Презентация к лекторию для педагогов на тему: Барьеры в общении: классификация, основные характеристики, способы преодоления
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ«ШАТУРСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»(ГБПОУ МО «ШЭТ»)Барьеры в общении: классификация, основные характеристики, способы преодоления Подготовила:Рудик Наталья Владимировна,педагог-психолог
планВведение. Причины и факторы возникновения барьеров общенияОсновные виды барьеров в общенииОсновные характеристики барьеров в общенииКак понять, что в общении появился барьерСпособы преодоления барьеров в общенииЗаключение Список литературы
Барьеры общения — это факторы, служащие причиной неэффективного взаимодействия, конфликтов или способствующие им.
Барьерами общения называют препятствия на пути понимания собеседника.
Причины и факторы возникновения барьеров общенияразличия в темпераментах, характерах, манерах общения и эмоциональных состояниях общающихся партнеров.
Манера общения, формируемая на базе темперамента, характера и типа акцентуации личности, также может создать барьер в общении людей, имеющих различия в этой манере.
Основными субъектами общения, с психологической точки зрения, являются: доминантный, недоминантный, мобильный, ригидный, экстравертный и интровертный субъекты общения.
Доминантный субъект общения стремится обратиться к какому-либо человеку, не заботясь при этом об уместности или целесообразности общения.
Недоминантный субъект общения постоянно чувствует себя неуверенно, боится лишний раз взять на себя инициативу, задать вопрос, высказать свою точку зрения.
Мобильный субъект общения легко вступает в общение, переключает внимание, быстро рисует в своем сознании образ партнера по общению (часто слишком поверхностно).
Ригидный субъект общения не сразу включается в коммуникативную деятельность. Ему требуется изучить партнера, понять его намерения в общении. Как правило, он внимательно слушает. Неспешно говорит
Экстравертный субъект общения открыто, расположен к взаимодействию. Общение является его стихией. Независимо от своего душевного состояния, он всегда направлен на партнерство.
Интровертный субъект общения не склонен к внешнему диалогу. Более всего он сосредоточен на диалоге с самим собой (аутообщении). Застенчив, обидчив, не склонен к обсуждению личных тем.
Учет приведенных характеристик субъектов общения дает возможность каждому человеку сформировать у себя навыки понимания особенностей личности другого человека, признания ее достоинств.
Основные виды барьеров в общенииБарьеры коммуникации. Это барьеры в общении, связанные с обменом информацией между собеседниками в ходе общения. Они бывают:
Семантический барьер. Он встает на нашем пути тогда, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи.
Логический барьер. Возникает чаще у партнеров с неодинаковым видом мышления, например: у одного - абстрактно¬логическое, а у другого наглядно-образное, у третьего - наглядно¬действенное.
Стилистический барьер.Возникает тогда, когда форма коммуникации и ее содержание не соответствуют друг другу.
Фонетический барьер. Это препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. Фонетика занимается акустическими и физиологическими особенностями речи.
Модальностный барьер. Возникает тогда, когда человек не задумывается о приоритетном канале восприятии информации
Барьеры взаимодействия. Это барьеры, связанные с взаимодействием с человеком во время общения и возникающие из-за недовольства поведением партнера по общению.
Мотивационный барьер. Возникает тогда, когда у партнеров по общению разные мотивы вступления в контакт.
Барьер некомпетентности. Часто встречается в совместной работе.
Этический барьер. Возникает в ситуации несовместимости нравственных позиций партнеров по общению.
Барьеры понимания и восприятия. Это барьеры, связанные с восприятием и познанием друг друга, а также с установлением взаимопонимания на этой основе.
Эстетический барьер. Возникает тогда, когда нам не нравится, как выглядит собеседник.
Социальный барьер. Причиной затруднений в общении может быть разный социальный статус партнеров.
Барьер отрицательных эмоций - один из наиболее часто встречающихся в практике общения.
Барьер установки.Собеседник может обладать негативной установкой по отношению к организации, представителем которой вы являетесь, или лично к вам.
Барьер “двойника”. Он заключается в том, что мы невольно думаем о нашем собеседнике как о самой себе
Грубость и невежественность Все мы сталкиваемся с людьми, которые просто-напросто дурно воспитаны.
Барьер психологической защиты. Выстраиваемая психологическая защита — один из серьезных барьеров общения.
Избирательное слушание. Если мы слышим только то, что мы хотим услышать, то наша реальность не будет нарушена.
К сожалению, в жизни не бывает такого, чтобы можно было без барьеров общаться лишь с приятными людьми. На самом деле, барьеры общения – это препятствие только до того момента, пока мы не задумались, как их преодолеть.
Благодарю за внимание!