Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Тема: Синтаксические нормы
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Синтаксические нормы русского языка
Задание 7 проверяет знание синтаксических норм русского языка.
ПРИМЕРНАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ Грамматические ошибки
А) Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
Б) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
В) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
Д) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном». 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) неправильное построение предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д 5 2 6 1 3 Синтаксическая норма – это правила построения словосочетаний и предложений. Необходимо найти предложение с нарушением синтаксической нормы. В содержание заданий включены примеры синтаксических ошибок. Типичные синтаксические ошибки:
Нарушение согласования
Употребление несогласованных приложений
Нарушение управления
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Ошибки в построении предложений с однородными членами
Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом
Ошибки в построении предложений с причастным оборотом
Ошибки в построении сложного предложения
Смешение прямой и косвенной речи
Теория
Нарушение согласования.
Имена прилагательные и причастия согласуются в роде, числе и падеже с определяемым именем существительным. Типичные ошибки:
1) Петя был младший сыном в семье Ростовых ( имя прилагательное не согласуется в Тв. п. с именем существительным – младшим сыном);
2) нужно обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом: Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом (причастный оборот ошибочно согласован не с тем членом предложения; определяемое слово к причастному обороту – группой (какой?) серьёзно увлекающейся джазом);
3) ошибки в грамматической форме определения при количественно-именном сочетании: при существительных мужского и среднего рода, зависящих от числительных два, три, четыре, определение ставится в форме именительного падежа множественного числа: два красивых платья, три спелых яблока, четыре сладких апельсина;
при существительных женского рода, зависящих от числительных два, три, четыре, определение ставится в форме именительного падежа множественного числа: две модные блузы, четыре спелые дыни.
Употребление несогласованных приложений
Нужно помнить, что названия книг, газет, журналов и т.п., заключённые в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об это писали в газете « Известия». Если нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: Об этом писали в «Известиях».
Приложения-прозвища не изменяются: у Всеволода Большое Гнездо.
Существительные – названия городов – согласуются в падеже с определяемым словом: в городе Таганроге, в городе Москве.
3 . Нарушение управления.
В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:
1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции - установить о причинах болезни (правильно: установить причины болезни);
2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания – характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);
3) неправильный выбор предлога - рецензия о книге (правильно: рецензия на книгу).
Необходимо уметь правильно ставить вопрос к управляемому слову:
Заслуживать + сущ. Р.п.
Заслужить + сущ. В.п.
Оскорбиться + сущ. Т.п.
Обидеться + на + сущ. В.п.
Пренебрегать + сущ. (мест.) Т.п.
Игнорировать + сущ. (мест). В.п.
Ограничить + сущ. В.п. + от + сущ. Р.п. +в + сущ. П.п.
Отличаться +от + сущ. Р.п. + в + сущ. П.п.
Различаться + сущ. Т.п.+ по + сущ. Д.п.
Различить + сущ. В.п.
Оплатить + сущ. В.п.
Заплатить + за + сущ. В.п.
Уплатить + за + сущ. В.п.+ сущ. В.п.
4)довольно часто в заданиях встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме существительного или местоимения, стоящего после предлога. Наиболее распространенными являются следующие случаи:
а) употребление предлога по. В значении «после чего-либо» предлог по управляет П.п (по приезде в Москву = после приезда в Москву; по истечении срока = после истечения срока и т.п). По прибытии домой (= после прибытия домой) он чувствовал себя плохо.
б) употребление предлогов благодаря, согласно, вопреки. Данные предлоги употребляются только с Д.п. (благодаря учителю, согласно приказу, вопреки ненастью).
4. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
а) сказуемое согласуется с подлежащим, а не с его приложением: Девушка-пилот умело вела машину;
б) сказуемое при вопросительном местоимении КТО ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени – в мужском роде: Кто из девочек умеет танцевать? Кто вчера опоздал?
