Тесты для подготовки к ЕГЭ Синтаксические нормы русского языка (11 класс)


Готовимся к ЕГЭ
В новой демоверсии КИМов единого государственного экзамена по русскому языку 2015 г. изменен
формат ряда заданий, одно из них теперь выглядит следующим образом.
Задание 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматичес- кими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения Грамматические ошибки
А. Получив начальное домашнее
образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
Б. Все, кто читал пушкинского «Бориса Году- нова», помнит бродягу Варлаама.
В. Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе. Г. Благодаря повышения уровня
обслуживания в фирменных магазинах стало больше покупателей.
Д. Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и прекрасном» 1. Неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом.
2. Нарушение связи между подлежащим и ска- зуемым.
3. Нарушение в построении предложения с несо- гласованным приложением.
4. Ошибка в построении предложения с одно- родными членами.
5. Неправильное построение предложения с дее- причастным оборотом.
6. Нарушение в построении предложения с при- частным оборотом.
7. Неправильное построение предложения с кос- венной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д

Ответ:
В предшествующей демоверсии в аналогичном задании необходимо было указать в ответе номер одного из 4-х предложений, в котором нарушена синтаксическая норма. В новой версии задания 5 предложений, и в каждом из них содержится грамматическая ошибка. Выпускнику необходимо выявить ошибки и понять их причину, затем установить соответствие, при этом в перечне ошибок предложено не 5 вариантов, а 7, что, безусловно, затрудняет выполнение задания. Чтобы выявить нарушенную норму и верно «поставить диагноз», нужно хорошо разобраться в том, что собой представляет каждая из семи позиций второго столбца задания.
Кодификатор фиксирует умения выпускников, в том числе и умение выполнять различные виды анализа:
• оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
• разграничивать варианты норм, преднамеренные нарушения языковых норм.
И при выполнении задания 25 (часть 2, сочинение-рассуждение) весьма важно умение «применять в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка» и «редактировать собственный текст».
Неудивительно, что задание № 7 экзаменационной работы отнесено к высокому уровню сложности. За его верное выполнение можно получить
5 из максимальных 55 первичных баллов.
В Спецификации сказано: «За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение».
Таким образом, для учеников важно приобрести умение увидеть ошибку (нарушение литературной нормы); умение исправить ошибку в сочинении; назвать вид ошибки из предложенного списка, выполняя задание № 7.
А для учителей еще более актуальной стала задача находить и использовать действенные методы и приемы, чтобы научить детей видеть ошибки и понимать причину, вызывающую их (задание № 7), а в сочинении – исправлять различные виды ошибок, т.е. редактировать собственный текст.
Для экспертов важно объективно оценить работу ученика.
Если приемы выявления ошибок, их причин, а также виды правки станут привычными, превратятся в устойчивый навык, то и выполнение рас- сматриваемого задания, и работа над языком сочи- нения-рассуждения будут более эффективными.
Рассмотрим более подробно, используя таблицы, типичные и частотные нарушения грамматических (синтаксических) норм по каждой из позиций правого столбца задания 7.
Нарушение связи
между подлежащим и сказуемым
1) между подлежащим-местоимением и сказуемым
№ Пример
с ошибкой Исправленный пример Вид ошибки
1.1 Кто из сестер вам об этом сказала?
Ничто, даже проливные дожди, не могли помешать состязаниям Кто из сестер вам об этом
сказал?
Ничто, даже проливные дожди, не могло помешать состязаниям Неправильное согласование подлежащего, выраженного местоимениями кто, никто, что, ничто,
и сказуемого
№ Пример
с ошибкой Исправленный пример Вид ошибки
1.2 Те, кто поехал на экскур- сию, остался очень доволен. Многие из тех, кто любит русский Север, стремится еще раз посетить Кижи Те, кто поехал на экскурсию, остались очень довольны. Многие из тех, кто любит русский Север, стремятся еще раз посетить Кижи Неправильное согласование подлежащего и сказуемого
в главной части СПП с кон- струкциями типа те, кто; многие из тех, кто; все, кто
2) между подлежащим с приложением и сказуемым
1.3 Пьеса «Вишневый сад» на- писан….
В газете «Московском ком- сомольце» опубликовано… Пьеса «Вишневый сад» напи- сана….
В газете «Московский комсо- молец» опубликовано… Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложе- ние – название художествен- ного произведения, периоди- ческого издания и др.
1.4 Улица Арбат расположен в центре Москвы.
Порт Ялта была закрыта. Озеро Байкал – самый глу- бокий в России Улица Арбат расположена в центре Москвы.
