Доклад на 10-ых горордских педагогических чтениях Мы — твои наследники, Победа! (2015)







ПЕДЧТЕНИЯ 2015

Секция « ЦЕННОСТИ, КОТОРЫМ НЕТ ЦЕНЫ»



























Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 19»










ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГАРМОНИЗАЦИИ И ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА














Арайс Надежда Михайловна
учитель русского
языка и литературы
903-603-99-75





2015 год
1
На днях вела урок литературы в 10 (гуманитарном) классе. Анализировали стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума». Десятиклассники бойко «перечисляли» недостатки поколения 30-х годов девятнадцатого века, уверенно соглашались с поэтом, написавшим «печально я гляжу на наше поколенье" Когда же им было предложено поразмышлять о своем поколении, ничтоже сумняшеся написали, что есть у них некоторые «слабости»: читают мало, играми компьютерными излишне увлечены, ну и интернетом тоже А в целом, с ними все в порядке – не лучше и не хуже предшественников, да и, вообще, понятие «поколение» весьма условно: люди с годами не меняются, да и главные их ценности тоже остаются прежними: все хотят жить «хорошо». Этот 10б – класс для меня новый: достался «по наследству». Ребята хорошие, из благополучных семей, все под родительским «контролем», материально обеспечены более чем Однако хотелось повторить вслед за поэтом: «Печально я гляжу на » подрастающее поколение.
Случай, надо сказать, тривиальный: не мечтают наши дети «о великом». Даже к выбору профессии подходят не с точки зрения призвания, желания в будущем заниматься интересным делом, а с точки зрения «выгоды». «Поступлю на службу ФСБ – получу все, о чем мечтаю: загородный дом, хорошую машину, семью свою смогу обеспечить. Правда, говорят, бывает опасно ну да ничего, авось и пронесет. Вы не поможете мне написать сочинение о моей будущей профессии – не знаю, чем она еще может быть интересна – это обязательное условие при подаче документов»,- с такой просьбой обратился ко мне вчерашний выпускник.
А вот юные метростроевцы из к/ф «Добровольцы» или мальчишка из «Всадника над небом» по рассказу Ю. Яковлева (будто по заказу демонстрировались эти фильмы на канале ОТР) напомнили мне, что два предыдущие поколения мечтали о другом, о «великом»...

2
Мы, учителя из советской эпохи, уже привыкли к формулировке «образовательные услуги», но кому же, как не нам, с болью говорить об утраченных традициях, которыми жило, горело наше общество, и способствовали этому «великие» цели. К счастью, в последнее время все возвращается на круги своя, и теперь многое будет зависеть от нас, школьных учителей, мы-то знаем: молодежь отзывается, когда с ней говорят, и говорят честно.
Без сомнения, учебный процесс не ограничивается «образовательной услугой», ни для кого не секрет, что уроки нравственности и гуманизма мы, в первую очередь, получаем, встречаясь с творчеством гениальных классиков, начиная с самых первых детских книжек (в год Литературы общество еще раз это осмысливает) – литература учит! Но, к сожалению, учитель ограничен программой, вот поэтому образование дополнительное дает нам новые возможности, расширяя рамки стандарта.
Попытаюсь представить свою работу в школе не только как учителя русского языка и литературы, но и как руководителя кружка «Наше достояние» при школьном музее писателя рубежа девятнадцатого - двадцатого веков Евгения Николаевича Чирикова.
В документальных фильмах первого русского кинооператора Дранкова под названием «Л.Андреев и Е. Чириков», «Проводы Е. Чирикова» мы видим друга и современника Леонида Андреева. Евгений Николаевич Чириков. Писатель. Драматург. Публицист. Его музей и создан в нашей школе. В этом учебном году мы отметим первый пятилетний юбилей музея.
Нижний Новгород не является родиной этого писателя, но в настоящем с нашим городом Евгения Николаевича соединяют узы кровные: в Нижнем Новгороде проживают его потомки (внучка, Валентина Георгиевна, правнук, Михаил Александрович), которые по завещанию Евгения Николаевича вернулись из многолетнего изгнания в Россию. Интерес к личности, творчеству писателя и побудил нас создать при музее кружок для
3
школьников под названием «Наше достояние», а при кружке – Литературную гостиную. Выпускники 2010 года стали «дебютантами» гостиной. Первый творческий замысел подсказали фотографии музея: Е.Н. Чириков в кругу единомышленников, а среди них – Иван Алексеевич Бунин! Так появилась идея: урок по творчеству Бунина провести в музее его современника. Премьера, состоявшаяся накануне Последнего звонка, была триумфальной. А самый неожиданный и самый трогательный отзыв о выступлении хранится в архиве музея как ценнейшее доказательство важности начатого дела.
