Духовный час «Пасхальная радость»
Духовно-нравственное воспитание учащихся учреждений среднего профессионального образования
Духовный час «Пасхальная радость»
Выполнил:
Бурденюк Ольга Тагировна,
заместитель директора по учебно – воспитательной работе ОГАОУ СПО «Старооскольский агротехнологический техникум»
Цели:
способствовать формированию нравственных качеств через ознакомление с христианскими заповедями и привитие интереса к традициям наших предков;
способствовать формированию эстетического вкуса, мышления, памяти;
воспитывать любовь к христианству и Православной Церкви;
формировать представление о праздновании Пасхи, обычаях, традициях праздника;
развивать творческую фантазию, неординарность в принятии решения;
приобщать к истокам культурных традиций русского народа, прививать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
знакомить с техникой росписи пасхальных яиц, оформлением интерьера, приготовлением куличей и пасхи;
Участники: 2 команды по 10 учащихся по профессии художник-оформитель, повар.1,2 курс.
Дополнительное задание для команд:
домашнее задание-выпечка куличей, изготовление пасхи. (подготовка к презентации и дегустации)
Ход внеклассного занятия:
1. Организационный этап.
Сообщение темы и задач занятия.
- Сегодня на занятии мы поведем разговор о светлом празднике святой Пасхи, познакомимся с традициями и обычаями наших предков, проведём практическое занятие (слайд1)
2. Подготовка к восприятию темы внеклассного занятия учащимися.
Слушание Пасхального песнопения «Повсюду благовест гудит»
3. Сообщение новых знаний.
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой Православный Праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "избавление".
(Слайд2) В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Пасха - это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над смертью! По великой любви к нам, людям, Господь сошел на землю в образе человека, принял за нас страдания и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо- Господь воскрес из мертвых! Иудейский праздник Пасхи был установлен в память освобождения древних евреев от египетского рабства. Христианская же Пасха означает освобождение всех людей от греховного пленения.
Поскольку предательство и распятие Христа совершилось, когда иудеи уже праздновали свой древний праздник – Пасху, то праздник новозаветной Пасхи – Воскресения спасителя – должен быть позднее иудейской, ветхозаветной Пасхи, а не раньше и не одновременно. Так было установлено древней христианской Церковью. Эта традиция свято соблюдается Православной Церковью.
(Слайд 3 )
В Великую субботу, накануне Светлого Христова Воскресения по юлианскому календарю, ежегодно совершается величайшее чудо в мире - схождение благодатного огня над Гробом Господним.
Этот особый, в первый минуты не обжигающий огонь, - благословение Божие всему миру. Схождение огня совершается в Иерусалиме, в храме Гроба Господня, выстроенном на месте погребения и Воскресения Спасителя. Появления благодатного огня в трепетном волнении ждут представители разных национальностей и различных христианских вероисповеданий. Благодатный огонь в течение многих веков получает Патриарх Иерусалимской Православной Церкви. Патриарх – предстоятель Церкви, ее земной глава. Патриарх заходит в часовню, в которой находится Гроб Господень, и молится там в полной темноте до появления чудесного огня, а потом с зажженными благодатным огнем свечами выходит к народу, и от его свечей зажигают свои свечи верующие и передают по храму. Нередко бывает и так, что вспышки благодатного огня озаряют весь храм, и свечи верующих зажигаются сами собой. Люди бережно развозят в особых (просмотр видеоролика «Схождение Благодатного огня» 5 минут)
(Слайд 4,5)
Вся неделя, начиная со Светлого Христова Воскресения и по следующую субботу включительно, носит название Светлая седмица. Седмица – семь дней недели. Седмица, непосредственно предшествующая Пасхе, называется Страстной седмицей. Слово «страсти» в этом случае означает страдания Христа. Дни Страстной седмицы называются также великими: Великий понедельник, Великий четверг, Великая суббота. Это также дни строгого поста. На Страстной седмице бывают особенные, только в эти дни совершающиеся богослужения, в которых вспоминаются и вновь переживаются последние дни земной жизни Спасителя. Великий четверг именуется еще и Чистый четверг, в этот день, как вы знаете, совершалась Тайная вечеря, послужившая началом таинства причащения. На литургии в Великий четверг все православные стараются причаститься.
