Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г. Гольцовой 10 класс


Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №17»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей русского языка и литературы
Протокол № ___ от
«____»____________201__ г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
_________________________
«____»____________201__ г.
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ №17
_________________________
Приказ № ___ от
«___»__________ 201___ г.
Рабочая программа
по русскому языку
10-а класс (базовый уровень)
Учитель Ошкадерова Оксана Анатольевна
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, а также использовалась Программа курса «Русский язык». 10-11 классы. Базовый уровень/авт.-сост. Н.Г. Гольцова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.и рабочая программа учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ с УИОП № 80 г. Хабаровска Акимовой С.А.
Учебный предмет «Русский язык и литература» входит в предметную область «Филология».
Являясь формой хранения и средством усвоения информации, русский язык выполняет особые функции и занимает одно из ведущих мест среди учебных предметов. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования целями изучения предмета «Русский язык и литература» являются:
• формирование российской гражданской идентичности обучающегося средствами русского языка и литературы;
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
• сформированность представлений о роли языка в жизни общества, государства; приобщение через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
• способность свободно общаться в различных формах и форматах и на разные темы; свободно использовать словарный запас;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
• владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
• сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания, в том числе средству познания основ своей и других культур и уважительного отношения к ним;
• сформированность понятий о нормах русского литературного языка и умелое использование богатейших возможностей русского языка при соблюдении языковых норм;
• сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка, умение правильно и уместно их использовать в разных условиях общения;
• владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
• владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
• сформированность умений написания текстов различных жанров на различные темы, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающегося;
• сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений (в том числе языкового анализа художественного текста);
• владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознания художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционально-личностного восприятия и интеллектуального понимания;
• сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
• способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Одна из важнейших задач обучения русскому языку и литературе в старших классах заключается в том, чтобы учащиеся могли более полноценно и многоаспектно использовать языковой анализ образцовых художественных текстов, изучаемых в школе. Такая работа будет служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей, эффективным способом приобщения учащихся к нравственным, эстетическим,
мировоззренческим ценностям литературы, что окажет положительное влияние на формирование личности учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса обусловлено реализацией системно-деятельностного подхода. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса, на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, обозначенных в Стандарте.
Особое внимание в данном курсе уделяется подбору текстов из произведений, изучаемых в школе, для лингвистического и литературоведческого анализа.
Тесная связь с литературой, литературоведческим анализом художественного произведения обеспечивает качественное формирование универсальных учебных действий, к числу которых относятся:
• личностные, обеспечивающие жизненное, личностное, профессиональное самоопределение обучающихся и формирование ценностного отношения к миру и человеку в этом мире;
• регулятивные, обеспечивающие организационно-практическую способность и готовность обучающегося на этапе старшей школы к ведению своей учебно-познавательной деятельности от этапа планирования до этапа получения результата, допуская этап возможной коррекции, а также прогностический и эвристический шаги, обеспечивающие творческий подход к решению нестандартных языковых, межпредметных, этнокультурных и поликультурных заданий с опорой на имеющийся уровень сформированных у школьника компетентностей (лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой);• познавательные, обеспечивающие способность к познанию и работе с информацией;
• коммуникативные, обеспечивающие способность обучающегося осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявлять толерантность в общении, соблюдать правила вербального и невербального общения в конкретной речевой ситуации.
Большую роль в освоении курса русского языка и литературы играют информационные технологии. Это одно из важнейших условий освоения предложенного обучающимся учебного материала на пике внимания и сосредоточенности. Подготовка презентаций как вид самостоятельного коммуникативного взаимодействия – важнейшая форма формирования коммуникативной компетенции и решения коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, способ достижения метапредметных результатов в ходе обучения русскому языку.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык и литература» входит в предметную область «Филология» и является обязательным компонентом базисного учебного плана. Изучение курса рассчитано на 68 ч (34 учебных часа в 10 классе и 34 учебных часа в 11 классе – 1 ч в неделю). Завершается освоение курса обязательной государственной (итоговой) аттестацией в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре народов многонациональной России и усвоение форм толерантного поведения в поликультурном мире;
• через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей своё будущее с развитием своего края, города, села;
• посредством выявления языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
• через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;• через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.
