Сюжетно — ролевая игра Весёлый муравейник.


Сюжетно-ролевая игра «Весёлый муравейник»
Игровые цели:
Создание условий и поощрение социального творчества; формирование умения детей делиться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончанию заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив, выбора роли и действий в соответствии с ней, формирование навыков сотрудничества; отображение в игре знаний об окружающей жизни; создание необходимого игрового пространства, пользование предметами-заместителями, понимание воображаемой ситуации и действия в соответствии с ней.
Воспитательно-образовательные и развивающие цели:
Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей; проявление интереса к условиям жизни муравьёв и их полезной деятельности, воспитание бережного отношения к живой природе; развитие связной речи у детей и расширение словаря детей; воспитание этических и эстетических чувств средствами природы; воспитание бережного, гуманного отношения к природе родного края; приобщение к правилам безопасного поведения в мире природы; формирование у детей активности в двигательной деятельности; развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе и обществе.
Предметно-игровая среда. Оборудование:
Различные строительные материалы, инструменты, каски, халаты, шапочки врачей, набор «Маленький доктор», «лекарства», куклы, набор «Кухонная и столовая посуда», муляжи насекомых: жуки, божьи коровки, предметы-заменители оружия муравьёв-солдат, яиц, насекомых, хвойных иголок, веточек.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы,
-чтение энциклопедий,
- беседы,
- рассматривание картин, иллюстраций,
- заучивание стихотворений, пословиц,
- отгадывание загадок,
- дидактические игры.

Ход игры:
(Дети стоят в кругу)
Воспитатель: -Ребята, представьте себе, что вы оказались в волшебном лесу и говорите на разных языках. Но вам нужно как-то общаться между собой. Как же это сделать? Как спросить о чём-нибудь, как выразить доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос «Как дела?», хлопаем своей ладонью по ладони товарища. Чтобы ответить, что всё хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь-ласково погладим его по голове. Готовы? Тогда начали.
Нам всем известно, что в волшебном лесу происходят чудеса. Сейчас я произнесу волшебное заклинание: «Вокруг себя повернитесь, в муравьишек превратитесь!». Свершилось чудо, вы стали муравьями. Сейчас зима и все муравьи спят в муравейнике тесно прижавшись друг к другу. Вы спите так крепко, что вам не страшны ни снег, ни метели, ни суровые морозы. Но вот наступает весна и первые солнечные лучи пробиваются сквозь толстый слой иголок, согревают муравейник и муравьи просыпаются. Муравьишки приветствуют друг друга, рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Но, прежде, чем начать трудиться, муравьи закатывают огромный пир. Они водят хороводы, танцуют, поют песни. А потом принимаются за работу.
(Дети выбирают себе роли. Муравьи-труженики носят иголки, веточки, землю и укрепляют муравейник, муравьи-солдаты зорко несут охрану, муравьи-фуражиры приносят еду, муравьи-повара готовят обед, муравьи-няньки заботятся о потомстве, муравьи-хирурги лечат больных муравьёв-тружеников. Воспитатель наблюдает за игрой детей, их поведением, помогает советами.)Воспитатель: Всю весну, лето и до середины осени трудятся наши муравьи, но вот наступает поздняя осень, становится очень холодно и муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своём тёплом домике и просыпаются с наступлением весны.
Воспитатель произносит волшебное заклинание: «Вокруг себя повернитесь и в детишек превратитесь!»
Итог игры.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы побывали в роли муравьёв. Расскажите, пожалуйста о том, кто какую роль играл и что делал. Вам понравилась игра? Ребята, а кто знает, где мы с вами живём, в каком уголке России?
Дети: В Сибири.
Воспитатель: Верно. А как вы думаете, ребята, муравьи полезны для лесов нашей Сибири?
Ответы детей о пользе муравьёв для леса.
Воспитатель: Муравьи-санитары леса, они приносят пользу лесу и человеку и живут дружной интересной семьей, которую мы с вами, ребята, будем оберегать. Давайте будем оберегать и всю природу, весь окружающий нас мир, наш общий дом!