Сценарий семейного праздника для учащихся 5 классов Здравствуй, милая картошка!
Сценарий
семейного праздника
«Здравствуй, милая картошка!»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ
Автор сценария
педагог – организатор
Ж.В. ЛевчинаДействующие лица:
Ведущий в роли Скомороха
Король – Картофель;
Мудрей
Поварёнок
Поварёнок;
СЦЕНКА:
Индеец
СЦЕНКА:
Людовик 16;
Парматье (врачь);
Охранник;
Горожанин (мальчик);
Горожанин.
Сценка:
Солдат;
Поп;
Горожанин.
Ход программы.
Звучит красивая музыка, за кулисами читает чтец стихотворенье.
Вдаль убежало горячее лето,
Тёплые дни растворяются где – то,
Где – то остались лучи золотые,
Тёплые волы остались морские!
Где - то леса и дубравы,
Ягоды, фрукты, деревья и травы.
Ну, а теперь – только листья желтеют
И опадают, как только умеют!
Под музыку на сцену выходит Скоморох.
Скоморох: - Всем привет в осенний час!
В этот час много радости припас!
Величава и красива
В любое время наша Россия!
Но осенью особенно хороша –
Так и поёт русская душа!
Исполняется песня Настей Лаврищевой.
Скоморох: - На дворе золотая осень, пора урожаев. Все думы и чаянья людей в это время года были направлены на то, чтобы без потерь собрать урожай, с любовью посеянный весной и заботливо выращенный летом.
- ребята скажите, какой урожай собирали с полей? (Дети перечисляют).
А теперь отгадайте загадку:
Что копали из земли,
Жарили, варили,
Что в зале мы испекли,
Ели да хвалили?
Ответ детей – клубень картофеля.
- Вопрос ко всем присутствующим в зале.
Вопрос: - Скажите, в какой день, и на какой праздник начинали убирать именно картофель?
Ответ: - 13 сентября на праздник «Куприяна».
- Сегодня необычный день – сегодня Объявлен «Картофельный банкет»! Кто не любит картошку с запахом дымка, печеную на костре, или жареную на сковороде, сваренную целиком или пюре? С мясом, с рыбой, с грибами, с маринованными огурцами? Ту самую, из которой, как говорят кулинары, могут приготовить сотни различных блюд. Трудно поверить, что этот удивительный овощ когда-то ценили за нежные лиловые и розовые цветочки, которыми модно было украшать женские прически! Слава тому, кто первым обратил внимание не на вершки, а на корешки! Пожалуй, вполне закономерно, что картофель часто называют «вторым хлебом». Много раз, в неурожайные для хлебных культур годы, картофель спасал миллионы людей от голодной смерти!
- Хватит попусту болтать,
Начинаю я свой сказ…
В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне –
Жили Картофель в земле.
Свойство царское имел:
Накормить народ умел.
Словом наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде,
О поделках, вкусной пище…
Ответы на празднике отыщем
Многое должны узнать…
А теперь пора начать!
- Уважаемые гости в честь окончания осенних работ, я приглашаю вас на бал в картофельное королевство. Правит в этом королевстве Король – Картофель, помогает ему в этом нелёгком деле Советник Короля – Картофеля – это я, а также создаю хорошее настроение и праздничную атмосферу.
(Звучат фанфары. В зал по одному входят поварята. Каждый несёт в руках тарелку с одним из картофельных блюд).Поварёнк: - Друзья! Мы рады видеть вас!
Мы чудо – пищей непростой
Накормим вкусно вас!
Поварёнок: - Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.
Ты подсоли её немножко, ведь, правда, вкусная … картошка
Скоморох: - Картошка, картошечка, картоха, картофель, Король – Картофель.
(На слова Скомороха, поварята спускаются в зал и встречают Короля – Картофеля. Звучит музыка, поварята провожают на трон Короля и помогают сесть. Поварята, кланяются и удаляются).Король: - Здравия я всем желаю! Рад видеть всех гостей.
Богачи и те, кто не богат.
Всяк меня по своему готовит:
Варит кто, кто жарит, кто печёт.
Но едят меня повсюду и повсюду
Мне за это слава и почёт.
Все собрали урожай?
Тогда повелеваю гимном о картофеле праздник наш начать!