Метапредметные результаты:
• способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;
• обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;
• освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, тезирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов;
• приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;
• овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;
• владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);
• владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппаратобоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией;
• формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов нравственно-этической, социально значимой и научно-публицистической тематики.
Предметные результаты:
• сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский литературный язык»;
• понимание характера обязательности, вариативности, допустимости в применении норм литературного языка; закрепление навыка соблюдения языковых норм в речи в ходе повседневного бытового, учебного, научного, делового общения;
• владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного языка навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной речи или воспроизведённой речи;
• владение умением анализировать текст с точки зрения содержащейся в нём информации (основная/второстепенная, явная/скрытая);
• умение представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений разных жанров, а содержание грамматических правил – в виде таблиц, алгоритмов, свёрнутых алгоритмических предписаний;
• более глубокое и детальное знание содержания произведений
художественной литературы;
• способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё к ним отношение в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
• знание изобразительно-выразительных средств русского языка и умение их применять;
• осознание художественной картины мира, созданной в литературном произведении в единстве эмоционального личностного и интеллектуального понимания.
Содержание учебного предмета
Введение
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.
Русский язык как один из мировых языков.
Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.
Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
Морфемика и словообразование
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.
Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
Морфология и орфография
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Орфография
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки пре- и при-.
Гласные и и ы после приставок.
Употребление ъ и ь.
Употребление прописных и строчных букв.
Правила переноса слов.
Самостоятельные части речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных.
Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур.
Число имён существительных.
Падеж и склонение имён существительных.
Морфологический разбор имён существительных.
Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний.
Гласные в суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных.
Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имён прилагательных.
Правописание окончаний имён прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Простые, сложные и составные числительные.
Морфологический разбор числительных.
Особенности склонения имён числительных.
Правописание имён числительных.
Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений.
Глагол
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).
Категория времени глагола.
Спряжение глагола.
Две основы глагола. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глаголов.
Правописание глаголов.
Причастие
Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий.
Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие
Деепричастие как особая глагольная форма.
Образование деепричастий.
Морфологический разбор деепричастий.
Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий.
Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на шипящий. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния
Грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи
Предлог
Предлог как служебная часть речи.
Особенности употребления предлогов.
Морфологический разбор предлогов.
Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова
Союз как служебная часть речи. Союзные слова.
Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.
Морфологический разбор союзов.
Правописание союзов.
Частицы
Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи.
Междометие. Звукоподражательные слова
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий.
Правописание междометий.
Функционально-стилистические особенности употребления междометий.
Повторение и обобщение пройденногоПланируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения русского языка ученик научится:
• различать основные единицы языка, их признаки и взаимосвязь;
• применять орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
• владеть приёмами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, редактировать собственные тексты, выступать перед аудиторией с докладом;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализировать причины коммуникативных неудач, уметь их объяснять и предупреждать их возникновение;
• употреблять языковые средства в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения;
• анализировать научные (учебно-научные, научно-популярные), официально-деловые, публицистические тексты и тексты других функциональных разновидностей языка с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• распознавать тексты научного, официально-делового, публицистического стилей и тексты других функциональных разновидностей языка по их экстралингвистическим и лингвистическим признакам;
• создавать учебно-научные, официально-деловые, публицистические тексты (в устной и письменной форме) и тексты других функциональных разновидностей языка с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка;
• проводить анализ фрагментов прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, точности, чистоты, богатства, выразительности, соответствия литературным нормам;
• использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
• осуществлять выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения;
• соблюдать в собственной речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические и стилистические нормы современного русского литературного языка;
• осуществлять речевой самоконтроль; анализировать собственную речь с точки зрения её эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач;
• владеть разными способами редактирования текстов;
• соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни;
• опознавать единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях художественной литературы и исторических текстах;
• с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.) объяснять значение единиц языка с национально-культурным компонентом.
Календарно – тематическое планирование
(34 ч)
№ п/пДата Раздел. Тема Основные виды деятельности, которыми должен овладеть обучающийся Формы и виды контроля
План Факт Введение (1ч)
1. Слово о русском языке Знать основные функции языка, его истоки, функциональные стили; уметь доказать, почему литературный язык является высшей формой языка, аргументированно характеризовать основные стили русского языка. Выразительное чтение текста вступительной статьи.
Составление сложного плана.