Выпускники 2010 года так и не простились со школой, хотя в этом году первые из них окончили вузы и поступили на работу. Совместное творчество породнило нас, сделало единомышленниками. Каждая встреча – повод вспомнить и даже почитать любимые стихи. Но главный результат – активная жизненная позиция ребят. Влад Харалгин, например, с первых дней пребывания в медицинском институте стал капитаном команды КВН, Ксения Бастина – волонтером, Лиля Николаева продолжает образование в университете им. Минина на филфаке. Она часто бывает в школе (и не только во время практики), помогает новой творческой группе. Последняя ее работа – сценарий пьесы «Судьба» по одноименному рассказу Е.Н. Чирикова.
Традицию выпускников мгновенно подхватили их младшие товарищи. Шестиклашками испытывали они свои таланты, читая стихи И.А. Бунина в спектакле «Все меня мучает своею прелестью». Поэтому приглашение Департамента правовой защиты принять участие в мероприятиях, посвященных детям жертв политических репрессий, было принято с энтузиазмом. В течение трех лет кружковцы участвовали в презентации сборников воспоминаний детей репрессированных, тем самым постигая трагические страницы российской истории непосредственно: сопереживая несправедливо наказанным, плача над судьбами их детей, то есть своих земляков. С каким трепетом и состраданием смотрели в глаза тех, чьи горькие воспоминания представляли только что как свои личные. Не из учебников, а
4
от живых свидетелей получили дети незабываемый урок гуманизма. Приглашение выступить в еврейском культурном центре, в школах Автозаводского района, грамоты Департамента правовой защиты – свидетельства высокой оценки творческого коллектива.
Литературное наследие Е.Н. Чирикова тоже не может не оставить следа в сознании подростков. Инсценировка автобиографических рассказов – хорошее подспорье в деле гуманистического воспитания. Уже два поколения детей исполнили главные роли в пьесе по одноименному рассказу «Полковник». Внутренний мир героя рассказа, его нравственные идеалы, мечты, где образ «полковника», этакого рыцаря без страха и упрека, является доминирующим, не может не увлечь сегодняшнего мальчишку. Пьесы «Созрел» и «Судьба» (также по одноименным рассказам) отражают события отрочества и юности писателя. Воспитанный на героическом примере соотечественников, Евгений Чириков рано почувствовал свою причастность к судьбе Родины, свою ответственность за настоящее и будущее народа. Не порыв юного романтика – истинное патриотическое чувство писателя – вот достойный пример для современного школьника.
За четыре года мы «оживили» три рассказа Е.Н. Чирикова и готовимся к премьере четвертого. Наши спектакли неоднократно ставились в интерьере музея писателя, а зрителями были не только ученики школы №19, но и родители учеников, представители творческой интеллигенции, гости нашего города. В сентябре 2014года, в год 150-летия со дня рождения Евгения Николаевича Чирикова, мы получили замечательный подарок: по приглашению заведующей отделением русской и зарубежной литературы Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета профессора Р.Ф. Мухаметшиной отправились в Казань. Казань - город, нежно любимый Е.Н. Чириковым и воспетый в творчестве писателя как город детства и юности. 26 сентября в музее истории Казанского университета открыли выставку, посвященную бывшему
5
студенту университета Е.Н. Чирикову. Там прошла литературная встреча. Два инсценированных рассказа писателя представили мы на суд «почтенной публики». «Юные артисты сыграли с душой и получили заслуженные аплодисменты», - так прокомментировал журнал «Казань» наше выступление. Поездка стала незабываемой не только благодаря впечатлению от столицы и теплому дружественному приему, школьники окунулись в атмосферу высокой культуры, побывали в той интеллектуальной среде, которая не может не оказать влияния на формирование человека как личности. Знаменитый исторический музей университета, хранящий атмосферу прошлых лет, связанный с великими именами Л.Н. Толстого, Н.И. Лобачевского, с личностью В.И. Ленина произвел огромное впечатление на ребят. И, наверное, излишне говорить, как сплотила, объединила эта поездка школьников, какую трогательную заботу проявляли старшие о младших (две ночи в поезде!). Не только откровением стала она – стала подлинным испытанием на толерантность, доброту, умение подчинять личные интересы интересам большинства. Возникла и потребность дойти до сути творчества Чирикова. Успешное участие троих «кружковцев» в НОУ – свидетельство этому.
