игре, во многом связанной с важнейшими жизненными процессами. Семья, материнство, отцовство, земледелие, крестьянские ремесла, домашняя работа, встреча гостей, праздничные гулянья и отдых – темы детских игр, в которых активно были задействованы самые разнообразные игрушки. В нижегородской народной игрушке встречаются как реальные образы, так и сказочные персонажи, а еще и трудовой инвентарь, и музыкальные инструменты. Все вместе они составляют незатейливый, но достаточно многообразный игрушечный арсенал. Самыми популярными материалами, из которых изготовлялись в Нижегородском крае промысловые игрушки, были глина и дерево.

Виды народных кукол.
Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции.
Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.
Традиционная тряпичная русская кукла была "безликой", что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой. Видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.
Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже "имели честь" пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником - куклой "выметала сор из избы". Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза". Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.
На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок.
В народных игрушках, сказках и песнях детям передавались вековые
понятия об окружающем мире, о зле и добре, красоте и счастье. Важно то, что каждому возрасту детства соответствуют свои игрушки и забавы: погремушки, колыбельные, потешки – малышам, а детям более старшего возраста – сказки о животных, былины о богатырях, музыкальные игры и игрушки (дудочки, рожки, свирели).
Была даже такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребёнка. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Играли в куклы до 7-8 лет все дети, пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты (штаны), а девочки – юбки, их роли и сами игры строго разделялись.
Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.
Возрастная специфика лоскутной куклы:
1.Куклы младенчества (от 0 до 3 лет). Это кукла, которую будущая мама шьет для своего еще не родившегося ребеночка. Обычно ее изготавливали из поношенной чистой домотканины, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук. Считалось, что с родным, домашним материалом ребенку передается частичка жизненной силы, необходимой в этот период жизни. Такая кукла помогает развивать тактильные ощущения, а также ребенок мог просто поточить об нее первые зубки.
2. Куклы раннего детства (4-6 лет). В этот период своей жизни ребенок при помощи взрослого уже мог изготовить простейшую тряпичную куклу.
3.Куклы для возраста 7-9 лет. Девочка могла при работе над куклой использовать «взрослые» инструменты (ножницы и иглу), а также выполнить простейший шов.
4.Куклы для подростков (10-14 лет). Кукла этого периода детства выполняется с использованием волос и одета в более сложный костюм.
5.Куклы для юношества (15-18 лет). Эти куклы назывались «куклами на выхвалку». Девочка могла продемонстрировать все свое мастерство и знание, показать аккуратность и то, как она хорошо владеет иголкой при вышивании и плетении поясов.
Кукла Пеленашка
В основе правил изготовления куклы Пеленашки лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приемами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа. Пеленашка или кукла-младенчик имеет обереговую конструкцию. Ткань плотно скручивали в скатку и с усилием перетягивали посередине специально изготовленным пояском. Завязанный тугой узел символизировал пуп. Оставшиеся концы шнура откусывали так же, как пуповину при рождение ребенка.
Целостность образа концентрировалась на узле: развяжи узел – и образ распадется.






Куклы Кувадки.
В древности существовал такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребенка. К концу 19 в. истоки обряда окончательно утратились и забылись, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов.
Эти куклы очень просты в изготовлении. Обычно в связке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани, куколки заменяли погремушки.
Для изготовления куклы Кувадки используют лоскуты яркой разноцветной ткани и надерганные из них нити. Кувадка очень проста в изготовлении.













