Конспект урока технологии в условиях реализации ФГОС НОО Народные промыслы Изделие: Городецкая роспись 2 класс

МОУ «Вейделевская СОШ» Белгородская область, Вейделевский район, поселок Вейделевка
Артюх Светлана Николаевна

Конспект урока технологии в условиях реализации ФГОС НОО

Народные промыслы Изделие: « Городецкая роспись» (2 класс)

Тип урока: изучение нового материала
Метод: репродуктивный.
Цель урока: Научить выполнять аппликацию «Кухонная доска» по мотивам городецкой росписи.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с особенностями городецкой росписи, её историей. Развивающие: развивать умения анализировать готовое изделие по заданной схеме и экономно расходовать материалы. Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству.

Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, проектор , учебник, материал для проекта, раздаточный материал, краски, цветная бумага, картон, клей, кисточки, ножницы, шаблоны, выставка Городецкой росписи.
Структура урока:
Организационный этап;
Постановка цели;
Актуализация знаний;
Изучение нового материала;
Физкультминутка;
Первичное осмысление и закрепление изученного материала;
Контроль;
Итоги урока. Рефлексия деятельности. Выставка и оценивание работ;
Домашнее задание.

Тема
Аппликация. Кухонная доска «Городецкая роспись»

Цель
Научить выполнять аппликацию «Кухонная доска» по мотивам городецкой росписи.

Задачи
Образовательные: познакомить с особенностями городецкой росписи, её историей. Развивающие: развивать умения анализировать готовое изделие по заданной схеме и экономно расходовать материалы. Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству.

Планируемые результаты
Предметные: узнают особенности городецкой росписи, научатся составлять композицию на основе аппликации, выполнять орнамент по мотивам городецкой росписи.
Личностные: проявят интерес к предметно-практической деятельности.
Регулятивные: овладеют способностью составлять план выполнения работ, контролировать, корректировать свои действия В соответствии с выявленными отклонениями.
Коммуникативные: научатся обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях городецкой росписи.
Познавательные: научатся осуществлять поиск информации из разных источников.


Межпредметные связи
1.Математика-моделирование, выполнение вычислений.
2.Изобразительное искусство-использование средств
художественной выразительности.
3.Литературное чтение-работа с текстом для создания образа, реализуемого в изделии

Ресурсы:
 Основные
 Дополнительные
У учителя: учебник, предметы промыслов.
 У учащихся: учебник, цветная бумага, картон, клей, ножницы.
Интернет ресурсы.

Форма урока
Фронтальная,  индивидуальная,  парная, групповая.




Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
(УУД)

1.Организационный момент Время: 1,5 мин. Основные этапы:
- проверка готовности;
- эмоциональная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Проверяет готовность учащихся к уроку.
Читает стихотворение.
В российской глубинке есть чудо живое,
Одетое в биссер, все расписное,
В купавы, в бутоны оно приодето.
Ты глянешь на роспись – и  чувствуешь лето.
Все краски в цветах  на доске отразились.
А в точках-росинках сияет прохлада.
И чуда другого нам, дети, не надо.
-Как поэт описал красоту городецкой росписи?
Проверяют готовность к уроку.
Слушают учителя.
Отвечают на вопрос учителя.
Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

2. Постановка цели и задач урока
Время: 2 мин. Основные этапы:
-проблемная ситуация
-Мы отправляемся в путешествие в Городец.
-Как вы думаете, чему вы научитесь сегодня на уроке? (Отличать городецкую роспись и делать аппликацию, имитирующую её).
Учащиеся высказывают свои предположения.
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи.
Коммуникативные: слушают учителя и одноклассников, высказывают свое мнение.
Регулятивные: учатся планировать учебные задачи.

3.Актуализация знаний Время: 2,5 мин. Этапы:
-игра «Угадай промысел»
-повторение  последовательности выполнения аппликации

-С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного  искусства и технологии.
-Есть ли на выставке предметы этих промыслов?
-Из чего они сделаны?
-Давайте вспомним последовательность выполнения аппликации:
-выбор сюжета;
-составление эскиза к аппликации;
-подбор бумаги;
-вырезание деталей изображения;
-раскладывание их на фоне;
-наклеивание;
-высушивание.
Учащиеся
вспоминают.
Учащиеся
вспоминают последовательность выполнения аппликации.
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи.
 Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме.

