Классный час по теме:Имею право на права
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области».
Классный час
в 3 классе
по теме «Имею право на права»
Сиротенко Ольга Александровна,
учитель начальных классов
2015 г.
Цель: Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.
2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
4. Воспитывать уважение к другим людям.
Формировать УУД:
– Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
– Регулятивные УУД: определять и формулировать цель с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера ошибок.
– Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Ход мероприятия:
I. Вступительное слово учителя
Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки.
II. Знакомство детей с их правами и обязанностями.
Учитель: Тема нашего классного часа: «Имею право на права».
Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?
Дети: Земля.
Учитель: А что является моделью планеты Земля?
Дети: Глобус.
Учитель: Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Учитель: Как называют людей, живущих в нашей стране?
Дети: Россияне.
Учитель: Наша Россия - государство очень богатое и большое, посмотрите на карту, назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.
Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.
Учитель: Какие правила вы знаете?
Ответы детей.
Учитель: Все люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учиться оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говорится о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в книги - они называются сборники документов. Я предлагаю вам по знакомиться с данными документами.
1 ученик: Документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека».
Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.
2 ученик: Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:
Ученики зачитывают права детей:
1-й. каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
2-й. дети имеют право жить с родителями;
3-й. дети имеют право на медицинскую помощь;
4-й. дети имеют право на обучение;
5-й. дети имеют право на отдых;
6-й. дети имеют право на охрану и защиту.
1 ученик: Права ребенку надо знать.Не только знать, но соблюдать.
2 ученик: Тогда легко нам будет жить,Играть, дружить и не тужить.
III. Игра « Запрещается - разрешается»
Права изображены на знаках – разрешающих и запрещающих.
Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру « запрещается – разрешается ». Сейчас мои помощники будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, будете находить соответствующий знак, располагать его в нужную колонку и отвечать: разрешается или запрещается.
Посмотри на этот знак:Человек поднял флаг.Слушать мнение ребенка (разрешается).Вот в углу стоит мальчонка,Плачет, надрывается.Бить, наказывать ребенкаСтрого (запрещается)С мамой дети должны жить,Ей цветы всегда дарить – Это
· (разрешается).Эта грань обозначает:Мать с ребенком разлучают.Это (запрещается).Рисовать и петь учиться,Если заболел – лечиться,Это – (разрешается).
Этот трудится ребенок,Мало у него силенок,Ноги подгибаются.В детстве тяжкая работа (запрещается).Вместе дружно в мире жить, с разными детьми дружить –Это (разрешается).Этот слабый горбит спину,Перед сильным преклоняется.Быть рабом у господинаСтрого (запрещается).
Учитель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.
Учитель: На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится:
«Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению».
Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Опишите лицо такого человека.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете пословицу:
«Злой не верит, что есть добрые люди».
А как вы представляете себе доброго человека? Составьте словесный портрет.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу:
«Доброе слово лечит, а худое – калечит».
Ответы детей.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?
Ответы детей.
Учитель: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.
IV. Обязанности
Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А у вас есть обязанности?
Ответы детей.
Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, вы сейчас запишите на бумаге.
Работа в парах.
Учитель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:
Обязанности:
1.Соблюдать законы.
2.Охранять природу.
3.Защищать отечество.
4.Заботиться о родителях.
5.Получить образование.
Давайте посмотрим сценку «Про Петю».
- Ребята посмотрите внимательно и найдите ошибки в поведении членов семьи.
В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: Это проявление жестокости. Папа!
-Разберём ошибки членов семьи.
V. Обобщение.
Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Дети: Право на образование.
Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
Учитель: В заключение нашего классного часа я прошу ребят подвести итог нашего классного часа.
1 ученик:
Как хорошо, что есть права!Закон нас строго защищает.И в нем важны нам все права,Они великой силой обладают.
2 ученик:
Чтоб нас никто не мог побить,Украсть, унизить и обидеть.
3 ученик:
Не отнимешь у ребенкаПрава вечного на отдых,Есть в Конвенции об этомСпециальная статья.
4 ученик:
Папа, мама, ты и я –Называется «Семья».И для нас Семейный КодексВыпускается, друзья!
Используемая литература:
1. Детству солнце подарите: сценарий // Ты имеешь право.- Минск, 2003.- С. 4-14.- (Праздник в школе). 3. Я - ребенок, я – человек // Ты имеешь право. - Минск, 2003.- С. 25-28.-( Праздник в школе).5. Шавейко, А. Библиотека и проблема прав человека - 2001.-№1.-С. 26-27; №2.- С. 20-21; №4.- С. 26-28.