Русские люди считают Пасху главным христианским праздником. В честь Воскресения Иисуса Христа этот день называют Великодень (Великий день), а еще - Светлое Воскресение, Христов день. По важности благодеяний, полученных нами через Воскрешение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайной торжественностью. (Слайд 6) . Святая Пасха празднуется самым торжественным образом во всех христианских странах. Новозаветная Пасха- праздник избавления (через Христа) всего человечества от рабства, от всего низкого, дьявольского и дарование вечной жизни и вечного блаженства людям.
Русские люди связывают Пасху с весной- жизнью природы, с расцветом добрых чувств - единением людей, с надеждой на будущее счастье. С Воскресением Христа впервые свершилась на Земле победа над смертью, победа Жизни и Бессмертия над злыми силами ада.
Пасха у православных христиан является не только самым большим праздником, но и празднуется дольше всех праздников- целую неделю (седмицу): "Вся та неделя - один день; ибо когда Христос воскрес, тогда солнце стояло, не заходя всю ту неделю,"- говорится образно в древнем писании. Еще в древней Руси была известна Светлая седмица под именем Святой, Великоденской, Радостной.
Как самый великий и наиболее чтимый христианский праздник, Пасха объединяет вокруг себя множество самых добрых народных традиций, обычаев и обрядов, поверий и примет, идущих из глубины веков.
(Слайд 7)
Мы все христосуемся на Пасху. Мы целуем друг друга, старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины, и говорим друг другу: "Христос воскресе!"- и отвечаем: "Воистину воскресе!"
Мы делаем это оттого, что радость Воскресения научает нас, что все люди действительно братья между собою. От радости мы больше не помним ни врагов своих, ни обидевших нас. У нас в церкви поют на Пасху: "Сегодня день Воскресения. Просветимся этим торжеством, и друг друга обымем. И скажем друг другу: "Братья", и ненавидящим нас простим все ради Воскресения Господа, и скажем: "Христос воскресе!" И в ответ услышим: "Воистину воскресе!"
Слушание "Красный Лаврский перезвон"
На Пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный - его называют трезвоном. Музыканты, которые управляли колоколами, на каждое событие придумывали разный звон. Каждый из них имел свой характер, значение, нес особое настроение. Звон, который рассказывает о доброй вести, называется "благовест", а в обычный день - будничный перезвон. Часто мы слышим, как говорят: серебряный звон, малиновый звон. Исстари подмечено, что звук имеет цвет. Например, малиновый звон колокола ассоциируется с праздником, с радостью, яркой малиновой рубахой.
Всю Светлую Пасхальную неделю звонят во все колокола.
7. Практическое задание
Оформление интерьера к Пасхе.
К празднику Светлого Христова Воскресения готовятся разные праздничные блюда, но традиционно на пасхальном столе должны быть пасха, кулич, крашенные яйца. Все это освящается в храме во время специального богослужения – молебна – в Великую субботу. Освященной едой христиане начинают разговляться, то есть впервые после поста есть скоромную (непостную) пищу.
Ребята, как вы уже сказали, куличи, творожная пасха и крашеные пасхальные яйца - вот основные приметы праздника Пасхи. Одним из важнейших моментов праздника было утреннее пасхальное разговение. После долгого и сурового поста и взрослые, и особенно дети с нетерпением ждали "разговения" и радовались ему.
(Слайд 8)
Возвратившись, домой из храма после торжественной литургии, умывались с крашеного яичка, чтобы быть здоровыми и красивыми.
. Пасхальное яйцо, окрашенное в красный цвет, символизирует собой обагренный кровью Христа мир, и через эту кровь возрождение всех верующих к новой жизни. Красили яйца в Чистый четверг или Страстную субботу.
