Мастер-класс фрагмента урока литературного чтения с применением приемов ТРИЗ.
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа». Читаем, предсказываем содержание.
Класс – 2
Форма проведения: урок ознакомления с новым материалом
Цель деятельности педагога: ознакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа” и биографией автора.
Задачи: учить предсказывать содержание текста и анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев; способствовать развитию у обучающихся внимания, речевого слуха и фонематического восприятия. Универсальные учебные действия, на развитие которых направлен урок:
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют первоначальный контроль своих действий; принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; понимают важность планирования своей деятельности;
коммуникативные: умеют выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать свою точку зрения; принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; проявляют интерес к общению на уроке; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии;
познавательные: выполняют несложные логические действия (сравнение, сопоставление); выделяют события, видят их последовательность в произведении; выделяют в тексте основные части; структурируют знания.
Личностные результаты: проявляют положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществляют эмоциональное восприятие поступков героев; умеют оценивать поведение героев произведения; проявляют способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Задачи: Формируемые УУД
1. Самоопределение деятельности. Мотивация познавательной деятельности
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «Хочу, потому что могу»
Приветствует обучающихся. Создает эмоциональный настрой на урок.
- Ребята, а когда уроки проходят интересно?
Дети отвечают на вопросы. 1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Личностные:
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви.
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные:
уметь ясно и чётко излагать своё мнение.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний
Приём «Удивляй»
(цель)
- Ребята, вы любите волшебство, тайны? Перед вами чистый лист бумаги. Давайте с помощью волшебной кисточки оживим наш листик.
( Ученики кисточкой с краской проводит по бумаге, на которой постепенно появляется изображение «живой» шляпы, нарисованной свечкой)
2.Актуализация необходимых знаний
Цель:
готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Шляпа- лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком сете выручает
И быть модной помогает.
От дождя и ветра спрячет,
Пожелает нам удачи!
*А кто из вас знает, что такое шляпа?
(ШЛЯПА - ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. По Ожегову)(«Цепочка признаков»), Шляпа идей?
- Назовите признак шляпы одним словом (красная).
-А может быть волшебной? «Живой»?
-Как шляпу «оживить»?
«Изобретательская задача»
Приём «Фантастическая добавка» выезжает шляпа (с машинкой)
- А эта шляпа живая?
Слушают стихотворение. Совещаются в парах. Высказывают своё мнение.
-ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ.
Дети по цепочке называют признаки шляпы, а все остальные показывают с помощью движений согласие или несогласие
Дети предлагают варианты ответов.
Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.
Регулятивные:
Уметь обобщать, делать выводы, аргументировать свои выводы
Коммуникативные:
Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Проявлять активность и стремление высказываться.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний. Понимать переносное значение образного слова. Строить рассуждения по теме урока
3. Постановка проблемы (создание проблемной ситуации)
Цель: проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. -Почему эта шляпа оказалась на уроке литературного чтения? (варианты ответов) Ученики прогнозируют тему урока. Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
Коммуникативные:
Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Приём «Отсроченная отгадка»?
- На уроке мы откроем тайну живой шляпы у Николая Носова.