Сценарий урока Нравственно-патриотическое воспитание на уроках биологии (9 класс)
Урок для 9 класса на тему:
«Нравственно-патриотическое воспитание на уроках биологии»
,
Проблемы патриотического воспитания в связи с изменением нравственных ориентиров общества определяют актуальность моей работы. Нравственно - патриотического воспитание детей старшего школьного возраста должно обрести новые характеристики и подходы к решению, как основная часть целостного подхода социальной адаптации жизненного самоопределения и становления личности. Особое место в воспитании у учащихся чувства Родины занимает семья, его отношение к родным и близким: матери, отцу, дедушке и бабушке. Метод построения генеалогического древа является самым эффективным методом нравственно-патриотического воспитания учащихся.
Основные идеи автора: в соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности, что требует пересмотра традиционных методов обучения и воспитания. Новая система требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление обучающихся. Одним из таких методов является коучинг. В его основе лежит постановка цели и максимально быстрое ее достижение путем мобилизации внутреннего потенциала, развитие и совершенствование необходимых способностей и навыков. Цель коучинга в обучении – помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерения самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате – достигать желаемых результатов. На уроке - коучинга преподаватель создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала учащихся для достижения им значимых для него целей в оптимальные сроки.
Цели урока:
Закрепить и углубить знания генетических закономерностей.
Познакомить учащихся с генеалогическим методом изучения родословных, научиться составлять и анализировать родословные, сформировать знания об особенностях генеалогического метода как одного из основных методов изучения наследственности человека; охарактеризовать значение генетики для человеческого общества, и применять знания на практике.
Расширить знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
Научить учащихся находить подтверждение передачи признаков по наследству, продолжать формировать умение работать с научной информацией.
Развивать связную монологическую речь, способствовать развитию приёмов умственной деятельности, совершенствовать умение применять исследовательские методы в практической деятельности, развивать интеллектуальные и творческие способности.
Развитие патриотического отношения.
Задачи:
Образовательные:
Обеспечить в ходе урока повторение основных понятий, теорий, фактов связанных с темой урока;
Закрепить общеучебные умения и навыки критического восприятия информации;
Создать условия для усвоения учащимися научных фактов о родословных.
Формировать устойчивый познавательный интерес к изучению жизни великих людей, прошлого своей семьи, уважение к предкам, воспитывать самостоятельность и стремление к познанию нового.
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки, умение работать с различными источниками информации, самостоятельность, критическое мышление через проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии;
Формировать умение сопоставлять факты и делать выводы;
Развивать познавательный интерес и эмоции учащихся.
Воспитательные:
Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, развивать коммуникативные навыки: терпимость, способность прислушиваться к мнению окружающих, признавать множественность подходов к решению проблемы;
Обеспечить гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей.
Методы: словесные, наглядные, практические, поисковые, объяснительно - иллюстративные.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Средства обучения: электронная презентация (в программе Power Point) по теме «Генеалогия как метод изучения наследственности », компьютер, интерактивная доска, Схема «Цикличность творчества Пушкина А.С, произведения А.С.Пушкина «Арап Петра Великого», «Моя родословная», «В планах повести о стрельце», поэма «Езерский».
Урок предназначен для 10 класса в профильном классе
Сценарий урока
1.Вступление
Приветствие класса.
Урок мы начнем с фразы А. С.Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Вопросы для учеников. Как вы понимаете слово «ПРЕДКИ»? До каково поколения вам известна информация о родственниках?
2. Изучение нового материала
Тема нашего урока «Генеалогия как метод изучения наследственности» Запишите тему урока. У каждого человека есть свои корни – это наши предки, родители, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки. Что вы знаете о них? Отразите ваши знания о ваших родственниках на шкале от1-10
ни чего не знаю знаю
__________________________________________
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Какие у вас получились результаты?
Зачем нам знать свою родословную?
Запишите каждый свой ответ на это вопрос.
