Искусство ручного ткачества урок по технологии (7 класс)
Тема: Искусство ручного ткачества.
Цели урока:
Образовательная: ознакомить с искусством ковроткачества, обучит приемам нетканого гобелена; продолжить формирование умения пользоваться инструкционной картой.
Развивающая: продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса; совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля и самоконтроля; развивать самостоятельность.
Воспитательная: продолжить воспитание аккуратности, желания создавать эстетичные изделия.
Межпредметные связи: история, изобразительное искусство.
Оборудование: компьютер, проектор, ножницы, нитки шерстяные, крючок.
Ход занятия
1.Организационно-подготовительный этап
Приветствие. Проверка явки учащихся на занятие, их готовности к уроку. Активизация учащихся. Формулировка темы, целей урока. Постановка перед учащимися учебной задачи.
Сегодня вы познакомитесь с новым видом декоративно-прикладного искусства – ковроткачеством. Вы узнаете об истории, различных техниках, инструментах, и самое главное – научитесь технологии одного из видов нетканого гобелена.
2.Формирование новых знаний
Теоретические сведения: история возникновения, виды ковроткачества; основы цветовой грамоты; материалы и инструменты.
Перед каждой из вас стоит задача: сделать образец, выполненный в этой необычной технике.
Демонстрация презентации « Ручное ткачество»
Сегодня распространение получило такое направление в искусстве текстиля, как нетканый гобелен. С одной стороны, это упрощенный быстрый способ создания изделия, которое внешне кажется сотканным. С другой стороны, собственно нетканый гобелен имеет много достоинств. Процесс создания нетканого гобелена близок к живописи: художник выкладывает свой рисунок цветным волокном или шерстяной нитью различных оттенков. Техника изготовления нетканых гобеленов позволяет создавать оригинальные произведения декоративно-прикладного искусства необыкновенной динамичности и красоты. Нетканый гобелен, в отличие от традиционного, не связан с процессом ткачества, а лишь имитирует его, так как не имеет основного признака гобелена – тканого исполнения изображения. Техника нетканого гобелена менее трудоемкая, чем техника тканого. Но подойти к выполнению, даже небольшого изделия, надо ответственно, ведь от этого во многом зависит конечный результат всей работы.
Различные техники нетканого гобелена
Плоскостная техника. По контурному рисунку цветка наклеивают черную шерстяную нить, а затем заполняют «окошки» цветными нитями в соответствии с эскизом.
Фактурно-рельефная техника. Вывязывают крючком цепочки из воздушных петель, проглаживают утюгом, приклеивают по рисунку. Затем нарезают пряжу соответствующих цветов мелкими отрезками, покрывают клеем ПВА фон композиции и плотно закрывают фон нарезанной пряжей .Объемная техника. Эта техника более трудоемкая и требует определенного навыка работы с пряжей. Вначале приклеивают в нужном направлении цветные нити на фон (применение плоскостной техники). Затем на линейку наматывают пряжу, снимают, перехватывают посередине пучка такой же ниткой и завязывают. Пучок может быть как ворсовым, так и махровым. Такой пучок должен иметь два длинных «хвостика», которые будут убираться с помощью крючка на изнаночную сторону работы. Пучков должно быть много для большей плотности работы.
В соответствии с задуманной композицией цветными пучками заполняются «пустоты» самого цветка. Расстояние между пучками 1-1,5 см. С изнаночной стороны «хвостики» связывают между собой. Когда работа выполнена, с помощью парикмахерских или очень острых ножниц выравнивают поверхность гобелена. Готовые нетканые мини-гобелены помещают в деревянные рамы. Изделия служат для украшения интерьера помещения.
3. Практическая работа. Инструктаж по выполнению работы по технологической карте. Показ приемов роботы. Техника безопасности
Работа с ножницами.
1. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленные от себя.
2. Передавать и переносить ножницы колечками вперед, и с сомкнутыми лезвиями.
3. Не оставлять ножницы около подвижных частей машины.
Работа с крючком
1. Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком.
2. Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в определенном месте. Санитарно-гигиенические правила. Не работайте при плохом освещении. Свет должен падать слева. Рекомендуется делать перерывы в работе не реже, чем через каждые 1,5 часа, так как устают пальцы и утомляются глаза.
Индивидуальная работа учащихся: выполнение практического задания по технологической карте. Самоконтроль.
