Методическая разработка урока производственного обучения «Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления»
Министерство образования и науки РФ
ГБОУ СПО (ССУЗ) Коркинский горно- строительный техникум
Методическая разработка урока производственного обучения
«Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления»
по профессии 190631.01 Автомеханик
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
г. Коркино 2015 год
Профессия: «Автомеханик».
Урок учебной практики по ПМ 01 « Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
Тема по рабочей программе: № 6 «Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления» Тема урока: «Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления» Урок по теме: «Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления» при его проведении мастер опирается на умения обучающихся, полученные уроках «МДК.01.01. Слесарное дело и технические измерения. ОП.02. Охрана труда, ОП.ОЗ. Материаловедение »
Рулевое управление – устройство, в значительной степени обеспечивающие безопасность движения, вследствие чего к нему предъявляются повышенные требования:
обеспечение хорошей маневренности автомобиля с минимальным радиусом поворота;
лёгкость управления;
минимальное боковое скольжение колёс при повороте;
минимальная передача толчков на рулевое колесо;
исключение возможности возникновения автоколебаний управляемых колёс;
исключение самопроизвольного поворота управляемых колёс;
повышенная надёжность, так как выход из строя рулевого приводит к аварии;
Поэтому умение выполнять ремонт рулевого управления является одной из значимых для будущих автомехаников, которым предстоит работать не только в СТО но и в современных сервисах технического обслуживаниях.
Цели урока:
Обучающая:
систематизация знаний по практическому применению по устройству рулевого управления, полученные на теоретических занятиях;
формирование применение знаний распознания неисправностей и дефектов рулевого управления при решении нестандартных ситуаций;
систематизация умений приемам самоконтроля, соблюдению норм времени и качества, организации рабочего места и соблюдению правил ТБ.
Развивающая
способствовать развитию самостоятельной работы с использованием инструкционно-технологической карты с использованием справочниками;
способствовать развитию умения и навыков при работе с инструментом и приспособлениями;
развивать способность анализировать, делать выводы, сопоставлять теорию с практикой;
Воспитательная:
воспитать у обучающихся чувство требовательности к себе, т.к. от этого зависит качество выполненных работ;
воспитать чувство ответственности у обучающихся при соблюдения технологии ремонтных работ, трудовой дисциплины, выполнения требований охраны труда.
воспитать культуру поведения на уроке; умение работать самостоятельно
Формируемые ПК
ПК 1.1.Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4.Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
Формируемые ОК
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Тип урока: первая часть - урок по освоению приемов и операций
Дидактическое и материально-техническое оснащение урока: рулевое управление; инструменты и приспособления; инструкционная карта; карта технических требований на дефекацию деталей, электронный образовательный ресурс «Практикум автомеханика по ремонту автомобиля»
Ход урока
1. Вводный инструктаж
1.1.Организационный момент
Деятельность мастера
Деятельность обучающихся
Приветствует обучающихся
Приветствуют мастера. Бригадиры докладывают о готовности к уроку п/о
1.2. Мотивация к изучению темы
Деятельность мастера
Деятельность обучающихся
Сообщение темы урока: «Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления».
В автомобиле рулевое управление имеет особое значение: оно обеспечивает безопасность движения, вследствие чего к нему предъявляются повышенные требования. Каждый водитель и слесарь по ремонту автомобилей должен поддерживать его в рабочем состоянии, а при необходимости уметь ремонтировать.
Предлагает обучающимся поставить цель урока
Как всегда, вы будете работать в бригадах на своих рабочих местах. Поэтому продолжаем формировать такую компетенцию, как умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Записывают тему в дневник п/о.
Сообща ставят цель урока:
Сформировать четкое представление об устройстве рулевого управления,
Сформировать первоначальное умения при проведении технического обслуживания и ремонта рулевого управления.
Сформировать первоначальные умения в устранения выявленных неисправностей и дефекты рулевого управления.
Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся
Задача: Закрепить и совершенствовать знания по устройству, техническому обслуживанию, ремонту рулевого управления
Деятельность мастера
Деятельность обучающихся
Ведет беседу по вопросам:
1.Назначение и устройство рулевого управления.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Отвечают на вопрос:
Рулевое управление предназначено для обеспечения движения автомобиля по заданному водителем направлению.
Рулевой управления включает в себя рулевой механизм, рулевой привод, червячный редуктор и детали крепления, рулевой усилитель (у некоторых моделей автомобилей)
2.Какие типы рулевых механизмов применяют в автомобилях?