Лексика. Фразеология. Лексикография (5 ч)
2. Слово и его значение (§ 1–2). Изобразительно-выразительные средства русского языка (§ 3) Знать основные понятия лексики, отличие многозначных слов от однозначных; уметь работать с толковым словарем, употреблять в речи нужное по смыслу значение многозначного слова, давать толкование лексического значения слова, определять лексическое значение слова по толковому словарю; соотносить слово и его лексическое значение.Словарный диктант с дополнительным заданием.
Работа со словарем.
Запись в тетради основных способов возникновения переносного значения слова.
3. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы (§ 4–7) Знать определение омонимов, омографов, омофонов, омоформ, паронимов, синонимов, антонимов; уметь различать омонимы, омографы, омоформы, находить синонимы, антонимы в тексте, давать толкование лексического значения паронимов, правильно употреблять синонимы, антонимы, паронимы в речи.Самостоятельно составить и записать вопросы к материалам параграфа. Работа со словарными статьями.
Практическая работа 1.
4. Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления
(§ 8–10) Знать о происхождении исконно русской лексики, о путях появления в языке заимствованных слов, о старославянизмах как особой группе заимствованной лексики, основные группы слов по сфере их употребления в речи, какие причины вызывают ограниченное употребление слов в русском языке; уметь логически верно и полно рассказать о происхождении лексики русского языка, опираясь на толковый словарь, разъяснять значение иноязычных слов, употреблять в речи заимствованные слова, находить в речи слова общеупотребительные, диалектные и профессиональные, избегать в собственной речи жаргонных слов и выражений. Составление плана-конспекта §8 как текста научного стиля.
Составление обобщенной схемы-конспекта материала §9.
Устная аналитическая работа по упр.37.
Творческая работа: сочинение-миниатюра по упр. 37.
5. Фразеология. Лексикография
(§ 11–12) Знать определение фразеологических оборотов, основные источники появления фразеологизмов, значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи, основные типы словарей русского языка; уметь объяснять значение устойчивых оборотов речи, пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации. Словарный диктант.
Фразеологическая викторина.
Работа со словарем.
Текст под диктовку.
6. Лингвистический анализ текста №1. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения Актуализация знаний по интерпретации исходного текста, развитие навыка создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ. Домашнее сочинение-рассуждение.
Фонетика. Графика. Орфоэпия (2 ч)
7. Звуки и буквы (§ 13).
Орфоэпия (§ 14) Знать определение фонетики, основные характеристики гласных и согласных звуков, отличие звука от буквы; знать о существовании чередований звуков; уметь соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию, объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова. Самостоятельная работа с учебником.
Разные виды диктанта.
Словарный диктант 1.
Морфемика и словообразование (2 ч)
8. Состав слова (§15) Знать, что такое морфемика, название и особенности морфем русского языка; знать, какая часть слова называется основой, какие части слова могут входить в состав основы; уметь находить значимые части слова, определять их роль в слове, находить основу слова, различать процессы слово- и формообразования. Работа с учебником.
Составление сравнительной таблицы.
Самостоятельная работа.
Морфемный разбор слов.
9. Лингвистический анализ текста 2. Подготовка к написанию сочинения рассуждения. Актуализация знаний по интерпретации исходного текста, развитие навыка создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ. Домашнее сочинение-рассуждение.
10. Словообразование. Формообразование (§ 16–17) Знать основные способы образования слов в русском языке, основные виды словообразовательных словарей, порядок словообразовательного разбора; уметь определять способ словообразования, различать морфологические и неморфологические способы образования слов, выполнять словообразовательный разбор, пользоваться словообразовательным словарем для уточнения способа образования слов. Словообразовательный разбор.
Словообразовательные цепочки.
Практическая работа 2.
Морфология и орфография (24 ч)
Орфография (5 ч)
11. Принципы русской орфографии
(§ 18) Знать, какие вопросы изучаются в курсе морфологии, предмет изучения орфографии; знать правила правописания безударных гласных в корне слова; уметь узнавать и осознавать в слове правописное затруднение, связанное с написанием безударных гласных (опознавательный этап), определять условия выбора верного написания (выборочный этап), на основании правила делать выбор написания (этап решения орфографической задачи). Самостоятельная работа с учебником.
Составление словосочетаний.
