Методическая разработка по теме Гражданско-правовые отношения в сфере медицины. оказание платных медицинских услуг
Министерство Здравоохранения Донецкой Народной Республики
Горловский медицинский колледж
методическая разработка ЛЕКЦИИ
по дисциплине: ОГСЭ.07 Правовое обеспечение профессиональной деятельности
на тему: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.
ОКАЗАНИЕ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ.
Специальность: 31.02.05 «СТОМАТОЛОГИЯ ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ»
Горловка, 2017
Рассмотрено на заседании
предметной цикловой комиссии социально-экономических, гуманитарных, математических и естественнонаучных дисциплин
Протокол № __ от _______20__
Председатель ЦК
_________________ В.В. Безуглый
Утверждаю
Зам. директора по УР
Горловского медицинского колледжа МЗ ДНР
______________В.В. Семенова
« » _____________ 20___г.
Разработчик: Сорочан В.А., преподаватель социально-гуманитарных дисциплин Горловского медицинского колледжа, категория специалист
Аннотация
Данное лекционное занятие предполагает изучение и систематизацию знаний по теме «Гражданско-правовые отношения в сфере здравоохранения. Оказание платных медицинских услуг» для студентов 2 курса специальности 31.02.05 «Стоматология ортопедическая».
Занятие проводится с использованием видеоматериалов авторской презентации с элементами опережающего метода обучения. Содержание лекции включает в себя профессиональные ситуации по теме, порядок их решения, а также дополнительную информацию по вопросам оказания платных медицинских услуг.
ВВЕДЕНИЕ
«Преподаватель должен относиться к предмету как художник,
а не как фотограф; он не может и не должен опускаться до роли
простого акустического снаряда, передающего устно то,
что почерпнуто им из книг. Все, сообщаемое им, должно быть
воспринято и переработано студентами, войти в их плоть и кровь
и являться как бы самобытным продуктом».
К. А. Тимирязев
Преподаватель, успешно читающий лекции — это хорошо подготовившийся преподаватель, имеющий перед собой написанную учебно-методическую разработку. Надежда на вдохновение, которое заменит подготовленность, ведет к провалу в педагогическом процессе. К каждому занятию следует готовиться, хотя бы они проводились далеко не впервые. Методическое проектирование учебных занятий следует рассматривать как важную педагогическую задачу.
Системообразующим компонентом ГОС среднего профессионального образования становятся характеристики профессиональной деятельности выпускника.
Внедрение эффективных форм и приемов обучения специалистов среднего звена – явление закономерное и необходимое. Современные педагогические технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта образования.
В учебном процессе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого студента, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность за результаты учебного труда.
Информационная лекция имеет большое значение в жизни студента. Она лишь на первый взгляд кажется легкой, а на самом деле она ориентирована на изложение и объяснение научной информации, подлежащей активному осмыслению и запоминанию, требует, чтобы обучающийся отдал ей максимум энергии, аналитической деятельности и самостоятельности.
Информационная лекция позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой.
Представленная методическая разработка может быть использована для изучения социально-гуманитарных дисциплин. Автором предлагается пример проведения информационной лекции в процессе обучения дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Оказание платных медицинских услуг».
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Современный студент перенасыщен информацией. Телевидение, радио, интернет, социальные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники предоставляют, как правило, материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения студентов становится развитие умения самостоятельно оценивать и отбирать получаемую информацию. Развивать подобное умение помогает лекция, которая:
- позволяет выработать общую точку зрения;
- даёт возможность понять и прислушаться к точке зрения других;
- воспитывает профессиональные умения в общении, интересы, позиции, психологические качества.
Правила, условия и правовое регулирование оказания платных медицинских услуг – это важная составляющая будущей профессиональной деятельности зубных техников.
На занятиях имитируются различные ситуации, решаются проблемы, есть возможность детально моделировать процесс работы. Лекция по данной теме вырабатывает качества, необходимые будущим специалистам среднего звена, даёт возможность первичной адаптации к рабочим условиям. Обучающиеся учатся работать в команде, анализировать ситуации, свои действия, действия других, выявлять ошибки и искать способы решения.
Вид занятия – лекция. Тип занятия – информационная лекция
2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
2.1. Учебные цели:
Формирование компетенций по оказанию платных медицинских услуг в правовом поле отечественного законодательства, а также в свете требований учреждений здравоохранения.