4. Контроль и рефлексия. Анализ учителем ошибок и недочетов. Самооценка учащихся.
Подведение итогов. Умение делать вещи своими руками – совершенно особая область творчества. Этому занятию с удовольствием посвящают многие часы, а результаты приносят особое удовлетворение. Уроки технологии по рукоделию помогут вам не только освоить технику вышивания, вязания и др., но и дадут новый импульс вашему воображению. Познакомившись с миром домашнего рукоделия, вы иначе будете вглядываться в окружающий вас мир. Живая природа вокруг вас – листья, цветы деревья – станет источником вдохновения. Связав свой первый свитер, сшив первую вещь или соткав коврик, вы по-новому ощутите красоту ниток, пряжи и ткани. Рукоделие – это особый род живописи с помощью иглы, спиц или крючка.
5. Подведение итогов. Демонстрация лучших изделий. Выставление оценок.
6. Уборка рабочих мест. Задание на дом.
Приложение №1
Технологическая карта. Нетканый ворсовый мини-ковер
1. Разработать эскиз изделия. Выполнить эскиз в цвете.
2. Подготовить основу будущего изделия: крючком связать по схеме образец.
Воздушная петля
Столбик с накидом 4. Подобрать шерстяные нити нужных цветов и нарезать длиной 5 см.
5. Заполнить рисунок ворсом, применяя объемную технику:
свернуть нить (5см) пополам, пропустить крючок через стеночку ячейки основы, захватить крючком середину нити, вытянуть петлю через стенку ячейки, в образовавшуюся петлю пропустить оба конца нити, затянуть.
6. Оформить готовую работу бахромой !!! Вводить крючок можно как в горизонтальные, так и в вертикальные стенки ячеек.
Приложение №2
История ковроткачества
В наше время высоких технологических решений и возможностей производства, когда, при минимальных затратах человеческого труда, с конвейеров фабрик сходят десятки и сотни метров ковровых покрытий, сложно себе представить процесс изготовления ковра сотканного вручную. Плетение ковров возникло испокон веков, когда человек обустраивал свое жилище. Из поколения в поколение передавались секреты мастерства. Сегодня ковер ручной работы воспринимается не только как предмет роскоши, но и как настоящие произведение искусства. Это вещь, которая по-прежнему кружит головы обладателям утонченного вкуса, желающим и в прямом, и в переносном смысле слова, обогатить интерьеры своих квартир и домов шедеврами, - коврами сотканными вручную.
Ковёр — плотное тканое изделие из пряжи различного рода (или синтетическая его имитация), употребляемое для покрытия полов, стен, иногда других поверхностей в помещении (столов, диванов и т. п.) в декоративных или утеплительных целях
Ковер способен создать атмосферу уюта и комфорта в пустом и необжитом доме, представительский вид в кабинете или офисе. Можно бесконечно перечислять преимущества ковра ручной работы. Это, благоприятный микроклимат в вашем доме. Высококачественная шерсть имеет свойство вбирать излишки влаги из воздуха, а в случае, если воздух слишком сухой, восполнять ее недостачу, именно поэтому шерстяные ковры являются регулятором влажности в вашем доме, создавая и поддерживая здоровый, сбалансированный и уютный микроклимат. Прекрасный теплоизолятор. Он позволяет сократить до 10% расходы на обогрев помещения. Ковер является великолепным звукоизолятором. Акустические волны поглощаются в его волокнах в десять раз лучше, чем твердым полом (а также стенами). Гулкие звуки явно не способствуют – ни работе, ни отдыху. Да и просто приятно пройтись босыми ногами по теплому пушистому ворсу ковра.
Самые первые попытки украсить свои жилища коврами предпринимались ещё во времена первобытно- общинного строя, когда шкуры, брошенные на земляной пол, являлись прекрасными подстилками, на которых можно сидеть или спать. Однако этим «природным» коврам было очень далеко до рукотворных экземпляров, которые использовались кочевниками Центральной Азии. С первых веков нашей эры искусство кочевников стало постепенно проникать на Запад через Великий шелковый путь, и в Средние века европейцы стали использовать ковры в своем интерьере. Залы средневековых замков перед приездом хозяев затягивались тяжелой тканью и украшались длинными лентами ковров. Ковры всегда считались особой деталью интерьера и выполняли не только утилитарные, но и декоративные функции, являясь наглядным показателем благосостояние своего владельца
Искусство ковроткачества началось более чем две с половиной тысячи лет назад.