Обычай одаривать друг друга яйцами в знак уважения - древняя христианская традиция. Яйцо в представлении древних народов символизировало Вселенную. Еще греческие и римские философы происхождение Вселенной вели от яйца.
(Слайд 9)
С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, поВознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: "Христос воскресе!" начиная таким образом свою проповедь. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа - два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа - Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.
(Слайд 10)
Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Кулич - это род артоса на нижней степени освящения.
Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?
Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.
Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасок и куличей, верующие в первый день праздника, прейдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.
(Слайд11)
В старину накапливали по 100-200 яиц, окрашивали их, натирали маслом, чтобы блестели. В этот день люди дарили друг другу "пасхальные яички". Почему мы это делаем? Может быть, началось это от того, что простое яйцо напоминает о воскресении из мертвых. Яйцо- символ Пасхи, символ возрождения, символ новой жизни. Раньше в народе так говорили: "Дорого яичко к "Христову дню".
Обратите внимание на то, как старались украсить куличи, яйца к празднику. Их стараются окрасить в яркие цвета. Цвет - одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в условиях окружающей природы. Например, красный цвет - это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он, же означает тревогу, опасность. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черного цвета традиционный смысл - все "ночное", недоброе, враждебное человеку, горе и смерть. Чаще всего для окрашивания яиц используется естественный краситель - шелуха лука. Нередко яйца домохозяйками окрашиваются в зеленый или желтый цвет березовыми листьями. С конца 19 в. стали широко использовать покупные красители.
Сегодня на занятии мы с вами раскрасим яйца к празднику. Я думаю, что у вас сейчас прекрасное настроение, и вы сможете с помощью красок передать его в своей работе. Ваши работы будут радовать глаз и поднимут настроение и тем, кому вы его подарите. (Приложение 3) Предлагаю еще раз посмотреть на слайды, где есть фотографии раскрашенных яиц. (Слайды 12-13)
Роспись яиц (практическое занятие)
8. Обобщение и систематизация знаний.
- Какие цвета присущи Пасхе? Что они передают?
- Какие звуки мы слышим всю Светлую Пасхальную неделю?
- Сколько дней празднуют православные христиане Пасху?
- Какие Пасхальные обычаи вам известны?
Викторина
9. Творческая работа
Идеи оформления Пасхального интерьера и сервировки стола.
(слайды 14-15)
Выставка яиц.
Дегустация куличей и пасхи.
(слайды 16-18)
Хвалите Господа с небес
И пойте непрестанно:
Исполнен мир Его чудес
И славой несказанной.
Хвалите Господа с небес
Холмы, утесы, горы!
Осанна! Смерти страх исчез,
Светлеют наши взоры.
Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос Воскрес!
И смерть попрал навеки!
(Слайд 18) Подведение итогов.
Список литературы:
1. Низова Г.Ю. Наши праздники. – Макариев-Решемского мужского монастыря. – 2001. – 284 с.
2. Бородина А.В. Основы Православной Культуры. – М.: Православная педагогика, 2003. – 221 с.
3. Праздники в воскресной школе // Музыкальные пьесы. – М.: Издание храма св. вмч. Димитрия Солунского (г.Руза) совместно с Православным братством во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 2000. – 118 с.
4. Божий мир. - №3. – 2000. – 32 с.
5. Зорька. Детский иллюстрированный журнал воскресной и церковно-приходской школ храма Всех Святых, что в Красном Селе. - №3. – 1998.
6. Газета «Воскресная школа». - №1 - №23. – 1997.
7. Журнал «Мотылёк». Приложение к детскому иллюстрированному журналу «Зорька» - №2.
8. Пасхальные хлопоты. – М.: Трифонов Печенгский монастырь, «Ков-чег». – 2001.
9. Пасхальный подарок для детей. – М., 2001.
10. Пасха красная. - ООО Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»
11. Иоанн Рустенин. Златокудрый Инок. – «Паломник». – 1999.
12. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры. Книга для учителя. – М.: «Первое сентября». – 2001.
13. А.С.Алексеева. Христос Воскресе! – М., 1996. – 51 с.
15