Проект по технологии “Текстильные куклы как иллюстрация к поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»”.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №147 (филиал)
Центрального района
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Тема: “Текстильные куклы как иллюстрация
к поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»”.
Выполнила: Маткина Алёна
Ученица: 10 класса
Руководитель: Субботина Марина Юрьевна
Челябинск
2014г.
Оглавление
1Введение………………………………………………………………….…….3
2 Основная часть……………………………………………………………..…3
Обоснование возникшей проблемы и потребности……………..……..3
2.2
Исследование и анализ…………………………………………………….4
2.3 Доступность оборудования и материалов. ……………………………….6
2.4 Разработка идей и вариантов, анализ и выбор лучшего…………………6
2.5.Первоначальные идеи………………………………………………………7
2.6 Выбор материалов, инструментов, оборудования………………………..7
2.7 Технологическая последовательность выполнения куклы …………….8
2.8 Экологическое обоснование проекта……………………………………..11
2.9 Экономическое обоснование……………………………………..………11
3 Самооценка изделия………………………………………………..………..12
4 Информационные источники………………………………………………13
Приложение 1 Кукла Тильда. История. Технология изготовления…….…..14
Приложение 2 Мокрое валяние из шерсти……………………………….…..17
Приложение 3 Описание литературных героев поэмы «Мёртвые души»…18
Приложение 4 Охрана труда………………………………………………..…20
Приложение 5 Фото………………………………………………………..…..21
TOC \o "1-3" \h \z \u
1 Введение
«На каждое произведение мы должны смотреть
как на окно, через которое мы можем показать
детям ту или другую сторону жизни»
К.Д. Ушинский
Воспитание читателя начинается в дошкольном возрасте, когда закладываются «основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования» и продолжается на протяжении всех лет обучения в школе.
В это время очень важна полнота восприятия литературного произведения, понимание и осознание молодым читателем произведения и его эстетических ценностей. Важную роль в работе с литературными произведениями играют книжные иллюстрации. Однако кроме книжных иллюстраций возможно существование других, например, кукольных.
В данном проекте осуществлена идея создания кукольной иллюстрации к поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Работа выполнена в технике текстильной куклы.
Цель проекта: изготовить композицию из текстильных кукол, изображающих героев поэмы Н.Гоголя «Мертвые души».
Актуальность: Являясь художественным воплощением текста, куклы – герои поэмы «Мёртвые души» так же, как и книжные иллюстрации к литературному произведению, способствуют восприятию материала и делают процесс чтения более познавательным для учащихся.
Задачи:
1. Выбрать технологию изготовления.
2. Провести исследовательскую работу.
3. Выдвинуть идею модели.
4. Продумать технологию изготовления.
5. Изготовить изделие.
Основная частьОбоснование возникшей проблемы и потребностиТворческий проект – это возможность реализовать свою идею, свой творческий потенциал. Занимаясь изготовлением текстильных кукол, я сформулировала проблему: Можно ли использовать авторскую куклу не только как предмет для украшения интерьера?
Идея изготовления кукол-героев литературного произведения возникла при изучении на уроках литературы поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Куклы как иллюстрация литературного произведения помогут восприятию материала.
Проектная деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
2.2
Исследование и анализ
Исходя из цели своей работы – изготовление куклы-героя литературного произведения – я составила план исследования: 1. Ответить на вопрос: Каковы художественно-эстетические потребности человека. 2. Познакомиться с видами иллюстраций к литературным произведениям. 3. Познакомиться с технологией изготовления изделия – кукла. 4. Выяснить доступность оборудования и материалов.
Художественно-эстетические потребности учащегося.
При обдумывании идеи проекта, я поставила вопрос: Каковы потребности ученика, читающего литературное произведение?
Психологические особенности старших школьников характеризуются сложными эстетическими чувствами, формируется эстетическое отношение к действительности.
Зачем человек читает художественную книгу? Да еще, случается, одну и ту же и по многу раз? Существуют, видимо, определенные духовные потребности, ценностные ориентации, помогающие читателю найти «своего» писателя.