Самый древний из ковров, дошедших до нас, был соткан предположительно более двух тысяч лет назад! Плотное ворсовое полотно с изображением оленей, птиц и коней было найдено во время раскопок царского могильного кургана в 1949 году. Эта находка свидетельствует об уникальном факте: спустя столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений! Сегодня этот шедевр веков украшает коллекцию Эрмитажа.
Для Востока ковер – это и мебель, и обои, и знак достатка. Уровень благосостояния человека на Древнем Востоке определяли по качеству имеющихся в его доме ковров. В богатом доме всегда должно быть много ковров, причем самого высокого качества.
Что касается орнаментальных мотивов и сюжетов восточных ковров, то это - квинтэссенция восточных традиций и исламской культуры. Сегодня в коврах нашли отражение не только антикварные мотивы, но барокко, ампир, рококо, классицизм, модерн и современные стили стали появляться на поверхности ковра. Рисунок ковров ручной работы никогда не бывает случайным. В выборе и расположении определенных элементов узора стоят вековые традиции, талант и замысел мастера. В каждом орнаменте зашифрован определенный смысл. В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями, в тонкой ювелирной вязи, в мозаичном узоре можно прочесть пословицы, легенды, пожелания будущему владельцу.
С середины XVI века Восток (Персия, Индия, Китай) снабжал коврами многие королевские дворы и аристократические дома Европы. Одна только Франция тратила на закупку ковров столько средств, что это стало существенно подрывать ее экономику. Генрих IV даже основал собственное ковровое производство, чтобы хоть как-то остановить отток денег из французской казны в Азию.
На коллекционировании ковров ручной работы были помешаны французский король Людовик XIV и польский – Сигизмунд. А в конце XIX века ажиотаж стал массовым. За восточными коврами снаряжались торговые экспедиции.
Секрет великолепия восточных ковров ручной работы заключен в выборе материала, сочетании цветов, красоте дизайна и превосходном качестве изделий. Ковры ручной работы считаются не только предметами обихода, но и произведениями искусства.
Ковры на Востоке ткут все и всюду: отдельные семьи, старинные ремесленные династии и большие фабрики.
В XII в. в Испании началось собственное производство ворсовых ковров - здешние ткачи ввели в употребление так называемый испанский узел, который, как полагают, был заимствован у турок, а может быть и у коптов. Расцвет испанского ковроткачества пришелся на XIII в., а с XVI в. - с началом нашествия мавров - это искусство пришло в упадок, и с этого времени в Испании перестали делать оригинальные ковры, предпочитая копировать турецкие, а позже и западноевропейские образцы.
Ковроткачество развивалось также в Польше и Румынии, при этом поляки придумали свой собственный стиль, отличающийся от турецких образцов. В странах Балтии восточные ковры появились в XV в., а к XVII столетию их производство было налажено в Швеции - здесь местный стиль ковроткачества сложился под влиянием турецких и испанских мастеров.
В 1601 г. французский король Анри IV создал комиссию, которая должна была основать в Лувре мастерскую для производства «ковров в стиле персидском и левантийском».В 1627 г. такое производство основал мастер Дюпон, и на нем приступили к изготовлению ковров, которые получили название савойских. вскоре савойские ковры прославились по всей Европе, а в 1662 г. мастерская Дюпона была слита с мануфактурой братьев Гобелен, занимавшихся изготовлением полотен по имени мастера.В 1665 г. Королевский патент на изготовление ковров получил мастер Кольбер из Абуссона - в его мастерской начали копировать ковры по присланным из Парижа образцам. С 1743 г. мастерская перешла к производству небольших ковров с коротким ворсом на горизонтальной основе - более простых и дешевых, чем савойские, а значит, доступные более широкому кругу покупателей. Правда, мастерская в Абуссоне не выдержала конкуренции с еще более дешевыми английскими коврами, сотканными механическим способом, и просуществовала только до 1870 г. В 1750 г. в Англии появились мастера-гугеноты, бежавшие сюда из охваченной религиозными войнами Франции. Одним из них был специалист по коврам по имени Паризо, который под патронажем герцога Кумберленда основал мастерскую, где было занято до ста рабочих.
