Патриотическое воспитание средствами театра
Патриотическое воспитание средствами театра
Куликова Ирина Геннадьевна
Театральное искусство является важным фактором нравственного, эстетического, гражданского воспитания личности. Основной приметой взаимодействия искусства с человеком является глубокая эмоциональная, чувственная основа этого процесса. В искусстве, художественной практике доминирующее значение имеют эмоции, эмоционально-чувственный опыт. На их основании возникает и сознательное, идейно-образное видение, и понимание содержания искусства.
Эмоциональное мышление, или мышление эмоциями, возникшее как результат соприкосновения с искусством, имеет непосредственный выход на действия человека, их смысловое и эмоциональное наполнение. Эмоции, чувства предстают как вполне конкретный результат влияния театрального искусства. Оказывая влияние на поступки, мотивы поведения, эмоции обретают зримые очертания и формы проявления. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира и является основой формирования патриотизма. Поскольку театр способен воздействовать на чувства, настроения воспитанника, постольку он способен преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Коммерциализация культуры, наблюдаемая в настоящее время, привела к ориентации культурно-досуговых учреждений на проведение платных зрелищноразвлекательных мероприятий. Однако именно личностная практическая деятельность в сфере социального и художественного творчества позволяют формировать чувства патриотизма, желание молодежи участвовать в общественной жизни своего учебного заведения, города, в жизни своей страны.
Поэтому большими возможностями в патриотическом воспитании молодежи обладает самодеятельное театральное творчество, позволяющее апеллировать к глубинным чувственным и эмоциональным переживаниям, подсознательным морально-нравственным установкам, художественному вкусу и предпочтениям.
В данной работе предпринята попытка проанализировать роль занятий театральным творчеством в патриотическом и гражданском воспитании учащихся лицея.
Как известно, именно в школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваиваются общечеловеческие моральные нормы, формируются высшие чувства, к которым относится и чувство патриотизма, и анализируются пути их воспитания. Особое внимание обращается на идентификацию, с помощью которой может осуществляться погружение ребенка в художественный мир произведения патриотической направленности. Объектом идентификации в этом случае являются герои, как правило, занимающие доминирующее положение в произведении и вызывающие у воспитанников симпатию. Отождествление себя с такими персонажами рассматривается как один из социально-психологических механизмов воздействия театрального искусства на личность. Его следствием является рождение у воспитанников новых чувств, подобных чувствам любимых героев, и воспитание соответствующих ценностных ориентиров.
Ведущим принципом организации учебно-воспитательного процесса является принцип погружения воспитанников в художественный мир драматургического произведения, действие которого направлено на воспитание средствами театра, преодоление вербализации воспитательного процесса. Данный принцип открывает большие возможности для глубокого, эмоционального «проживания», «прочувствования» идеи постановки, образа героев, способствует охвату целого в совместном творчестве учителя и учеников, повышая в итоге воспитательный эффект театральных занятий.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания учащихся лицея имеет тема о защитниках Отечества. Пережитые на эмоциональном уровне факты героической истории своей страны, представленные в театрализованной постановке, рождают чувство гордости и своей сопричастности к истории своей Родины, в полной мере служат целям воспитания гражданина и патриота.
Тематика мероприятий по патриотическому воспитанию, проводимых в Лицее, самая разнообразная. Любым из них, Лицей отзывается на ту или иную памятную дату – годовщину снятия блокады Ленинграда, например, годовщину вывода войск из Афганистана. В год 65-летия Великой Победы все творческие коллективы лицея приняли участие в большом проекте, посвященном детям войны.
Давние отношения, связывающие лицеистов с ветеранами Курской битвы, наличие в учреждении музея привело к разработке сценариев и проведению мероприятий с участием ветеранов – к 65-летию Курской битвы, к 10-летию музея. Один из сценариев получил диплом участника Всероссийского конкурса на лучшую творческую работу о Великой Отечественной войне, проводимого в Москве, в Центральном музее Отечественной войны на Поклонной горе.
Сценарий разработан с учетом возрастных особенностей воспитанников (9-11 класс). Действие построено на основании документального материала, в качестве художественного материала были использованы стихотворения советских поэтов и песни отечественных композиторов.
Форма мероприятия, литературно-музыкальная композиция, так же выбрана не случайно. С целью более полного воспроизведения событий Великого танкового сражения в сценарий были включены исторические справки.
Наиболее точно эмоционально выстроенными сценами явились сцена привала перед решающим сражением и сцена самой битвы. Очень удачно переплелись между собой театрализация, использование шумовых эффектов, музыкальных вставок, костюмов действующих лиц. Все выразительные средства театрального искусства были направлены на воспевание величия подвига советского солдата.