12. Употребление гласных после шипящих и ц (§ 21–22) Знать состав слова, части речи, употребление гласных после шипящих; уметь распознавать морфемы в словах, определять часть речи, правильно писать гласные после шипящих. Работа по карточкам.
Словарный диктант 2.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа со словарем.
13. Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных (§ 23–25) Знать правописание звонких и глухих согласных; непроизносимых согласных; двойных согласных; уметь находить звонкие и глухие, непроизносимые и двойные согласные; правильно писать указанные орфограммы в словах. Комментированное письмо.
Орфографическая работа.
14. Контрольная тестовая работа по материалам ЕГЭ № 1 Уметь применять знания по основным направлениям русского языка на практике, отбирать информацию, видеть орфограммы и пунктограммы. Тестовая работа.
15. Правописание гласных и согласных в приставках (§ 26 – 28). Употребление ь и ь. Употребление прописных букв. Правила переноса (§ 29 – 31) Знать правописание приставок, зависящее от значения, правописание приставок, основанное на фонетическом принципе; правописание приставок, основанное на морфологическом принципе; уметь правильно писать приставки, переносить слова, определять функции ъ и ь и в соответствии с этим правильно писать слова, различать строчные и прописные буквы. Работа с учебником.
Аналитическая словарная работа.
Самостоятельные части речи Имя существительное (2 ч)
16. Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний (§ 32–33) Знать лексико-грамматические разряды имён существительных, род, число, падеж и склонение имён существительных; уметь делать морфологический разбор имен существительных. Самостоятельная работа.
Практическая работа 3 Морфологический разбор имен существительных.
Дифференцированное задание.
17. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных
(§ 34–35) Знать правила написания имен существительных; уметь правильно писать суффиксы и падежные окончания существительных, делать выбор в пользу слитного или дефисного написания сложных существительных. Самостоятельная работа с учебником.
Работа со словарем.
Синтаксический разбор предложения.
18. Контрольная работа по темам «Лексика. Фонетика. Орфография» Знать основные характеристики разделов языкознания: лексика, фонетика, орфография; уметь выделять главную и побочную информацию, применять орфографические и пунктуационные правила. Контрольная тестовая работа.
Имя прилагательное (2 ч)
19. Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных (§ 36–37) Знать определение имени прилагательного, лексико-грамматические разряды имен прилагательных, склонение качественных, относительных, притяжательных прилагательных; уметь производить морфологический разбор, правильно писать окончания имен прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.
Аналитическая работа.
Словообразовательная работа.
Развитие речи. Выразительное чтение.
20. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных
(§ 38–40) Знать правописание суффиксов имен прилагательных, правописание Н- и НН-, сложных прилагательных; уметь мотивировать выбор при написании, отличать сложные прилагательные. Творческая работа.
Самостоятельная работа с учебником.
Синтаксический разбор предложения.
Имя числительное (2ч)
21. Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных (§ 41–43) Знать определение имени числительного, его разряды и виды, правописание имен числительных, склонение; уметь делать морфологический разбор, склонять, правильно писать имена числительные. Словарный диктант 3.
Самостоятельная работа с учебником.
Морфологический разбор числительных.
22. Употребление имен числительных в речи (§ 44) Знать особенности употребления числительных в речи; уметь правильно употреблять их в речи. Работа с учебником.
Грамматическая работа.
Местоимение (1ч)
23. Местоимение как часть речи. Правописание местоимений (§ 45–46) Знать лексико-грамматические разряды местоимений, особенности их изменения, правописание; уметь делать морфологический разбор местоимения, правильно употреблять местоимения в речи, склонять их. Индивидуальная работа по карточкам.
Морфологический разбор.
Работа с учебником.
Глагол (1 ч)
24. Глагол как часть речи (§ 47–48) Знать определение глагола, его грамматические категории, образование глагола; уметь делать морфологический разбор. Дифференцированное задание.
Индивидуальная работа.
Практическая работа 4
25. Правописание глаголов (§ 47–48) Знать образование глагола, правописание личных окончаний, буквы ь в глагольных формах, суффиксов глаголов; уметь правильно писать личные окончания глаголов, употреблять ь в глагольных формах, если это необходимо. Работа с учебником.
Причастие (2 ч)
26. Причастие как глагольная форма. Правописание причастий (§ 49–51) Знать определение причастия, разряды по значению, признаки глагола и прилагательного, образование, правописание; уметь находить вид и залог, различать причастия и отглагольные прилагательные, правильно писать суффиксы причастий. Словарный диктант. Самостоятельная работа.