Какими были куклы раньше? С этим вопросом я обратилась к пожилым женщинам, проживающим в моей деревне. И вот что они мне рассказали.
Аплатова А.Н. –Все мы в детстве играли в куклы, и часто любимая кукла хранилась в семье и передавалась от мамы к дочке. Изменился уклад жизни, мир игрушки. Сейчас разнообразие кукол поражает и удивляет. Они бывают самые разные: изготовлены из разных материалов, разных размеров, по-разному наряжены. Мы шили кукол сами из ткани и набивали их соломой или опилками. Когда опилки намокали, кукла становилась очень тяжелой.
Хлыбова А. Ф. – Крутили себе кукол из соломы. Сморкалова Н.А. – Куклы были из старой ткани, новой - то взять негде было. Шили сами как умели.
В словаре Даля: « Кукла - детская игрушка в идее фигурки человека».
Важная роль отведена тряпичной кукле, как символу продолжения рода. Маленькая тряпичная кукла, хранительница глубоких традиций, обогащает наш духовный мир, приносит тепло и радость нам, оберегает нас и наш дом от бед и несчастий.
Современные мастера- исполнители
Проходило время, изменялся уклад жизни, менялся и мир игрушек.
Многое стиралось в памяти народа, но ничего не могло исчезнуть бесследно в
культуре, сильной своими традициями. Постепенно игрушки потеряли прежнее
магическое значение, забылся их символический смысл, но не утратилось то,
что составляет духовную ценность народной игрушки – гармоничное
ощущение радости труда и красоты. Поэтому, как и прежде, народные
мастера делают игрушки серьезно и с « душой», заботясь о будущем
поколении. А ребенок не только играл и играет народными игрушками, но и
стремится сделать их самостоятельно. Это побуждает его к труду и
творчеству, что составляет одну из важнейших педагогических ценностей
русской народной игрушки. По утверждению А.Бенуа, «именно для культуры
ребенка, а, следовательно, для всей культуры общества, ибо от культуры
детского возраста зависит все дальнейшее, важно, чтобы окружал его
своеобразный мир – игрушечное царство».
С древних времен игрушка является проявлением любви взрослых к детям, старших к младшим. Любая игрушка  самая примитивная и простая, создана, прежде всего, для общения. Именно через игрушки происходит общение старшего и младшего поколений в семье, братьев и сестер, друзей и подруг, сверстников с одной улицы, из одной деревни, села, города. Маленький человек узнает окружающий мир с помощью игрушек. Взрослые рассказывают о большом реальном мире детям, создавая мир игрушечный, но в нем отражается настоящая жизнь.




Волганова Наталья Константиновна
Руководитель творческой мастерской "Параскева".
Творческие интересы: народная кукла, ткачество, лоскут, народный костюм.
Образование высшее, закончила Горьковский инженерно-строительный институт им. В.П. Чкалова в 1974г., по специальности «Архитектура». Работала по специальности в проектных институтах в Саранске и Нижнем Новгороде. Член Союза архитекторов России с 1984г.
Воплощенные проекты: Реконструкции зданий г. Н.Новгороде по ул. Б.Покровская, 57, Нижегородский район, по ул. Фильченкова, 12, Канавинский район, по ул. Б.Покровская, 6 Нижегородский район.
Толчком для серьезного увлечения прикладным творчеством стала «перестройка» - время безработицы и творческого тупика. В 1993 году при Нижегородской организации Союза архитекторов России была создана самодеятельная Мастерская прикладного творчества «Параскева», руководителем которой она и является.
Рукоделия, которыми она владеет - это ткачество стане, ткачество поясов на берде и на дощечках, плетение, вышивка, шитье народных костюмов и лоскутных одеял, изготовление традиционных и авторских кукол. Её куклы, в костюмах с. Полхов-Майдан Вознесенского района Нижегородской области, хранятся в фонде ГРДНТ, в Москве.
Ручному ткачеству училась в Этноклубе «Параскева», г. Санкт-Петербург, лоскутному шитью у Бочаровой О.Н. Занимается самообразованием: чтение специальной литературы, посещение выставок и музеев, участие в фестивалях и творческих лабораториях.
Начиная с 1993 года, Мастерская «ПАРАСКЕВА» ежегодно устраивает весенние тематические выставки.
В качестве руководителя Мастерской «ПАРАСКЕВА» является участником и лауреатом Всероссийских фестивалей «Русский костюм на рубеже эпох», проходивших в Ярославле, в 2004, 2006, 2008, 2010гг.; участником творческой лаборатории на базе РЭМ, Санкт-Петербург; участником фестиваля «Русь мастеровая», Великий Новгород и участником фестиваля «Русская мозаика», Иваново. Является участником Всероссийских фестивалей современного ручного ткачества «Пестрые нити», проходивших в Петрозаводске в 2009, 2011гг.
Сейчас работает в ГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области».