Исполняется песня о картофеле «Бульба».
Скоморох: - Мы наш праздник продолжаем,
Поиграть всех приглашаем
А игра наша так и называется «Огородник».
Ход игры:
Дети становятся в круг, в центре которого – огородник с завязанными глазами и палкой в руке. Дети идут по кругу и приговаривают:
- Ах, картошка, ты картошка
Кормишь ты честной народ!
Если есть картошка в доме,
Будешь сытый круглый год.
Огородник стучит палкой об пол. Дети спрашивают: «Кто там» - «Огородник» - «Зачем пришёл?» - «За картошкой».
Затем каждый ребёнок, называет себя каким – ни будь овощем, в том числе и картошкой. Если он угадает, то «картошка» убегает, а «огородник» догоняет, сняв повязку.Король: - Хоть хвалиться неприлично,
Но я должен вам сказать:
Без картошки на «отлично»
Ни поесть, ни поспать.
Скоморох: - Картошка! Все мы едим и любим картошку. Кто не ел ее жареной, печеной, отварной? Картофель издавна на Руси считали «вторым" хлебом. А вы знаете, когда на Руси появилась картошка и откуда она была завезена? Вот сейчас мы вам расскажем об этом. Не знаете? Вот сегодня вам и расскажет об этом наш Мудрец.
Под музыку на сцене появляется Мудрец.
Мудрец: - Я великий чародей,
Друг и взрослых, и детей.
Мне подвластно все кругом…
Сделать ночь могу я днем,
Заглянуть могу в века,
Улететь под облака.
Вам скажу я по секрету:
Много я бродил по свету,
Отросла за те года
Вот такая борода!
Убедился я с годами:
Чудеса-то рядом с нами.
Только к ним мы привыкаем
И совсем не замечаем (достает из кармана)
Вот пример вам. Чудо-крошка!
Что в моей руке?
Все: Картошка!
Исполняется песня о картошке.
Мудрец: - Было с ней чудес не мало
К нам она пока попала…
Путь был долог и далек,
С запада и на восток.
С силой чар волшебных, дивных.
Покажу вам путь тот длинный,
Тишину! Прошу вниманья!
Начинаю заклинанья: (над картошкой)
Ахалай и Махалай,
Куры-муры и Банзай,
Землю всю покрыл туман,
Мы летим за океан…
Кулисы открываются.
Мудрец: - Картофель – иностранец. Родина его – Южная Америка. Там он рос в диком состоянии. Климат своеобразный: днем жарко, а ночью – морозно. Индейцы по ночам замораживали картофель, а днем сушили на солнце и называли его «чуньо», а клубни картофеля – «паппо». А собрав урожай картофеля, индейцы устраивали праздник.
Сценка «Индейцы»
О, младший брат, наш молчаливый
На священном плоскогорье
Воздаем тебе мы славу.
Одарил ты щедро племя:
На твоих подземных стеблях
Уродилось много паппо!
Мы из паппо заготовим много-много сладких чупью.
А для этого на камнях паппо мы скорей рассыплем.
Пусть мороз холодной ночью заморозит сладкий паппо.
Солнце днем его просушит.
Не страшна теперь зима нам.
Больше в доме не услышим
Плач детей наших голодных,
Улыбаться станут жены…
Нашим войнам-мужчинам дашь ты мужество и силу!
Кулисы закрываются.
Мудрец: - Первыми открыли картофель испанцы. Они искали золото в Южной Америке, а нашли картофель. А вот дорогу картофелю во Францию открыл аптекарь Антуан Пармантье. На своем участке он выращивал картофель, который охранялся стражей. И по ночам стражники покидали участок, а крестьяне выкапывали и уносили плоды картофеля. Так, при помощи хитрости аптекаря Пармантье, картофель появился во Франции.
Сценка «Франция. Людовик XVI»
Король: - (Король сидит на кресле ивздыхает) Тяжело быть королем: приемы, балы, аудиенции…
Звучит музыка, входит аптекарь.
Король: - Как ты смел, явиться сюда? Я велю тебя арестовать!
Пармантье (перебивая): Не гневись, сир. Позвольте поднести Вам этот букет. Я позволю себе сказать то, что лучшего букета Вы никогда не получали. Это картофель. Хлеб бедняков. Где есть картофель, там не может быть голода.