С точки зрения гармонизации и гуманизации воспитательного процесса роль музея как площадки для дополнительного образования бесценна, а литературная гостиная дает возможность собрать самых успешных, самых талантливых людей, тех, с кого подрастающее поколение будет «делать жизнь». Встречи с интересными людьми – одно из направлений работы нашего кружка. На протяжении неполных пяти лет в музее Е. Чирикова побывали те, кого знает и кем гордится нижегородская земля: А. Познанский, Ю. Беспалов, С. Чуянов, В. Рябов. Школьники встречались с дипломатами, артистами, спортсменами – и каждая встреча – повод для размышлений, споров, выводов. Особенно запоминаются детям встречи с людьми молодыми, успешными, сумевшими в какой-то период жизни «себя
6
преодолеть». Так, в прошлом учебном году состоялась интересная встреча с молодым артистом балета Максимом Маловым, приехавшим из «глубинки»
г. Кулебаки) и покорившим наш театр: в настоящее время он один из самых перспективных артистов балетной труппы. А посещение театра Оперы и балета – новая возможность увидеть его творчество на сцене.
Часто кумирами детей являются спортсмены. Встреча с участниками олимпиады, игроками команды «Торпедо» (финнами), а впоследствии с перспективным молодым игроком Никитой Филатовым стала незабываемой. Никита Филатов – личность яркая, успешная, перспективная. Он не только известный хоккеист, но и прекрасный собеседник, еще и потому, что человек образованный (имеет высшее гуманитарное образование), свободно владеет английским языком и по окончании спортивной карьеры мечтает стать журналистом. Успехов он добивается лишь благодаря труду, систематической работе над собой, преодолением личных слабостей. Несомненно, такие встречи не проходят даром: не одного мальчишку, пришедшего посмотреть на легендарного героя, она заставила и о себе призадуматься.
Год Литературы – настоящий подарок для нас. Сколько удивительных встреч принес он в музей Е.Н. Чирикова! Так, 21 мая ученики 5-8 классов познакомились с детским писателем М. Есеновским из Москвы. Человек серьезной профессии (преподает в Московском государственном техническом университете), автор научно-популярных статей для детворы, редактор детских журналов – он еще пишет удивительные книги. Прочитав их, дети свободно оперируют терминами «кварки» и «нейтрино», посвящены в удивительные превращения атомов, знают о размере Нобелевской премии и еще много всякой всячины из области таких притягательных и сложных наук, как физика и астрономия. Уникальный человек Михаил Есеновский: показал, что любить и профессионально заниматься литературой можно, даже будучи физиком.

7
А писатель Ю. Нечипоренко приехал на встречу с нашими восьмиклассниками в сентябре этого учебного года. По сложившейся уже традиции дети подготовились к этой встрече: прочитали, обсудили и даже
выучили наизусть самые интересные, с их точки зрения, отрывки из книг писателя. А «Ярмарочный мальчик» - книга о детстве Н.В. Гоголя – вызвала шквал вопросов. В заключение встречи все собравшиеся получили подарок от писателя – конечно же, книгу с автографом Ю. Нечипоренко.
Встреча показала, что ребята освоились с именитыми гостями: внутренняя свобода, умение грамотно поставить вопрос, внимательно выслушать собеседника – качества, которые они приобрели, благодаря школьному музею.
Не удивишь встречей со знаменитостью ученика «СОШ № 19», а последняя, которая состоялась 28 сентября, стала поистине удивительной. Еще бы: настоящий «небожитель», человек с экрана центрального телевидения, живой классик! Хотелось привлечь на встречу тот самый 10б, доставшийся мне «по наследству». Десятиклассники не слышали имени «Прилепин». Их кумиры далеки от литературы. Эти ребята тоже далеки от бурлящей жизни нашего музея, прагматики и скептики. Их ничем не удивишь, а о том, что ничего не читают, говорят разве что не с гордостью Рассказ Прилепина «Белый квадрат» прочитала им на уроке.
- Сказки! Замерз в морозильной камере?
- Не может быть, что нельзя открыть изнутри!
- Ну и дурак!..
- А маленький-то чего не может простить себе, если совсем не виноват в смерти друга?! Даже смешно.
Рассказ «Убийца и его маленький друг» задел еще больше.
- Придем,- решили наиболее заинтересованные.
Ответы получали непосредственно от автора:

8
- Не ставлю цель воспроизводить реальные события с документальной точностью. Художественная литература – всегда вымысел. Но деревенское детство было. И Санька тоже был. Он, действительно, замерз в морозильнике.
Но не это главное. Важно, чтобы читатель после моей истории задал вопрос себе: «Я-то с кем? Буду мучиться, зная, что «никакой моей вины»?.. Кто я?
