Урок по биологии Разнообразие экосистем. Развитие и изменения экосистем.


Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Краснолучский колледж технологии строительства и прикладного искусства»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО БИОЛОГИИ
Тема: «Разнообразие экосистем.
Развитие и изменения экосистем.»
Разработал:
преподаватель Абрамова Е.Н.
Красный Луч
Тема урока: Разнообразие экосистем. Развитие и изменения экосистем.
Цель: сформировать представление о разнообразии экосистем, особенностях их развития и последовательных изменениях.
Основные понятия: экосистема, развитие и смена экосистем, сукцессия, виды – пионеры, условия существования, экологические факторы.Задачи:
Обучающие:
расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии экосистем; рассмотреть особенности развития экосистем и их последовательную смену; сформировать понятие сукцессии, её виды, причины и последствия; убедить учащихся в управляемости процес-сом сукцессии, необходимости знаний об этом явлении; значение в природе и для чело-века; познакомить с путями исследования экосистем.
Воспитательные:
продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира; воспитывать уважение к людям науки, их достижениям; продолжить формиро-вание умения работать в коллективе, принимать совместные решения; воспитывать экологическое мышление.
Развивающие:
развивать навыки самообразования, умение сравнивать, анализировать факты, делать выводы, творческие способности учащихся; продолжить развитие учебно-интеллекту-альных умений; выделять главное и существенное; устанавливать причинно-следствен-ные связи; развивать умения использовать ранее полученные знания; развивать обще -учебные умения и навыки.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесно - наглядно - практический.
Оборудование:
Мультимедийная установка; презентация, видеоролик; доска.
Структура урока:
1 Организационный этап. (1 мин)
2 Актуализация опорных знаний. (3 мин)
3 Изучение нового материала.(24 мин)
4 Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.(15 мин )5 Домашнее задание.(1 мин)
6 Оценивание деятельности учащихся.(1 мин)
Ход урока
1 Организационный этап.
2 Актуализация и мотивация знаний.
1) Что такое сообщества?
2) Чем сообщества отличаются от экосистем?
3) Какую структуру имеют сообщества живых организмов?
4) Зачем изучают сообщества живых организмов?
3 Изучение нового материала.
Как уже было сказано ранее, сообщество – это совокупность популяций, биотический компонент экосистемы. Сообщество функционирует как динамическая система, через которую проходит поток веществ и энергии. Изучением природных сообществ занимается синэкология.
Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием экосистем, рассмотрим особенности развития экосистем и их последовательную смену.
Запишите с доски тему урока в тетрадь. Разнообразие экосистем. Развитие и изменения екосистем.
( слайд №1)
По масштабам экосистемы делят на микроэкосистемы, мезоэкосистемы и глобальные экосистемы.
В микроэкосистемах небольшие, временные биоценозы, которые называются синузиями, находятся в ограниченном пространстве (трухлявый пень, мёртвый ствол дерева, муравейник и др.)
( слайд №2)
В мезоэкосистемах биоценозы занимают однотипные площади земной поверхности с одинаковыми физико – географическими условиями. Их границы, как правило, совпадают с границами соответствующих фитоценозов.
Макроэкосистемы охватывают громадные территории или акватории, которые определяются характерными для них макроклиматами и отвечают целым природным зонам. Биоценозы таких экосистем называются биомами. К макроэкосистемам принадлежат экосистемы тундры, степи, тайги, пустыни, саван, лиственных и смешанных лесов умеренного пояса, субтропический и тропический леса, а также морские экосистемы. Примером глобальной экосистемы является биосфера нашей планеты.
( слайд №3)
Я напомню, что основоположником науки о природных экосистемах является русский учёный В.М. Сукачов ( 1942 год), а английский ботаник А. Тенсли ввел в науку понятие «экосистема» (1935 год ). Причём, экосистема это биоценоз плюс физическая среда.
( слайд №4)
Общая площадь поверхности Земли 510 млн кв. км, из них 70 %, то есть 361 млн кв. км, приходится на Мировой океан, суша – 150 млн кв.км, в том числе: горы – 30%, пустыни – 20%, саваны и редколесья - 30%, ледники – 10%, и только 10% суши занимают с/х угодья. Кроме того, солнечная энергия на планете распределяется неравномерно. Её распределение зависит от географического положения конкретной экосистемы и её высоты над уровнем моря.