Чего вы хотите достичь при изучении данной темы?
Что лично каждый хочет узнать сегодня на уроке о генеалогии? - ответ учащихся записывают в тетрадь, а жалеющие его озвучивают.
То, что вы записали в тетрадь, и будет индивидуальной целью каждого учащегося на уроке, а на шкале это будет цифра 10.
2.1. Повышение мотивации учащихся через открытые вопросы.
Насколько от вас зависит достижения поставленной цели?
Почему эта цель важна для тебя?
Как ты поймешь, что цель достигнута? Как ты достигнешь своей цели?
Какие конкурентные шаги ты должен предпринять для достижения цели?
Какие ресурсы нужно привлечь для достижения твоей цели?
На данный момент, каким источником (учебник, интернет, телефон, для связи с родителями, учитель) вы можете воспользоваться?
Каждый учащийся пусть выберет тот ресурс, который ему возможен сейчас.
2.2. Учащиеся делятся полученной информацией.
Какую информацию вы нашли в учебнике?
Ответ учащихся. Генеалогический метод основан на прослеживании какого-либо нормального или патологического признака в ряде поколений, с указанием родственных связей между членами родословной. Другими словами, генеалогический метод – это изучение наследственных признаков человека по родословной. Благодаря генеалогическому методу удаётся проследить менделевское расщепление и независимое комбинирование признаков в потомстве, получить сведения по аллелизму. 1865 Ф. Гальтоном предложил генеалогический метод для изучения генетики человека. Тип наследования заболевания:
1. Аутосомно-доминантный
2. Аутосомно - рецессивный;
3. Рецессивный сцепленный с полом;
4. Доминантный сцепленный с полом;
5. Сцепленный с У - хромосомой;
6. Цитоплазматическая наследственность
Какую информацию вы нашли в интернете?
Ответ учащихся. 1931 Г. Юстон ввел систему обозначения родословной и термины: генеалогия, педигри. пробанд, сибсы, инбридинг.
Учитель. Термины и обозначения записываем в тетрадь.
Ответ учащихся. Основными источниками генеалогического исследования являются метрические книги, ревизские сказки и исповедные росписи. Метрические книги - это книги регистрации рождений, браков и смертей, которые вёл священник по своему приходу.Ревизские сказки - документы переписей податного населения России, составлявшиеся с целью учёта людей, которые должны были платить налоги государству. Исповедные ведомости - это посемейные списки прихожан, которые были у исповеди. Составлялись священником ежегодно.
Благодаря тому, что в прежнее время представители знати, особенно принадлежащие к правящим династиям, очень внимательно относились к своим родословным, сохранили портреты своих предков, удалось установить характер наследования некоторых признаков у человека.
Примером может служить так называемая «Габсбургская» (выдающаяся вперед) челюсть и отвисающая нижняя губа прослеженная на протяжении нескольких веков у представителей австрийского рода королевской фамилии. Их портреты выставлены в Венской картиной галерее.
Когда в Шрюберинском соборе открыли гробницу рыцаря Джона Тальбот, много лет погибшего на поле битвы, то обнаружили на кисти срощение фаланг первого и второго пальцев, то есть Джон Тальбот страдал симфалангией. Этот признак, унаследованный от прародителя, наблюдался во всех 14 поколениях его потомков. Так было установлено, что симфалангия наследуется как доминантный признак, так как проявляется в каждом поколении.
Наследование гемофилии иллюстрирует родословная потомков английской королевы Виктории.
Что вы узнали от родственников?
При желании учащихся они делятся информацией. Учитель, обращает внимание, как эта информация сочетается с целью учащихся, поставленной в начале урока, и какой фенотип интересен для изучения.
3. Рефлексия.
Учитель ведет беседу с учащимися через открытые вопросы.
1. Как вы считаете, то, что вы узнали из различных источниках помогло вам ответить на ваш вопрос, поставленный в начале урока?
Оцените ваше знание по шкале, которая была в начале урока.
