Формирование информационной культуры учащихся выступление на педагогическом совете
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
А. Самохина определяет информационную культуру как набор стереотипов (знаний, умений и навыков) поиска, отбора, ранжирования и представления информации, необходимых для решения учебных и практических задач. С.С. Андреев рассматривает информационную культуру как средство формирования и совершенствования культуры социальной. В.А. Кравец, В.Н. Кухаренко рассматривают определение «информационная культура» в двух аспектах. Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В узком смысле слова это: оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации. О.В. Краснова понимает под информационной культурой личности подсистему личности, обеспечивающую должный уровень следующих процессов ее жизнедеятельности: 1) генерация зрелых личностных смыслов и, тем самым, формирование адекватной и динамичной картины мира личности; 2) эффективный информационный обмен, обеспечиваемый сформированностью ряда информационных умений: оценки полезности и истинности получаемой информации; отбора личностно значимой информации, поиска необходимой информации, в том числе о методах ее переработки; коммуникативных языковых умений (восприятия и передачи); информационно-психологической самозащиты; 3) постоянно высокий уровень инфопотребности; 4) выработка и совершенствование индивидуально-эффективных способов сохранения и усвоения информации; 5) информационная психогигиена (экология) - саморегуляция информационных процессов в соотнесении их с актуальным состоянием организма, и, наконец, 6)информационная нравственность, регулирующая вопросы доступа к чужой информации, использования информации для конкретных целей или целей давления на личность, ограничения доступа других к полезной информации. Очевидно, в содержание понятия «информационная культура» можно включить и такие необходимые процессы и умения, как способность к концентрации внимания на предмете, способность к логической и ценностной обработке информации, способность увидеть новые комбинации свойств в отражаемых явлениях, т.е. способности творческого восприятия-переработки информации. Л.В. Скворцов рассматривает информационную культуру в цивилизованном, социокультурологическом аспекте. С этой точки зрения информационная культура - это объективная реальность, созданная человеком и вместе с тем воздействующая на формы массового поведения, все более определяющая их. Культурологический анализ позволяет выделить три основные составляющие информационной культуры. Это: информационная инфраструктура как система, позволяющая потребителю получать необходимую ему информацию в нужное время и в нужном месте; видеоряд как система информационных механизмов, позволяющих придавать индивидуальным образцам поведения и действия публичный характер и на этой основе формировать общие ценностные ориентации общества; и, наконец, метаобразование, это символат информационной культуры, объективированная реальность, созданная человеком и вместе с тем действующая независимо от отдельных индивидуальных устремлений тех или иных личных качеств. Е.В. Данильчук характеризует информационную культуру личности как сложное системное качество личности, представляющее собой упорядоченную совокупность гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентации, собственных позиции и свойств личности и проявляющиеся в реализации универсальных способов познания, взаимодействий, взаимоотношений, деятельность в информационной среде и определяющие целостную готовность человека к освоению нового образа жизни на информационной основе. В.В. Зыков приводит следующее определение информационной культуры - это умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей повседневной деятельности. Она становится сегодня неотъемлемой частью культуры общества, поэтому можно И.В. Синельник, Н.А. Синельник, А.В. Яресько «совокупности знаний об основных методах представления знаний вместе с умением применять их на практике для решения и постановки содержательных задач... культура общения со знаниями, данными и информацией». Т.И. Полякова утверждает, что информационная культура может рассматриваться и в широком, и в узком планах, и в плане исторического развития, и в плане достигнутого, совершенного в развитии информационной картины мира. И.Я. Василькович характеризует информационную культуру как умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей деятельности. Н.В. Макарова: информационная культура- умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Н.И. Гендина полагает, что в нашей стране в настоящее время отсутствует целостная государственная концепция информационного образования и формирования информационной культуры. Информационная культура в последнее время ассоциируется с технико-технологическими аспектами информатизации, овладением навыками работы с персональным компьютером. В.В. Жилкин указывает, что информационная культура - это умение адекватно использовать имеющиеся информационные ресурсы, умело их комбинировать, достигая новых качественных результатов своей деятельности, испытывая, при необходимости, потребность в замене или расширении их компонентов. Информационная культура – это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленная на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно познавательной и иных видов деятельности. Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценить? Перефразируя слова академика СИ. Вавилова «....современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности. Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся. Усиление роли информационной культуры в структуре деятельности современного человека определяется следующими факторами:резким увеличением объемов информации, обусловленным ускоренными темпами развития научно-технического прогресса;неизбежным рассеянием информации, вызванным дифференциацией и интеграцией современной науки;быстрым устареванием знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм. Современная система образования призвана формировать умение учиться ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. Ведущая роль в формировании информационной культуры личности отводится образовательным учреждениям. Ориентир системы образования на усвоение учащимися определенной суммы знаний в современных условиях себя полностью исчерпал. Воплощение в жизнь идеи непрерывного образования диктует необходимость смены ориентира систем образования с усвоения учащимися определенной суммы знаний на формирование умения учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Лишь при соблюдении этого условия может быть реализована идея «образования в течение всей жизни». В связи с этим особое значение организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Формирование информационной культуры - проблема комплексная, включающая много аспектов. Она включает социальный, психологический, педагогический, организационно-технический и другие аспекты, опирается на знание задач и методе» их реализации в рамках исторически сформировавшихся институтов. Все многообразие задач, стоящих перед этим направлением, можно свети к трем блокам: 1)Внесение в сознание субъекта знаний о сущности и специфике функционирования социальной информации в обществе. 2)Формирование понимания субъектом механизма информационного обмена и необходимости учета его специфических особенностей во всех процессах жизнедеятельности. 3)Помощь о приобретении субъектом умений и навыков использования информационных ресурсов общества. Первый блок задач информационной культуры личности, объединяющий задачи мировоззренческого характера, включает внесение в сознание личности: знание законов распространения информации в материальном мире; знание свойств и функций социальной информации, ее роли в формировании общества; знание роли информации в процессе формирования мышления, поведения, деятельности личности; знание потребностей личности в информации и механизмов их удовлетворения; знание психофизиологических особенностей восприятия и понимания информации личностью. Наиболее эффективное влияние на формирование мировоззрения личности реализуется в рамках учебных заведений с помощью вербальных, прямых и косвенных методов формирования сознания личности (в форме лекций, бесед, диспутов), а также методов организации познавательной деятельности в форме помощи в самостоятельной работе с источниками информации. На основе усвоенного знания информационная культура ставит и решает задачи второго блока, включающего задачи формирования информационного стиля мышления личности и культуры производства и потребления информации Выработать информационный стиль мышления у личности - это значит также выработать умение в быстроменяющейся информационной ситуации четко ориентироваться, правильно оценивать сложившуюся обстановку и принимать правильные решения используя при оценке альтернатив рациональные, эстетические и морально-этические критерии. Основы формирования мышления закладываются в раннем детстве, поэтому первым социальным институтом формирования информационной культуры выступает семья, осуществляющая подготовку личности к восприятию социально необходимого объема информации, формирующая социально значимые внутренние (психические) регуляторы поведения, ценностные ориентации, морально-этические нормы. В третий блок задач информационной культуры личности входят задачи технологического характера, связанные с использованием информационных ресурсов общества. Формирование информационной культуры в технологическом плане включает: · знакомство с основными процессами информационной деятельности;· знакомство со структурой информационных ресурсов общества;· овладение алгоритмом поиска документированной информации в различных массивах и банках данных;· умение использовать традиционные библиотечно-библиографические и электронные информационно-поисковые средства;· формирование навыка самостоятельной работы с различными источниками информации, включая умение определять примерное содержание документа при беглом его просмотре, выработку разной техники чтения текста, умение извлекать информацию из текста, математизировать и оформлять полученные сведения, организовывать личную информационную базу, в виде личных библиотек, картотек, компьютерных баз данных;· умение применять информационные и библиотечно-библиографические средства в профессиональной и самообразовательной деятельности. Реализация поставленных задач осуществляется путем организации практического обучения информационным и библиотечно-библиографическим средства поиска информации в ходепрофессиональной подготовки специалиста. Это - курсы библиотечно-библиографической грамотности, библиотечные уроки, компьютерные практикумы и т.д. Но в целом реализация всего комплекса задачинформационной культуры личности рассредоточена по разным социальным институтам и в силу этого воздействие на личность оказывается локализованным, мозаичным, страдающим переносами в ту или иную сторону. Главное концептуальное противоречие состоит в том, что задача формирования информационной культуры имеет общепедагогический статус и требует комплексного подхода к её решению в школе, а фактически реализация этой задачи сводится к узкому информационно- техническому формату и зачастую ограничивается введением курса информатики. Однако подход к формированию информационной культуры преимущественно через изучение информатики ведет к неоправданному сужению понятия "информационная культура". Как бы не совершенствовались технические и программные средства информатизации, уровень информационной культуры человека определяли и будут определять, прежде всего, основополагающие (базисные) знания и умения в области поиска и семантической обработки информации, обеспечивающие эффективную информационную деятельность. Именно эти знания и умения, без которых принципиально невозможна успешная учебная и профессиональная деятельность, должны стать предметом особой заботы и внимания образовательных учреждений. Если с определением науки информатики более-менее понятно – это наука об информации, ее сборе, обработке, хранении, то понятия информационная технология и информационная культура трактуются по-разному. Только очень небольшая часть всей существующей информации запасена на технических носителях и доступна через компьютер. Огромное количество информации, преимущественно в печатном виде, хранится в библиотеках и архивах. Информационные технологии часто называют компьютерными технологиями, а информационную культуру - компьютерной грамотностью. Так и в федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта задачи формирования информационной культуры прослеживаются только в требованиях, предъявляемых к образовательной дисциплине «Информатика».