Контрольные работы по русскому языку (тексты диктантов) к УМК Т.А.Ладыженской и др. 5 класс.ФГОС.


Контрольные работы по русскому языку к УМК Т.А.Ладыженской и др. (ФГОС)
Стартовая диагностика. 5 класс
Диктант.
Летняя гроза.
Набежали на небо грозовые тучи. Потемнело. Затих старый бор. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев, закружил пыль по дороге и умчался.
Ударили по листьям капли крупного дождя. Вдруг на землю обрушилась стена воды. Вспыхивает молния, гремит гром.
Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, проясняется даль. Небо голубеет. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар.
Уж и солнце яркое выглянуло, а дождь еще не прошел. Это падаю капли с деревьев и сверкают на солнце. (77 слов)
Контрольный диктант № 1.
«Повторение изученного в начальных классах»
I вариант
В ЛЕСУ
Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны, редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.
В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути.
(88 слов.)
Грамматическое задание.
1.Морфемный разбор слов: входим, сосновую.
2.Разбор по членам выделенного предложения. Над каждым словом надписать название части речи.
II вариант
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьет подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.
Низкий берег покрыт зеленым ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.
Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.
(81 слово.)
(По Н. Ф. Ефимовой.)
Контрольное сочинение-описание по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки» (упр.229, с.105) ч.1
Контрольный диктант № 2 по теме «Синтаксис простого предложения»
Щур
Я никогда не был большим любителем содержания птиц в неволе. Но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы. Больше всех полюбился мне щур. Это весёлая птичка с брусничного цвета грудью. Клетка всегда была открыта, и щур мог летать по комнате свободно. Он часто прилетал в просторную клетку. Здесь для него лежал вкусный корм. Каждый день я ставил на пол небольшую ванночку с чистой водой. Щур радостно плескался в ней.
Когда лес готовился одеваться, я вынес Щурку на опушку и выпустил на волю. Он сел на сучок ближнего дерева и запел тихую песенку. На прощание я помахал ему рукой. Птица скрылась в вершинах густого темного леса.
(И.М.Соколов-Микитов «Щур») 96 слов
Грамматическое задание:
1.Сделать разбор предложения:
1 вариант: Он часто прилетал в просторную клетку.
2 вариант: Здесь для него лежал вкусный корм.
2. Разбор словосочетания:
1 вариант: в просторную клетку;
2 вариант: вкусный корм
3. Морфемный разбор:
1 вариант: полюбился,
2 вариант: выпустил
Контрольный диктант № 3 по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
Зима. Всюду снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях. По снегу во дворе деловито разгуливают вороны.
Вот выбежал во двор пёс с кусочком хлеба, лёг на снег закусить, а вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают, того и гляди изо рта вырвут кусок.
Пёс рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: «Убирайтесь прочь, а то живо хвосты повыдёргиваю!» Но вороны — птицы дерзкие, ничего не боятся.
Пёс терпел, терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами. Но разве ворону поймаешь? Ни одной вороны дуралей не поймал.
А в это время другие давно уже его хлеб утащили.
(По Г. Скребицкому.)
Дополнительные задания.
1. Составьте схему предложения с прямой речью.
2. Составьте схему второго предложения (1 вариант); четвёртого предложения (II вариант).
3. Выделите условными обозначениями два обстоятельства (I вариант); два дополнения (II вариант). Укажите, к какому слову в предложении они относятся, какими частями речи выражены.
4. Подберите проверочные слова к 3-м словам с орфограммой «Проверяемые гласные в корне» (I вариант); «Проверяемые согласные в корне» (II вариант)
Контрольное сочинение по картине (И.Э.Грабарь. «Февральская лазурь») упр.368,с.165,ч.1Контрольная работа. Подробное изложение (по рассказу К.Г.Паустовского «Первый снег») упр.375,с.168, ч.1
Контрольный диктант № 4
по теме «Морфемика. Орфография»
ОСИНЫ.
Красивы высокие стройные осины. Даже в самый тихий, безветренный летний день листья осин дрожат. От этого деревья кажутся живыми существами. Они точно шепчутся между собой.
Очень хорош осиновый лес в дни ранней осени. Цветным ковром расстилаются под осинками опавшие листья. Под листьями видны красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков.
В дуплах старых толстых осин располагаются дневные и ночные птицы, белки прячут в них свои запасы. Зимой корой молодых растений кормятся зайчата.
Редко можно увидеть сплошной осиновый лес. Обычно осины растут рядом с берёзами и тёмными елями. По трепетанию листвы на высоких вершинах и тихому шелесту сразу узнаешь осину.
(По И. Соколову-Микитову.)
Дополнительные задания.
1. Из первого и второго абзацев выпишите словосочетания, в которые входят слова осины (I вариант); листья (II вариант). Сделайте письменный разбор этих словосочетаний, укажите число и падеж данных слов.
2. Найдите три слова, в которых основа равна корню.
3. Выпишите по два слова: 1) с приставками, которые не изменяются на письме; 2) с приставками на з (с). Графически объясните правописание приставок.