Порт Ялта был закрыт. Озеро Байкал – самое глубо- кое в России Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложе- ние – географическое назва- ниеНарушение норм управления
Таблица 2
Пример
с ошибкой Исправленный пример Вид ошибки
2.1 Превосходство перед со- перникомПревосходство над соперником
(над чем-либо, над кем-либо) Неправильный выбор предло- га зависимого слова
2.2 Разъяснение о смысле
указа Разъяснение (чего?) смысла
указа Неуместное использование предлога в беспредложной конструкции
2.3 Потребность средств для производства
Заведующий кафедрыПотребность (в чем?) в средс- твах для производства.
Заведующий (чем?) кафед- рой Неправильное употребление па- дежной формы зависимого слова
2.4 Согласно указания дирек- тора.
Вопреки прогнозов синоп- тиков.
Благодаря правильного лечения.
Ввиду сложностью мар- шрутаСогласно (чему?) указанию
директора.
Вопреки (чему?) прогнозам
синоптиков.
Благодаря (чему?) правиль- ному лечению.
Ввиду (чего?) сложности
маршрута Неправильное употребление падежной формы существи- тельного с предлогами благо- даря, согласно, вопреки, ввиду

Нарушение в построении предложений с однородными членами
Таблица 3
Пример
с ошибкой Исправленная ошибка Вид ошибки
3.1 Побывали не только в Москве, а также в Санкт- Петербурге. ... не только в Москве, но
и в Санкт-Петербурге Или Побывав в Москве, а также в Санкт-Петербурге Смешение компонентов двой- ных союзов – создание непра- вильной пары
3.2 Дополнительный мате- риал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов. Дополнительный материал я брал не только из учебной литературы, но и из газет и журналов Нарушение порядка слов в пред- ложении с двойным союзом. Каждая из частей двойного союза ставится перед соответс- твующим однородным членом
3.3 Встретить на улицах,
площадях, скверах ... на улицах, площадях, вскверахПропуск предлога в падежных формах, входящих в ряд однородных членов
3.4 В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия … представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии. (род. п.) Нарушение согласования в падеже обобщающего слова и членов однородного ряда
3.5 Необходимо снижение се- бестоимости продукции и улучшать качество то- варов.
Все были рады, счастливы и веселые Необходимо снижать себес- тоимость продукции и улуч- шать качество товаров.
Все были рады, счастливы и веселы Соединение в ряду однород- ных членов разных частей речи (сущ. и глагол); разных форм слова (например, совме- щение полной и краткой форм прил.)
3.6 Я хотел сказать о значе- нии спорта и почему я его люблю.
Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно работа- ют на уроке Я хотел сказать о значе- нии спорта и моей любви к нему.
Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и активно работающих… или
…учеников, которые стре- мятся к знаниям и активно работают… Неправильное оформление ряда однородных членов (на- пример, совмещение причас- тного оборота и придаточного предложения)
3.7 Говорили о том, как раз- водить и ухаживать за кроликами.
Мы любили и гордились по- этом Говорили о том, как раз- водить (кого?) кроликов и ухаживать
(за кем?) за ними.
Мы любили (кого?) поэта и гордились (кем?) им Нарушение в управлении об- щим зависимым словом при однородных членах (требуют- ся разные падежные формы зависимых слов)
3.8 Члены кооператива, стро- ящие свой дом и желая въехать в новые квартиры как можно раньше, решили устраивать воскресники Члены кооператива, строя- щие свой дом и желающие въехать в новые квартиры как можно раньше, решили устраивать воскресники Включение в однородный ряд причастного и деепричастного оборотов
Нарушение в построении предложений с причастным и деепричастным оборотами
1) с причастным оборотом
Таблица 4
Пример с ошибкой Исправленная ошибка Вид ошибки
4.1 Направляемые молодые специалисты быстро осва- иваются на местах Направляемые (кем?) ми- нистерством молодые спе- циалисты… Употребление причастия без необходимых зависи- мых слов (неполнота выра- жения)
4.2 Воздух был пропитан ост- рым запахом моря и жир- ными испарениями земли, незадолго до вечера смочен- ными дождем …испарениями земли, (ка- кой?) незадолго до вечера смоченной дождем Ошибочное согласование причастного оборота: (не- правильный выбор опреде- ляемого (опорного) слова)
4.3 Лес тянется с севера на юг, состоящий только из хвой- ных пород Лес, состоящий только из хвойных пород, тянется с севера на юг Отрыв причастного оборота от определяемого слова
4.4 Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас. Или: Родственники, приехавшие из Сибири, ос- тановились у нас Разрыв причастного обо- рота определяемым (опор- ным) словом
2) с деепричастным оборотом
4.5 Читая текст, возникает такое чувство… Когда читаешь текст, воз- никает такое чувство… Или: При чтении текста… Употребление деепричастно- го оборота вне связи с дейс- твием подлежащего
4.6 Приехав в Москву, ему
стало грустно. По приезде в Москву ему
стало грустно.