Кого во мне больше: Примата? Гнома?». Словом, пусть читатель задумается и на себя со стороны посмотрит.
Призадумались и ребята после такой вот беседы. Может быть, возьмут в руки сборник рассказов З. Прилепина «Грех». А может, и не возьмут. Однако разговор состоялся. А, как известно, вначале было слово.
Всего пять лет прощло с тех пор, как разместился в школе музей, а при нем кружок «Наше достояние». Второе поколение «кружковцев» оканчивает в этом году школу. Племя молодое изнакомое. Ими нельзя не любоваться: все личности, яркие, творческие, энергичные, раскрепощенные. И, главное, глубоко порядочные, с правильными жизненными ценностями. Эти их качества проявляются в любом деле. Сейчас они на пороге самостоятельной жизни. Каждый пойдет своим путем. В одном нет сомнения: путь этот будет достойным.
Причем тут кружок? Может, и не причем. Однако новое поколение «кружковцев», сегодняшние восьмиклассники, им ни в чем не уступает.
МБОУ «СОШ № 19» не является элитарным образовательным учреждением. Рядом с нами - лицей № 38, гимназия №25, заведения, которые, как правило, претендуют на наших отличников и, что греха таить, зачастую не безрезультатно. На это с гордостью могу сказать: ни один отличник из «кружковцев» не изменил родной 19 школе.







Выступление.
На днях вела урок литературы в 10 (гуманитарном) классе. Анализировали стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума». Десятиклассники бойко «перечисляли» недостатки поколения 30-х годов девятнадцатого века, уверенно соглашались с поэтом, написавшим «печально я гляжу на наше поколенье" Когда же им было предложено поразмышлять о своем поколении, ничтоже сумняшеся написали, что есть у них некоторые «слабости»: читают мало, играми компьютерными излишне увлечены, ну и интернетом тоже А в целом, с ними все в порядке – люди с годами не меняются, да и главные их ценности тоже остаются прежними: все хотят жить «хорошо». Этот 10б – класс для меня новый: достался «по наследству». Ребята хорошие, из благополучных семей, материально обеспечены более чем Однако хотелось повторить вслед за поэтом: «Печально я гляжу на » подрастающее поколение.
Случай, надо сказать, тривиальный: не мечтают наши дети «о великом». Даже к выбору профессии подходят с точки зрения «выгоды». «Поступлю на службу ФСБ – получу все, о чем мечтаю: загородный дом, хорошую машину, семью свою смогу обеспечить. Правда, говорят, бывает опасно ну да ничего, авось и пронесет. Вы не поможете мне написать сочинение о моей будущей профессии – не знаю, чем она еще может быть интересна – это обязательное условие при подаче документов»,- с такой просьбой обратился ко мне вчерашний выпускник.
Мы, учителя из советской эпохи, уже привыкли к формулировке «образовательные услуги», но кому же, как не нам, с болью говорить об утраченных традициях, которыми жило, горело наше общество, и способствовали этому «великие» цели. К счастью, в последнее время все возвращается на круги своя, и теперь многое будет зависеть от нас, школьных учителей, мы-то знаем: молодежь отзывается, когда с ней говорят, и говорят честно.
Без сомнения, учебный процесс не ограничивается «образовательной услугой», уроки нравственности и гуманизма мы, в первую очередь, получаем из книжек – литература учит! Но, к сожалению, учитель ограничен программой, вот поэтому образование дополнительное дает нам новые возможности, расширяя рамки стандарта.
Попытаюсь представить свою работу в школе не только как учителя русского языка и литературы, но и как руководителя кружка «Наше достояние» при школьном музее писателя рубежа девятнадцатого - двадцатого веков Евгения Николаевича Чирикова.
Писатель. Драматург. Публицист. В этом учебном году мы отметим первый пятилетний юбилей музея.
Интерес к личности, творчеству писателя и побудил нас создать при музее кружок для школьников «Наше достояние», а при кружке – Литературную гостиную. Выпускники 2010 года стали «дебютантами» гостиной. Первый творческий замысел подсказали фотографии музея: Е.Н. Чириков в кругу единомышленников, а среди них – Иван Алексеевич Бунин! Так появилась идея: урок по творчеству Бунина провести в музее его современника. Премьера, состоявшаяся накануне Последнего звонка, была триумфальной. А самый неожиданный и самый трогательный отзыв о выступлении хранится в архиве музея как ценнейшее доказательство важности начатого дела. Но главный результат – активная жизненная позиция ребят. Влад Харалгин, например, с первых дней пребывания в медицинском институте стал капитаном команды КВН, Ксения Бастина – волонтером, Лиля Николаева (студентка пединститута) не простилась с нами: помогает новой творческой группе. Последняя ее работа – сценарий пьесы «Судьба» по одноименному рассказу Е.Н. Чирикова.