в) сказуемое при неопределённых и отрицательных местоимениях некто, кто-то, никто и других ставится в единственном числе ( в прошедшем времени – в форме мужского рода: Кто-то (скорее всего, трёхлетняя Любаша) нарисовал в углу каждого чертежа симпатичный цветочек;
г) с подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым существительным, сказуемое согласуется в соответствии с грамматическим родом, установленным для данного слова в русском языке: Шимпанзе взобрался на верхушку дерева;
д)согласование сказуемого во множественном числе при наличии нескольких однородных подлежащих: Свежий воздух и спорт полезно для здоровья детей и взрослых – воздух и спорт полезны). 5. Ошибки в построении предложений с однородными членами
Типичные ошибки:
1)Побывали не только на Кавказе, а также в Крыму.(причина ошибки – неправильно подобраны компоненты двойного союза; правильно: … не только на Кавказе, но и в Крыму.
2)Эта книга научила меня честности, смелости и уважать своих друзей.( причина ошибки – разные способы морфологического выражения однородных сказуемых); Струи фонтана, бившие в самое небо, и которые искрились на солнце, освежали воздух (в однородный ряд объединяются причастный оборот и придаточное предложение).
3) В книге описывается происхождение религии и как она развивалась.(причина ошибки – соединение неоднородных синтаксических конструкций : в однородный ряд объединяется член предложения и придаточное предложение).
4) Страна любила и гордилась поэтом. ( причина ошибки: глаголы-сказуемые управляют существительными в разных падежах; правильно: Страна любила (кого? что?) поэта и гордилась (кем? чем?) им. 5) Герасим взял щенка и положил к себе за пазуху и пошёл быстрыми шагами (причина ошибки: союз и, показывающий законченность перечисления, ставится перед каждым из двух последних однородных сказуемых).
6. Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом
Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженным глаголом-сказуемым, основное и добавочное действие выполняет один субъект: Приехав в Москву, я отправился в Третьяковскую галерею (я приехал и отправился).
Выполняя задание , нужно помнить, что основное и добавочное действие должно совершаться одним и тем же лицом: Выполняя задание , студенты обращались к справочной литературе. ( студенты выполняли задание и обращались к справочной литературе)
Если в предложении нет подлежащего, то сказуемое должно быть выражено:
1. формой повелительного наклонения: Выполняя работу, обращайте внимание на..
2. формой 1 или 2 лица изъявительного наклонения: Выполняя работу, обращаю внимание на..
Выполняя работу, обращаешь внимание на..
Выполняя работу, обращаем внимание на …
Выполняя работу , обращаете внимание на..
формой инфинитива в значении повелительного наклонения
Выполняя работу, следует обратить внимание на…
Деепричастный оборот не употребляется:
1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относится к разным лицам (предметам): Слушая сказки А.С. Пушкина, вспоминаются русские предания и былины.
2) если в безличном предложении есть смысловое подлежащее в косвенном падеже и нет инфинитива: Вернувшись на родину, мне стало радостно.
7.Ошибки в построении предложений с причастным оборотом:
1) Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.(причина ошибки – неправильное местонахождение причастного оборота; правильно: Горная цепь, состоящая из горных хребтов, тянется с востока на запад).2) Живущие родственники за границей гостили у нас (причина ошибки – определяемое слово помещается в середине причастного оборота. Правильно: Живущие за границей родственники гостили у нас; Родственники, живущие за границей, гостили у нас)8. Ошибки в построении сложного предложения.
1) Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился (причина ошибки: придаточное зависит от другого слова в главном предложении; правильно: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства). 2) В армии Петя стремился быть в опасных местах, он просился (?), где шли бои.(причина ошибки: пропуск указательного местоимения в главном предложении – В армии Петя стремился быть в опасных местах, просился туда, где шли бои.)
3) Как только перестал дождь, и м ы отправились домой.(причина ошибки: одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов)
4) Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. (причина ошибки: нарушение границ сложносочинённого предложения). Когда герой опомнился. Было уже поздно.(причина ошибки: нарушение границ сложноподчинённого предложения)
Смешение прямой и косвенной речи.
С синтаксической точки зрения, косвенная речь выступает как придаточное предложение в сложноподчинённом, где роль главного предложения играют авторские слова.
Придаточное предложение, содержащее косвенную речь, следует за главным и присоединяется к сказуемому с помощью союзов и относительных слов, характерных для придаточных изъяснительных: как , что, чтобы, будто, якобы, как будто, где, куда, когда, откуда, какой, который и пр.
Союз что указывает на то, что говорящий уверен в достоверности информации, и употребляется при замене повествовательного предложения чужой речи.
Мне сказали, что пора собираться в дорогу.