Король: - Так что же ты хочешь? Я буду милостив к тебе.
Пармантье: - Хочу просить у Вас для охраны картофеля несколько солдат.
Король: - Ты думаешь, найдутся желающие его похитить? Картофель – грубая пища, он годен лишь для откорма свиней.
Пармантье: - Вам неправильно доложили, сир. Картофель может заменить хлеб.
Король: - Ну, хорошо, я тебе, верю и дам солдат.
Король берет букет, рассматривает его прикрепляет цветы к своему костюму, украшает ими прическу.
Пармантье: - Не король, не граф и не лекарь, не философ, а просто аптекарь. И, конечно, незнатного рода, что ему хорошо было бы жить… А для этого надо хитрить.
1 солдат: По распоряжению короля охрана прибыла.
1 горожанин: Здесь охрана? С чего бы это?
Походит к объявлению и читает: «Заморские растения картофеля, посаженные на земле аптекаря Пармантье, охраняются государством»
2 горожанин: Видно, что земляное яблоко представляет большую ценность, если король не жалеет солдат на охрану. Ничего, будет темно, и я сумею их достать.
1 горожанин (Мальчик): - Дядюшка Этьен, заговорить зубы охранникам надо.
2 горожанин: Можно попробовать.
1 горожанин (Мальчик) (подбегает к Страже): Послушайте! Там моего Дядю бьют, последние гроши отнимают. Помогите! Больше некому помочь! Помогите. (В это время 2 горожанин выкапывает картошку).
Солдат: - Ты это верно знаешь?
Мальчик: - Я оттуда. Бегите скорее!
Пармантье: Вот если бы волновалась за картофель вся Франция, я бы считал, что дело мое сделано!
Мудрец: - Далее путь картофеля лежал в России. Ребята. А вы знаете, что до картофеля считали крестьяне «вторым» хлебом. Тогда послушайте загадку.
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок
Врос в землю крепко.
Что это?... (репка)
А знаете ли вы, что первую репку деды посадил две тысячи лет назад. В России боьшая часть народа были крестьяне, которые жили в деревне.
Скоморох – Я без врак скажу вам, что в деревне живётся очень хорошо. Об этом поётся в весёлой песенке.
Исполняется песня «Деревня».
Мудрец: - А мы продолжаем нашу историю….Точных сведений о появлении картофеля в России нет. Но известно, что в конце 17 века Петр 1, находясь в Голландии, прислал мешок картофеля в Петербург графу Шереметеву и велел…
Сценка
Офицер: - Дорогу! Дорогу!
Поп: - Что, сын мой, несешь?
Офицер: - Графу Шереметеву из Голландии царь Петр 1 прислал мешок картофеля, чтобы разводит его в России.
Горожанен: - Не откажете посмотреть, солдатики, что за диковинка этот картофель?
Солдат: - Посмотреть можно. Берет из мешка одну картофелину и дает Попу. Картофель переходит из рук в руки
Горожанин: - Круглый, как яблоко, хотя, говорят, он в земле растет.
Поп: - Потому в земле растет, что не простое яблоко это, а чертово. Запрещенный плод… Запрещенный! А будете сажать – будете черта веселит. Богом проклятое, в землю загнанное (бросает картофелину).(Уходят).
Солдат: Ой, страсти какие! Продолжает путь. Солдат с картошкой уходит
Мудрец: - Так прекрасной затее Петра 1 не суждено было осуществиться при его жизни. А крестьяне использовали в пищу другой продукт.
Во второй половине 19 века в России правил царь Николай 1. Он издал указ об обязательной посадке картофеля. Крестьяне отказывались сажать новую культуру, а их сурово наказывали: пороли розгами, заковывали в кандалы и отправляли на каторгу в Сибирь. А в Пруссии король Фридрих-Вильгельм 1 приказал бунтовщикам отрубать уши и носы. Так крестьяне разных стран не желали садить картофель. Были «картофельные бунты».
В конце концов нужда заставила обратить внимание на это неприхотливое и урожайное растение. Теперь, картофель – одна из самых распространенных культур. Используется он, главным образом, для питания. Вот и закончилась наша история.
Король: - Вот такой долгий и непростой путь прошёл Я, чтобы попасть к вам на стол!