4.Изучение нового материала Время: 15 мин. Этапы:
-работа с учебником;
-просмотр мультимедийной презентации
-беседа «Особенности городецкой росписи»
-практическое задание

































-Так что же такое Городец? Прочитаем об этом в учебнике и посмотрим слайды с городецкой росписью.
История городецкого промысла не очень долгая. Развился этот промысел лишь 150-200 лет назад. Он держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой – инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление.
Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.
Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом; добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.
- Рассмотрите изделия с городецкой росписью. Что на них изображено?
 Значительное место в этой росписи занимают цветочные мотивы – пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут декоративные образы птиц и
животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Цветы в городецкой росписи – символ здоровья и процветания.
разновидность городецких цветов. Купавка – самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Розан отражает главные признаки цветка, то есть имеет лепестки и ярко выраженный центр; силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Еще одной особенностью такой росписи является то, что каждый элемент расписывается в определенной последовательности:
1. Выполнение подмалевка – накладывается основные цветовые пятна.
2. Подробная прорисовка элементов – пятна дополняются элементами: сердцевиной, лепестками цветов, листочками.
3. Оживка – цветы украшаются белым и черным цветом: капельками, полосками, точками.
И в итоге получается замечательные, удивительные городские узоры. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.
- Какие краски использует мастер, выполняя роспись?
 Любимые фоны – ярко-зеленый или красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие городецкого колорита.
-Теперь, когда вы узнали об особенностях городецкой росписи, я думаю, вы сможете среди других видов росписи выделить городецкую.
-Найдите среди выставленных работ предметы с городецкой росписью.
-По каким признакам вы распознали городецкую роспись?
Читают текст в учебнике, смотрят слайды, анализируют информацию, отвечают на вопросы.
Слушают учителя, рассматривают изделия, анализируют информацию, отвечают на вопросы.
Участвуют в коллективном обсуждении, формулируют вывод.
Выполняют упражнения.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осуществляют поиск информации.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: формулируют ответы на вопросы, вступают в учебное сотрудничество, слушают одноклассников, учителя.
Личностные: ориентированы на эстетическое восприятие многоцветья современной городецкой  росписи.
Личностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельности.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные: анализируют объекты труда с выделением их существенных признаков, проводят в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию узора.
Коммуникативные: формулируют ответы на вопросы, слушают одноклассников, учителя, строят понятные для партнера высказывания

5.Физкультминутка
Проводит физминутку.



6. Первичное осмысление и закрепление изученного материала
 Время: 20 мин. Этапы:
-беседа «Что и как мы будем делать»
-практическое задание










-Городецкая роспись делается на деревянных изделиях. К сожалению, у нас таких заготовок нет, поэтому мы сделаем аппликацию из бумаги.
-Составьте план работы и сверьте его с готовым планом в учебнике.
-Выполните изделие кухонная доска «Городецкая роспись» в технике аппликации из бумаги, работая в парах.
Называют освоенные материалы, их свойства, приемы работы;
Составляют план выполнения работ с опорой на учебник, ориентируются на разнообразие способов выполнения задания.
 
 
Выполняют аппликацию, работая в парах.
Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщают, делают выводы, на основе полученной информации принимают несложные практические решения; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: ориентируются в учебнике, составляют план выполнения работ.
Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки.
 Личностные: имеют желание работать, знают правила  поведения на уроке.
Регулятивные: организуют совместную работу в паре, осуществляют деловое  сотрудничество и взаимопомощь.

7.Контроль
Время:1 мин. Этапы:
-осуществление
контроля;
-осуществление коррекции
- Ребята, выполняя работу, сравнивайте свои изделия с образцом, ориентируйтесь на план, помогайте друг другу, при необходимости исправляйте ошибки.

Проверяют правильность выполнения работы у себя и товарища
Регулятивные: Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения, оценивают результаты деятельности своей и чужой
Коммуникативные: в доброжелательной форме комментируют и оценивают достижения товарищей, высказывают им свои предложения и пожелания

8.Итоги урока. 
Рефлексия  Время: 2,5 мин. Этапы:
-выставка работ учащихся
-оценивание результатов работы
-заключительное слово

Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ.
-Какие цвета использовали в аппликации?
-Все ли вам удалось в этом задании?
-Что не удалось? Почему?
-Какое у вас сейчас настроение?
Городецкая роспись - как её нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Рассматривают выполненные поделки.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Слушают учителя.
Личностные: соориентированы на эстетическое восприятие многоцветья современной городецкой росписи.
Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища.
Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

9.Домашнее задание
Время: 0,5 мин.
.-Подготовить сообщение о том, где может применяться выполненная поделка.
Слушают учителя.
Коммуникативные: умеют слушать учителя.







Список использованной литературы
Роговцева Н.И, Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 2 класс, Издательство Москва «Просвещение» 2015 год
Электронное приложение к учебнику Н.И. Роговцевой и др. «Технология 2 класс», Издательство Москва «Просвещение» 2015 год

Таблица Технология. «Обработка бумаги и картона». Автор Е.А. Лутцева. Москва, ООО «Издательство ВАРСОН» 2012 год

Наглядно-дидактическое пособие в картинках. Городецкая роспись по дереву. Издательство «Мозаика – Синтез», Москва 2013 год[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рисунок 4Рисунок 25Рисунок 28Рисунок 46Рисунок 10Рисунок 16Рисунок 19Рисунок 43Рисунок 4915