Дать представление о соотношении понятий «пациент» и «клиент» как потребители медициснких услуг.
Показать особенности оказания платных медицинских услуг на фоне обязательности предоставления безвозмездной медицинской помощи.
2.2. Воспитательные цели:
продолжать развивать чувство моральной и юридической ответственности в профессиональной деятельности;
способствовать развитию познавательного интереса к изучаемой дисциплине;
выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач.
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней интерес.
2.3. Развивающие цели:
развитие мышления, логики и правовой культуры студентов;
гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей;
расширение познавательной деятельности студентов;
побуждение у студентов стремления к самообразованию
Методическая цель:
Формирование профессиональных компетенций при оказании платных медицинских услуг. Информационная лекция с разбором конкретных ситуаций и использованием мультимедийной презентации.
Лекционное занятие способствует формированию общих компетенций:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Продолжительность занятия: 1час 20 минут.
Место проведения: аудитория истории и права № 28
Методическое оснащение занятия:
рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07 «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» по специальности 31.02.05 «Стоматология ортопедическая»;
методическая разработка лекционного занятия «Гражданско-правовые отношения в здравоохранении. Оказание платных медицинских услуг»;
раздаточный и методический материал;
мультимедиа проектор, электронная презентация для занятия PowerPoint.
3. междисциплинарнАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Изготовление челюстно-лицевых протезов
Гигиена полости рта
Гражданско-правовые отношения в здравоохранении. Оказание платных медицинских услуг
Изготовление съемных протезов
Изготовление несъемных протезов
Изготовление бюгельных протезов
Изготовление ортодонтичес-ких аппартов
Внутридисциплинарная интеграция
СОСТАВЛЕНИЕ
ДОГОВОРА
Гражданско-правовые отношения в здравоохранении. Оказание платных медицинских услуг
Обязанности медработника
Права пациентов
Материальная ответственность
Моральная ответственность
5. ПЛАН И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
№ п/п Основные этапы лекции
Содержание занятия Время
1 2 3 4
1. Подготовительный этап: Подготовка аудитории (материально-методическое обеспечение) 2 мин.
Приветствие 1 мин.
Определение актуальности занятия, учебных целей и мотивации. 2 мин.
2. Основной этап:
Изложение лекции по плану: Информационная лекция с использованием наглядности мультимедийной презентации 50 мин.
2.1 1. Субъекты гражданско-правовых отношений в сфере здравоохранения.
Изложение материала, диалог с аудиторией
2.2 2. Платные услуги в сфере здравоохранения.
Слайды, демонстрация мультимедийной презентации.
Решение ситуационных задач,
комментарии по ходу лекции
Конспектирование излагаемого материала 2.3 3. Договор на оказание платных медицинских услуг.
2.4 4.Гражданско-правовая ответственность медицинских работников. 3. Заключительный этап: 25 мин.
3.1 Резюме лекции, общие выводы Заполнение немых граф договора на оказание платных стоматологический услуг (Приложение № 2) 3.2 Ответы на вопросы по теме Тестовый контроль (Приложение №3) 3.3 Задание для самостоятельной работы Составление проекта договора на оказание платных стоматологических услуг 7. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Субъекты гражданско-правовых отношений в сфере здравоохранения.
Платные услуги в сфере здравоохранения.
Договор на оказание платных медицинских услуг.
Гражданско-правовая ответственность медицинских работников.
Субъектами гражданско-правовых отношений являются: физические лица, юридические лица и государство. Начнем с государства. Какова его роль как субъекта гражданско-правовых отношений? (оно регулирует на законодательном уровне правила поведения субъектов ГПО – физических и юридических лиц. Издает законы, обязательные для исполнения всеми участниками ГПО, а также в случае совершения правонарушений субъектами, предусматривает вид и меру юридической ответственности, а также правила и порядок возмещения вреда потребителю медицинских услуг).
Юридические лица – это предприятия, учреждения, организации любой формы собственности. В медицине – это ЛПУ, клиники, лечебные, диагностические центры, кабинеты узкопрофильных специалистов-медиков и т.д.
Физическое лицо – человек – является объектом оказания медицинской помощи.