Книга - первый помощник подростка в сложном периоде переходного возраста. И если подросток заинтересованно рассматривает иллюстрацию и находит в ней нечто созвучное себе, своему внутреннему миру, он обязательно возьмет книгу.[6]
В условиях школьной библиотеки иллюстрация может служить наглядной пропагандой книги.
Вывод: Мой проект - куклы – герои произведения Н.В. Гоголя, выставленные в библиотеке школы послужат иллюстрацией к произведению и окажут эстетическое воздействие на учащихся.
2. Анализ видов иллюстраций к литературным произведениям.
Художественная литература - одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.
Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знания об окружающем мире. Создание иллюстраций к литературным произведениям - сложный творческий процесс, основанный не только на таланте и мастерстве художника, но и на его способности точно передавать образы, атмосферу и настроение, заложенное автором произведения. Иллюстрация к произведению является важной составляющей повествования, дополняющей и делающей его более ярким и образным.
Иллюстрации могут быть различного характера: фотографии, рисунки, репродукции с известных произведений искусства. В художественных произведениях большей частью используются рисунки, сделанные художником специально для какого-нибудь конкретного произведения, или рисунки автора к своему произведению. [9]
Научно-познавательные иллюстрации как средство информации делятся на следующие группы:
– иллюстрации, имеющие безусловный предметный характер (рисунок, фотография);
– иллюстрации, имеющие условный характер (чертеж, схема, карта);
– иллюстрации, имеющие отвлеченный характер (график, чертеж). [10]
Изучив Интернет-источники, я узнала о том, что многие художники-кукольники создают куклы как иллюстрации к литературным произведениям. Например, московская художница –кукольник Елена Кунина – создатель кукол по произведению М.А. Булгагкова «Мастер и Маргарита». [7] http://snugealoutun.wordpress.com/2012/02/03/художник-кукольник-елена-кунина/
Вывод: Для меня представляют интерес именно куклы, как предмет моего проекта. Я смогу реализовать свою творческую идею и попробовать как можно более точно выразить характер героев в куклах.
3. Технология изготовления изделия – кукла.
Куклы существуют в разных ипостасях: как игрушки, антикварные или семейные ценности, и наконец, как произведения искусства.
Материалы для изготовления кукол могут быть очень разнообразными: ткань, фарфор, пластик, глина или стекло.
Учитывая , что мой опыт работы с куклами небольшой, я выбрала самый простой на мой взгляд материал – ткань и изучила технологию изготовления куклы-Тильды. [8] (Приложение 1)
Вывод: На основе куклы-Тильды можно создать свою интерпретацию литературных героев.
2.3. Доступность оборудования и материалов.
Для изготовления текстильной куклы требуется: швейная машина, ткани или обрезки тканей, синтетический наполнитель, нитки, иглы, булавки, мелки, и т.п.
Вывод: Оборудование и материалы для изготовления проекта вполне доступны.
2.4.Разработка идей и вариантов, анализ и выбор лучшего
Перед тем как приступить к реализации своего проекта я просмотрела большое количество фотографий с различными куклами -Тильдами.[8]
Модель № 1 Модель №2 Модель№3
Для своего проекта я выбрала модель № 3, т.к. выкройку легко можно скорректировать под женский и мужской образ, учитывая, что мои герои мужчины – Чичиков, Манилов, Ноздрёв, Плюшкин, Собакевич и женщина-помещица Коробочка.
Дизайн-спецификация (Список критериев, требований к будущему разрабатываемому изделию).
Результатом моего дизайн - проекта должна стать композиция для иллюстрации литературного произведения «Мёртвые души». Она будет изготовлена в единственном экземпляре. Эту композицию я изготавливаю для выставки в школьной библиотеке, т.к. считаю, что это будет полезно для читателей.
Этот проект является творческим и авторским, поэтому аналогов на рынке нет. Главная функция моего проекта – художественно-эстетическая, познавательная.
Одним из немаловажных критериев моих кукол является их портретное сходство с литературными героями. Материальные затраты на изготовление кукол небольшие. Примерная стоимость 300р. Материалы, применяемые в изделии, натуральные ткани, картон, дерево – все являются экологически чистыми и легки в обработке.
