Конспект урока Народные промыслы. Аппликация. Городецкая роспись.
Тема: Народные промыслы. Аппликация. Городецкая роспись.
Цель: Научить выполнять аппликацию «Кухонная доска» по мотивам городецкой росписи.
Задачи:
Образовательные: познакомить с особенностями городецкой росписи, её историей.Развивающие: развивать умения анализировать готовое изделие по заданной схеме и экономно расходовать материалы.Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству.
Планируемые результаты:
• предметные: использовать навыки работы с бумагой, разметки деталей изделия по шаблону; составлять композицию на основе аппликации; выполнять орнамент по мотивам городецкой росписи; оформлять изделие при помощи красок;
• метапредметные:
— регулятивные: составлять план выполнения работы на основе анализа образца изделия; организовывать рабочее место для работы с бумагой;
— познавательные: выделять особенности городецкой росписи: тематику, композицию, элементы (фигуры людей, животных, цветы); соблюдать правила безопасного использования инструментов; проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя;
— коммуникативные: учиться договариваться, учитывая интересы партнёра и свои; вести диалог на заданную тему; использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач;
• личностные:
осмыслять значение народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций; формировать бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны и родного края; формировать потребность в творческой деятельности, развивать собственные интересы, склонности и способности; проявлять творчество при выполнении изделия.
Ресурсы и оборудование
У учителя: презентация (примеры изделий, украшенных городецкой росписью, план последовательности росписи, таблица «Правила работы ножницами»); образец готового изделия; гуашь, кисточки; У учащихся: цветная бумага, картон, простой карандаш, шаблоны, клей, тряпочка, ножницы.Ход урока
1.Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Приготовиться успели,
А теперь тихонько сели.
2. Постановка цели и задач урока
Сегодня мы продолжаем изучать с вами народные промыслы.
Ребята, какие народные промыслы вы знаете? (Золотая хохлома, Дымково)
— Как вы думаете, а существуют ли другие промыслы?
-Мы отправляемся в путешествие в Городец и научимся отличать городецкую роспись и делать аппликацию, имитирующую её.
4.Изучение нового материала
-Так что же такое Городец? Прочитаем об этом в учебнике и посмотрим слайды с городецкой росписью.
История городецкого промысла не очень долгая. Развился этот промысел лишь 150-200 лет назад.
Значительное место в этой росписи занимают цветочные мотивы – пышные «розаны». Особенно часто изображение сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. В городецкой росписи используется много цветов. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Цветы в городецкой росписи – символ здоровья и процветания.
Бутоны – разновидность городецких цветов. Купавка – самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Розан отражает главные признаки цветка, то есть имеет лепестки и ярко выраженный центр; силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Любимые фоны – ярко-зеленый или красный, глубокий синий, иногда черный. Еще одной особенностью такой росписи является то, что каждый элемент расписывается в определенной последовательности:
1. Выполнение подмалевка – накладывается основные цветовые пятна.
2. Подробная прорисовка элементов – пятна дополняются элементами: сердцевиной, лепестками цветов, листочками.
3. Оживка – цветы украшаются белым и черным цветом: капельками, полосками, точками.
5. Физминутка(Выполняется сидя за столом.)
Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки) Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало, Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами) Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо) Дождь по крышам застучал.Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу) Солнце клонится всё ниже. Вот и спряталось за тучи,Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).
6.Основной этап.
Составление плана выполнения работы и сравнение его с планом работы в учебнике.
Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.
7.Самостоятельная работа.
- Ребята, выполняя работу, сравнивайте свои изделия с образцом, ориентируйтесь на план, помогайте друг другу, при необходимости исправляйте ошибки.
8. Итог урока.
Обсуждение качества выполненных изделий.Рефлексия.
Все ли вам удалось в этом задании?
-Что не удалось? Почему?
-Какое у вас сейчас настроение?