Бочарова Ольга Николаевна
Участница творческой мастерской "Параскева" с 2001 года.
Творческие интересы: народная кукла, ткачество, лоскут, народный костюм.
Её участие в российских и международных выставках, конкурсах, фестивалях творческого мастерства отмечены грамотами и дипломами с присвоением звания лауреата, имеются публикации в российском журнале “ Чудесные мгновения ”.
С февраля 1998 года Ольга Николаевна работает заведующей отделением дневного пребывания государственного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Московского района г. Нижнего Новгорода", одновременно является руководителем творческой мастерской, в которой с удовольствием занимаются рукоделием отдыхающие отделения дневного пребывания. По ее инициативе в центре создан музей русского быта, где собраны уникальные предметы старины, представлена экспозиция работ, выполненных в различных направлениях народных ремесел.
Ольга Николаевна является автором социального проекта «К здоровью через творчество», принимавшего участие в городском конкурсе «Поможем вместе ветеранам».
В период школьных каникул с 1998 года исполняет обязанности начальника детского оздоровительного лагеря "Теремок", является автором программ "Страна чудес", "Союз девчонок и мальчишек", «СемьЯ – маленькое государство», “Здравия желаю! ”. Все программы отмечены благодарственными письмами и дипломами министерства социальной политики и министерства образования Нижегородской области.
Ольга Николаевна Бочарова неоднократно награждалась благодарственными письмами главы администрации Московского района, главы администрации города Нижнего Новгорода, департамента по социальной защите населения г. Нижнего Новгорода, департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области. За творческий подход и отличную работу по организации отдыха детей из социально незащищенных семей в период школьных каникул в 2003 году она награждена благодарственным письмом Губернатора Нижегородской области, а за высокие показатели в профессиональной деятельности – свидетельством о занесении на Доску почета Московского района города Нижнего Новгорода.
Творческая биография:
2001г.
- участник III Всероссийского фестиваля «Лоскутная мозаика России», 2002г. - участник передвижной выставки «Звёзды III Всероссийского фестиваля «Лоскутная мозаика России» (Москва, Кострома, Пенза, т.д.) 2003г. - участник IV Всероссийского фестиваля «Лоскутная мозаика России» (г. Иваново)(2 поощрительных диплома); - обладатель свидетельства этноклуба «Параскева» (г. Санкт -Петербург) при Российском Этнографическом музее о прохождении курса «Ткачество» 2004,2006, 2008г.г. - участник I,II,III областного фестиваля «Лоскут в интерьере» (г. Балахна), (лауреат) 2004г. - участник II Московского международного фестиваля авторской текстильной куклы «Ребро Евы» (г. Москва) - участник фестиваля «Русский костюм на рубеже эпох» (г. Ярославль) (лауреат в составе мастерской «Параскева») 2005г. -участник V Всероссийского фестиваля «Лоскутная мозаика России»(г. Иваново) (лауреат); участник передвижной Всероссийской выставки (Омск, Мурманск, Тверь, Киров) - участник II Всероссийского фестиваля национального костюма(г. Йошкар-Ола); 2006г. - участник выставки «Весенняя радуга» государств-участников ШОС (г.Ташкент, Узбекистан); - участник Недели Ирано-Российской культуры в Иране -участник фестиваля «Русский костюм на рубеже эпох» (г. Ярославль) (лауреат в составе мастерской «Параскева») -участник творческого форума «Русский костюм в современном культурном пространстве России» при музее ДПИ (г.Москва) 2005, 2007г.г. - участник фестиваля традиционной культуры «Бабье лето» (г.Москва) 2007г. -участник VI Всероссийского фестиваля «Лоскутная мозаика России»(г. Иваново) - участник Всемирной ярмарки ремесел в г. Санта Фе, штат Нью Мехико (США) 2008г. - участник выставки «Подворье Параскевы» в Государственном Российском доме народного творчества (ГРДНТ, г. Москва); - педагог Всероссийских курсов «Русская тряпичная кукла» в ГРДНТ совместно с Московским институтом культуры; -участник фестиваля «Русский костюм на рубеже эпох» (г.Ярославль)(Гран-при в составе мастерской «Параскева») -участник Дней культуры России в Болгарии 2009г. - участник международной православной выставки-ярмарки «Нижегородский край- земля Серафима Саровского» (г. Н. Новгород, Городец) - участник I Всероссийского фестиваля современного ручного ткачества (г. Петрозаводск) 2010г. - участник X регионального праздника мастеров и фольклора «Петровская ярмарка» (г. Карпогоры, Архангельская область); - участник Международного фестиваля народного творчества «Пёстрая поляна» в Государственном заповеднике «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная поляна»»; - участник фестиваля «Русский костюм на рубеже эпох» (г.Ярославль)(лауреат в составе мастерской «Параскева») 2011г. - участник I открытого Межрегионального фестиваля «Страна Кукляндия» (музей Московского района г.Н.Новгорода)
Участник ежегодных выставок мастерской «Параскева» с 2001г. по 2011г.
Козляева Татьяна Михайловна
Мастер традиционной народной куклы.
Татьяна Михайловна – учитель технологии и естественных предметов (химии) в школе №146 Нижнего Новгорода. Творчеством занимается давно – это вышивка и лоскут, народная кукла и народный костюм. Последние 6 лет она член клуба-мастерской «Ивушка», участник его [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Как учитель Татьяна Михайловна отмечена Президентским грандом Победитель конкурса 2008 года (Национальный проект «Образование»). Она с любовью рассказывает о своих учениках и отмечает, что и «парни любят делать кукол, заниматься батиком, флористикой и художественной обработкой кожи, и получается это у них очень хорошо».