Союзы будто, как будто указывают, что говорящий сомневается в точности передаваемой информации.
Вчера рассказывали, будто перед этим он выпил целый бочонок вина.
Относительные слова что, какой, где, когда, куда , вопросительная частица ли пр. употребляются при замене вопросительного предложения прямой речи.
Ко мне подошла женщина и спросила, где находится ближайшая аптека.
В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются относительно человека, передающего чужую речь:
Тогда он сказал, что вернётся через час. – Тогда он сказал: «Вернусь через час».
Она попросила, чтобы я зашёл за ней вечером. – Она попросила: «Зайди за мной вечером».
Обращения, междометия, звукоподражания и т.п., использующиеся в чужой речи, в косвенной речи опускаются, а их значение передаётся словами, близкими по смыслу:
Я крикнул: «Эй! Ты, случаем, не заблудился?» - Я окликнул его и спросил, не заблудился ли он.
Теория. Правила построения косвенной речи:
1) форма 1-го лица глагола заменяется на 3-е лицо;
2) личные местоимения 1-го, 2-го лица, притяжательные мой, твой заменяются местоимениями 3-го лица или употребляется имя существительное ( Друзья побывали в театре и в один голос заявили: «Очень уж понравился нам этот спектакль!»;
3) если чужая речь представляет собой побудительное предложение, то форма повелительного наклонения заменяется формой сослагательного наклонения с союзом чтобы ( Капитан приказал, чтобы подняли флаг); 4) если чужая речь дана в форме вопросительного предложения, то вопросительное местоимение или наречие становятся относительными, употребляются как союзные слова; при отсутствии вопросительных местоимений и наречий в косвенную речь вводится ли в качестве подчинительного союза (Я спросил, когда отправляется поезд; Я спросил, отправляется ли поезд.);
5) при замене прямой речи косвенной нейтрализуется стиль чужой речи: изменяется порядок слов, опускаются частицы эмоционального характера, междометия, обращения, вводные слова: Она сказала: «Хорошо, я это сделаю». – Она сказала, что это сделает;
6) замена прямой речи косвенной невозможна, если чужая речь представляет собой эмоциональное восклицательное предложение; Обращения, междометия, звукоподражания и т.п., использующиеся в чужой речи, в косвенной речи опускаются, а их значение передаётся словами, близкими по смыслу: Я крикнул: «Эй! Ты, случаем, не заблудился?» - Я окликнул его и спросил, не заблудился ли он.
Типичные ошибки:
Объединение прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за матерью и ушёл на фронт»
Употребление прямой речи без слов автора: Дети увидели баркас: «Папа!»
Автор сказал, что я не согласен с мнением многих. – правильно: Автор сказал, что он не согласен с мнением многих.
Потренируйся!
№ 1
1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Разбивая виноградники,
1) крестьяне учитывали рельеф местности.
2) большое значение имеют географические факторы.
3) учитывается состав почвы.
4) торговцами определялись потребности в винограде.
2.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Готовясь к экзамену,
1) была проведена серьёзная работа.
2) ученики провели серьёзную работу.
3) выпускникам пришлось нелегко.
4) ожидали большие трудности.
3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Проверяя полученные результаты,
1) был проведён повторный опыт.
2) их точность подтвердилась.
3) учёный провёл повторный опыт.
4) повторный опыт подтвердил их опыт.
4.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Сделав все необходимые распоряжения насчёт ужина,
1) мне захотелось совершить небольшую верховую прогулку.
2) небольшая верховая прогулка была бы мне очень кстати.
3) мне показалось возможным совершить небольшую верховую прогулку.
4) я посчитал возможным совершить небольшую верховую прогулку.
5.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Создавая живописное полотно,
1) художник использовал масло.
2) было использовано масло.
3) использовались масляные краски.
4) работа велась несколько дней.
6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Определяя значение непонятных слов,
1)мной овладели сомнения.
2)обращайтесь к словарю.
3)учитывается контекст.
4)некоторые из них оказались многозначными.
7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Увидев красный сигнал светофора,
1) водитель затормозил.
2) автомобиль остановился.
3) машина была остановлена.
4) движение на дорогах прекратилось.
8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Изменив свой облик,
1) у Марины появится возможность обрести интересную жизнь.
2) ваши возможности станут безграничными.