В рамках проведения мероприятий с патриотической направленностью лицеисты принимают участие в конкурсе «Смотра песни и строя», с тематическими постановками и концертами приглашаются во Дворец ветеранов, встречают ветеранов и в стенах лицея. В сценариях подобных мероприятий также предприняты попытки применить метод исторической реконструкции событий. Эмоционально пережитые, эти события становятся ближе и понятнее, надолго запечатляются в сознании.
Систематическое общение с историческим материалом, выраженным в художественной форме, развивает стремление быть достойными продолжателями славных традиций своего народа, воспитывает чувство патриотизма, формирует у воспитанников верность Родине, готовность к ее вооруженной защите.
Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование театра при ознакомлении воспитанников с образом малой Родины. Любовь к Родине начинается с любви к матери. Для ребенка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это лицей, его друзья. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Важным аспектом работы по воспитанию патриота является знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Маленькому человеку очень интересно узнать, что город, в котором он живет славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. В этом смысле большое воспитательное значение несут праздники краеведческого направления, связанные с историей родного края.
Особое эмоциональное воздействие на формирование чувства патриотизма воспитанников оказывают праздники, посвященные памятным датам учебного заведения: День Знаний и Последний звонок, День лицеиста.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народных обрядовых действах. С народными традициями связано проведение праздников «Проводы масленицы. Праздники представляют собой действительно интересное, веселое действо, несут неповторимый дух народных традиций.
Народные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят воспитанников с обычаями и бытом своего народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Они вызывают интерес детей, приносят им радость, создают хорошее настроение, снимают чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивают эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского народного фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Они обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народного фольклора дети знакомятся с жизнью и бытом своего народа, с лучшими образцами народного творчества. Таким образом, приобщая детей к культурному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство школьников. Через восприятие образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты к образам реальной природы. Выразительность театрального языка, яркость и поэтичность стихов помогают воспитанникам почувствовать атмосферу радостной встречи с родной природой, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
И особенно важными являются: интерес к проводимому мероприятию у самих ребят, понимание значимости, важности, и непосредственное участие школьников в подготовке всех выбранных форм. Соблюсти эти условия не сложно, но необходимо, только тогда выбранные формы патриотического воспитания стали мощным фактором в развитии у подрастающего поколения чувства любви к Родине, семье, близким, ответственности за настоящее и будущее этих главных человеческих ценностей нашего общества. А это и есть главная задача патриотического воспитания.
Исследования психологов показывают, что школьники наиболее восприимчивы к героическим образам, драматическим коллизиям. В этом возрасте активно формируются любовь к Родине, чувство национальной гордости.
В школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваиваются общечеловеческие моральные нормы, формируются высшие чувства, к которым относится и чувство патриотизма, и анализируются пути их воспитания. Особое внимание обращается на идентификацию, с помощью которой может осуществляться погружение ребенка в художественный мир. Объектом идентификации в этом случае являются герои, как правило, занимающие доминирующее положение в произведении и вызывающие у детей симпатию. Отождествление себя с такими персонажами рассматривается как один из социально-психологических механизмов воздействия театрального искусства на личность. Его следствием является рождение новых чувств у учащихся, подобных чувствам любимых героев, и воспитание соответствующих ценностных ориентиров. Погружение в коллизии театрального спектакля воспитывает патриотические чувства, служит основой для развития высокого художественного вкуса, формирования эстетического идеала, понимания возвышенного в жизни.
Кроме того, как коллективный вид искусства, театрализация, как никакая другая форма работы сплачивает ребят, позволяет в полной мере ощутить чувство коллектива. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, воспитаннику помогает обстановка праздников. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется на театральных занятиях.
Таким образом, оригинальность результатов творчества в театральном коллективе можно рассматривать как с точки зрения художественно-эстетической, так и личностно-субъективной, т. е. с точки зрения того, что оно дает человеку как художнику и — человеку.
Исполнительство в театральном коллективе связано с процессом создания эстетических, духовных ценностей. Одной из них является глубокая нравственная социализация, моральное совершенствование человека. Происходит активное созидание личности, развитие всех ее сторон и духовно-творческого потенциала. Причем данный потенциал реализуется не только в сфере художественной практики, но и во всей системе отношений человека с окружающими.
Библиографический список.
1. «Воспитываем патриота и гражданина» Н.Ю.Кадашникова. Волгоград: Учитель, 2009г. - 221с.
2. «Военно-патриотическое воспитание детей и подростков» Н.К.Беспятова, Д.Е. Яковлев. Москва: Айрис-прес, 2006г. -192с.
3. «Гражданско-патриотическое воспитание» И. А. Тисленкова, Волгоград: Учитель 2006г.-172с.
5. «Мир школьных праздников» Е. В. Савченко, О. Е. Жиренко. 2-е изд. Москва «5 за знание», 2005г.-183с.