Какие у вас получились результаты?
2. Если ли другие ресурсы (архив, библиотека, музей), которые помогут тебе дать ответ на твой вопрос?
4.Генеалогия А.С.Пушкина как пример составления родословной
Когда-то свою генеалогию знали только аристократические семьи. Позже их родословные очень пригодились науке – помогли установить закономерности наследования многих заболеваний. История сохранила для нас несколько родословных хорошо известных людей. Чьи имена знакомы нам с детства. Среди них родословная А.С.Пушкина занимает одно из первых мест. Поэт своими предками гордился и не раз в публицистических статьях и в стихотворениях упоминал их.
В качестве домашнего задания к уроку было предложено ознакомиться с родословной А.С.Пушкина через его творчество. Учащийся читает стихотворение А.С.Пушкина «Моя родословная»:
Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом.
Смотри, пожалуй, вздор, какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.
Наш предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил.
Его потомство гнев венчанный,
Иван VI пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин
Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот схоронил
И не якшаюсь с новой знатью,
И крови спесь угомонил.
Я грамотей и стихотворец.
Я Пушкин просто, не Мусин.
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин.
3.1 Учитель ведет беседу с учащимися через открытые вопросы.
Рассматривается родословная схема поэта с фотографиями.
Определите по схеме, пробанда, сибса?
Сколько поколений людей представлено в родословной.
Сколько детей было у бабушки и дедушки со стороны матери.
Какой пол у пробанда?
Каков генотип пробанда?
Каким фенотипом обладал поэт?
От кого он унаследовал эти признаки?
Каковы последствия инбридинга в родословной поэта?
В чем гениальность А.С. Пушкина?
Были ли сходны своими личностными характеристиками мать и отец поэта?
Как на личности самого А. С. Пушкина и на его творчестве отразились наследственные признаки, переданные родителями и другими родственниками?
4. Обобщение и закрепление знаний.
Выводы генеалогии А. С. Пушкина:
Характеры матери и отца поэта были очень разными. Надежда Осиповна была сильной, властной натурой, но вспыльчивой, рассеянной до крайности и плохой хозяйкой. Сергей Львович также был на редкость плохим хозяином. Но, в отличие от жены, он был слабохарактерен, слезлив, сентиментален. Ему были присущи резкие подъёмы и спады настроения, «короче, русская хандра».
На личности самого поэта и на его творчестве очень ярко отразились наследственные признаки. В его творчестве можно проследить некую цикличность, сопровождаемую подъемами настроения и резкими его спадами. Такие личности называются циклотимическими. В результате кровнородственного брака родителей, Пушкин унаследовал предрасположенность к циклотимии от отца и аффективность от матери.
5. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке.
Оцените ваше знание по шкале, которая была в начале урока.
Какие у вас получились результаты?
Достигли вы цели урока?
Как вы поймете, что достигли цели урока?
Русский филолог О.П.Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего рода, утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная» ему историческая задач, которую он «признан решать»
6. Домашнее задание:
Графически составить свою родословную и проанализировать ее тип наследования.
Ответить на вопрос: «Какие возможности открываются перед тобой после изученного материала?»
Список использованной литературы:
Высоцкая М. В. «Нетрадиционные уроки», Волгоград, изд - во «Учитель»2004 год.
Дауни М. Эффективный коучинг. Уроки тренера коучей /Пер. с англ. – М.: ООО “Издательство “Добрая книга”, 2005. – 288 с.
Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков /Вестник практической психологии образования. – 2004. – №1. – С. 46–49.
Лейблинг М., Прайор Р. Коучинг – это просто. СПБ.: Питер, 2008. – 144 c
Парслоу Э, Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. –СПб.: Питер, 2003. - 204 с.
Сивоглазов В.И. «Биология. Общие закономерности» М., «Школа - Пресс» 1996г.
http:// www.erickson. ru
13PAGE 15
13PAGE 14115
15