Скоморох: - Ах, как люблю картошку!
Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец!
Хоть сердит зеленый лук, а картошке лучший друг!
Из картошки там и тут нужный делают продукт!
И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.
А, чтобы появился этот замечательный продукт на столе его ещё надо вырастить. Ребята, а вы когда ни - будь, сажали картофель? Ну, если не все, то для всех есть сценка, которая подскажет, как сажать картофель.
(Инсценируется стихотворение «Картошка». Звучит музыка на сцену выходят бабушка и внук).Стихотворение “Картошка” (И. Демьянов)
Внук: - Что черны мои ладошки,
Не бранит никто меня
Вместе с бабушкой картошку
Мы сажали у плетня!
(Имитируют посадку картошки. Подходят к микрофону).Бабушка: - Скоро здесь, на мягких склонах,
Где пригрел бока сарай,
Много бантиков зеленых
На гряде завяжет май.
После желтый, белый, синий
Загорятся огоньки -
Будут так они красивы,
Наши грядки у реки!
Внук: - Пусть грязны мои ладошки,
Я привык уже к труду…
И вкуснее нет картошки,
Что посадишь сам в гряду!
Скоморох: - Теперь ваш черёд сажать картошку. Первое задание для пап и мам, перевести из амбаров картошку.
К – с: «Перевести картошку».
Условие к – са: Мама – кладёт картофель в кузов машины, отец перевозит. Выигрывает та команда, которая первая справиться с заданием.
Скоморох: - И второй этап – то посадка картофеля. Это задание выполняют дети.
К – с: первый игрок берёт картофель, кладёт в лунку, возвращается на старт, выполняет задание следующий игрок и тд.
Скоморох: - Все команды молодцы! На отлично справились с заданием.
Мудрец: - Пока картофель зреет, а команды набираются сил, с ваше позволения картофель, я предлагаю интеллектуальную разминку. На стендах расположены первые части пословиц связанные с картофелем.
Приглашается две семьи. Задача – подобрать вторую половину пословицы.
Пословицы:
Ешь картошку, хлеб – (поживёщь до 10 лет);
Уродился хлеб в оглоблю, (а картошка – в колесо);
Клади картошку к окрошку, (а любовь в дело);
Картошка хлеб (бережёт);
Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – (чем не еда);
Без труда картошка (не родится никогда);
Хорош ерш в ухе, а картошка (в пироге).
Картошка в погребке – (зима налегке);
Летом – потопаешь, (зимой полопаешь).
Мудрец: - Пока команды выполняют задание, я предлагаю закрепить знания об историческом пути картофеля. За правильные ответы Скоморох будет раздавать жетоны, они помогут при подсчёте правильных ответов пословиц.
Викторина:
Какой континент является родиной картофеля? (Южная Америка).
Благодарю, какому врачу французские крестьяне стаи употреблять в пищу картофель, назовите его фамилию? ( Парматье).
Из какой страны попали в Россию первые клубни картофеля? (Из Голландии).
Кем был завезён картофель в Россию? (Петром 1)
Как называли картофель русские крестьяне в первые годы после его появления? (Зелёным яблоком).
Как называло картофель русское духовенство – священники? (Чёртовым яблоком).
Что такое картофельный бунт? (Крестьяне отказывались выращивать картофель).
Какое насекомое – главный враг картофеля? (Колорадский жук).
Скоморох: - Ну, а как бурятся с колорадским жуком мы узнаем из шуточной песенки.
Шуточная песня (на мотив "Ой, цветет калина")
Ой, цветет картошка, зеленеет лук.
По полю гуляет колорадский жук.
Он ползет, не знает ничего о том,
Что его поймает сельский агроном.
Он его поймает, в сельсовет снесет,
В баночку посадит, керосин нальет.
Ой, цветет картошка, зеленеет лук,
В баночке балдеет колорадский жук.
Скоморох: - Вот и наш урожай поспел. Пора проверить задание и продолжить программу. Теперь задача детей собрать картофель, маме погрузить в кузов, а папе перевести.
Проводятся конкурсы. Музыка
Скоморох: - После сбора картофеля, народ веселились и гулял, а какие гулянья проходили без частушек.
Частушки.
1. Про картошку золотую
Мы частушки вам споем
По утрам родную.
