Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП Веселый муравейник


Конспект непрерывной образовательной деятельности по математическому развитию в подготовительной группе
«Веселый муравейник»
Программное содержание:
Продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10 ; «записывать» при помощи знаков > и < , читать «запись».Закреплять умение выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, преобразовывать и воссоздавать геометрические фигуры из частей.Упражнять в ориентировке в контрастных и смежных частях суток, выделять последовательность суток.Учить детей ориентироваться по предложенной схеме.Развивать умственную активность у детей, активизировать психические процессы (внимание, мышление, воображение).Проявлять самостоятельность, находчивость, сообразительность при решении логических задач.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: «муравейник» (таблица с 10 этажами и квартирами), муравьи, мяч, 2 карточки с домиками из 8 равнобедренных треугольников. Раздаточный: числа от 1 до 10 на подносах, знаки > и <, конверты с 8 треугольниками, индивидуальные карточки с геометрическими фигурами, листы со схемой «Найди домик», простые карандаши.
Ход занятия:
1. Перед вами лежат цифры. Положите по порядку цифры от 1 до 10. Начинаем выкладывать слева на право, (дети выкладывают цифры перед собой).А теперь посчитаем. Будем указательным пальцем показывать ту цифру, которую называем. Приготовились: 1, 2, 3... 10. Молодцы.Ребята, а чтобы сравнить два числа, какие знаки нужно использовать? Правильно: > или <. Сейчас мы будем сравнивать числа. Возьмите из ряда чисел такие цифры: 2 и 3, положите между ними знак > или <.Читаем запись.А теперь возьмите 4 и 5 и тоже сравните их.Читаем запись.Возьмите 8 и 7, сравните их.Читаем запись.А теперь вы самостоятельно выберете себе два числа, положите перед собой и сравните.Спрашиваю 2-3 детей, читают запись.(Проверяю, хвалю.)Теперь посмотрите на наш ряд чисел. Убирать числа мы будем в обратном порядке от 10 до 1. Считаем и убираем 10, 9... 1.
Практическая работа
А теперь для вас ребята,Загадаю я загадку.Знаю, знаю наперед,Вы - смекалистый народ.В лесу у пня -Суета, беготняНарод рабочий,Весь день хлопочет.Себе дом строит. Кто это?
Правильно, муравьи. А как называется дом, в котором они живут? Правильно, муравейник. Посмотрите, какой он? Давайте его опишем (большой, высокий, красивый). На что похож дом муравьев? (на кучу, гору, шапку, на коробочку с конфетами).Давайте посчитаем, сколько в нем этажей (хором). А теперь будьте внимательны и посчитайте, сколько квартир на I этаже (индивидуально спрашиваю, проверяю).А сколько на 4 этаже? на 7?Давайте сравним два этажа 1 и 5, на каком меньше квартир? На каком больше?Почему наверху квартир меньше, а внизу больше? (вверху он узкий, а внизу широкий).Ребята у каждого муравья своя квартира. Вот этот муравей живет на 1 этаже во 2 квартире. Пойдет сюда Ира и найдет муравью его квартиру.Спрашиваю: где живет твой муравей? (мой муравей живет на 1 этаже во второй квартире).Этот муравей живет на 3 этаже в 5 квартире. Найдет ему квартиру ...Посмотрите ребята, мы помогли муравьям найти свою квартиру! Молодцы.А мы с вами отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Муравейник на поляне»
Муравейник на поляне Ночью крепко - крепко спит. А как солнце заиграет Муравьишки выбегают. Лапками перебирают И головками качают Муравьишек ровно пять 1-2-3-4-5. Очень дружные они. Ты, дружок, их береги.
Воспитатель показывает, а дети выполняют движения по тексту. Повторить еще раз.
2. - На какую геометрическую фигуру похож муравейник?Правильно, на треугольник.Возьмите конверты и загляните вовнутрь, что вы видите? (много треугольников)Выложите их перед собой и рассмотрите.- Чем нибудь отличаются треугольники друг от друга? (они одинаковы).А почему они называются треугольниками? (3 угла, 3 стороны).
А теперь получайте задание.
а) Сложите из этих треугольников 4 маленьких квадрата.Какая фигура получилась?Почему он так называется?
б) Сложите теперь 1 большой квадрат.(проверяю, хвалю)
в) Сложите 2 маленьких прямоугольника.Какая фигура получилась?Почему она так называется?(спрашиваю детей, хвалю)
г) А теперь сложите 1 длинный прямоугольник, (проверяю)
Муравьи сами построили себе дом, а теперь вы тоже самостоятельно сложите из этих треугольников дом, который я вам покажу.На доске 2 домика. Первый дом делает 1 ряд, а 2 домик - 2 ряд. Посмотрите внимательно, как составлена крыша, а как составлен квадрат. Начинайте.Проверяем правильность построения домиков.Из скольких треугольников состоит крыша? (спрашиваю индивидуально)Сколько этажей в первом доме?Сколько этажей во 2 домике?Молодцы. Давайте быстро уберем треугольники в конверт.
А сейчас вы должны быть очень внимательны, потому что я вам дам задание на карточках.
Задание на карточках
Что вы видите?Какие фигуры в 1 ряду, давайте их назовем хором.А вот во 2 ряду и в 3 есть пустые квадратики, в них спряталась фигура, которую вы должны найти и нарисовать карандашом.Дети выполняют задание, я хожу и помогаю.Какая фигура спряталась во 2 ряду?Какая фигура спряталась в 3 ряду?Молодцы. Положите карточки на край стола.
3. Вы хорошо занимались и устали. Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Назови пропущенное слово».
Игра «Назови пропущенное слово»
Я буду бросать мяч вам в руки, и задавать вопросы, а вы отвечайте.
Солнышко светит днем, а луна – (ночью).Утром ты пришла в детский сад, а вернулась домой – (вечером).Если днем мы обедаем, то вечером - (ужинаем).Зиму сменяет весна, а весну сменит – (лето).Деревья распускаются весной, а листья опадают – (осенью).Ночью мы спим, а гуляем – (днем).Если вчера был понедельник, то сегодня – (вторник).Сегодня ты пойдешь домой, а придешь в детский сад – (завтра).Когда приходишь, говоришь «здравствуйте», а уходишь говоришь – (до свидания).Ночью ты спишь, а просыпаешься – (утром).Летом дожди, а снег – (зимой).В воскресенье ты выходной, а придешь в детский сад – (в понедельник).
Молодцы! Давайте тихо сядем на свои места, чтобы не спугнуть муравьишек.
4. Ребята, а вот один муравьишка заблудился и не может найти свой дом. Вы должны ему помочь. Перед вами план, где находятся в лесу домики, их много, но нужно выбрать один. Внизу есть схема, по которой вы найдете домик муравья. Будьте внимательны. Правильный домик обведите карандашом.Проверяем.Вот муравьишка, который заблудился. Вы помогли ему найти свой муравейник.Он живет на этаже, где всего 1 квартира. А найдёт её ... Молодцы!
Итог занятия
Итак, ребята, вспомним, что мы делали на занятии.Повторили счет от 1 до 10 и обратно. Помогли муравьям найти свою квартиру. Построили сами себе дома и спасли заблудившегося муравья. Очень хорошо занимались, молодцы, наше занятие окончено.