В медицинском праве дискуссионным является вопрос об определении статуса человека в ситуации получения медицинской услуги: кто он – пациент или клиент?
Этимология латинских слов: «пациент» и «клиент» такова. «Пациент» (patiens) переводится как «страдающий», а «клиент» (cliens) – как «свободный человек, отдавшийся под покровительство патрона…». В современном мире это понятие стало синонимом слов «покупатель», «заказчик».
Для того, чтобы глубже понять разницу между клиентом и пациентом как потребителями медицинских услуг, вспомним, что же такое мед.помощь и мед.услуга. Легальное определение понятий «медицинская помощь» и «медицинская услуга» даны в Законе ДНР «О здравоохранении».
Итак, медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя медицинские консультации, диагностику, медицинское вмешательство; медицинская услуга – это совокупность необходимых, достаточных, профессиональных действий медицинского характера, направленных на удовлетворение потребностей пациента (клиента) как потребителя услуги.
Можно различать возникновение медицинских отношений по воле пациента и без нее. К первому случаю относится большинство обычных обращений к врачу, ко второму – экстренные ситуации. В последнем случае отношения возникают при состоянии, которое не позволяет гражданину выразить свою волю и требующем неотложного медицинского вмешательства… Решение принимает консилиум, а при невозможности его собрать – непосредственно лечащий врач с последующим уведомлением администрации ЛПУ.
Если пациент приходит в сознание, то его дальнейшие отношения с лечебным учреждением складываются уже в соответствии с его волеизъявлением. Таким образом, в бессознательном состоянии возникают отношения медицинской помощи, но не оказания медицинской услуги. Таким образом, категория медицинской помощи шире категории медицинской услуги.
Услуга – это полезная деятельность исполнителя, не имеющая материального результата, полезный эффект от которой используется потребителем для удовлетворения своих личных нужд.
Медицинская услуга обладает рядом особенностей, которые дают основание не отождествлять ее с обычной бытовой услугой.
Во-первых, при обращении за медицинской помощью или в момент ее оказания пациент, как правило, не знает истинных своих потребностей: какая собственно услуга, в каком объеме и какого качества ему в данный момент необходима. Важнейшая задача стороны, предоставляющей медицинскую услугу, состоит в выявлении этой потребности, диагностике патологического состояния, имеющегося у больного, в оказании услуги, соответствующей требованию, минимальной достаточности.
Во-вторых, медицинская услуга уникальна тем, что потребитель не только пассивно присутствует при ее оказании, но и сам активно участвует, влияет на этот процесс. Отношение человека к своему здоровью, адекватность исполнения им врачебных назначений и рекомендаций в огромной степени определяют качество медицинской услуги, получаемой им.
2. Платные услуги в сфере здравоохранения
И медицинская помощь, и медицинские услуги является медицинской деятельностью, под которой можно понимать комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках единого процесса профилактики, диагностики, лечения и реабилитации пациента. Согласно Основ законодательства о здравоохранении ДНР, медицинской деятельностью могут заниматься лица, которые имеют соответствующее специальное образование и отвечают единым квалификационным требованиям.
Медицинские услуги могут быть платными или бесплатными для населения, но являются всегда возмездными для медицинского персонала. Единственное исключение содержится в ст. 125 УК ДНР. Данная норма обязывает медицинского работника оказывать помощь больному в экстренных случаях под угрозой уголовного наказания вне зависимости от возможности, реальности или нереальности получения последующей оплаты. Однако в данном случае речь, скорее, идет не об услуге, а о выполнении профессионального долга в чрезвычайных ситуациях в связи с принадлежностью к определенной профессии.
Итак, плательщиком за получение населением медицинских услуг в большинстве случаев выступает бюджет. Говоря о платных медицинских услугах, мы понимаем порядок оплаты медицинской услуги её потребителем.
Следствием оказания медицинской услуги могут являться:
• получение полного эффекта (согласно прогнозу, договору);
• получение частичного эффекта (от прогнозируемого, предполагавшегося);
• отсутствие эффекта, на который вправе был рассчитывать пациент;
• причинение вреда жизни или здоровью гражданина.
Если с первым результатом все ясно, – благодарный пациент покидает медицинскую организацию, без каких-либо неблагоприятных последствий для себя и персонала, то остальные – требуют отдельного комментария.