Каждый день ее жуем
2.Посадили мы пшеницу –
Вырыли картошку
Не пойму я, от чего –
У картошки рожки.
3.Урожай картошки есть
Значит, будет, что поесть
Если много есть картошки
Будут быстро бегать ножки
4.Очень я люблю картошку
Ем на ужин и обед
Если б не было картошки,
Был не мил мне белый свет.
5.Ох, картошечка картошка
Как ты милая вкусна,
Много блюд мы приготовим,
Будем сыты навсегда.
6.Мы варили всей семьей
Русскую картошку
Отказалась от нее
Только наша кошка.
7.Не пойду на танцы я
С мальчиком Антошкой
Потому что у него
Вырос нос картошкой.
8.Загляделась я на Ваню
Сидя у окошка.
Пригорела на плите
Вся моя картошка
9.Если мы картошку вместе,
Заодно запели песни,
А соседи усыхали,
На картошку прибежали.
10.Каждый день картошка в доме
Жарится и варится,
Этим овощем недаром
Вся Россия славится.
11.Мы частушки про картошку
Вам пропели от души,
А теперь бы мы хотели,
Чтобы нам похлопали.
Король: - Ах, какие замечательные частушки про меня знают, давайте ещё поаплодируем!
Скоморох: - А мы наш праздник продолжаем!
Мудрец: - Всего несколько 10 - летий потребовалось картофелю, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал необходимым продуктом. Из картофеля готовят первые, вторые и даже третьи блюда. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии.
Скоморох: - Ребята об этом расскажут в стихотворении.
Стихотворение перед демонстрацией блюд читают дети.
Мы подумали немножко:
С чем рифмуется “картошка”?
Кошка, крошка, мошка, плошка,
Брошка, ножка и окошко…
Все срифмуем, нету спора…-
Но из этого набора
Ничего не получилось…
Как же нам всех накормить?
Есть спасение – окрошка:
Ведь уместна в ней картошка!
Есть еще сюжет с горошком:
Мы возьмем большую ложку:
Оливье перемешаем,
Всех отведать приглашаем!
Блюдами вас угощаем,
Оценить вам предлагаем!
Король: - объявляю самый важный этап нашего праздника: презентация блюд из картофеля. Оцениваться будет оригинальность оформления и приготовления блюд.
Скоморох: - Вам необходимо продемонстрировать блюдо, назвать его и перечислить ингредиенты, входящие в состав блюда. А судьями будут Его Величество король и придворный мудрец.
Оценивание блюд.
Скоморох: - А чтобы праздник был наш веселей.
Песню друг нам спой скорей.
Исполняется песня.
Песня - приглашение к столу.
1.Как любим мы картошку, 2 раза
Не можем без картошки
Мы даже дня прожить.
Представьте себе, 2 раза
Не можем без картошки
Представьте себе, 2 раза
Мы даже дня прожить.
2.Мы жарим ее и варим
И в суп ее добавляем
И даже просто в “мундире”
Сможем отварить.
Представьте себе, 2 раза
И даже просто в “мундире”
Представьте себе, 2 раза
Сможем отварить.
3.Можем испечь в духовке, 2 раза
Можем оладушки сделать
И на костре испечь
А сколько разных, 2 раза
Сделать можно поделок
Представьте себе, 2 раза
Их даже и не счесть.
4.Любите и вы картошку, 2 раза
И много всяких секретов
Узнаете о ней.
Представьте себе, 2 раза
И много разных секретов
Представьте себе, 2 раза
Узнаете о ней.
Скоморох: - Уважаемая судейская коллегия, вы готовы огласить итоги «Кулинарного соревнования»! Ваше Величество, Вам слово!
Король: - Пролетело время незаметно
О картошке мы ещё не сказали
Король: - Но обо мне мы непременно поговорим
Когда встретимся в этом зале.
Мудрец: - Вот на память, вам друзья, об этой встрече
Полезные советы почитайте вечером
Скоморох: - А теперь не стесняйтесь, угощайтесь!
Скоморох: - Но мы расстаёмся ненадолго, ведь скоро, я надеюсь, мы встретимся вновь в Картофельном банкете! Любите друг друга, берегите друг друга, не расставайтесь и ешьте…Картошку!
Все вместе: - До свидания! До новых встреч!