Отвечают на вопрос:
Реечные рулевые механизмы- широко применяются на легковых автомобилях. Реечный рулевой механизм является самым распространенным типом механизма, устанавливаемым на легковые автомобили. Реечный рулевой механизм имеет следующее устройство: шестерня, рулевая рейка. Шестерня устанавливается на валу рулевого колеса и находится в постоянном зацеплении с рулевой (зубчатой) рейкой.
Червячные рулевые механизм применяют как на легковых, так и на грузовых автомобилях и автобусах. Червячный рулевой механизм состоит из глобоидного червяка (червяка с переменным диаметром), соединенного с рулевым валом, и ролика. На валу ролика вне корпуса рулевого механизма установлен рычаг (сошка), связанный с тягами рулевого привода.
С гидроусилителем механизмы применяют на грузовых автомобилях всех типов, большой грузоподъемности. Гидроусилитель служит для снижения усилия водителя на рулевом колесе, смягчает удары, возникшие из-за повреждения шин.
С электроусилителем механизмы применяют - на легковых автомобилях
3.Как устроены рулевые приводы?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]15
Отвечают на вопрос:
При ТО-1 кроме работ по ЕТО проверяют крепление и шплинтовка гаек сошек, шаровых пальцев, рычагов поворотных цапф; состояние шкворней и стопорных шайб, гаек; свободный ход рулевого колеса и шарниров рулевых тяг; затяжка гаек, клиньев карданного вала рулевого рулевого управления; герметичность системы усилителя рулевого управления и смазочного материала в бочке гидроусилителя, при необходимости доливают его. При ТО-2 кроме работ по ТО-1 проверяют углы установки передних колёс и при необходимости их регулируют; зазоры рулевого управления, шарниров рулевых тяг и шкворневых соединений ; крепление клиньев шкворней, картера рулевого механизма, рулевой колонки и рулевого колеса; креплении и герметичность узлов и деталей гидроусилителя.
5.Как проверяется и регулируется осевой зазор рулевого управления?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Отвечают на вопрос:
Регулировочные работы по рулевому механизму заключаются в регулировке осевого зазора в подшипниках вала винта и в зацеплении. Состояние рулевого механизма считается нормальным, если люфт рулевого колеса при движении по прямой не превышает 10 градусов. При наличии большого люфта зазора в подшипниках осевой люфт будет легко ощущаться.
6.Каким образом производят замер люфта рулевого управления и его регулировка?
Отвечают на вопрос: Свободный ход рулевого колеса и силу трения проверяют с помощью универсального прибора. Прибор состоит и люфтомера и динамометра. Люфтомер состоит из шкалы, закреплённой на динамометре. При замере люфта рулевого колеса через рукоятку прикладывают усилие 10Н, действуешее в обе стороны. Стрелка покажет суммарную величину люфта, которая должна находиться в пределах 10 градусов для легковых автомобилей, 20 градусов для грузовых. У автомобилей с гидроусилителем люфт определяют при работающем двигатели.
7.Перечислите методы ремонта, их достоинства и недостатки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Отвечают на вопрос:
В промышленности и транспорте различают три системы плановых ремонтов:
планово-послеосмотровый;
планово – принудительный (стандартный);
планово-предупредительный.
Планово - послеосмотровый ремонт представляет собой заранее запланированный осмотр оборудования, во время которого устанавливается техническое состояние узлов, агрегатов, определяются объём и последующие выполнение ремонтных работ. Это наиболее выгодная система, связанная с длительным простоем оборудования в ремонте. Приемлема для машин, работающих определённое время в году (сезон).
Планово – принудительный (стандартный);
предусматривает плановую остановку машины на ремонт, при этом отдельные узлы, независимо от их физического состояния заменяют новыми или реставрированными. Такой ремонт гарантирует высокую надёжность, но имеет высокую стоимость. Система находит применение при ремонте оборудования, от надёжности которого зависит жизнь людей.
Планово-предупредительный ремонт сочетает в себе преимущества обеих систем. Он обеспечивает высокую надёжность автомобилей после ремонта при наименьших трудовых и материальных затратах и минимальном простое машин. Планово-предупредительный ремонт заключается в строго запланированных во времени мероприятиях по уходу, надзору и ремонту автомобилей, направленных на предупреждение аварий и поддержание машин в состоянии постоянной эксплуатационной готовности. Мероприятия по ППР носят профилактический характер и выполняются по плану, заранее составленному на основании утвержденных нормативов и технических условий эксплуатации. ППР предусматривает:
содержание и назначение подлежащих выполнению профилактических мероприятий в течение всего срока службы машины;
содержание, назначение и периодичность ремонтных работ;
нормативы на производимые ремонтные работы.