Традицию выпускников мгновенно подхватили их младшие товарищи. Поэтому приглашение Департамента правовой защиты принять участие в мероприятиях, посвященных детям жертв политических репрессий, было принято с энтузиазмом. Не из учебников, а от живых свидетелей получили дети незабываемый урок гуманизма
Литературное наследие Е.Н. Чирикова тоже не может не оставить следа в сознании подростков. Инсценировка автобиографических рассказов – хорошее подспорье в деле гуманистического воспитания. Уже два поколения детей исполнили главные роли в пьесе по одноименному рассказу «Полковник». Внутренний мир героя рассказа, его нравственные идеалы, мечты, где образ «полковника», этакого рыцаря без страха и упрека, является доминирующим, не может не увлечь сегодняшнего мальчишку. Пьесы «Созрел» и «Судьба» (также по одноименным рассказам) отражают события отрочества и юности писателя. Воспитанный на героическом примере соотечественников, Евгений Чириков рано почувствовал свою причастность к судьбе Родины, свою ответственность за настоящее и будущее народа. Не порыв юного романтика – истинное патриотическое чувство писателя – вот достойный пример для современного школьника.
За четыре года мы «оживили» три рассказа Е.Н. Чирикова и готовимся к премьере четвертого. Наши спектакли неоднократно ставились в интерьере музея писателя, а зрителями были не только ученики школы №19, но и родители учеников, представители творческой интеллигенции, гости нашего города. В сентябре 2014года, в год 150-летия со дня рождения Евгения Николаевича Чирикова, мы получили замечательный подарок: по приглашению профессора Р.Ф. Мухаметшиной отправились в Казань. Казань - город, нежно любимый Е.Н. Чириковым и воспетый в творчестве писателя как город детства и юности. 26 сентября в музее истории Казанского университета открыли выставку, посвященную бывшему студенту университета Е.Н. Чирикову. Там прошла литературная встреча. Два инсценированных рассказа писателя представили мы на суд «почтенной публики». «Юные артисты сыграли с душой и получили заслуженные аплодисменты», - так прокомментировал журнал «Казань» наше выступление. Поездка стала незабываемой не только благодаря впечатлению от столицы и теплому дружественному приему, школьники окунулись в атмосферу высокой культуры, побывали в той интеллектуальной среде, которая не может не оказать влияния на формирование человека как личности. Знаменитый исторический музей университета, хранящий атмосферу прошлых лет, связанный с великими именами Л.Н. Толстого, Н.И. Лобачевского, с личностью В.И. Ленина произвел огромное впечатление на ребят. И, наверное, излишне говорить, как сплотила, объединила эта поездка школьников, какую трогательную заботу проявляли старшие о младших (две ночи в поезде!). Не только откровением стала она – стала подлинным испытанием на толерантность, доброту, умение подчинять личные интересы интересам большинства. Возникла и потребность дойти до сути творчества Чирикова. Успешное участие троих кружковцев в НОУ – свидетельство этому.
С точки зрения гармонизации и гуманизации воспитательного процесса роль музея как площадки для дополнительного образования бесценна, а литературная гостиная дает возможность собрать самых успешных, самых талантливых людей, тех, с кого подрастающее поколение будет «делать жизнь». Встречи с интересными людьми – одно из направлений работы нашего кружка. На протяжении неполных пяти лет в музее Е. Чирикова побывали те, кого знает и кем гордится нижегородская земля: А. Познанский, Ю. Беспалов, С. Чуянов, В. Рябов. Школьники встречались с дипломатами, артистами, спортсменами Особенно запоминаются детям встречи с людьми молодыми, успешными, сумевшими в какой-то период жизни «себя преодолеть». Так, в прошлом учебном году мы встречались с молодым артистом балета Максимом Маловым, приехавшим из «глубинки» и покорившим наш театр: в настоящее время он один из самых перспективных артистов балетной труппы. А посещение театра Оперы и балета – новая возможность увидеть его творчество на сцене.
Часто кумирами детей являются спортсмены. Встреча с участниками олимпиады, игроками команды «Торпедо», а впоследствии с перспективным молодым игроком Никитой Филатовым стала незабываемой.