При изготовлении соблюдается техника безопасности при работе со швейным оборудованием. Т.к. данные текстильные куклы не являются игрушками для детей, то на них не распространятся Государственный стандарт «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля». [11]
Подводя итоги “дизайн спецификации” можно выделить следующие критерии, которыми должна обладать будущая подставка: возможность изготовления в домашних условиях или школьного кружка, малое количество затрачиваемых материалов, безопасность в использовании, малые размеры, небольшая стоимость (300-400р.). Композиция «Мёртвые души» несёт художественную и эстетическую нагрузку.
2.5.Первоначальные идеи.
Я выполнила насколько набросков карандашом, стараясь максимально приблизиться к описанию, которое даёт Н.В.Гоголь своим героям.
(Приложение 3)
Исходя их описания Н.В.Гоголем своих героев, я сделала эскизы кукол, в которых воплотила первоначальную идею.
2.6 Выбор материалов, инструментов, оборудованияДля изготовления кукол нам потребуется:
1) Выкройки;
2) Ткани для тела, одежды;
3) Наполнитель;
4) Иголки, нитки, ножницы;
5) Швейная машинка;
6) Пряжа для волос;
7) Румяна;
8) Декор.
441261559055201422020320
161925167640169545099060
316230099060
2.7 Технологическая последовательность выполнения куклы
Таблица 1
№ Описание операции Изображение
1 Окрасить ткань при помощи кофе или подобрать бязь телесного цвета для тела куклы.
2 Сделать выкройку.
(За основу куклы мы взяли Тильду)
Корректируем выкройку женской фигуры под мужскую, учитывая «толщину» фигуры.
3 Для изготовления куклы наложить на ткань выкройки следующих деталей: туловище, ручки, сапожки, детали одежды. Обводим мелом или карандашом.
4 Сметать, стачать на швейной машине.
Затем вырезаем детали, оставляя припуски 0,5 см
5 Вывернуть все детали на лицевую сторону. Отпарить утюгом.
501586569926205015865699262050158656992620
6 Набить детали-полуфабрикаты синтепоном.
7 Некоторую одежду куклам я выполнила в технике мокрого валяния. [12] (Приложение 2)
50304708778240
9 Прически куклам я выполняла из пряжи.
10 Кукла готова.
2.8 Экологическое обоснование проекта
Для изготовления кукол я использовала ткани - хлопковая бязь, шерсть, вискоза. Подставки для кукол выполнены из дерева. Наполнитель – синтетический материл. Он применяется для изготовления предметов домашнего обихода и не является аллергенным.
Можно сказать, что изделие является частично экологически чистым.
2.9 Экономическое обоснованиеТаблица 2
Наименование Количество Цена Стоимость
Белая бязь 0,5 м 120 руб. 60 руб.
Фетр 3 куска 50 руб. 150 руб.
Синтепон 0,5 м 80 руб. 40 руб.
Пряжа 3 шт 20 руб. 60 руб.
Шерсти для валяния 100 г 250руб. 50 руб.
Итого: стоимость материалов С1 360 руб.
В материальные затраты входит также расход электроэнергии (Т). Он включает в себя: а) работу на швейной машине: T1=5 часов;
б) влажно-тепловую обработку: Т2= 1 час.
Полная потребляемая мощность современной швейной машины —100 Вт, или 0,1 кВт, утюга -1800Вт, или 1,8 кВт. Если сегодня плата за 1 кВт для школы составляет 6 руб. 65 копеек, то стоимость затраченной электроэнергии Сэ за 5 часов работы на швейной машине составит:
Сэ = 6 руб.65коп. • (0,1 кВт / ч )•5 = 3руб.33коп.
За 1 час работы влажно-тепловой обработки
Сэ = 6 руб.65коп. • (1,8 кВт / ч) •1= 11руб.97коп.
Всего Сэ =3руб.33коп.+ 11руб.97коп = 14руб.30коп.
