Тема:Как изменяются прилагательные мужского и среднего рода (5 класс)
Поурочный план.
Тема: Как изменяются прилагательное мужского и среднего рода.
Цели:
1.Образовательная: Повторить, обобщать знания учащихся по пройденному материалу. Закреплять знания об имени прилагательном, уметь составлять с ними предложения и склонять прилагательные мужского, среднего рода.
2.Воспитательная: Формирование личности ученика, повышение их активности, воспитывать трудолюбию, дружбе. Привить любовь к искусству.
3.Развивающая: Развивать познавательную деятельность учащихся, повысить их активность, интерес к изучению русского языка, прочность и глубину знаний, развивать логическое мышление.
Тип урока: Комбинированный урок.
Метод: Использование игровых элементов, упражнений частично поискового характера, разноуровневые задания.
Наглядности:
Картины: пейзаж, натюрморт, портрет.
Таблицы.
Плакат с игрой.
Карточки с заданиями.
Технические средства:
Видеопроектор.
Организационный момент. Дежурный (диалог с учителем)
Опрос домашнего задания 1.Плакат с игрой. «Зажги звезду»
А) Имя прилагательное – это…
Б) Для чего нужны имена прилагательные.
В) Сколько падежей в русском языке. Назови их.
Г) Склонение имен прилагательных женского рода.
Е) Окончание прилагательных в среднем роде.
Ж) Окончание прилагательных в мужском роде.
З) Окончание прилагательных в женском роде.
2.Вопросы по пройденному материалу
3. Новая тема: Как изменяются имена прилагательные мужского и среднего рода.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы прошли, как изменяются имена прилагательные женского рода. Сегодня наша новая тема, как изменяются имена прилагательные мужского и среднего рода.
Открыли тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока.
Показ видеопроектром.
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода.
Мужской род Средний род
И. какой? голубой (цвет) И. какое? голубое (небо)
Р. какого? голубого (цвета) Р. какого? голубого (неба)
Д. какому? голубому (цвету) Д. какому? голубому (небу)
В. какой? голубой (цвет) В. какое? голубое (небо)
Т. каким? голубым? (цветом) Т. каким? голубым (небом)
П. (о) каком? (о) голубом (цвете) П. (о) каком? (о) голубом (небе)
Окончания прилагательных в мужском и среднем роде при склонении совпадают во всех падежах, кроме именительного и винительного.
Прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже единственного числа имеют окончание –ым, (-им), а в предложном - -ом (-ем). Теплым вечером (вечером каким? м.р., Т.п.). О теплом лете ( о лете каком? Ср.р., П.п.).
4.Закрепление.
Учитель: Открыли учебники. Лексическая тема нашего урока: Живопись – «писание живого».
Чтение текста.
Словарная работа: холст, каркас, мольберт, палитра.
Вопросы по тексту.
Упражнение 3.
Просклоняйте словосочетания известный художник, известная картина, известное произведение. ( 3 ученика выполняют задание у доски)
Теперь давайте поиграем в игру «изучаем языки» . Я вам читаю на русском вы переводите на казахский, если читаю на казахском вы переводите на русский. Начали игру.
По – казахски, например
Овощи – көкөіністер.
Что за беленький крепыши:
Кабачок созрел – кәдіш
Ярко красный, словно мак
Помидорчик – қызанақ.
Фиолетовый банан?
Нет, боялды – баклажан.
Сорок шуб ее наряд
Вот капуста – қырыққабат.
На родной язык на наш
Дерево переведем – ағаш.
Гроздьев красные дробины
От шетен ағаш рябины
Шумит листвою исполин
Береза белая – қайың.
Что за чудный запах был,
Цвела черемуха – мойыл.
Познакомьтесь, балалар
Птица, птицы – құс, құстар.
Будто бы воздушный шар
В небо сокол взмыл – сұңқар.
Крошек много, Налетай!
Крикнул воробей – торғай.
Домик – глиняный шалаш
Ласточка в ней – қарлығаш.
Назовите ребята прилагательное плюс существительное.
Упражнение 4.
Стихотворение Г.Гладкова.
Выразительное чтение.
Словарная работа: пейзаж, натюрморт, портрет.
Разноуровневые задания.
I.уровень
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите число, род и падеж прилагательных.
Бел... иней, снежн... равнина, в больш... графине, в старинн... плаще, перед художествен... фильмом, с больш... вниманием.
II.уровень
Составить кластеры к словам: пейзаж, натюрморт, портрет.
белый иней
снежная равнина Пейзаж пшеничное поле
голубое небо
хрустальная ваза
огромный торт Натюрморт желтая груша
большой графин
отважный летчик
красивая балерина Портрет маленький принц
III.уровень
Собрать зайца, отвечая на вопросы в карточках.
А) (какой?) зверек живет в лесу.
Б) У него (какая?) голова, (какие?) уши.
В) Передние лапы (какие?)
Г) (какой?) хвост у этого зверька.
Д) (какие?) лапы у него длинные.
2. Составить рассказ про зайца.
А теперь ребята, давайте отдохнем и отгадаем кроссворд.
П у ш к и н
Р е б я т а
И с т о р и я
Л е г к и й
А р и н а
Г н о м А б а й Т е о р е м а
Е г о Л е к а р с т в о
Ь Н е б о О б л а к о
Е р е в а н
Великий руский поэт А.С.
Так называется детская газета «Дружные ...»
Наука, изучающая прошлое человечества.
Антоним слова тяжелый.
Имя няни А.С.Пушкина
С кем дружила Белоснежка из сказки.
Его бабушку звали Зере.
Что нужно доказывать в математике.
Родительный падеж местоимения он.
Обо мне ты вспоминаешь, если только захвораешь.
Разделительный знак.
Пространство над землей.
По небу оно плывет, не боясь, что упадет.
Столица Армении.
Учитель: Молодцы! Какое слово у нас получилось?
Ученики: Прилагательное.
Учитель: Что же мы знаем об имени прилагательном?
Ученики: Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам. Окончания прилагательных в мужском и среднем роде совпадают во всех падежах, кроме именительного и винительного.
Имена прилагательные зависят от существительных: ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся. В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми.
5.Задание на дом.
Упаржнение 7. Спишите словосочетания, определите падеж прилагательных, выделите окончания. С несколькими словосочетаниями составьте предложения.
Упражнение 10. Отгадайте загадки. Назовите в них прилагательные.
6.Оценки за урок.