В 1754 г, мастерскую Паризо посетил ткач из Девона по имени Томас Уитти, и увиденное здесь вдохновило его на создание собственной мастерской. Ковроткачество в Англии начало развиваться настолько бурно, что уже в 1756 г. Королевское общество изящных искусств учредило ежегодный приз «за лучший турецкий ковер, сотканный в Британии».
Производство ковров в Уилтоне началось в середине XVIII в. под патронажем графа Пембрука. Здесь освоили ковры с петельчатым ворсом - нити ковра сплетали в виде петель, которые затем разрезались - stroydeviz.ru. Такие ковры были дешевле, а производить их было проще, чем обычные ворсовые. В тот же период производство ковров началось в Киддерминстере, который очень скоро стал одним из крупнейших центров европейского ковроткачества. В последней четверти XVIII в. появились первые ковроткацкие станки, также рассчитанные на производство ковров с петельчатым ворсом. Дальнейшее развитие этот процесс получил в 1825 г. с изобретением так называемого жаккардовского станка, позволившего поднимать и обрезать петли механическим способом. На так называемых брюссельских коврах количество петель на 2,5 см достигало восьми, а на уилтонских - десяти. В 1839 г. были запатентованы так называемые эксминстерские ковры - в них отдельно сплетенный ворс прикреплялся вручную к основе, и ковер, таким образом, состоял из двух отдельных частей. Эксминстерские ковры были достаточно дешевыми, но и столь же непрочными, поскольку ворс на них очень часто отслаивался от основы. Заметим, что географические термины - эксминстерский, уилтонский, брюссельский - относятся скорее не к месту производства ковров, а к способу плетения узлов и качеству.
В Китае производство ворсовых ковров началось, скорее всего, не ранее чем в конце XVII в. Дело в том, что ковроткачество здесь традиционно считалось «низким» искусством и, кроме того, в Китае не было собственной шерстяной пряжи - stroydeviz.ru. Известно, что старинные китайские ковры ткались из шелка. Правда, еще в 1262 г. 8 монгольском городе Каркорум была основана мастерская, которая поставляла ковры ко двору китайского императора. В большинстве же китайских домов на полулежали грубые циновки, сплетенные из растительных волокон и раскрашенные красками. Когда в Китае приступили наконец к производству собственных ковров, установилась традиция делать их узоры не декоративными, а смысловыми, имеющими или символическое значение, или непосредственное отношение к заказчику. Современные китайские ковры производятся из привозной шерсти и зачастую они промываются кислотами, что придает им вид «шелковых». Узоры современных китайских ковров перестали быть символическими и выдерживаются в традиционном европейском стиле.
Ковры в истории и сказаниях
Экскурс в ковровую историю.
Ковроделие у разных народов известно с глубокой древности, и изначально оно было связано с ручным ткачеством. Первый сохранившийся до наших дней восточный ковёр, ровесник персидской державы Ахменидов, был создан 2400–2500 лет назад. Украшающий сейчас коллекцию Эрмитажа, он был найден археологами на Алтае во время раскопок усыпальниц Пазырыкских курганов в 1949 году. Плотное шерстяное ворсовое полотно с изображением оленей, грифов и коней, прекрасно сохранившееся в условиях вечной мерзлоты, оказалось иранского происхождения. Благодаря этой находке стало очевидным, что спустя тысячелетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений.
Изначально ковер выполнял исключительно практические функции: восточные кочевники придумали ткать плотные шерстяные полотна, чтобы иметь возможность быстро создать дом. Легкий, теплый, компактно сворачиваемый, он был очень удобен при перевозке и прекрасно защищал жилище от ветра и песка. Среди ученых бытует мнение, что трансформация полотна сугубо практического назначения в произведение искусства началось позднее, когда кочевники перешли к оседлому образу жизни. В процессе ткачества отрабатывались различные приемы ковроделия, которые в каждом регионе сложились в традицию. Но родиной восточных ковров по праву считается Персия. О персидских коврах слагались легенды, приумножавшие их славу. Впрочем, свои предания о коврах-самолетах и об искусстве ткачих есть у каждого народа.
Были и сказания.