МЗ= С + Сэ = 360+14,30=374 рубля 30 копеек
МЗ- материальные затраты, С1 – стоимость материалов, Сэ-сумма затрат на электроэнергию
Учитывая небольшой размер кукол – 15 см - материальные расходы на композицию из 6 кукол невелики.
3 Самооценка изделия
Проект «Композиция из кукол – героев произведения Н.В.Гоголя «Мёртвые души» выполнена в соответствии с художественной идеей. Композиция дополнена планшетами с текстом произведения, которые создают фон для кукол.
Данную композиция является прекрасной иллюстрацией к произведению «Мёртвые души», т.к. достигнуто сходство кукол с литературными героями.
Мы разработали собственные рисунки и выкройки для изготовления кукол. По ним выполнили свои декоративные изделия.
Положительные стороны проекта:
• цель достигнута;
• материалы недороги и доступны;
• технология изготовления требует навыков работы с тканью и шерстью;
• при соблюдении правил работы приспособление безопасно, удобно в работе;
• дизайн изделия соответствует назначению;
• себестоимость изделия оказалась невелика.
Результаты работы над проектом оправдали все ожидания. Мне очень понравился внешний вид работы, цветовая гамма, сочетания. Над этим проектом я работала с большим удовольствием.
4 Информационные источники
Матяш Н.В., Терентьева Т.И., Шипицын Н.П., Очинин О.П.: «Технология», Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 288с.:ил.
«Технология. Вариант для девочек.» Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 240 с.
Гоголь Н.В. Мёртвые души.-Ревизор.- Вечера на хуторе близ Диканьки.- Челябинск.: Южно-уральское изд., 1973.
Как создать технологический проект. [Электроный ресурс]. Режим доступа: - http://texnologi-omut.ucoz.ru/index/0-14– Загл. с экрана. – яз. рус.
Кукольная композиция [Электроный ресурс]. Режим доступа: - http://project.1september.ru – Загл. с экрана. – яз. рус.
Методика работы с иллюстрацией и литературными текстами [Электроный ресурс]. Режим доступа: - http://schoollibrary.ioso.ru– Загл. с экрана. – яз. рус.
Потрясающие куклы Елены Куниной [Электроный ресурс]. Режим доступа: -http://litvinovs.net/illustrations/master_and_margarita/kunina свободный. – Загл. с экрана. – яз. рус., англ.
Тильда. История появления. [Электроный ресурс]. Режим доступа: - http://www.diets.ru свободный. – Загл. с экрана. – яз. рус., англ.
Литературный текст и иллюстрации [Электроный ресурс]. Режим доступа: -http://www.textfighter.org/text12/59_illyustratsii_teksta_risunki_8.php свободный. – Загл. с экрана. – яз. рус., англ.
Редактирование иллюстраций Интернет-юиюилиотека. . [Электроный ресурс]. Режим доступа: - http://www.xliby.ru/ свободный. – Загл. с экрана. – яз. рус.
ГОСТ 25779-90 Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля [Электроный ресурс]. Режим доступа: - http://standartgost.ru/ГОСТ%2025779-90– Загл. с экрана. – яз. рус.
Фелтинг для начинающих – техника валяния из шерсти [Электроный ресурс]. Режим доступа: - http://www.vseodetyah.com– Загл. с экрана. – яз. рус.
Приложение 1
Кукла Тильда. История. Технология изготовления.
Тоне Финангер. Те из дизайнеров и рукодельниц, кто активно пополняет ряды поклонников текстильной красавицы Тильды, не должны забывать, кто первый сшил её, кто подарил ей жизнь, кто выпустил её в большой мир... Имя автора — Тоне Финангер (Tonne Finanger).