ФИЛИЧЕВА Татьяна Федоровна
Родилась в п. Правдинск Балахнинского района. С детства увлекалась вязанием и вышивкой. В 1979г. окончила нижегородское швейное училище №8 по специальности «портной женского и детского лёгкого платья». Работала по специальности на Городецкой строчевышивальной фабрике. Затем мастером производственного обучения в ПТУ №22 г. Балахны.
С 1995г. пришла работать в Центр творчества детей руководителем кружка декоративно-прикладного творчества. С этого времени начала изучать техники лоскутного шитья. Училась у замечательного мастера из г. Иваново Денисовой Ларисы Фёдоровны. В 2000г. перешла работать в учреждение культуры и создала женский клуб лоскутного шитья «Калейдоскоп». В 2002г. коллектив получил звание «народный».
Далее очень заинтересовалась традиционной народной куклой. Занималась на курсах в г. Москве у Марины Мишиной и Елены Коноваловой.
В 2009 г. увлеклась медведями и вязаной игрушкой.
Сейчас основными направлениями в творчестве являются: традиционная тряпичная кукла, текстильная кукла, вязаная игрушка, медведи и лоскутное шитьё.


5.Вывод:

Проанализировав информацию о куклах, я пришла к выводу, что кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Куклы всегда существовали на Руси. И мой рассказ - лишь малая часть из всего этого многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной.

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.



Литература:



Котова И.Н.., Котова А.С. «Русские обряды и традиции: Народная кукла» - Санкт-Петербург.,2005.
М. Левина «365 кукол со всего света» - Айрис – Пресс, Москва, 2000
Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек – сувениров» Москва «Просвещение» 1990
Сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


























Приложение:
Куклы, выполненные учащимися Гагаринской школы






















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615