План урока по «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» по теме «Добро и зло» с презентацией
Автор: Кутейникова А.В.
Должность: учитель начальных классов
Категория: высшая
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока: «Добро и зло»
Цель: Знакомство учащихся с основными определениями понятий “добро” и “зло”; формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-расширить представления учащихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла;
-прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;
-побудить к уважительному отношению к иному мнению, к иной точке зрения;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- создать условия для формирования умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
-способствовать формированию умений объяснять понятия «добро» и «зло» (познавательные УУД);
-способствовать формированию умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
-создать условия для формирования умений работать в группах (коммуникативные УУД);
-побудить к формированию рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-подвести обучающихся к пониманию основных категорий морали - добро и зло.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: мастерская ценностных ориентаций
Методы: проблемно - поисковый; работа в группах.
Предполагаемый результат:
-обучающиеся должны иметь четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,
-уметь давать оценку различным ситуациям и поступкам,
-должны научиться давать анализ своим действиям и действиям товарищей,
-уметь работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.
Оборудование: ПК учителя, мультимедийное оборудование, карточки, капельки со словами (добро и зло), весы.
Ход занятия:
1. Индуктор. Формулировка темы урока и постановка задач учащимися
Зло как снежный ком катилось
И все больше становилось
Тут добро, как будто солнце
Глянуло в свое оконце.
И от Зла не отвернулось
А спокойно улыбнулось.
Знаете, что вдруг случилось
Зло исчезло Растворилось
Е.Королёва
-Как вы думаете, о чём это стихотворение? Какова его тема? Основная мысль?
-А кто мне может сказать, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
2. Погружение в тему. Актуализация знаний.
- Давайте теперь поиграем в ассоциации. Вам нужно заполнить таблицу. Напишите, что у вас ассоциируется с добром, а что со злом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
цвет
слово
чувство
сказ. герой
поступок
добро
зло
3. Изучение нового.
Знакомство с притчей “Бабочка” (в исполнении С.Копыловой)
- Прочитайте пожалуйста притчу, которая называется «Бабочка».
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] мудрого человека люди говорили, что он видит суть любой вещи. Многие спрашивали у него совета. Два молодых человека поспорили о способностях учителя. Один из них утверждал, что поставит учителя в тупик своим вопросом. С утра юноша поймал бабочку и взял её плотно в свои ладони. Он решил, подойдя к учителю спросить, жива бабочка или мертва.Если учитель скажет, что жива, – размышлял юнец, я слегка сожму ладони и покажу всем мертвую бабочку.Если скажет, что мертва, то я разожму ладони, и бабочка взлетит. Так учитель попадет впросак, а я выиграю спор.Подойдя к учителю в присутствии других людей, юноша спросил:- Учитель, жива или мертва бабочка у меня в ладонях? – и услышал в ответ.- Всё в твоих руках)
– Какой выбор был у человека? (или убить бабочку или отпустить)
– Как можно оценить убийство бабочки? (это плохо, это зло)
– А сохранение ее жизни? (это хорошо, это добро)
– Как вы понимаете смысл этой притчи?
– Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
Определение понятий.
- Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни. Что такое добро? И что такое зло? У вас есть рабочий лист, подумайте и запишите, что для вас – добро, а что – зло.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- А теперь, давайте заглянем в словарь Ожегова и сравним определение, данное в словаре с вашими. Как изменилось, или дополнилось ваше представление об этих понятиях?
Словарь Ожегова
ДОБРО. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
ЗЛО. 1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. 2. Беда, несчастье, неприятность. 3. ед. Досада, злость.
- Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле руководствуются люди, совершая хорошие и дурные поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому, что люди выработали понимание добра и зла, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость.
4. Практикум
- Перед вами лежат карточки с качествами человека. Вам необходимо распределить их на две группы:
Качества - «помощники» добра.
Качества - «помощники» зла.
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм, бескорыстие.
- Теперь давайте попробуем составить синквейн со словами «добро»/ «зло»
Добро.Чистое, бескорыстное.Существует, помогает, воодушевляет.Добро всегда побеждает зло.Польза.
- Послушайте еще одну притчу.
(Когда- то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность
Внук задумался над словами деда и спросил: - А какой волк в конце концов побеждает? ..
Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.)
-О каких волках говорил старик?
- Как вы понимаете слова старика в конце притчи?
5. Социоконструкция
Добро и зло на чаше весов.
- Как выдумаете, чего на Земле больше: добра или зла? Может, нам помогут разобраться в этом весы?
- На одну чашу мы будем класть «зло»: зависть, грубость, хамство, наглость, жадность, лицемерие, безразличие.
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершаете, совершают люди вокруг нас и по капельке положим их на чашу весов с «добром»: благородство, дружелюбие, радость, душевность, доброжелательность, счастье, отзывчивость, чуткость, забота, дружба, понимание, внимание, милосердие, доверие, любовь.
- Вот видите, ребята, как можно победить зло, так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в реку, реки – в море добра.
6. Игра «Добрый гном»
- Чтобы мы не забывали о доброте друг к другу, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Добрый гном»
Для этого вы напишите на листочке своё имя и сложите так, чтобы он не развернулся. Я эти листочки перемешаю и вам раздам. Для того, кто вам достался, вы – «добрый гном». Одно условие – нельзя рассказывать, кто кому достался. Что же означает «добрый гном»? Это означает, что вы в течение дня должны сделать что-нибудь приятное этому человеку, не привлекая к себе при этом внимания. Кто для кого был «добрый гномом» и какие добрые дела сделали, мы узнаем на следующем занятии. Одно из главных условий игры – на все добрые дела не должны быть потрачены деньги.
7. Итог урока
- Наш сегодняшний урок мне бы хотелось закончить словами
Добро и зло творить всегдаВо власти всех людей.Но зло творится без труда, Добро творить трудней.
8. Домашнее задание
По выбору:
Подобрать пословицы о добре и зле.
Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.
Сочинение “Добро и зло в русских народных сказках”.
Рисунок “Воплощение образов добра и зла”.
Придумать свой вариант сказки о борьбе Добра со Злом.
6. Рефлексия
-Я бы хотела, чтобы вы посмотрели видеоролик песни «Дорогою добра» и ответили мне на вопросы:
-Что для вас сегодня было ценным?
-Что нового для себя вы узнали?
- Какой ответ вы дадите на главный вопрос «Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?»
15