Год Литературы – настоящий подарок для нас. Сколько удивительных встреч принес он в музей Е.Н. Чирикова! Так, 21 мая ученики 5-8 классов познакомились с детским писателем М. Есеновским из Москвы. Человек серьезной профессии, он еще пишет удивительные книги. Прочитав их, дети свободно оперируют терминами «кварки» и «нейтрино», посвящены в удивительные превращения атомов, знают о размере Нобелевской премии и еще много всякой всячины из области таких притягательных и сложных наук, как физика и астрономия. Уникальный человек Михаил Есеновский: показал, что любить литературу и профессионально заниматься ей можно, даже будучи физиком.
А писатель Ю. Нечипоренко приехал на встречу с нашими восьмиклассниками в сентябре этого учебного года
Встреча показала, что ребята освоились с именитыми гостями: внутренняя свобода, умение грамотно поставить вопрос, внимательно выслушать собеседника – качества, которые они приобрели, благодаря школьному музею.
Не удивишь встречей со знаменитостью ученика «СОШ № 19», а последняя, которая состоялась 28 сентября, стала поистине удивительной. Еще бы: настоящий «небожитель», человек с экрана центрального телевидения, живой классик! Хотелось привлечь на встречу тот самый 10б, доставшийся мне «по наследству». Десятиклассники не слышали имени «Прилепин». Их кумиры далеки от литературы. Эти ребята тоже далеки от бурлящей жизни нашего музея, прагматики и скептики. Их ничем не удивишь, а о том, что ничего не читают, говорят разве что не с гордостью Рассказ Прилепина «Белый квадрат» прочитала им на уроке.
- Сказки! Замерз в морозильной камере?
- А маленький-то чего не может простить себе, если совсем не виноват в смерти друга?! Даже смешно.
Рассказ «Убийца и его маленький друг» задел еще больше.
- Придем,- решили наиболее заинтересованные.
Ответы получали непосредственно от автора:
- Не ставлю цель воспроизводить реальные события с документальной точностью. Художественная литература – всегда вымысел. Но деревенское детство было. И Санька тоже был. Он, действительно, замерз в морозильнике.
Но не это главное. Важно, чтобы читатель после моей истории задал вопрос себе: «Я-то с кем? Буду мучиться, зная, что «никакой моей вины»?.. Кто я?
Кого во мне больше: Примата? Гнома?». Словом, пусть читатель задумается и на себя со стороны посмотрит.
Призадумались и ребята после такой вот беседы. Может быть, возьмут в руки сборник рассказов З. Прилепина «Грех». А может, и не возьмут. Однако разговор состоялся. А, как известно, вначале было слово.
Всего пять лет прощло с тех пор, как разместился в школе музей, а при нем кружок «Наше достояние». Второе поколение «кружковцев» оканчивает в этом году школу. Племя молодое изнакомое. Ими нельзя не любоваться: все личности, яркие, творческие, энергичные, раскрепощенные. И, главное, глубоко порядочные, с правильными жизненными ценностями. Эти их качества проявляются в любом деле. Сейчас они на пороге самостоятельной жизни. Каждый пойдет своим путем. В одном нет сомнения: путь этот будет достойным.
Причем тут кружок? Может, и не причем. Однако новое поколение «кружковцев», сегодняшние восьмиклассники, им ни в чем не уступает.
МБОУ «СОШ № 19» не является элитарным образовательным учреждением. Рядом с нами - лицей № 38, гимназия №25 - заведения, которые, как правило, претендуют на наших отличников и, что греха таить, зачастую не безрезультатно. На это с гордостью могу сказать: ни один отличник из «кружковцев» не изменил родной 19 школе. 16.


Выступление.
На днях вела урок литературы в 10 (гуманитарном) классе. Анализировали стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума». Десятиклассники бойко «перечисляли» недостатки поколения 30-х годов девятнадцатого века, уверенно соглашались с поэтом, написавшим «печально я гляжу на наше поколенье" Когда же им было предложено поразмышлять о своем поколении, ничтоже сумняшеся написали, что есть у них некоторые «слабости»: читают мало, играми компьютерными излишне увлечены, ну и интернетом тоже А в целом, с ними все в порядке – люди с годами не меняются, да и главные их ценности тоже остаются прежними: все хотят жить «хорошо». Ребята хорошие, из благополучных семей, материально обеспечены более чем Однако хотелось повторить вслед за поэтом: «Печально я гляжу на » подрастающее поколение.