234952295525Создала она эту прелестную вещицу, вызвавшую «тильдоманию» по всей Европе, 10 лет назад. С тех пор Тоне выпускает книжки, открывает магазины и делает не только кукол, но и прикольные детальки интерьера. В магазинах Tilda продаются товары для рукоделия и выкройки. Готовой продукции там нет. Цель этой новомодной «болезни» – создать шедевр своими руками и наделить его неповторимым характером. В своих книгах Тоне Финангер открыто делится со своими читателями, почитателями и поклонниками опытом создания кукол Тильд. На сегодняшний день выпущено 5 книг, на днях выходит шестая. И до сих пор книги Тильда, остаются самым покупаемым товаром. Помимо книг, весной и осенью выпускаются коробки с выкройками и тканями, в этой коробке есть все для того чтобы сшить определенную модель Тильды. На русский язык ни одна книжка Тоне Финангер не переведена. Но в принципе, для рукодельниц там всё понятно – от идеи до выкройки.
49193456782435Так как в большинстве случаев игрушки сшиваются посередине корпуса, нужно помнить о том, что мелкие детали головы и конечностей требуют особой осторожности. После того как Тильда будет выворачиваться на свою лицевую сторону, в этом случае требуется очень аккуратное сшивание лица куклы.
Многие игрушки-Тильды имеют шов посередине. Ей потребуется некоторая степень свободы и для этого там где идет сужение ткани (носик, лапка, хвостик) она немного надрезается примерно в 2 мм от шва.
6921538100Одежда Тильды чаще всего сшивается вместе с ее телом. Два вида ткани (для тела и одежды) сшиваются вместе, утюжатся и выкраиваются. Для этого надо сначала сшить 2 разные ткани (ткань, предназначенную для тела и ткань для одежды), хорошо отутюжить, и выкраивать, совместив линию шва с линией, указанной на выкройке.
Ножки кукол часто прошивают на уровне коленей (чтобы сгибались). Конечности Тильды в суставах прошиваются для сгибания и набиваются менее плотно чем тело. После сшивания и выворачивания ножки, ее набивают, немного не доходя до указанной метки, прошивают и набивают дальше почти до конца, не надо плотно набивать ножки в районе бедер. Тогда после пришивания они будут хорошо сгибаться.
Незашитые части после набивки (верх ножек, лапки зверьков) можно зашить потайным швом – мелкие стежочки по самому краю стыков, практически внутри:
Также рекомендуем вам ручки не зашивать, а пришивать прямо к телу потайным швом.
Характерным для кукол-Тильд является тот факт, что все они имеют красивый южный загар. То есть шить тело куклы надо из ткани соответствующего цвета (не белого)! Но если такой ткани нет, не беда! Можно покрасить любую белую ткань, а потом сшить из нее игрушку. В качестве красителей обычно используют чайную заварку и растворимый кофе.
Рецепт раствора: 50 гр. самого дешевого растворимого кофе (окрас более прочный) 1 столовая ложка соли, на 1 литр воды. Ткань в этом растворе помешивать постоянно (15-20 минут) потом холодной водичкой слегка прополоскать, отжать и высушить(осторожно натянув за 1 край, не перегибая).
Волосы куклам Тильдам можно изготовить из пряжи типа «Плюш»: «прическа Тильды-барышни получается растрепанной и очень характерной для этого вида кукол». Также волосы можно изготовить из любой пряжи и даже из ниток мулине.
Глазки у Тильд вышивают мулине (французскими узелками) или раскрашивают акриловыми красками для ткани. Можно попробовать пришить бусинки. Характерный румянец создают либо обычными сыпучими румянами.
17621254136390
Приложение 2
Мокрое валяние из шерсти
Особенность мокрого валяния – использование теплой мыльной воды, с помощью которой шерсть превращается в войлок. Кусочки цветной шерсти нужных размеров выкладываются в определенном порядке в соответствии с инструкцией или схемой. Из-за того, что шерсть садится под воздействием горячей воды, необходимо делать заготовку, размер которой в два-три раза превышает ожидаемый размер готового изделия.
Техника мокрого валяния
Мыльный раствор для мокрого валяния делается так: брусок мыла натирается на крупной терке и заливается двумя литрами кипятка. Затем он перемешивается, чтобы мыло полностью растворилось, настаивается около двух часов до загустения, и потом его можно использовать. Для мокрого валяния подходит и готовое жидкое мыло.