Выборочный диктант.
Деепричастие (1ч)
27. Деепричастие как глагольная форма (§52) Знать определение деепричастия, разряды по значению, признаки глагола и наречия, способы образования; уметь находить деепричастия в тексте, различать деепричастия совершенного и несовершенного вида, правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок, правильно ставить запятые при деепричастных оборотах. Самостоятельная работа.
Составление таблицы.
Морфологический разбор деепричастия.
Наречие (1 ч)
28. Наречие как часть речи. Правописание наречий (§ 53–54).
Слова категории состояния (§ 55) Знать определение наречий, разряды по значению, степени сравнения, правописание; уметь определять разряд по значению, образовывать степени сравнения. Определять роль слов категории состояния
в предложении и тексте. Работа с учебником.
Самостоятельная работа.
Дифференцированное задание.
29. Контрольная тестовая работа по материалам ЕГЭ № 2 Уметь применять знания по основным направлениям русского языка на практике, отбирать информацию, видеть орфограммы и пунктограммы. Служебные части речи Предлог (1ч)
30. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов (§ 56–57) Знать определение предлога, какие отношения выражаются с помощью предлогов, виды предлогов по структуре и происхождению, правописание предлогов; уметь отличать предлоги от других частей речи, грамотно писать предлоги. Словарный диктант 4.
Самостоятельная работа с учебником.
Дифференцированное задание.
Союзы и союзные слова (1 ч)
31. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов (§ 58–59) Знать определение союза, виды союзов по происхождению, по структуре и по значению; уметь делать морфологический разбор союза, различать союзы и союзные слова, правильно писать союзы. Самостоятельная работа с учебником.
Морфологический разбор союзов.
Дифференцированное задание.
Частицы (2 ч)
32. Частицы как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление (§ 60 – 62).
Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи (§ 63) Знать определение частицы, разряды по значению, правописание частиц; уметь определять значение частиц, правильно их писать; находить орфограмму, безошибочно определять часть речи, делать правильный выбор в пользу слитного или раздельно написания частиц не и ни. Творческий опрос.
Составление таблиц.
Индивидуальные занятия.
Практическая работа 5.
Междометие. Звукоподражательные слова (1 ч)
33. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова (§ 64) Знать определение междометия, типы междометий, их правописание и пунктуационное оформление. Уметь находить междометия в тексте, различать междометия и звукоподражательные слова, правильно писать сложные междометия, ставить знаки препинания при междометиях. Развитие связной монологической речи.
Самостоятельная работа с учебником.
Повторение и обобщение пройденного (2 ч)
34. Проверочный диктант Повторить, обобщить и систематизировать
полученные сведения о частях речи, их грамматических признаках, правописных нормах и стилистических возможностях употребления. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
Программа курса «Русский язык». 10—11 классы. Базовый уровень/авт.-сост. Н.Г. Гольцова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
Гольцова Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч./ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Методическое пособие. Тематическое планирование. Поурочные разработки к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина и М.А. Мищериной «Русский язык». 10 – 11 классы. / Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. – М.: ООО «Русское слово – учебник» , 2014.
Белецкая Т.Н. Новый сборник диктантов по русскому языку. 5 – 11 классы. – Харьков: Веста, 2011
Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации – М.: Просвещение, 2008
Еремина Е.А. Виды разбора на уроках русского языка. 5 – 11 классы. – СПб.: «Паритет», 2010
Тельпуховская Ю.Н. Русский язык в определениях, таблицах и схемах. 5 – 11 классы. – Харьков: Издательство «Ранок», 2013
Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. – Москва: Национальное образование, 2015
Маслова О.В. Методические рекомендации по преподаванию русского языка и литературы в образовательных организациях г. Севастополя в 2014 – 2015 учебном году, 2014
Образовательные электронные ресурсы
http://videouroki.net/ Видеоуроки в сети Интернет
http://www.alleng.ru/index.htm Всем, кто учится.
http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.school.edu.ru/ Российский образовательный портал
http://www.proshkolu.ru/ Сайт для учителей
http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор»
http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования
http://www.uchportal.ru/ Учительский портал
http://rus.1september.ru/urok/ Я иду на урок русского языка
Технические средства обучения:
Телевизор
Компьютер