Закон ДНР «О защите прав потребителей» в качестве неблагоприятных последствий оказания услуг различает: неоказание услуги и ненадлежащее оказание услуги. Что касается не исполненной услуги, то речь, разумеется, идет о плановых мероприятиях. Неоказание помощи больному, повлекшее причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности влечет за собой привлечение к уголовной ответственности.
Ненадлежащее исполнение услуги проявляется ее недостатком, т. е. несоответствием стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к определенным услугам. Ненадлежащее исполнение услуги может проявляться не наступлением ожидаемого потребителем результата. Категории возможности (невозможности) достижения результата услуги, к которому стремятся врач и пациент, носит вероятностный характер. Данное обстоятельство следует учитывать при заключении договора с конкретным пациентом (учитывать прогноз заболевания, вероятность наступления как благоприятных, так и негативных последствий). В любом случае, результат услуги – категория договорная. Возможные варианты исходов и их последствия для сторон должны быть определены соглашением сторон.
3. Договор о предоставлении медицинских услуг. Итак, предоставление медицинских услуг регулируется нормами договорного права. Кратко коснемся видов договоров (слайды):
Договор об оказании медицинских услуг является двусторонним. Этот договор также является консенсуальным, то есть таким, что считается заключенным с момента достижения согласия по всем существенным условиям. При этом согласие считается достигнутым независимо от того, подписан письменный договор или нет (в некоторых случаях достаточно записи в истории болезни о согласии пациента на операцию). В последнее время договор о предоставлении медицинских услуг начал заключаться в письменной форме.
Договор о предоставлении медицинских услуг может заключаться на определенный или неопределенный срок. Существуют случаи, когда срок действия договора может закончиться, а обязательства продолжают существовать (например, когда через некоторое время пациент обращается в медицинское учреждение с просьбой исправить недостатки, допущенные во время предоставления медицинских услуг или устранить возникшие осложнения).
Предметом договора о предоставлении медицинских услуг является совершение исполнителем определенных действий по оказанию медицинских услуг по профилактике, диагностике, лечению, реабилитации.
Договор о предоставлении услуг в общих чертах выглядит так: одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу. Таким образом, договор о предоставлении медицинских услуг заключается между потребителем (заказчиком), которым является пациент, и исполнителем (услугодателя), в роли которого выступает медицинское учреждение.
! Кроме того, особенностью договора о предоставлении медицинских услуг является не результат, а процесс, в результате которого достигается результат, что, в свою очередь, является мотивом заключения указанного вида договоров (выздоровление, не смотря на грамотно проведенные действия, может не наступить в силу объективных причин).
Содержание договора о предоставлении медицинских услуг составляют права и обязанности его сторон.
4. Гражданско-правовая ответственность медицинских работников.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о гражданско-правовой ответственности медработников, которая может наступить в случае предоставления медицинских услуг.
Как известно, медицинская деятельность наряду с положительным влиянием может включать в себя также и потенциально агрессивный фактор, способный нанести вред здоровью человека. В случае некачественного оказания медицинской помощи пациент имеет право требовать возмещения вреда.
Следует указать, что возмещение вреда не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с национальным законодательством.
Как известно, ответственность подразделяется на договорную и деликтную. Основанием наступления договорной ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение стороной своих обязанностей по договору. Основание наступления деликтной ответственности – это противоправное деяние, вред, который был нанесен таким противоправным деянием и причинная связь между противоправным деянием и его следствием. Если пациенту нанесен ущерб ухудшением здоровья вследствие оказания медицинской помощи или услуг ненадлежащего качества, он может подать иск в суд, в котором просить взыскать в свою пользу имущественный (убытки) и моральный (неимущественный ) вред. Согласно ч. 1 ст. 1172 ГК Украины ответчиками в таких делах есть медицинские учреждения, которые несут ответственность за вред, причиненный их работниками при исполнении своих трудовых обязанностей. В том случае, если ущерб причинен врачом, который зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности (частный предприниматель) и, имея лицензию на медицинскую практику, предоставляет медицинские услуги в таком качестве, ответственность за причиненный пациенту вред несет он.
Вред может быть материальным и моральным.