3) подчёркивается индивидуальность стиля.
4) можно открыть в себе новые способности.
9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Всесторонне изучив потребительский спрос на российском рынке,
1) покупателям были предложены недорогие товары первой необходимости.
2) рынок наполнился недорогими товарами первой необходимости.
3) необходимо обеспечить граждан товарами первой необходимости.
4) мы может предложить покупателям недорогие товары первой необходимости.
10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Слушая Елизавету Алексеевну,
1) меня взволновали и очаровали спокойствие и чистота, исходящие от неё.
2) мне показалось, что от неё исходят спокойствие и чистота.
3) я была взволнована и очарована спокойствием и чистотой, исходившими от неё.
4) у меня появилось ощущении спокойствия и очарования, исходивших от неё.
№2
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Согласно распоряжения директора школы в спортивных играх могут принять участие все учащиеся.
2) Никто из тех, кто слушал удивительную музыку П.И.Чайковского к балету «Щелкунчик», не мог остаться равнодушным.
3) Все накопленные знания о мире животных не сможет вместить ни одна энциклопедия.
4) На картине «Три богатыря» В.М.Васнецов изобразил любимых героев русских былин: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1)Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолёт.
2)Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, тянутся к новаторству.
3)Уезжая в командировку, отец обещал, что он обязательно вернётся к праздникам.
4)Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Подобно многим другим произведениям Сурикова, картина «Боярыня Морозова» создавалась художником в течение ряда лет.
2) Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
3)Те, кто не смог понять и оценить новаторство Пушкина, постоянно обвиняли его в простонародности.
4) Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».
4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
2) М. Горький неоднократно говорил, что труд – основа культуры.
3) Вопреки прогнозам аналитиков, этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на прежнем уровне.
4) Те, кто никогда не был на вершине колокольни Ивана Великого, кто ни разу не любовался величественной панорамой столицы, не имеют представления о Москве.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибаются.
2) Существуют три основные группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.
3) Лингвист Ф.И.Буслаев часто говорил, что убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка.
4) Ф.М.Достоевский писал, что отличительная черта русского национального характера – это чувство справедливости.
6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стал профессиональным спортсменом.
2) Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.
3) Сёстры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке.
4) В «Ровеснике» печатают много интересных статей.
7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) На картине И.И.Фирсова «Юный живописец» изображена домашняя мастерская художника.
2) Среди домов, построенных на этой улице, было несколько многоэтажных.
3) Не только способности, но трудолюбие поможет достичь успеха в работе.
4) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладеет им в совершенстве.
8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
Вследствие сильных дождей вода в реке всё прибывала.
В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.
Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву на него обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень.
Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка художественной литературы, не сомневаются в особой роли глагола и в поэтическом, и в прозаическом текстах.
№3 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ Грамматические ошибки
А) Никто из тех, кто слушал удивительную музыку П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик», не могли остаться равнодушными.
Б) Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».
В) Созданы благоприятные условия не только для публикаций научных работ, а также для внедрения их в практику.
Г) Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на прежнем уровне.
Д) В журнале «Юности» много интересных публикаций. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) ошибка в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с причастным оборотом
6) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д
№ 4 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ Грамматические ошибки
А) Выбрав пьесу, началось распределение ролей.
Б) Среди научных трудов Ф.И. Буслаева следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику».
В) Некоторые из писем, написанные А.Н. Островским в Щелыково, хранятся в московском музее драматурга.
Г) Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, тянется к новаторству.
Д) Вследствие сильным дождям вода в реке всё прибывала. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с причастным оборотом
6) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д № 5 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ Грамматические ошибки
А) Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.
Б) Игорь сказал, что хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона.
В) В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю.
Г) Существуют три основные группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.
Д) Закрыв книгу, у меня возникло желание перечитать её. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с причастным оборотом
6) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д №6 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ Грамматические ошибки
А) Большинство бойцов успело ударить по врагу с тыла
Б) Автор говорит не только о внешней, а и о внутренней красоте героини.
В) Подобно многих других произведений Сурикова, картина «Боярыня Морозова» создавалась художником в течение ряда лет.
Г) Увидев красный сигнал светофора,
Машина была остановлена.
Д) Автор сказал, что я не согласен с мнением многих. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с причастным оборотом
6) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д