Когда раствор готов, можно приступать к мокрому валянию. Расстелите на столе подстилку (лучше использовать пупырчатую пленку, она недорогая, многоразовая, в ней не застревают волокна шерсти).
На пупырчатую пленку (пупырышками вверх) сначала кладется основной, базовый слой, затем фон, а сверху – рисунок. Шерсть нужно укладывать тонкими прядями, внахлест, чтобы не было просветов, слои укладываются перпендикулярно друг другу. Толщина слоя шерсти на всех участках должна быть одинаковой. Опять же, из-за усадки толщина уложенной шерсти должна быть в 3-4 раза больше толщины предполагаемого полотна.
Когда шерсть разложена, аккуратно намочите ее из пульверизатора, чтобы не сдвинуть узор. Затем мокрая шерсть накрывается капроновой тканью и смачивается мыльным раствором или жидким мылом. Промокните руками, чтобы шерсть пропиталась раствором, можете прогладить деревянной скалкой, но очень аккуратно, чтобы не сместить шерсть. Излишки воды можно промокнуть полотенцем.
Теперь можно начинать валять. Техника мокрого валяния очень проста: нужно всего лишь тереть полотно руками в разных направлениях.
В такой технике часто делают шарфы, митенки, домашние тапочки, сумки, а также другие аксессуары. Мокрый фелтинг требует определенного навыка, он считается более трудоемким, нежели сухой, поэтому новичкам рекомендуется освоить для начала технологию сухого валяния.
Приложение 3
Описание литературных героев поэмы «Мёртвые души»
В лице Манилова «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…»; «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»; У Манилова голубые глаза и светлые волосы.
Раскрывая образ Ноздрева, Гоголь мастерски использует различные художественные средства. Прежде всего, выразителен сам портрет героя. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».
Примечателен наряд Плюшкина — засаленный и рваный халат, наверченное на шее тряпье...
Маленькие бегающие глазки, похожие на мышей, свидетельствуют о настороженности и подозрительности Плюшкина, порожденной страхом за свое имущество. Лохмотья его напоминают одежду нищего, но никак не помещика, имеющего тысячу с лишним душ.
Собачевич. Даже зовут его Михайлом Семеновичем. «Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке».
В портрете Собакевича ощутим гротескный мотив сближения героя с животным, с вещью. Тем самым Гоголь подчеркивает ограниченность интересов помещика миром материальной жизни.
Наиболее значительный женский персонаж в поэме — помещица Коробочка. Весьма примечательно Гоголь обрисовывает внешность героини. «Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».
Приложение 4
Охрана трудаПравильная посадка во время работы за швейной машиной
Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
Корпус нужно держать прямо или слегка наклонить вперед.
Голову слегка наклонить вперед.
Нельзя опираться грудью на стол.
Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса более чем на 10 см.
При работе не следует ставить локти на стол.
Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
Правила техники безопасности при работе с ножницами, иголками и булавками
Ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты; кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы.
Следить, чтобы ножницы не падали на пол. При падении они могут поранить тебя или твоего товарища. Кроме того, при падении у ножниц портятся лезвия.
Передавать ножницы, кольцами вперед, сомкнув лезвия.
Во время работы не вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или другие предметы.
Не перекусывать нитку зубами – можно испортить эмаль и поранить губы. Иголки хранить в игольнице или подушечке. Булавки – в коробочке с крышкой.
Правила техники безопасности при работе за компьютером
Во время работы лучевая трубка монитора (дисплея) работает под высоким напряжением.
Строго запрещается:
трогать разъемы соединительных кабелей;
прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
прикасаться к экрану и к тыльной стороной монитора, клавиатуры;
класть посторонние предметы на клавиатуру и монитор;
работать во влажной среде и с влажными руками;
протирать компьютер влажной тряпкой.
Перед началом работы:
убедиться в отсутствии видимых повреждений рабочего места;
сесть так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана;
чтобы, не наклоняясь, пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экране монитора информацию.
Во время работы лучевая трубка видеомонитора является источником электромагнитного излучения, которое при работе вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности. Поэтому следует работать на расстоянии, равном 60 – 70 см, либо допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь.
Приложение 5