Компьютерная грамотность является недостаточной для деятельности человека в информационном обществе. Важным компонентом информационной грамотности и культуры наряду с компьютерным является библиотечный.Информационно культурный, грамотный человек должен уметь осознать, когда необходима информация, должен быть способен найти, оценить и эффективно использовать полученную информацию, уметь взаимодействовать с традиционными и автоматизированными средствами ее хранения. Следовательно, возникает потребность в специальных посредниках между документами и потребителями. И в качестве одного из таких посредников выступают библиотеки.Пришло понимание, что школьная библиотека не только место для выдачи книг, она является индикатором образования, ее информационной поддержкой. Кроме того, школьная библиотека должна еще учить самостоятельности в поиске информации. Ведь учащийся, оставаясь независимым в поиске знаний, может добиться большего и в школе, и во взрослой жизни.Научить самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития. Вот несколько примеров из различных разделов. Из Стандарта начального общего среднего образования:Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей. Определение темы и главной мысли текста. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; Поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию). Из обязательного минимума содержания образовательной программы по литературе:Круг чтения и опыт читательской деятельности• Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.Из требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:В результате изучения литературного чтения ученик должензнать/понимать• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;уметьразличать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст (объем не более 1,5 с); делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). Из Стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ:Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Из обязательного минимума содержания:Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. ... Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование Обработка информации. Алгоритм, способы записи алгоритмов; блок-схемы. Логические значения, операции, выражении Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право. Создание и обработка информационных объектов Создание текста. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст: списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Поиск информации Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.Организация информационной среды Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Из требований к уровню подготовки выпускников:В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик долженуметьоперировать информационными объектами; создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому; искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. Из требований к уровню подготовки выпускников по литературе:В результате изучения литературы ученик должензнать/понимать/уметьвоспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:• искать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). Возможности гуманитарных дисциплин по формированию информационной культуры школьников: • формирование культуры чтения; • развитие читательской грамотности школьников; • развитие коммуникативной компетенции; • формирование навыков самостоятельной работы с источниками информации; • формирование навыков общения; • стимулирование потребности в общении; • требование высокой самоорганизации, деловитости, экономии времени -способности к адаптации в новых условиях; • стимулирование потребности в получении новых знаний; • формирование познавательной и социальной активности; • развитие интеллектуальных умений; 3D-модели в биологии RasMolВизуализация компьютерного вируса MyDoom (Alex Dragulescu) Интерактивность на уроке: уровни решений Формирование информационной культуры учащихся в образовательном учреждении невозможно без четкого взаимодействия ученика – учителя – библиотекаря – родителей. Учитель должен обладать дополнительными знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельного поиска информации, изучать передовой педагогический опыт, чему будет способствовать библиотекарь, так как библиотека является центром формирования информационной культуры в школе. Библиотека оказывает помощь образовательному процессу в самостоятельном изучении материала, использовании рукописных текстов, олимпиадных работ, аудио-видеокассет, дисков, материалов из области межпредметных связей, составление аннотации на имеющиеся документы, выпуск школьных тематических сборников через создание информационно-библиографического пространства, используя различные источники информации и применяя традиционные и нетрадиционные формы работы: презентации выставок по темам;интеграционные научные конференции;обзоры;лекции и другие наглядные, устные, печатные, комплексные средства. Велика роль родителей в формировании информационной культуры ребенка. Если они понимают это значение и создают домашнюю среду для ее формирования, то происходит качественный скачок в развитии общей культуры и ребенка, и самих родителей. Отсюда можно сделать вывод, что хорошо организованная информационная среда, соответствующая запросам учащихся, четко организованная деятельность взрослых(библиотекаря, преподавателей и родителей) будут влиять на формирование информационной культуры ребенка и в целом на его развитие.