В соответствии с гражданским кодексом лицо, которому причинен ущерб в результате нарушения его гражданского права, имеет право на его возмещение.
При возмещении морального вреда, учитывается состояние здоровья потерпевшего, тяжесть вынужденных изменений в его жизненных и производственных отношениях, степень снижения престижа, деловой репутации, время и усилия, необходимые для восстановления прежнего состояния. Моральный ущерб нельзя возместить в полном объеме, поскольку нет (и не может быть) точных критериев имущественного выражения душевной боли, спокойствия, чести, достоинства личности. Любая компенсация морального вреда не может быть адекватной действительным страданиям, поэтому любой ее размер может иметь чисто условное выражение.
Основания для наступления гражданско-правовой ответственности
1. Противоправное деяние (действие или бездействие) медработника;
2. Причинение вреда пациенту;
3. Причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями;
4. Вина медработника.
Помимо ГК, ответственность медицинских учреждений перед пациентами регулирует Закон ДНР «О защите прав потребителей», так как пациент является потребителем медицинской услуги.
Поскольку медработники осуществляют свою профессиональную деятельность в ЛПУ, с которыми они пребывают в трудовых отношениях, то в соответствии со ст. 1172 ГК, ГПО за них несет ЛПУ. После чего получают право обратного (регрессного) требования к виновному медработнику.
Статья 23 ГК гарантирует лицу право на возмещение морального вреда, причиненного вследствие нарушения его прав.
Моральный ущерб – это потери неимущественного характера, понесенные вследствие душевных или физических страданий, причиненных физическому лицу противоправными деяниями виновных лиц.
МУ заключается:
- в физической боли и страданиях, которые испытал человек в связи с инвалидностью или иным повреждением здоровья;
- в душевных страданиях, которое физическое лицо испытало в связи с противоправным поведением в отношении неё, членов семьи и близких родственников;
- в душевных страданиях, которые физическое лицо испытало в связи с уничтожением или повреждением его имущества;
- в унижении чести, достоинства и деловой репутации физического или юридического лица;
- в потере родственников;
- в невозможности продолжать активный привычный образ жизни;
МУ возмещается деньгами, имуществом или иным способом. Размер денежного возмещения определяется судом в зависимости от характера правонарушения, глубины физических или душевных страданий, ухудшения способностей потерпевшего, степени вины лица, причинившего вред. При определении размера возмещения учитываются требования разумности и справедливости.
МАТЕРИАЛЫ АКТИВИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
Задание для студентов: перечислить права и обязанности пациентов, а также права и обязанности медицинских работников.
Просьба прокомментировать текст объявления, вывешенного в одной из больниц: «Уважаемые! Вы здесь – пациенты, а не клиенты: прав всегда врач. Здесь вам не оказывают услуги, а лечат!»
Решение ситуационной задачи (Приложение 1).
При помощи раздаточного материала – шаблона договора об оказании платных стоматологических услуг, на основании усвоенного материала заполнение «немых» графы (Приложение 2).
Тестовые вопросы, которые позволят им закрепить и систематизировать полученные на лекции знания (Приложение 3).
9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Определение и комментирование оценки усвоенных знаний.
Достижение целей урока
10. ВЫДАЧА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Я благодарю всех за работу. Надо отметить, что основной состав группы справился на отлично, ответы отдельных студентов были недостаточно уверенные, поэтому я желаю, чтобы все продолжили работу по систематизации своих знаний: составить проект договора на оказание одного из видов медицинских стоматологических услуг на платной основе.
Спасибо за внимание!
Приложение 1
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА
Приложение 2
ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ
ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
В ООО «УЛЫБКА»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. ООО «Улыбка» оказывает амбулаторный приём по оказанию стоматологической помощи взрослому населению.
2. ООО «Улыбка» предоставляет платные стоматологические услуги по:
- рентгенологии, стоматологии профилактической; стоматологии терапевтической, стоматологии ортопедической, стоматологии хирургической.
3. Стоимость услуг, предоставляемых пациенту, оговариваются прейскурантом (сметой) ООО «Улыбка».
4. Информацию о перечне врачей ООО «Улыбка», графике их работы можно получить в регистратуре учреждения.
5. Режим работы центра: понедельник – пятница: с 8.00 до 19.00, суббота: 9.00-16.00, воскресенье – выходной.