Случай, надо сказать, тривиальный: не мечтают наши дети «о великом». Даже к выбору профессии подходят с точки зрения «выгоды». «Поступлю на службу ФСБ – получу все, о чем мечтаю: загородный дом, хорошую машину, семью свою смогу обеспечить. Правда, говорят, бывает опасно ну да ничего, авось и пронесет. Вы не поможете мне написать сочинение о моей будущей профессии – не знаю, чем она еще может быть интересна – это обязательное условие при подаче документов»,- с такой просьбой обратился ко мне вчерашний выпускник.(Плешкан)
Мы, учителя из советской эпохи, уже привыкли к формулировке «образовательные услуги», но кому же, как не нам, с болью говорить об утраченных традициях, которыми жило, горело наше общество, и способствовали этому «великие» цели. К счастью, в последнее время все возвращается на круги своя, и теперь многое будет зависеть от нас, школьных учителей, мы-то знаем: молодежь отзывается, когда с ней говорят, и говорят честно.
Без сомнения, учебный процесс не ограничивается «образовательной услугой», уроки нравственности и гуманизма мы, в первую очередь, получаем из книжек – литература учит! Но, к сожалению, учитель ограничен программой, вот поэтому образование дополнительное дает нам новые возможности, расширяя рамки стандарта.
Попытаюсь представить свою работу в школе не только как учителя русского языка и литературы, но и как руководителя кружка «Наше достояние» при школьном музее писателя рубежа девятнадцатого - двадцатого веков Евгения Николаевича Чирикова.
Писатель. Драматург. Публицист. В этом учебном году мы отметим первый пятилетний юбилей музея.
Интерес к личности, творчеству писателя и побудил нас создать при музее кружок для школьников «Наше достояние», а при кружке – Литературную гостиную. Выпускники 2010 года стали «дебютантами» гостиной. Первый творческий замысел подсказали фотографии музея: Е.Н. Чириков в кругу единомышленников, а среди них – Иван Алексеевич Бунин! Так появилась идея урок по творчеству Бунина провести в музее его современника. Премьера, состоявшаяся накануне Последнего звонка, была триумфальной. А самый неожиданный и самый трогательный отзыв о выступлении хранится в архиве музея как ценнейшее доказательство важности начатого дела. Но главный результат – активная жизненная позиция ребят. Влад Харалгин, например, с первых дней пребывания в медицинском институте стал капитаном команды КВН, Ксения Бастина – волонтером, Лиля Николаева (студентка пединститута) не простилась с нами: помогает новой творческой группе. Последняя ее работа – сценарий пьесы «Судьба» по одноименному рассказу Е.Н. Чирикова.
Традицию выпускников мгновенно подхватили их младшие товарищи. Поэтому приглашение Департамента правовой защиты принять участие в мероприятиях, посвященных детям жертв политических репрессий, было принято с энтузиазмом. Не из учебников, а от живых свидетелей получили дети незабываемый урок гуманизма
Литературное наследие Е.Н. Чирикова тоже не может не оставить следа в сознании подростков. Инсценировка автобиографических рассказов – хорошее подспорье в деле гуманистического воспитания. Уже два поколения детей исполнили главные роли в пьесе по одноименному рассказу «Полковник». Внутренний мир героя рассказа, его нравственные идеалы, мечты, где образ «полковника», этакого рыцаря без страха и упрека, является доминирующим, не может не увлечь сегодняшнего мальчишку. Пьесы «Созрел» и «Судьба» (также по одноименным рассказам) отражают события отрочества и юности писателя. Воспитанный на героическом примере соотечественников, Евгений Чириков рано почувствовал свою причастность к судьбе Родины, свою ответственность за настоящее и будущее народа. Не порыв юного романтика – истинное патриотическое чувство писателя – вот достойный пример для современного школьника.
За четыре года мы «оживили» три рассказа Е.Н. Чирикова и готовимся к премьере четвертого. Наши спектакли неоднократно ставились в интерьере музея писателя, а зрителями были не только ученики школы №19, но и родители учеников, представители творческой интеллигенции, гости нашего города. В сентябре 2014года, в год 150-летия со дня рождения Евгения Николаевича Чирикова, мы получили замечательный подарок: по приглашению профессора Р.Ф. Мухаметшиной отправились в Казань. Казань - город детства и юности писателя. 26 сентября в музее истории Казанского университета прошла литературная встреча. Два инсценированных рассказа писателя представили мы на суд «почтенной публики». «Юные артисты сыграли с душой и получили заслуженные аплодисменты», - так прокомментировал журнал «Казань» наше выступление. Поездка стала незабываемой не только благодаря впечатлению от столицы и теплому дружественному приему, школьники окунулись в атмосферу высокой культуры, побывали в той интеллектуальной среде, которая не может не оказать влияния на формирование человека как личности. И, наверное, излишне говорить, как сплотила, объединила эта поездка школьников, какую трогательную заботу проявляли старшие о младших (две ночи в поезде!). Не только откровением стала она – стала подлинным испытанием на толерантность, доброту, умение подчинять личные интересы интересам большинства. Возникла и потребность дойти до сути творчества Чирикова. Успешное участие троих кружковцев в НОУ – свидетельство этому.