Или: Приехав в Москву, он загрустил Употребление деепричастно- го оборота в безличном пред- ложении (без инфинитива)
4.7 Слушая музыку, мне
трудно было не плакать Слушая музыку, трудно было не плакать Употребление деепричастно- го оборота в безличном пред- ложении (с инфинитивом), где есть косвенное указание на субъект действия
Пример с ошибкой Исправленная ошибка Вид ошибки
5.1 Как только перестал дождь, и мы отправились домой.
Он пишет то, что возму- щен этим случаем Как только перестал дождь,
мы отправились домой.
Он пишет, что возмущен этим случаем Неуместное употребление со- чинительного союза и.
Употребление избыточных соотносительных слов (указа- тельного местоимения, наре- чия) в главной части СПП
5.2 Автор пишет, что будто бы... что как он добился... Автор пишет, будто бы…
как он добился… Употребление рядом двух од- нозначных союзов
(но однако…, что будто бы…)
5.3 Преданность Гринева Ма- ше Мироновой проявилась в том, когда девушка была в руках злодеев, он спас ее Преданность Гринева Маше Мироновой проявилась в том, что, когда девушка была в руках злодеев, он спас ее Пропуск союза
5.4 Когда утром казаки вста- ли, Тарас удивился, когда увидел, что среди них не было АндрияКогда утром казаки встали, Тарас удивился, увидев, что среди них не было АндрияЗагромождение сложного предложения одинаковыми союзами
5.5 Для получения прибыли и чтобы компенсировать затраты на рекламу, из- дательство увеличило цену книги Чтобы получить прибыль и компенсировать затраты на рекламу, издательство увеличило цену книги Использование синтаксически неоднородных конструкций в качестве однородных
5.6 Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве Эта книга, которую я прочитал еще в детстве, научила меня ценить и ува- жать друзей Отрыв придаточного предло- жения от определяемого сло- ва в главной части сложной конструкции
5.7 Последний пример доказы- вает о том, что приобре- тение автомобиля слиш- ком ответственное дело. Чиновник разъяснил о
том, что клиент нару- шил инструкцию Последний пример доказы- вает, что приобретение ав- томобиля слишком ответс- твенное дело.
Чиновник разъяснил, что клиент нарушил инструк- циюНеуместное употребление указательного слова при пос- троении СПП и нарушение правильного глагольного уп- равления: доказывает (что?); разъяснил (что?)
5.8 Президент фонда резко сказал оппонентам, что как вы можете не заме- чать… Президент фонда резко ска- зал оппонентам, что они не замечают… Смешение прямой и косвен- ной речи в СПП с придаточ- ным изъяснительным

Нарушение в построении сложноподчиненных предложений
Таблица
5.1 Как только перестал дождь, и мы отправились домой.
Он пишет то, что возму- щен этим случаем Как только перестал дождь,
мы отправились домой.
Он пишет, что возмущен этим случаем Неуместное употребление со- чинительного союза и.
Употребление избыточных соотносительных слов (указа- тельного местоимения, наре- чия) в главной части СПП
5.2 Автор пишет, что будто бы... что как он добился... Автор пишет, будто бы…
как он добился… Употребление рядом двух од- нозначных союзов
(но однако…, что будто бы…)
5.3 Преданность Гринева Ма- ше Мироновой проявилась в том, когда девушка была в руках злодеев, он спас ее Преданность Гринева Маше Мироновой проявилась в том, что, когда девушка была в руках злодеев, он спас ее Пропуск союза
5.4 Когда утром казаки вста- ли, Тарас удивился, когда увидел, что среди них не было АндрияКогда утром казаки встали, Тарас удивился, увидев, что среди них не было АндрияЗагромождение сложного предложения одинаковыми союзами
5.5 Для получения прибыли и чтобы компенсировать затраты на рекламу, из- дательство увеличило цену книги Чтобы получить прибыль и компенсировать затраты на рекламу, издательство увеличило цену книги Использование синтаксически неоднородных конструкций в качестве однородных
5.6 Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве Эта книга, которую я прочитал еще в детстве, научила меня ценить и ува- жать друзей Отрыв придаточного предло- жения от определяемого сло- ва в главной части сложной конструкции
5.7 Последний пример доказы- вает о том, что приобре- тение автомобиля слиш- ком ответственное дело. Чиновник разъяснил о
том, что клиент нару- шил инструкцию Последний пример доказы- вает, что приобретение ав- томобиля слишком ответс- твенное дело.
Чиновник разъяснил, что клиент нарушил инструк- циюНеуместное употребление указательного слова при пос- троении СПП и нарушение правильного глагольного уп- равления: доказывает (что?); разъяснил (что?)
5.8 Президент фонда резко сказал оппонентам, что как вы можете не заме- чать… Президент фонда резко ска- зал оппонентам, что они не замечают… Смешение прямой и косвен- ной речи в СПП с придаточ- ным изъяснительным