6. Клиника НЕ выдает документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность.
II. УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
1. Пациент может получить медицинские стоматологические услуги на бесплатной основе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в государственном учреждении здравоохранения.
2. Приём пациентов в ООО "Улыбка" осуществляется в порядке предварительной записи через регистратуру.
3. Пациенты с острой болью принимаются без предварительной записи при наличии свободного времени у врача.
4. При состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастный случай, травма, другие состояния и заболевания, угрожающие жизни или здоровью гражданина), необходимо обратиться в службу скорой медицинской помощи по телефону «103».
5. При первичном обращении пациента в ООО «Улыбка» с ним заключается договор на оказание платных медицинских стоматологических услуг, оформляется медицинская карта стоматологического больного, пациент лично заполняет «Анкету здоровья».
6. Данные об обследовании и лечении пациентов составляют врачебную тайну и являются конфиденциальной информацией. Без согласия пациента медицинская документация выдается только по запросу правоохранительных органов.
7. ООО «Улыбка» в письменной форме уведомляет пациента о том, что несоблюдение рекомендаций лечащего врача может снизить качество предоставляемой услуги, повлечь за собой невозможность её завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья пациента.
III. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА И ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
1. Договор на оказание платных медицинских стоматологических услуг заключается в письменной форме.
2. Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй – у пациента.
3. При оказании платных стоматологических услуг составляется смета.
4. В случае оказания медицинской помощи по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни пациента, экстренная помощь оказывается без взимания платы.
5. Пациент обязан оплатить предоставленную медицинскую стоматологическую услугу по прейскуранту (смете) сразу после исполнения услуги в наличной или безналичной форме.
6. Пациенту в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики выдается контрольно-кассовый чек, подтверждающий оплату медицинских услуг.
ІV. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
1. ООО «Улыбка» предоставляет медицинские услуги надлежащего качества в соответствии с технологиями и стандартами, утвержденными МЗ ДНР и разрешенными к применению на территории республики.
2. Пациенту предоставляется в доступной форме сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения.
3. При оказании услуги пациенту предоставляется информация о лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности, показаниях и противопоказаниях к их применению.
4. После завершения лечения пациенту выдаётся на руки памятка с рекомендациями после проведенного лечения, а так же гарантийный талон, с указанными сроками гарантии и датой бесплатного профилактического осмотра.
Приложение 3
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Что составляет предмет врачебной тайны?
и) сведения о состоянии здоровья пациента;
к) информация о факте обращения за медицинской помощью,
л) диагноз заболевания и иные сведения, полученные при обследовании и лечении пациента;
м) все вышеперечисленное.
Дайте наиболее полное определение понятия «медицинская помощь»
е) комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;
ж) профилактика и диагностика заболеваний;
з) платные и бесплатные медицинские услуги;
и) реанимационные мероприятия
3. Пациент – это…
г) физическое лицо, которому оказывается бесплатная медицинская помощь;
д) физическое лицо которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от того, болен он или здоров;
е) физическое или юридическое лицо, заключившее договор с ЛПУ;
ж) физическое лицо, которое состоит на диспансерном учете.
Какой нормативно-правовой акт, кроме Закона о здравоохранении, регламентирует оказание медицинских услуг:
ж) Конституция;
з) Уголовный кодекс;
и) Закон «О защите прав потребителей»;
к) Международная декларация прав человека.
5. Подчеркните вариант юридического лица, не входящего в систему здравоохранения:
у) поликлиника;
ф) медицинский университет;
х) лечебно-диагностический центр;
ц) салон красоты
Договор на оказание медицинских услуг предусматривает:
е) наименование сторон договора;
ж) предмет договора – оказание тех или иных медицинских услуг;
з) права и обязанности сторон, порядок оплаты услуг;
и) всё вышеперечисленное
Моральный ущерб – это…
м) потерянная прибыль
н) потери неимущественного характера;
о) материальные расходы;
п) неполученные доходы;
Чем возмещается моральный ущерб потерпевшему пациенту:
а) деньгами;
б) медикаментами;
в) принесением извинений;
г) санаторной путевкой
Ключ к тестам: из букв, соответствующих правильным ответам, складывается слово «МЕДИЦИНА»