С точки зрения гармонизации и гуманизации воспитательного процесса роль музея как площадки для дополнительного образования бесценна, а литературная гостиная дает возможность собрать самых успешных, самых талантливых людей, тех, с кого подрастающее поколение будет «делать жизнь». Встречи с интересными людьми – одно из направлений работы нашего кружка. На протяжении неполных пяти лет в музее Е. Чирикова побывали те, кого знает и кем гордится нижегородская земля: А. Познанский, Ю. Беспалов, С. Чуянов, В. Рябов. Школьники встречались с дипломатами, артистами, спортсменами Особенно запоминаются детям встречи с людьми молодыми, успешными, сумевшими в какой-то период жизни «себя преодолеть». Так, в прошлом учебном году мы встречались с молодым артистом балета Максимом Маловым, приехавшим из «глубинки» и покорившим наш театр. Часто кумирами детей являются спортсмены. Встреча с участниками олимпиады, игроками команды «Торпедо», а впоследствии с перспективным молодым игроком Никитой Филатовым стала незабываемой.
Год Литературы – настоящий подарок для нас. Сколько удивительных встреч принес он в музей Е.Н. Чирикова! Так, 21 мая ученики 5-8 классов познакомились с детским писателем М. Есеновским из Москвы. Человек серьезной профессии, он еще пишет удивительные книги. Уникальный человек Михаил Есеновский: показал, что любить литературу и профессионально заниматься ей можно, даже будучи физиком.
А писатель Ю. Нечипоренко приехал на встречу с нашими восьмиклассниками в сентябре этого учебного года
Встреча показала, что ребята освоились с именитыми гостями: внутренняя свобода, умение грамотно поставить вопрос, внимательно выслушать собеседника – качества, которые они приобрели, благодаря школьному музею.
Не удивишь встречей со знаменитостью ученика «СОШ № 19», а последняя, которая состоялась 28 сентября, стала поистине удивительной. Еще бы: настоящий «небожитель», человек с экрана центрального телевидения, живой классик! Хотелось привлечь на встречу тот самый 10б, доставшийся мне «по наследству». Десятиклассники не слышали имени «Прилепин». Их кумиры далеки от литературы. Эти ребята тоже далеки от бурлящей жизни нашего музея, прагматики и скептики. Их ничем не удивишь, а о том, что ничего не читают, говорят разве что не с гордостью Рассказ Прилепина «Белый квадрат» прочитала им на уроке.
- Сказки! Замерз в морозильной камере?
- А маленький-то чего не может простить себе, если совсем не виноват в смерти друга?! Даже смешно.
Рассказ «Убийца и его маленький друг» задел еще больше.
- Придем,- решили наиболее заинтересованные.
Ответы получали непосредственно от автора:
- Не ставлю цель воспроизводить реальные события с документальной точностью. Художественная литература – всегда вымысел. Но деревенское детство было. И Санька тоже был. Он, действительно, замерз в морозильнике.
Но не это главное. Важно, чтобы читатель после моей истории задал вопрос себе: «Я-то с кем? Буду мучиться, зная, что «никакой моей вины»?.. Кто я?
Кого во мне больше: Примата? Гнома?». Словом, пусть читатель задумается и на себя со стороны посмотрит.
Призадумались и ребята после такой вот беседы. Может быть, возьмут в руки сборник рассказов З. Прилепина «Грех». А может, и не возьмут. Однако разговор состоялся. А, как известно, вначале было слово.
Всего пять лет прощло с тех пор, как разместился в школе музей, а при нем кружок «Наше достояние». Второе поколение «кружковцев» оканчивает в этом году школу. Племя молодое изнакомое. Ими нельзя не любоваться: все личности, яркие, творческие, энергичные, раскрепощенные. И, главное, глубоко порядочные, с правильными жизненными ценностями. Эти их качества проявляются в любом деле. Сейчас они на пороге самостоятельной жизни. Каждый пойдет своим путем. В одном нет сомнения: путь этот будет достойным.
Причем тут кружок? Может, и не причем. Однако новое поколение «кружковцев», сегодняшние восьмиклассники, им ни в чем не уступает.
МБОУ «СОШ № 19» не является элитарным образовательным учреждением. Рядом с нами - лицей № 38, гимназия №25 - заведения, которые, как правило, претендуют на наших отличников и, что греха таить, зачастую не безрезультатно. На это с гордостью могу сказать: ни один из «кружковцев» не изменил родной 19 школе.













Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315