Более двух тысячелетий назад Персия (ныне Иран) стала центром коврового производства, подняв ковроткачество на высочайший художественный уровень. С тех пор ковры в Иране ткут всюду, а секреты мастерства передают из поколения в поколение, от матери к дочери. Изначально ковры ткали на дому, для личного пользования или в подарок. Только в III веке н. э. в мастерских и мануфактурах Персии началось производство на продажу. Для Востока ковер – это и мебель, и обои, и знак достатка. «Дом начинается там, где расстелен ковер». Уровень благосостояния человека определяли по качеству имеющихся в его доме ковров. В богатом доме их должно быть много, причем самых лучших.
Весенний ковер.
Древняя легенда сохранила для нас рассказ об одном из первых шедевров персидского ковроткачества – «Весеннем ковре» царя Хосрова I, сплетенном в 527 году н.э. для тронного зала правителя Персии. Его создавали в честь победы персов над римлянами и завоевания Аравийского полуострова. Мастера назвали его «Весенний ковер». Рисунок ковра представлял собой великолепное изображение цветущего сада почти в натуральную величину – ковер был гигантским: 122 метра в длину, 30 метров в ширину. Расшитый драгоценными камнями, затканный золотыми и серебряными нитями, он весил несколько тонн. Говорят, Хосров I любил в одиночестве гулять по «дорожкам» этого «сада».
Вот как описывает это произведение искусства арабский историк: «По краям были изображены прекрасные цветы, вытканные голубыми, красными, желтыми и зелеными нитями и самоцветами, нити из золота изображали землю, течение вод было передано прозрачными драгоценными камнями. Из самоцветов были в этом саду и плоды на деревьях, а сами деревья были вытканы шелком».
«Весенний ковер» радовал глаз персидских царей чуть более ста лет, пока в 641 году Персию не захватили арабы. Тогда «Весенний ковер» бесследно исчез.
Вместе с арабами в Персию пришел ислам. С ковров исчезли изображения животных – творений Аллаха, а в геометрический и растительный орнамент добавилась исламская символика. Ковер превратился в тканое продолжение Корана. Золотым веком персидского ковроткачества стала эпоха Сефевидов (династия шейхов, правившая в Иране в 1501-1736 гг). В городе Исфахан, который в XV веке был столицей Персии, в 1499 году была создана первая царская ковровая мастерская. Религиозный запрет на изображение животных и птиц был снят, производство ковров превратилось в один из основных источников дохода казны.
С середины XVI века европейские королевские дворы и аристократические дома стали тратить баснословные деньги на покупку персидских ковров. Чтобы хоть как-то остановить отток денег из французской казны в Азию, Генрих IV даже основал собственное ковровое производство. Демократичным товаром настоящие восточные изделия не могут быть по определению, но в конце XIX века персидские ковры шли нарасхват уже и у простых европейцев. Ковры из Ирана востребованы и по сей день, они занимают второе место после нефти в экспортном списке государства. Каждый пятый житель страны зарабатывает себе на жизнь, производя или продавая ковры. Торговлей заняты мужчины, а ткут ковры по-прежнему женщины.
Притча о ткачихе.
В одной бедной семье младшая дочь решила соткать ковер. У нее не было цветной пряжи, и она выплетала узор из обыкновенных серых ниток. Хоть и кропотливо были вытканы пастбище, овцы, солнце, но они оставались невидимыми на однотонном фоне ковра. Когда работа была закончена, ковер стал жаловаться на свою горькую судьбу. Барашки требовали, чтобы ткачиха отдала их прекрасному руну черноту своих кос, луга покушались на зелень ее глаз, солнце – на нежный румянец ее щек. Отдала юная ткачиха всю свою красоту ковру, стала бесцветной. А ковер налился небывало сочными красками и принес семье почет и достаток.
В этой грустной легенде есть правда. И в жизни на больших городских мануфактурах, в горных деревушках, в лагерях кочевников ткачихами становились девочки. Детство юных мастериц с проворными пальцами, внимательными глазами проходило за ковровой рамой. Терпением им приходилось запасаться на всю жизнь. Научившись ремеслу под присмотром матери, искусная ковровщица превращалась в главный и неплохой источник дохода для своей семьи и до самой смерти не отходила от станка. В прошлом столетии пряжу стали красить дешевыми и яркими синтетическими красками , однако в целом технологический процесс ковроткачества по сию пору остаетсяся неизменным. Так что по-прежнему у мастериц тускнеет зрение, бледнеет румянец, выцветают косы.