( слайд №5)
Сейчас я предлагаю вам с помощью видеоролика, созданного Корнух Ксенией, познакомиться с некоторыми биоценозами. Во время просмотра заполните, пожалуйста, таблицу:
(Видеоролик)
Тип биоценоза Представители сообществ
Фауна Флора
Структура сообщества создаётся постепенно в течение определённого времени. Если заселяется территория с обнажённой горной породой вместо почвы, то первоначально на ней поселяются лишайники и, возможно, водоросли, образуя пионерные сообщества. Под действием эрозии и живых организмов накапливается слой почвы, на котором уже могут поселяться сначала мхи, затем травы и, наконец, кустарники и деревья. Другим примером является постепенное заболачивание открытых водоёмов, приводящее к тому, что на месте озёр образуются сначала болота, а затем, возможно, осоковый луг или лес.
( слайд №6)
Подобная смена одних сообществ другими называется экологической сукцессией.
( слайд №7)
В первом случае наблюдается так называемая первичная сукцессия, поскольку формирование сообщества происходит, что называется «с нуля».
( слайд №8)
Во втором — наблюдается вторичная сукцессия, поскольку одно сообщество постепенно замещается другим.
( слайд №9)
Последнее сообщество цепи, стабильное и находящееся в равновесии с окружающей средой, называется климаксным сообществом. Дальнейшее изменение климаксного сообщества возможно только при изменении окружающих условий.
Время смены одного сообщества другим сильно различается. Типичная последователь-ность сукцессий, приводящих к появлению дубрав или сосновых лесов в средней полосе, занимает около 200 лет; при этом скорости ранних сукцессий гораздо выше, чем скорости поздних.
Как правило, сукцессия приводит к постепенному увеличению биомассы сообщества, возрастанию видового разнообразия.
Сукцессия может начинаться не только на лишённых жизни территориях, но и в местах, на которых организмы были раньше, но в значительной степени уничтожены, например, пожаром или вырубкой. Существенное влияние на сукцессию в этом случае оказывают сохранившиеся корневища, семена и споры различных растений, а также организмы, обитающие в почве. Нередко результатом сукцессии на таких территориях является восстановление исходного биогеоценоза.
В сходных условиях развиваются сходные сукцессии. Факторами, определяющими состав климаксного сообщества, могут быть климат, рельеф, дренаж почвы и т.д.
4 Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся. ( « Микрофон»)
Ответьте на вопросы:
1. Какие примеры экосистем вам известны?
2. Могут ли экосистемы оставаться неизменными?
3.Что такое сукцессия и в каких условиях она происходит?
( слайд №10)
А сейчас, я предлагаю вам выполнить тест.

Популяція. Екосистема.
1. Якими факторами середи є рельєф, клімат, грунт, повітря: а)антропогенними;
б) біотичними; в) абіотичними.
2. Які фактори середи взаємодіють у біоценозі: а)антропогенні; б) біотичні; в) абіотичні.
3. Які фактори середи взаємодіють у біогеоценозі: а) антропогенні; б) біотичні;
в) абіотичні.
4. З якою ознакою індивідуальної мінливості організму пов’язане появлення теплокровності : а) волосяний покрив; б) пір’я; в) дихання легенями; г)чотирикамерне серце.
5. Що є сигналом до сезонних змін у тварин та рослин: а) температура; б) протяг дня;
в) взаємовідношення; г) кількість їжі.
6. Які запасні речі відкладаються на зиму у тварин: а) білки; б) жири; в) вуглеводи.
7. Які запасні речі відкладаються на зиму у рослин: а) білки; б) жири; в) вуглеводи.
8. Який з компонентів біоценоза найбільш піддається змінам: а) продуценти;
б) консументи; в) редуценти.
9. Що є обмежувальним чинником у біоценозі: а) вода; б) світло; в) їжа; г) грунт;
д) повітря.
10. Що є обмежувальним чинником у біогеоценозі: а) вода; б) світло; в) їжа; г) грунт;
д) повітря.
11. Скільки відсотків енергії переходе на кожен наступний харчовий рівень: а) 1; б) 10;
в) 100.
5 Домашнее задание.
§ 31, вопросы стр.185, закончить таблицу.
6 Оценивание деятельности учащихся.
Литература:
1. Біологія. Посібник – конспект. 11 клас / Упорядочники: Слабіцька Н.П., Стахурська В.П. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2000. – 208 с.
2. Яковлева Є. В. Уроки біології в 11 класі: Методичний посібник. – Запоріжжя: Просвіта, 2002. – 240 с.,іл.
3. Біологія: Довідник для абітурієнтів та школярів загальноосвітніх навчальних закладів: Навчально – методичний посібник. – 2-ге видання. – К.: Літера ЛТД, 2010. – 656 с.
4. Биология. Справочник абитуриента/ З. А. Власова – М.: Филол. Об – во « СЛОВО», АСТ, Издательский дом « Ключ – С», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. – 640 с.
5 Интернет сайты.