8.Перечислите основные дефекты деталей рулевого управления
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Отвечают на вопрос: Основными дефектами деталей рулевого управления являются: износ червяка и ролика вала сошки, втулок, подшипников и мест их посадки; обломы и трещины на фланце крепления картера, износ отверстия в картере под втулку вала рулевой сошки и деталей шаровых соединений рулевых тяг; погнутость тяг и ослабление крепления рулевого колеса на валу.
9. Перечислите инструмент и приспособления, которые применяют при ремонте рулевого механизма.
Отвечают на вопрос: Тиски, ключи, съёмник лапный, молоток, ключ торцовой, оправка, коловорот, отвёртка, круглогубцы, выколотка, пассатижи и шплинтодёр.
10. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при ремонте рулевого управления?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Загрузка картинки...
Открыть на сайте
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Пе
Отвечают на вопрос:
Техника безопасности при ремонте.
- К самостоятельной работе по ремонту и ТО автомобиля допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте, прошедшие проверку знаний по управлению механизмами на предприятии.
- Слесарь обязан соблюдать правила внутреннего труда, распорядка, утвержденного на предприятии.
- Слесарь должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами являются: автомобиль, его узлы и агрегаты, оборудование и приспособления, электрический ток, этилированный бензин.
- слесарь должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.
Заключение по беседе обучающихся:
Итак, мы с вами повторили устройство, ремонт рулевого управления. Хорошо эти темы усвоили . обучающиеся еще раз нужно будет повторить этот материал.
А сейчас мы с вами будем учиться разбирать рулевой механизм и производить дефекацию деталей.
Оценивание результатов и ответов на вопросы
1.4 Изучение новой темы
Задача: Научиться разбирать рулевой механизма и производить дефектацию деталей
Деятельность мастера
Деятельность обучающихся
Объясняет способы разборки рулевого механизма, сопровождая объяснение показом презентации
Слушают, запоминают, задают вопросы
1.5. Проверка правильности усвоения материала вводного инструктажа
Задача: Убедиться в том, что учащиеся усвоили операции по разборке и проверки деталей рулевого механизма.
Деятельность мастера
Деятельность обучающихся
Предлагает учащимся с помощью ЭУР «Практикум автомеханика по ремонту автомобиля» выполнить разборку рулевого управления
Работая за компьютером, обучающихся по очереди демонстрируют порядок разборки рулевого управления
Предлагает учащимся произвести дефектацию нескольких деталей
Несколько обучающихся проводят дефектацию деталей, пользуясь измерительными инструментами, справочниками
1.6. Выдача задания на день
Задача: Мотивировать обучающихся на плодотворную работу на протяжении всего текущего инструктажа
Деятельность мастера
Деятельность обучающихся
Дает задание:
Каждая бригада должна произвести разборку рулевого управления автомобиля, промыть детали и произвести их дефектовку.
Слушают задание и запоминают его.
2. Текущий инструктаж
2.1. Выполнение дневного задания
Задача: через выполнение дневного задания закрепить умения и навыки по установке изоляторов, овладеть вязкой проводов тремя способами. На втором этапе – углубить освоенные способы действий
Деятельность мастера
Деятельность обучающихся
Посещает места работы обучающихся. Контроль, консультация, объяснение, опрос во время обходов.
Каждая бригада на своем рабочем месте (станции технического обслуживания автомобилей) выполняет задание под руководством наставников
3.Заключительный инструктаж
Задача: Подвести итоги урока. Развить способность к самоанализу, рефлексивные способности обучающихся .
Деятельность мастера
Деятельность обучающихся
Предлагает проанализировать, чему научились на уроке. Какие встретились трудности.
Анализируют собственную деятельность.
Говорят, чему научились. Какие встретились трудности.
Выставление оценок с их обоснованием
Выдача домашнего задания: в дневниках производственного обучения писать выполненные работы и повторить по конспекту тему «Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления »
Слушают и запоминают
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Автор: преподователь Камкова Н.И
Рисунок 4рулевое 01-07Рисунок 2рулевое 01-07гидро 2Рисунок 1гидро 2Рисунок 3Заголовок 115