4. Выпишите слова с корнем -раст- — -рос- (I вариант); -лаг- — -лож- (II вариант). Подберите к ним 3—4 однокоренных слова.
5. Найдите во втором и третьем абзаце слова-антонимы.
Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное»
МЕДВЕДИЦА-МАТЬ.
Под толстым рыхлым снегом медведи спокойно спят всю зиму. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются мохнатые медвежата. Мать осторожно держит бурых детёнышей около своей груди, кутает их в косматой шерсти. Она закрывает их от холода лапами и головой, согревает своим дыханием, вылизывает их шёрстку.
Но вот медведица с медвежатами выходит из берлоги. Теперь она учит малышей выкапывать вкусные корни, сладкие луковицы, клубни растений. Медвежата сгребают сухие ягоды, роются в гнилых пнях. Жирные жучки, мягкие червячки — всё идёт в пищу.
А медведица зорко смотрит по сторонам. Она готова оградить детёнышей от опасности. Если медвежатам грозит беда, медведица бросится на любого противника.
(По С. Покровскому.)
Дополнительные задания.
1. Выпишите два существительных разных склонений, определите, в форме какого падежа они употреблены.
2. Обозначьте морфемный состав слов шёрстку, выходит, жирные (I вариант); вкусные, жучки, бросится (II вариант).3. Подчеркните существительные как члены предложения: Под толстым рыхлым снегом медведи спокойно спят всю зиму (I вариант); Но вот медведица с медвежатами выходит из берлоги (II вариант).
4. Укажите орфограммы в словах: (в) берлоге, детёнышей, червячки (I вариант); (от) холода, жучки, смотрит (II вариант).Контрольная работа. Подробное изложение
(А.И.Куприн. «Ю-ю») упр.585,с.90,ч.2 Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное»
ВЕСЕННИЙ СНЕГОПАД.
Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвёртой неделе марта начался могучий снегопад. Всё в природе изменилось. Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу.
Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекала даже воробьёв. Но в этот день вспомнили пернатые о зимней столовой. Даже скворцы присели на край и осторожно клевали старые крошки.
Другие птицы ищут спасения в паническом бегстве. Полетели на юг зяблики, певчие дрозды, жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень, когда стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился.
(По Л. Семаго.)
Дополнительные задания.
1. Найдите имя прилагательное в первом предложении (I вариант); в предложении Снег глухим одеялом... (II вариант). Произведите его морфологический разбор.
2. Обозначьте морфемы в словах: мартовскими, прилетали, крошки (I вариант); кормушку, зимней, встречный (II вариант).3. Подчеркните три слова, у которых в окончании проверяемая согласная.
4. Найдите сложное предложение, выделите в нём грамматические основы.
Контрольный диктант № 7 по теме «Глагол»
ЗВУКИ ОСЕННЕГО ЛЕСА.
Тихо и светло бывает в лесу осенним днём. Листья продолжают осыпаться и больше не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, птицы не щебечут. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. Между ними расстилается мягкий ковёр из сухих листьев. Изредка попадаются молоденькие дубки, на которых ещё не опали листья. Они вспыхивают на солнце в просветах между стволами, будто факелы. И гулкое эхо раздаётся в лесу, как в большом пустом доме.
В таком лесу далеко слышится каждый звук. Нет-нет да и хрустнет сухая ветка, зашуршат опавшие листья. Это или заяц проскочит, или осторожно лисица пробирается среди кустов.
(По Е. Носову.)
Дополнительные задания.
1. Произведите синтаксический разбор предложения В таком лесу... (I вариант); Между ними расстилается... (II вариант).
2. В этом же предложении укажите глагол, назовите его морфологические признаки.
3. Выпишите по два глагола несовершенного вида (I вариант) и совершенного вида (II вариант).
4. Найдите глагол с чередующейся гласной в корне, объясните выбор буквы в этом слове.
Вариант 2
Контрольный диктант № 8 по теме «Повторение и систематизация пройденного в 5 классе»
Iвариант
Летнее утро легко поднимает с постели.
Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.
Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез*. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.
Подосиновик — гриб яркий, стройный*. Он не вылезет вдруг на дороге или на тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь еще штук пять.
И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.
(98 слов.)
Грамматическоезадание: объяснить графически постановку знаков препинания в отмеченных знаком * предложениях.
IIвариант
(без грамматического задания)
Коротка летняя пора на севере тундры. В мае еще в воздухе вьются снежинки, бушуют буйные ветры по ее бескрайним просторам. Потом вдруг проясняется небо, тает снег, начинают оживать и цвести первые растения.
В это время сюда возвращаются птицы. Тундра — родина этих птиц.На берегах светлых озер они строят свои гнезда. Здесь они могут спокойноотложить яйца, выкормить птенцов и не беспокоиться о пище. Мошки и комары сами лезут им в рот!
Быстро проходит летняя пора. Птенцы вырастают и отправляются за далекие горы, леса и моря. Весной они опять вернутся сюда.
Наступает день, когда солнце не поднимется из-за горизонта. Теперь егоне увидишь до весны. Долгая полярная ночь простирается над необъятнымипросторами тундры, и только синие сумерки освещают землю.
(118 слов.)